Кре Новая поездка на Алтай 2008. Часть пятая

День пятый. 28 июля. Понедельник.

Я так думаю, в нашей компании с трудом кто-то мог вообще вспомнить, что сегодня понедельник. Планировали ранний подъем и долгую дорогу. Как всегда – первое оказалось только планами. Просыпаемся в 9 утра.
И с каким кайфом мы плескались в почти ледяном Чарыше, вы даже себе представить не можете. Некоторые мужчины даже побрились. Вода обжигающе-ледяная, но быть чистой хочется больше.
Природа вокруг нас просто потрясающая, огромные сосны и березы. Комаров не было, и сразу с утра – уже достаточно жарко.
Активисты идут смотреть грозный Чарыш и искать переправу. У все в голове рассказы Вита про могучую реку, в которой топятся Прадики и их смывает течением по камням.
И где этот Чарыш? Воды заметно меньше, не такой уж и широкий…
-Вы чего, папуасики, это не сам Чарыш, это один из его притоков, но вам и здесь мало не покажется, хотя воды в этом году заметно меньше, там, где вы сегодня умывались, в прошлом году спуститься было нельзя, вода была на пол метра выше. Так что не расслабляться!

Да, наш Предводитель умеет утром ободрить людей. На Вову и Змея, на тех, кто больше всего боится бродов эти слова не действуют ободряюще.

Моста через Чарыш мы не увидим, мы его проезжали вчера в темноте, возвращаться назад, и видели мы лишь фары машин. 20 км никто возвращаться не будет. Едем только вперед. Хотя и по этому поводу колебания – бродить ли Чарыш 2 раза.

За поездку ни раз вспоминали один чисто национальный прикол
-Казахи, а как у вас будет «вперед»?
-Алга!
-А как будет «назад»?
-«Назад» у нас нет, мы разворачиваемся в другую сторону и снова – АЛГА!!!

Ну так вот, за всю поездку у нас были одни АЛГА! Никаких возвратов. 2 раза, так 2 раза.

Вчера еще на спуске к селу Сентилек увидели знак – Погран зона, проезд без пропусков запрещен.
Вит говорит, что в прошлом году не было этого знака. И на выезде минут на 10 заработал Билайн. Быстро, кто успел, отзвонился домой. В Алма-Ате нас уже потеряли, мы сказали что едем где-то по Алтаю, даже еще не по Горному. Где именно – хз.
В 11 утра лагерь все еще не был собран. Вова и Змей заправляются из канистр и готовятся к утоплению.

Завхоз говорит, что по Гуглю он этот район не изучал, не летал над ним, и есть ли там дорога – вообще хз.
Саунд говорит, что дорог нет, потому что к берегу вплотную подходит скала на той стороне.

До фестиваля еще 300 км и мы должны туда доехать. Там уже идет второй день. У Вита в машине над водительским сиденьем паук свил огромную паутину и сам сел в засаду за козырек.

В лесу с утра неумолкая орут какие-то птички.
Вчерашние разноцветные поля выглядели на самом деле интересно – такое смешение цветов в природе увидишь не часто.

11-41. Смотрим в лагере карту по ноутбуку и в очередной раз убеждаемся, что путь только один – повторение прошлогоднего маршрута двух Прадиков. Видимо – это судьба.
Три машины в зоне риска – зеленый Прадо Артема без шноркеля, бензиновый Джимик маленький и легкий, Биг Хорн тоже не самая высокая и лифтованная машина в нашей колонне.
Змей предлагает разобрать две последние машины и просто перевезти их в багажнике других.

11-45. Выезжаем из лагеря. Зуммер начинает сомневаться в существовании тут дороги вообще. Едем вдоль Чарыша. Грязь здесь уже другая – поразительно черного цвета. И вот все это великолепие залетает к нам в салон машины на одной из глубоких луж, которую Вит решил пройти ходом, а мы этого не поняли, и не успели закрыть окна.
Мдя… И зачем я только мылась в ледяной воде пару часов назад.
Проезжаем мимо детского военизированного лагеря, где на последние машины из кустов толпой нападают подростки с автоматами.
Этот же лагерь был и в прошлом году, только дети были более мирные. А издали вообще казалось, что это военная база.
12-13. Все, или не все, готовы к переправе. Из Биг Хорна перекладывают к нам в 80-ку все ценные вещи, ноутбук и камеру. То есть машина целиком готова к потоплению.

80-ка, по траектории прошлого года скатывается в съезд к реке. Мощная, тяжелая машина. Когда неожиданно всплыли эти три тонны, было чувство, что мы на Титанике.
Все смешалось в голове – новые, необычные ощущения, удивление, восторг, страх.
Интересно было смотреть из окна на колеса машины.

Как рассказывал позже Фродо – Очень необычные ощущения, когда понимаешь, что
Уф, мы на берегу.
Вторая машина спускается в брод. Мы с фотоаппаратами на готове. Ты стоишь на берегу и видишь, как тяжело машинам преодолевать воду. Как реально они уплывают вниз по течению. Когда понесло Джимика, у многих что-то екнуло в груди, Вит стоял на берегу, орал и показывал Вове куда нужно отруливаться, чтобы не попасть в глубокую яму.
Водители машин, после переправы, торопливо бегут вытряхивать памперсы.

Биг Хорн Змея внезапно заглох прямо посередине реки. К нему едем Прадо Андрея Паджеры, на ходу в воду выскакивает Мачо со стропой наперевес, буквально ныряет под воду, пытаясь зацепить стропу за крюк, не получается, Мачо борется с парустностью стропы, будто он на ринге.
По моему, на берегу все просто стояли, открыв рты, и глядя на это зрелище. Леха просто красавчик!
У меня начал не по детски глючить фотоаппарат, хорошо, что всю переправу удалось отщелкать полностью.
На берегу за нашим шоу наблюдают зрители, россияне, которые по реке сплавляются на каких-то плавучих средствах. «Пришвартовывание» к берегу каждой машины они встречают бурными аплодисментами.
Наверное, они тоже не знали, что по этой реке можно не только плавать.
После брода все бурно делятся впечатлениями, наверное стоим минут 20-ть. До следующего брода напротив селения Каргон 12 км.
Наверное, эти километры были самыми «красивыми», мы просто ехали в раю – необычные скалы, красивейшая река, божественная природа.
Еще вчера, когда мы блуждали по протокам в тени деревьев, я все мечтала – вот бы взять и перенести эту природу к нам на реку Или. Ведь те же самые протоки, разливы, только не выжженные солнцем деревья и кусты, и настоящее зеленое чудо.
Но ведь наши товарищи этот кусочек Рая так загадят… Что лучше уж не нужно ничего переносить…
Одну из скал называем – Скала Карло и Карло. Скальник интересный, он круглый. В некоторых местах река идет практически вплотную к скалам. Жара. Настоящий летний солнцепек.
Березки растут прямо из – под скал, или из-под груды камней. Очень красиво!
Останавливаемся, чтобы отремонтировать Змею рацию, которая таки утопла при переправе. Пока парни ковыряются в электронике мы сидим на высоком берегу и просто отдыхаем. Фотографируемся возле березок. Нашли полено с огромными муравьями, они в длину были больше полутора сантиметров, черные и жирные.

Почему-то уже не хочется никуда ехать, хочется остаться здесь.
13-10. Серьезное препятствие. Крутой спуск с камней на камни и между камнями, и обрыв…. Этакая коробочка между камней, и только небо над головой. В прошлом году Андрей Паджеро на нелифтованном еще тогда Прадике снес верхушку одного острого камня. Камень и поныне там с боевой отметиной, а вот Прадик стал на порядок выше.
Дорогу опять приходится строить, штурманам – заводить машину буквально по сантиметрам.

80-ка и широкие Патрули проходят притык, буквально в сантиметре от скалы.
Колонна едет очень медленно. Кажется, нас ждут еще одна ночевка без фестиваля.

Россияне, которых мы оставили на фестивале, наверное уже давно приехали в лагерь. А нас все нет и нет… Хотя такие красивые скалы и Чарыш…

Над головой потрясающие облака, дорога медленно идет вверх, река остается далеко внизу. Трава в рост человека, разноцветные, очень яркие цветы – синие, желтые, фиолетовые, розовые, красные.

14-00. Выехали на луга. До Каргона еще 3 км. Проехали мимо шлагбаума, который ведет в сосновый лес. Мелкого прошлогоднего брода нет – он высох.
14-22. Подъезжаем к самому серьезному броду в жизни многих джиперов. Сразу же переезжаем на небольшой островок. И с него Вит начинает инструктировать водителей.
Брод нужно пересекать по диагонали.
На другом берегу стоят машины, гуляют мамаши с колясками. Стоит милицейская Нива. И тут этот милиционер идет и одевает рубашку. И стоит дальше. Дальше он одел фуражку на голову. И стоит опять на нас смотрит. Потом он, видимо, включил мозг и понял, что очень уж глупо выглядит в трусах, рубашке и фуражке и пошел одевать штаны. И тут мы поняли, что кажется, на той стороне, нас начнут арестовывать..)

Ведь мы в погран зоне и без пропусков.

Опять 80-ка первой отправилась бороздить просторы Чарыша с бурунчиками, перекатами, валунами и подводными ямами. Активно помогать нам принялись местные жители. От этих многочисленных советчиков иногда был только вред, так как их советы и указания противоречили друг другу. Больше всего, опять же боялись за Мачундру. Вова отъехал немного и встал уже в воде, решили впереди него пустить зеленый Прадик со стропой, чтобы в случае чего сразу зацепить, потому что таким течением Джимика могло унести далеко и глубоко. Но смелая машинка доехала до берега сама!
Разговариваем с местными, они все пытаются выяснить сколько же мы получаем, если ездим на таких машинах. Они говорят, что средняя зарплата в их селе – 1000 рублей. Соляра стоит 28 рублей за литр. Мы про свою зарплату на всякий случай умалчиваем, чтобы нас не приняли за буржуев и не начали тут же раскулачивать.

В 14-50 Чарыш был покорен всей группой. Быстрое купание и едем в село купить продуктов и дальше в путь.
В селе Вит безуспешно пытается найти прошлогоднюю зачетную избушку-библиотеку и старую школу. Следов этих строений нигде не обнаружено, местные жители лишь пожимают плечами.

Как-то мы долго покупаем все в этом селе, потом сидим на завалинке, едим мороженное, потом Фродо идет копать мешок картошки. Выехали только в 16-23.

Село Карган примечательно еще вот чем – там сплошь беременные молодые девки и женщины в окружении толпы детей. Какой-то локальный демографический взрыв. Едем по селу, ищем эту библиотеку, впереди идет маленькая девочка, лет 15-ть, не больше. Толкает впереди себе коляску. Ну мы думаем сестренка, маме помогает гулять с младшим. Обгоняем девочку и чуть не выпадываем из окон – «девочка» уже с таким пузом, что оно просто лезет ей на нос. По моему, там плодиться и размножаться начинают лет с 12-ти…

Еще прикольно смотрятся ветхие, почти разваливавшиеся деревянные избушки с новыми стеклопакетами.

Нас ждет Усть-Кан, а до него еще 60 км по бездорожью. Но здесь уже пойдут грунтовки. Опять едем вдоль реки. Верх, к истокам Чарыша. Ближайшее село – Владимировка.
В 16-46 у нашего единственного Владимира в машине коробка автомат уходит в аварийный режим и перестает переключаться. Явно Мачундра в броде нахлебалась воды.

Сливаем 5 литров масла, собираем по машинам Дикстрон и доливаем 5 литров. Едем медленно. Вот и Владимировка – очень негостеприимная деревня. Один мальчик показывает нам фак, другой начинает пулять по 80-ке из рогатки.

Проезжаем реки с весьма интересными названиями – река Кумир, река Теща, река Ергол, Тюдрала, Тапчуган.
В 17-42 выехали на асфальт. Это кажется чудом.

У Завхоза на Прадике кончается соляра. Заправляем из канистр. У Вовы решаем обнулить комп, типа чтобы сбросить ошибки. Первая группа не стала нас ждать, а уехала в Ушкан заправляться.
Обнуления компа ни к чему хорошему не привели, Вит решает проверить уровень масла в коробке. Масла там выше крыши. Начинаем его сливать, потому что оно полезло даже из сапуна.
По дороге был прикол – на Патруль Фродо занозилась таблетка-Уазик, и стала ехать так, что Патруль ее не смог догнать.
Внезапно заработали сотки и автоматически переключили нас на другой часовой пояс. Плюс один час вперед.

19-05. Въехали в Усть-кан, а мимо нас проехал учебный Москвич. Городок симпатичный – на центральной площади чисто, бьют фонтанчики, разноцветные магазинчики, деревянные юрты.
Заправляемся. Вит заливает 70 литров, в очередной раз удивляемся, почему в России не заправляют полный бак.
Как-то все все делают очень медленно – и на заправке и в магазине, мы никак не можем выехать из Усть-Кана, а нам ехать еще порядка 200 км. Хочется мяса и в баню. И доехать до лагеря по светлу.
Разворачиваемся. GPS показывает, что до лагеря по азимуту 135 км.
В 19-49 кончается асфальт и сотовая связь тоже. Начинается грунтовка. В селе Турылык опять асфальт.
       
В 20-40 приехали на пограничный пост, сдаем документы, которые заранее почти час заполняли на речке, когда Вова опять что-то ремонтировал там в машине. Закат.
Едем до Усть-Коксы, там нам нужно сдать в комендатуру бумаги и получить пропуска, без которых нас обратно не выпустят.
После поста идет поселок Абай, затем Амур, речки- Свинцовый ключ, Творожанка, село Красноярка, река Малая Красноярка, село Тюгюрюк. Опять кончился асфальт. Село Синий яр, которой тут же наши переименовали в Голубой яд. Не обращайте на это внимания, все просто очень сильно устали.
Дорога идет вдоль реки, которая шумит далеко внизу, с другой стороны – скалы. Почти горный серпантин.
21-30. Смеркается. 12 км до Усть-Коксы. Проезжаем село Власьево. Асфальт. На подъемах и спусках стоят прикольные предупреждающие знаки, закрепленные по три на одном столбе. Указатель Мясокомбинат показывает вообще куда-то в горы и в лес.
Выезд из села – и нет асфальта. Река Большая Громотуха, и возле нее указатель – туалет. Река Малая Громотуха – после нее асфальт. А на небе прямо по курсу зажглась первая звездочка…
21-48. Вот она – Усть-Кокса! Почти полтора часа мы проводим на пригорке возле комендатуры, работает Билайн, общаемся СМС-ками с Дарьей, узнаем про кульбиты Мирика.
Впервые видим загадочных огромных ночных бабочек. Мы еще не знаем, что всего через пару дней будем их ненавидеть – пыльца от их крыльев не дает дышать, люди чихают и кашляют, а сами бабочки норовят везде отложить свои мерзкие оранжевые волосатые яйца.

В 22-20 едем дальше. Документы все оформили на машину Вита.ю будто 21 человек приехал на Фестиваль на его 80-ке.
В пыли въезжаем в село Мульта и в глаза бросается большой знак, прибитый к березе – Осторожно КЛЕЩИ!
Дальше село Замульта. И вот оно – наша цель – в темноте и пыли видим красную надпись – Фестиваль.
Приехали. 11 ночи. Все дико устали, но понимаем, что нам еще искать полянку.
Мы ждали прошлогоднюю большую поляну, а на самом деле в этом году фестиваль проходит в ущелье.
Везде люди, машины, неразбериха. Кое как находит организаторов, которые, наверное, рады нам больше, чем мы им. Встречаю, наконец, одного из организаторов Сашку Плаксина. Так приятно, когда тебя ждут почти на другом конце света.
Осматриваем несколько полянок, все занято, нам предлагают пока на ночь расположиться на свободной полянке прямо перед сценой. Не очень уютно и удобно, но делать нечего.
Ставим машины кругом, раскладываем полянки, и в полночь идем ужинать в «кафе», где просто сметаем весь оставшийся шашлык.


Рецензии
Продолжение следует?
Вот тоже - по Алтаю: http://www.proza.ru/2004/06/04-56
(И так вот бывает)

Борис Сибиряк   13.08.2008 13:44     Заявить о нарушении
конечно, просто по работе кучу статей писать надо, все не успеваю сразу..)

Шестакова Евгения   14.08.2008 15:46   Заявить о нарушении