Беседы дилетантов

Дежурство в этот раз оказалось спокойным. В больнице на праздники, как правило, тихо. Потенциальные больные не спешат обратиться в приемный покой, тянут до начала рабочих дней, уговаривая себя и родных, что чувствуют только «легкое недомогание».
 
Вечером, включив телевизор, с любопытством посмотрел «Город грехов».
Любопытство было такого рода: что притягательного в таких фильмах (film noir)? Ну, со зрителем, понятно. Любопытно другое, почему Родригес, да и Тарантино, а вместе с ними весь американский народ с их «загадочной» голливудской душой регулярно обращаются к комиксам? Почему мы в отличие от французов, японцев и, говорят, германцев не следуем в своих предпочтениях за ними? Может, я ошибаюсь, и есть в нашем искусстве опыт комиксов, имеющий такой же оглушительный успех?

На удачу в тот вечер оказался у меня в собеседниках обиталец шестой палаты (разумеется, я не могу назвать его имени) некто Н.Н. Он живо откликнулся на предложение обсудить эту тему.

- Только не вспоминайте про лубок! – горячо заговорил Н.Н., предвосхищая мою простодушную догадку, - нет сегодня ни лубка, ни комиксов, ничего такого, что можно было бы назвать частью современной культуры! Так, кто-то, где-то пытается вольно или невольно следовать этой эстетике.
- Позвольте, какой эстетике? Существует эстетика комикса? – недоумевал я.
- Конечно! Тут я могу сослаться на мнение людей достойных и знающих, - с улыбкой превосходства и извинения моей неосведомленности, отвечал Н.Н., - для начала: никаких образов, но только типажи! Причем, изображаются они упрощенно и даже карикатурно. Зачем, спросите вы? Для быстрого их узнавания зрителем. Не личность, но типаж! Для примера вернемся все же к лубку. Кто в них является персонажами? Молодец-удалец, краса-девица, купчина, стражник, басурманин. Сюжеты тоже узнаваемые, простые, без рефлексии. Добро всегда побеждает зло. При этом побеждает героически или с помощью хитрости. Заметьте, не ума, но хитрости!
- Однако, - прервал я моего собеседника, - ведь это – сказка! Иван-царевич, Василиса-Краса, Кащей Бессмертный, опять же – Иван-дурак…и то, что сказка не рисована, не означает разницы.
- У американцев нет сказок, как мы это понимаем, но есть комиксы, как полновесная часть американской культуры. Следовательно, - неожиданно заключил Н.Н., поднимая указательный палец - комикс и сказка суть вещи разные.

Мне оставалось молча удивиться странному силлогизму и довериться ученому мнению пациента из шестой палаты. В последующие полчаса я услышал много аргументированных и весьма интересных рассуждений. С удивлением узнал, что небезызвестные романы господина Б. Акунина скроены по лекалам комикса, что таким же образом нужно оценивать и последнее творение недавнего венецианского триумфатора, что весь пролеткульт и даже наглядные пособия о профилактике коклюша в поликлинике, все это - рудименты лубка.
       
- Есть здесь какое-то противоречие, - заметил я несмело, - почему же в таком случае книжные магазины не ломятся от разнообразных книжек-комиксов для детей и взрослых?
Н.Н. при этом вопросе странно возбудился и с жаром стал рассуждать о русском сознании, об архетипах и традициях русской литературы, и русского же читателя; о мастерах, растворяющих приемы комикса в сплаве своих изобразительных средств; о недоучках, не понимающих чистоты жанра, о закостенелой в своей интеллигентской рефлексии «кучки барчуков»…

Здесь я почел за лучшее прервать беседу и отправил Н.Н. в палату, впрыснув перед этим ему успокоительного, хотя у меня и вертелся на языке вопрос о телевизионных сериалах.
День незаметно угас, и наступила сумеречная пора. Пора сказок и полусна. Коридор больницы опустел и потемнел. Лишь дежурная сестра перешептывалась о чем-то с нянечкой, да лампа на ее столе светила, прикрывшись низким абажуром.
 
Вернувшись, я уселся за стол, вытащил из стопки книг первую попавшуюся и раскрыл ее наугад. Каково же было мое удивление, когда я прочел заголовок статьи - «Духовный смысл сказок».

«…сказки всегда юны и наивны, как дитя; и всегда древни и мудры, как прабабушка; - как спрашивающее дитя и как отвечающая старушка; оба – созерцающие младенцы.»
Закрыв книгу, я подумал: « Если у американцев нет сказок, значит ли это, что у них не было прабабушек?»
 
Я решительно встал из-за стола и вышел из кабинета. Мне непременно нужно было выпить валериановых капель!


Рецензии
Именно так, без прапрабабушек точно. Нация из оголодавших ирландцев, беглых кассиров из Европы объединившихся по законам сицилийской мафии. Есть исключения, конечно.
Уважают силу, сильных...

Виталий Хватов   22.11.2015 18:00     Заявить о нарушении
Виталий, спасибо, что прочли и нашли возможным написать.
Я думаю, что в отличии от Старого Света, американцы - люди "непростой судьбы". Тут и фантомы англосаксонской ментальности и до конца не оформившееся осознание множества разных культур: африканской, романской, восточной. К сожалению, отсутствие собственной истории (вся американская история - это "постмодернизм" европейской, я думаю)привело их к массовому невежеству и небрежению "не-американского". Тем более жаль, что, по моим наблюдениям, у них есть и наивная доверчивость, и простота, и доброта.
Ну, как говориться, Господь нам судья.
Спасибо еще раз и всего наилучшего
С уважением,

Станислав Ленсу   23.11.2015 10:24   Заявить о нарушении
Похоже, Вы ближе к первоисточнику. Латинос, говорят, сейчас погоду делают. И по моим знакомым и соседям видно: то один, в США, то другой... Есть даже зарабатывающий компьютерными делами около миллиона и мечтающий прикупить дельце в Кишиневе и бегом из Штатов. Почему-то душно им там , хотя и сытно.
С уважением.

Виталий Хватов   23.11.2015 13:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.