Интеллектуальное шарлатанство

Нетта Юдкевич
От автора:
Дорогой читатель!
Заранее приношу свои извинения за технические неудобства, связанные с размещением этой статьи. Мне приходится разместить её по частям, из-за иллюстраций, которые прилагаются к каждой главе этой работы. Поскольку существует возможность поместить только одну иллюстрацию сверху, над заглавием, то приходится идти на определенный компромисс, и составить иллюстрацию из нескольких картинок, имеющих отношение к размещенному тексту.

Интеллектуальное шарлатанство.
Предисловие.
Тема этой работы слишком обширна для того, чтобы поместиться в рамках небольшой статьи. В ней упоминаются имена многих известных художников, стили, законодателями которых они являются, их мировоззрение. Поэтому мне бы хотелось посоветовать читателю поинтересоваться дополнительной информацией о жизни и деятельности Матисса, Брака, Малевича, Кандинского, Дюшама, Поллака и других, определивших лицо изобразительного искусства 20-ого века. До того, как вы отправляетесь в музей, желательно понять, например, суть дадаизма, который является отрицанием всего – красоты, гармонии, идеалов, и главное, здравого смысла; познакомиться с философией Энди Уорхола в его одноименном произведении «Философия Энди Уорхола».
Сначала нужно изучить манифест и философию художника, по мнению французского философа Мишеля Анри, «абсолютно субъективную», чтобы иметь представление, что обозначает писсуар Дюшама или «Черный квадрат» Малевича. После чего в музей можете не ходить. Писсуар он и есть писсуар, в каждом мужском туалете его можно увидеть. «Черный квадрат» самому легко нарисовать. Главное достоинство этой работы то, что ее легко копировать......

       

Что значит «интеллектуальное шарлатанство»?
Выражение интеллектуальное шарлатанство принадлежит не мне. Оно принадлежит самому великому и несравненному Пабло Пикассо и упоминается в его завещании.

 «С того момента, что искусство прекратило быть пищей избранных умов, художник может использовать свой талант для создания трюков интеллектуального шарлатанства.
Кому как не ему знать, что это такое. Именно он является одним из законодателей этого явления, во многом определившем лицо искусства 20-го века. Шарлатанство исходит своими истоками к кубизму. Потому что те течения, которые существовали в искусстве до кубизма шарлатанством, не являются. Моне не предлагал в своих «Стогах сена» видеть пришельцев из космоса, Гоген не утверждал, что в его «Таитянках с фруктами» заложена философия Сенеки. «Ирисы» Ван Гога не несли тайный смысл мироздания. Импрессионисты и пост - импрессионисты и, даже Матисс, все еще предлагали нам кувшинки, балерин, купальщиц в качестве того, чем они и являлись – цветами, танцовщицами, купальщицами.
Кубизм первым сделал заявку изображать нечто другое, чего не было видно на холсте – время, четвертое измерение и еще что-то, вызывающее недоуменнее у человека знакомого с физикой.
Если честно, то Пикассо и Брак сами не понимали, какие великие идеи крылись в манере письма, которую они изобрели.
Пикассо славился своей любовью к шуткам и розыгрышам. Так однажды в шутку Анри Руссо на пирушке, устроенным в его честь Пикассо и Аполлинером, был провозглашен великим художником и королем Монмарта. Руссо понимал, что участвует в фарсе, чувствовал себя униженным и оскорбленным. Зато мир не понял, мир принял все за чистую монету. С тех пор Руссо вошел в историю мирового искусства, как великий художник, основатель наива…Ни одна энциклопедия не обходится без упоминания «гениального» художника
Похоже, что и к кубизму Пикассо и Брак отнеслись как к очередному розыгрышу. Но их друзья и богатые американские покровители увидели в кубизме нечто большее - гениальную находку. И, в сущности, оказались правы.
- Вам удалось изобразить четвертое измерение! - воскликнул Лио Стайн, один из основных коллекционеров тогдашнего Пикассо. Второй была сестра Лео – Гертруда Стайн. Кстати, без покровительства этих двух скучающих, проживающих свои состояния в Париже, американцев, мир бы вряд ли узнал Пикассо, что было бы непоправимой утратой. Именно он определил смысл изобразительного искусства 20-ого века.
Тем не менее, кубизм все же остается в рамках традиционной живописи. Кубизм оперирует привычными для натюрмортов предметами и верен традиционной тематике. Кубизм не предлагает ничего нового ни в цветовой палитре, ни в манере письма. Кстати, Пикассо никогда не отказывался от кисточек, красок, холста – основных атрибутов живописи. Кубизм подчиняется законам композиции, выработанными в течение предыдущих столетий. Кубизм эстетичен и приятен визуально.
Вместе с тем, кубизм поражает оригинальностью стилизации и отношением к привычным формам, разбивая их на геометрические фигуры, с четко выраженными углами. Кубизм пользуется готовыми вещами, будь это ткань, бахрома, обои, в дополнение к рисунку, что является революционным подходом к ремеслу художника, изобретая новый творческий метод - коллаж. Кубизм выходит за рамки холста и за рамки всего того, что представляла собой картина до сих пор. Без заумных интерпретаций, кубизм – эпохальный переворот в живописи.
  Но, кубизм предлагает определенное мировоззрение. Он оперирует понятиями пространства-времени, четвертого измерения и т.д. Это звучит загадочно, это звучит замысловато, потому что ни художники, ни зрители в этом ничего не понимают. И публика очарована. Кубизм мгновенно становится популярен, а Пикассо знаменитым на весь мир. Но самое главное, помимо имени и денег, Пикассо приобретает славу законодателя в мире искусства, что позволяет ему позже писать искаженные лица в профиль и в анфас одновременно, и все что ему заблагорассудится. Публика аплодирует и преклоняется
  Лично я, с тех времен, что кубизм достиг популярности, кормил эту публику тем, чего они ожидали, и удовлетворял критиков разными безумными идеями, которые мелькали в моем мозгу. Чем менее эти идеи были понятными, тем более критики и разного рода специалисты преклонялись передо мной. –сознается Пикассо в своем завещание. Эта «непонятность», или, скорее бредовость идей, входит в моду, становится основным критерием для последующих стилей и направлений.
«Сегодня, как вам известно, я не только знаменит, но и богат. Тем не менее, в глубине души я не уверен, что могу считать себя художником вообще, во всяком случае, не в традиционном значении этого слова. Художниками были Джото, Тициан, Рембрандт, Гойа. Я всего лишь шут, развлекающий публику. Я сумел прочувствовать дух своего времени и эксплуатировал пустоту и алчность моих современников»,– говорит о себе Пабло Пикассо.
Он сам себя не понял. Он не шут, он величайший художник. Его влияние на изобразительное искусство 20-ого века безгранично. Благодаря его влиянию, Дюшам отважился предложить нам в качестве фонтана писсуар. Писсуар, конечно, не Трави - знаменитый фонтан Рима, и, вообще, функционально они отличаются. Тем не менее, мир восхитился....
Апогеем этого влияния является итальянский художник Манцони, который в 60-ых годах выставил собственные испражнения в консервной банке.
  Испражнения приобрели ведущие музеи мира, такие как музей Pompidou в Париже.
(Недавно выяснилось, что в банках никаких испражнений нет. Манцони подсыпал туда гипс). Тем не менее, анальные «шалости», получившие название “transgressive art”, продолжается до сих пор. В 1999 году в Нью-йоркском музее была выставлена работа К. Олифи «Пресвятая дева Мария», выполненная испражнениями слона…
Воистину « каждый может творить согласно своим возможностям и сумасшествию»… Но “transgressive art” это почти эпилог. Вернемся к прологу….
(Продолжение следует).


Рецензии
Интересно,какой смысл они вкладывали при этом в понятие "четвертое измерение"?

Майя Андреева   04.09.2008 23:09     Заявить о нарушении
Допустим, Малевич подружился с Успенским. Успенский был математиком, и, наверное, объяснил Малевичу теорию относительности Эйнштейна.
Брат и сестра Стайны были людьми просвещенными. Они наверняка знали, что четвертое измерение это - время, так же как и то, что мало кто на самом деле понимал, что такое искривление пространства-времени и т.д. Более того, у добровольных толкователей кубизма, (термин принадлежит Матиссу), хватало наглости утверждать, что кубизм изменил линейное представление о времени... что, просто, является бредом со всех точек зрения. Как же это живопись могла изменить физическое понятие? Может быть летающие парочки Шагала заодно подправили третий закон Ньютона?

Нетта Юдкевич   05.09.2008 00:08   Заявить о нарушении
***смысл в идее, что кусочек чёрной дыры, обрамлённый рамкой
висит на стене, типа аналога эталона сжатого пространства
Ведь если смотреть хотябы минуту, или две, она в воображении будто оживает затягивает в свой бездонный колодец....
*
например вот коллайдер, может и калайдер, хотят запускать, и что
а то и есть, что дыр и так полно в космосе, но хочется иметь свои, настоящие, и чем больше, тем лучше.
А представьте что они ещё и разрастаются и могут поглощть материю беспредельно без следа и следствия
*
Вот и думается, а не предостережение ли это?
Известно что художники и поэты, писатели-фантасты предсказывают и прошлое и будущее, вернее оно, само раскрывается им

считайте, что Малевич однажды увидел во сне "что там" и подкинул дешифровку человечеству, так, на закусь
а уж остальное за нами, человеками
*
с ув.

Айзен Лора   13.09.2008 21:44   Заявить о нарушении