Искусство

Когда воздух тих и недвижим, а задремавшее солнце садится за горизонт, заливая всё вокруг своим сонным багровым светом, один скоропостижно сошедший с ума боцман в глухой тоске по стихии закатывает глаза и рукава, истошно орёт, имитируя завывания урагана, и изо всех сил раскачивает лодку; кто б только сказал ему, что он уже давно живёт в старом доме на окраине Амстердама и девятый год подряд не выходит в море.
Могу только догадываться, что имел в виду Борис Борисович, когда пел «…научи меня искусству быть смирным…» - подозреваю, что эту сентенцию каждый вправе понимать так, как он хочет, чувствует, слышит. Для меня же она последнее время обладает загадочной притягательностью, глубоким смыслом и силой. Увы! – неподвластно мне неуловимое искусство быть смирным, жить смирной жизнью, окружать себя смирными людьми и слушать смирные песни.

Казалось бы, все мы постоянно ищем душевного равновесия и спокойствия, уверенности в том, что произойдёт этой ночью, и что принесёт следующий день, - это разумно и правильно. Но не для меня – я не знаком с постулатами вашего смирного искусства. У меня другое мнение.

Поделюсь с вами в корявых формулировках одним едва уловимым ощущением, которое у меня появилось совсем недавно. Мне кажется, - у меня есть такое чувство! – что искусство не рождается там, где есть равновесие и спокойствие; то же, что не оставляет ряби беспокойства в душе - не искусство, а потоковое гончарное ремесло, репортаж и журналистика. Искусство – это вспышка, молния, треск электрического разряда между плюсом и минусом, запах озона над обгоревшими краями плохого и хорошего. Искусство – это всплеск контрастов на стыке морального и аморального, будничного и безумного, белого и чёрного. Искусство – это осторожный шаг с завязанными глазами по самому лезвию острой бритвы; шаг, готовый в следующую секунду сорваться на бег и после затихнуть окровавленным криком в бесславной бездне очередной ошибки. Искусство не должно вызывать радости или умиления, - не стал бы я упрощать его до восторженного виляния хвостом беззубого щенка чау-чау. Искусство должно вызывать недоумение, испуг, оторопь, шок, стресс и бессонницу. Искусство – это не штиль и не буря; это то место и время, где на стыке циклона и антициклона с раскатистым грохотом вонзается в воду первая молния.

Если вокруг меня тихо и спокойно – отойдите и старайтесь не смотреть. Я буду закатывать глаза и рукава, я сожму в ладонях выцветшие деревянные борта и, рискуя перевернуться в самую грязь своей окраины, я буду истошно орать и раскачивать свою старую лодку. Это моё нелепое искусство.


Рецензии
Конфликт, рождает идеи. А конфликты и идеи бывают разные. Вы правы.

Маргарита Домбровская   07.04.2010 22:42     Заявить о нарушении