София Киевская

       То, чего нельзя не знать…
София Киевская.
По правде говоря: единственное, что должно быть запрещено человеку в настоящем цивилизованном обществе, так это: чего-то не знать! Каждый человек просто обязан быть эрудитом во всём, чтобы уметь предвидеть, чтобы знать, что будет, если …?
Всё в этом мире движется по спирали и это «если» уже много раз было во всех своих ипостасях, видах и степенях. Люди сталкивались с ним: преодолевали или покорялись, приобретали опыт и неизбежно теряли его, чтобы предоставить возможность нежданно столкнуться с этим «если» своим будущим поколениям. И всё, что было – будет снова, но уже на более высоком уровне, в более изощрённой форме, принося всё более и более сильные страдания...
Люди обязаны уметь читать между строк истории, уметь извлекать уроки из трагедий наших предков - предвидеть, что последует за каждым событием, за каждым постановлением правительства, ведь все мы зависим не столько от природы, сколько от законов, которые придумывают для нас наши правители…
       И ещё людям обязательно нужно чем-то гордиться: своей историей, своими достижениями и победами... И это должно быть настоящим, великим, неподдельным. Поэтому, каждый человек должен понимать значение каждого памятника для истории государства и уметь беречь! И тогда все мы сможем учиться не на своих, а на чужих ошибках, а это гораздо разумнее.
Говорят, что по спилам тысячелетних секвой учёные могут определить климат и состав атмосферы в той местности, где они росли в любом году прошедшего тысячелетия. Точно так же по слоям на росписи храмов определяют: и уровень культуры в государстве, и технические возможности, и цивилизованность народа и властей на протяжении всей истории его существования, и ещё многое – многое другое… Так чем же дышало наше государство? На каком примере можно проследить историю его развития?
Сегодня на перекрестьи интересов на Украине оказался храм Софии Киевской. Кто-то пытается спасти памятники всемирной истории, обратив внимание населения и правительства на их плачевное состояние; кто-то ищет раритеты, изюминки, вероятно, чтобы раскрутить их и сдать в аренду или продать по самой высокой цене; кто-то хочет узнать историю государства от самых его истоков; кто-то присоседиться к великому, чтобы пользоваться его популярностью, но неизбежно все дорожки сбегаются сейчас к Софие.
В 1990 году ЮНЕСКО внесло Софийский собор в список Всемирного наследия; недавно она вошла в число семи чудес Украины; в ней вселенский патриарх отметил 1020-тилетие крещения Руси; Ярослав Мудрый, достроивший её – стал ныне самым великим украинцем…
Старше Софии в Киеве только Десятинная церковь. Собор строили, пытаясь подражать Софии Константинопольской. И не только подрожать, но главным образом превзойти! Все византийские храмы тех времён были трёхнефными, киевский же построили пятинефным, тринадцатикупольным! Вот откуда берут начало истоки вечного стремления русского народа «догнать и перегнать!» Вероятно это у русичей – в крови.
Дата строительства храма до сих пор не определена. Кто-то считает, что построен он был в 1037 году, как указано в летописи Нестора, хотя в хрониках германца Мерзенбургского упоминается Софийский храм в 1018 году; по новой же версии строительство началось в 1011, и строили его 7 лет, как и Иерусалимский. Но, как бы там ни было, Десятинная церковь уступила своё место новому кафедральному храму, в котором служили митрополиты-греки. Благоговение перед всем иностранным сохранилось в русских и поныне – это уже стало нашей национальной чертой. И лишь после ссоры Ярослава Мудрого с Византией в 1051 году во главе храма был поставлен первый митрополит русского происхождения - Илларион.
Долгое время считалось, что построил Софию Ярослав Мудрый на месте своей победы над печенегами, но вероятнее всего начинал строительство Владимир Великий, а достраивал уже сын. К этому выводу приходишь, когда видишь, что на стенах храма прослеживается более выразительное прославление Владимира. Тогда принято было прославлять именно заказчика. В северных хорах расположена фреска с изображением коронации византийской принцессы Анны – жены Владимира. А Ярослав прибыл в Киев лишь в 1016 году и власть получил в 1019 после братоубийственной войны, потому, что Владимир завещал престол не ему, а другому своему сыну – Борису, рождённому от Анны.
Вернёмся к убранству храма. В соборе фрески чередуются с мозаикой, самая известная из которых Богородица «Нерушимая стена» или Оранта, которая словно склоняется над людьми, обнимая их распростёртыми руками. Опускаясь перед ней на колени, люди видели в ней небесную заступницу, всей своей мощью ограждающую Русь от бесчисленных врагов. А в главном куполе – Христос-Вседержитель Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде.
Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Но самое смешное, что храм изобилует граффити… Настенными надписями с клятвами, договорами купли-продажи и долговыми обязательствами, которые скреплялись под присмотром святых с куполов. Не мудрено, что до сих пор стены наших домов «украшаются» разноцветными иероглифами – это тоже у нас в крови…
В 1240 году храм серьёзно пострадал от нашествия Батыя. Он, как и весь Киев, пришёл в запустение. Частые и опустошительные набеги татар и литовцев ускоряют его разрушение.
В 14 веке большая часть западнорусских земель вошла в состав великого княжества Литовского. Литовский государь Гедимин пытается разделить единую Русскую Церковь. Постепенно создаются две митрополии автокефальная Московская и Киево-Литовская. Софийский собор формально считается главным храмом последней, но митрополит лишь изредка наведывается сюда. Храм по-прежнему продолжает страдать от набегов крымских татар. В 1497 году он был разграблен крымчаками, которые убили митрополита Киевского св. Макария, ехавшего в Киев восстанавливать Софию. Разрушения были столь велики, что собор долгое время стоял без кровли, служения в нём были прекращены. Власть бежала, оставив народ и город наедине с врагами…
В 1596 году, после заключения Брестской унии, собор захватили униаты. И хоть православные оказывали решительное сопротивление униатам – ставленникам польского короля Сигизмунда ІІІ: они отбили у них Киево-Печерскую Лавру и другие киевские храмы, - заброшенная София стала пристанищем униатов на 30 лет. И распорядились они православной святыней вполне своеобразно. Сохранилось сообщение о том, что в 1605 оду униатский поп Филипп, управлявший собором, «каменье тесаное на столбах и сходах разным людям пораспродавал». В результате хозяйничанья католиков рухнула западная галерея собора. Не мудрено, что новые западные власти ищут средства в бюджет именно таким способом, - распродавая госсобственность. Это генетический стиль их способа выживания… И это нужно знать, чтобы быть готовыми к тому, что произойдёт с тобой и твоим государством, когда к власти придёт тот или иной человек… Люди должны уметь делать выводы.
Что кричит людям через века та, рухнувшая София? «Учитесь на ошибках! Берегите! Не впускайте чужих в свои храмы!»
В 1633 году Киевский митрополит св. Пётр (Могила) добивается у короля Владислава ІV разрешения отобрать поруганный храм у униат, и занимается его восстановлением, пригласив для этого итальянского архитектора Октавиано Манчини. Который подходит к делу так же своеобразно – забеливает все древние фрески и мозаики… Больше двух веков киевляне не видели ни знаменитой Оранты, ни фресок о пребывание княгини Ольги в Константинополе… Хотя западная стена так и оставалась разрушенной, вплоть до того времени, когда Киевская митрополия вновь вошла в состав Московского патриархата. И теперь уже русские мастера преображают храм на свой манер в стиле украинского барокко. София получает грушевидной формы главы, а стены украшаются лепниной.
 В 1707 году Пётр І собирался в Киев и вероятно к этому событию гетман Мазепа строит у Софии колокольню с колоколом «Мазепа» на втором этаже. Роль Мазепы в нашем государстве ещё не выяснена. Если для России он был предателем, перешедшим на сторону Карла ХІІ, то для гетьманов, почитавших волю ценнее жизни, потеря гетманщины, намеченная Петром, – была ужасна, равноценна рабству… Пётр нёс другой, чуждый им способ существования и это пугало, как пугает всё новое. Насильное окультуривание всегда сродни рабству. Хотя участь простых казаков, проливавших кровь в боях – никак не менялась. Менялась иерархия власти. Те, кто могли творить всё, что хотели, попадали в зависимость от властей России. Теряли свои права.
В течение 18-19 веков продолжаются строительные работы в монастыре, в соборе появляется роскошный иконостас из позолоченного дерева, выстраивается тёплая зимняя церковь. В это время Киев превращается в своеобразную Мекку. В определённые дни на одного киевлянина приходилось по 5 паломников по святым местам. Киев жил этим божьим промыслом, сдавая жильё щедрым богомольцам, платящим иногда за чашку чая – цену коровы… На поклон в Киев приходили не просто страждущие. Ни в чём не нуждающийся Савва Тимофеевич Морозов прошёл до Киева тысячу вёрст пешком, утверждая, что простота дороже роскоши; Елизавета добиралась до святых мест целый месяц, идя рядом с каретой часами; Николай І однажды даже трапезничал с нищими у храма; а Николай ІІ приезжал на богомолье в Киеве - 11 раз. Это было традицией. Я думаю не плохой традицией, утерянной сейчас…Постоянное присутствие в Киеве интеллигентных, образованных, культурных людей, побуждало киевлян соответствовать им и внешне, и внутренне; побуждало создавать соответствующую обстановку; тянуться к образованию; подражать манерам, учиться жить не страстями, а чистыми, светлыми помыслами… Многие, побывавшие в Киеве на богомольи, отмечали, что нет в нём ни пьющих, не гулящих. Наряду с «матерью городов русских», он был прозван ещё и рай-городом…
В 1921 году была образована униатская автокефальная церковь. Её первоиерархом был избран Василий Липский, запрещённый в служении за раскольнические идеи. И в Софии в нарушение всех канонов рукоположение совершал не епископ, а простые священники и миряне… Кощунство… И такой позорной участи не миновала София.
В народе лжемитрополита и его преемников называли «самосвятами». Люди не пошли за ними, и в 1934 году церковь прекратила своё существование, а Софийский собор закрыли и сделали музеем.
 Человек самое любопытное существо в мире. Ему нужно знать: что там внутри? Вся перестройка и отделка по моде – не представляет ценности, ибо для науки ценно самое древнее. Всё, что было после первозданной росписи, - сметалось безжалостно, расчищалось до основания, чтобы узнать самую первую изначальную истину. В 1946 году учёные-антропологи исследовали останки Ярослава Мудрого хранящиеся в 6-тонном мраморном саркофаге, и по черепу воссоздали его лицо. Теперь мы знаем, что при соборе велось летописание. Здесь же были созданы первые на Руси библиотека и школа. Мы знаем, что в Софии Киевской сохранилось больше всего в мире мозаик и фресок ХІ века, соответственно 260 и 3000 квадратных метров.
В 1990 году в Софии Алексием ІІ была совершена Божественная Литургия, после которой митрополиту всея Украины Филарету была вручена грамота о даровании Украинской Церкви полной самостоятельности в управлении. Свобода - неизбежно ведёт к вседозволенности. И тут же в украинской церкви стали возрождаться националистические настроения, на их волне была вновь образована автокефальная церковь и снова в Софии бесчинствовали раскольники, затем проходили молебны протестантов, исламских и иудейских общин, и, в конце концов, в алтаре многострадальной Софии устроили свой шабаш приверженцы «Белого братства» Марины Цвигун, провозгласившей себя живым воплощением Бога… А почему бы и нет? Если святыня пустует, то в ней обязательно заводятся крысы…
Да, мы очень многое знаем, но не пытаемся воспользоваться, применить свои знания… Люди боятся перемен, и как десятки веков назад плинтуса соборов чернятся самой обычной печной сажей…
Фонд «Развитие Украины» и Ренат Ахметов помогают реставрировать Дом Митрополита, учёные надеются, что бизнесмены последуют их примеру и святыни вернутся к людям, лишённым своих святынь... А пока три добродетели – Вера, Надежда, Любовь – дочери Мудрости - Софии спят в тишине закрытого храма, ожидая своего часа...
 
Софие Киевской.
Здесь так давно не обращали к Богу
Ни помыслы, ни взгляды, ни мольбы.
Сынов не провожали в путь-дорогу
И не просили милости судьбы.
Здесь потускнели за столетья своды.
И лики, словно в белой пелене.
Без покаянья прожитые годы -
Чернёной паутиной на стене.
Здесь так давно хвалу не пели Богу
И безъязыкий колокол - застыл.
И от икон святых - давно нет проку,
И воздух застоялся без кадил.
Что под слоями, спрятанное строго?
На стенах - фрески, вязь - на потолках:
Константинополь, пир, княгиня Ольга
И витязи, почившие в веках.
Здесь саркофаг, в котором Ярослава
Схоронена отвага, мудрость слава...
В мозаиках, которым нет цены -
Украины великие сыны.
Что берегут, что помнят эти своды?
Что видели святые купола?
Лихих татар и печенегов орды
И, бьющие набат, - колокола.
И звон стальной кровавых ятаганов,
Баллады кобзарей под свист стрелы,
И пулемётов треск, и дробь наганов...
Пробитые сердца, века, умы...
 


Рецензии
Прекрасно написано и с такой любовью...

Вера Ветрова 2   31.08.2016 19:01     Заявить о нарушении
Благодарю:)

Таня Белова   31.08.2016 21:23   Заявить о нарушении
Стихи прекрасны... Статья превосходна.

Владислав Гусаров 7   30.01.2017 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.