Продам машину

Сидит на работе Александр Иванович и радио местное слушает. Обзор цен на недвижимость гундосит назвавшаяся диктором. Всё у неё ладно разложено – в каком районе города и сколько квадратный метр площади жилья стоит. Но говорит только про квартиры, будто гаражи вовсе и не недвижимость, а так строения вроде тех, куда мусор валят из жилых домов.
Когда обзор цен прослушал Недёргин, что-то в голове всё же закрутилось: «Надо к профессионалам обращаться. Уж они то не будут разное фуфло без документов впаривать».
Во время обеденного перерыва сходил до газетного киоска и купил газету «Из рук в руки». В кабинет вернулся и стал листать. Нашел нужные страницы и стал изучать, что же предлагают агентства недвижимости? Кроме квартир и гаражи значились в их объявлениях. Наткнулся и на интересное – продавались новые гаражи в кооперативе «Меган».
«Да это же совсем рядом! Только что построили». – И дальше читает: «…. цена двести пятьдесят тысяч рублей…» и телефон агентства указан строчкой ниже.
Откладывать звонок по указанному телефону Александр Иванович не стал. Первый вопрос, который задал, объяснив нужду, с которой обратился в агентство, о документах.
- Пока нет, но через неделю будут готовы, - ответили Недёргину.
«Ладно», - отметил для себя Александр Иванович – «мне тоже двести пятьдесят надо ещё собрать. Даже придется, может, кредит оформлять или занимать у кого-то».
- А посмотреть можно гараж?
- Конечно.
- Сегодня, если после работы?
- Хорошо. Вы, знаете, где «Меган» находится»?
- Да.
Договорились встретиться в половине шестого у въезда на территорию гаражного кооператива.
Особо разглядывать нечего в гараже. Новый. С недоделками, как и полагается, но крыша не шиферная и пол не из гнилых досок, а плиты бетонные на потолке и под ногами.
Всё устроило Недёргина. Надежда, так звали риэтершу, обещала сообщить, когда будут готовы документы, чтобы начать оформление купли-продажи.
Через неделю Надежда радостно сообщила, что Свидетельство на гараж получено.
- А на землю? – Недёргин уже кое-что знал в порядке оформления недвижимости. Для того, чтобы составить договор продажи, нужно два Свидетельства - на сам гараж и на землю под ним.
 - А мы пока без земли оформим…. – бодро застрекотала Надежда.
- Это как?
- Мы просто оформим договор предварительной продажи гаража, вы внесете деньги. Мы вам отдадим ключи от гаража – пользуйтесь, а через месяц-другой. Когда будет свидетельство на землю, то дооформим всё.
- Что «всё»? И причём здесь «месяц-другой»?
- А сколько?
- А это, Наденька, вам лучше знать. По-моему, за «месяц-другой» земля в собственность не оформляется, если нет соответствующих лазеек.
- Ну, может, чуть подольше получится, - согласилась Надежда. – Месяц городской комитет будет Постановление выписывать, столько же после в Госрегистратуре Свидетельство будут выправлять.
- И сроки эти прописаны?
- Да, в Госрегистратуре пролежат лишний день документы, то их наказывают. Так что не беспокойтесь.
- Я не беспокоюсь. Но вы только про «регистратуру» сказали, а до этого еще куда-то надо обращаться, вы сказали.
- В городской комитет по земле.
- А там сколько времени будут делать Свидетельство?
- Не Свидетельство, Постановление.
- Я в этом не разбираюсь. Так сколько его будут делать?
- Постановление?
- Да. – Недёргин уже понял, что нашёл «слабое звено» и порадовался за себя: «Не валенком подшитым деланы….»
- Быстро.
Недёргин уже слыхал про это «быстро» в городской администрации. Один из коллег его сталкивался с получением этого Постановления и рассказывал, что сроков для выдачи этого документа нет, а, если даже есть, то очень засекречены. Поэтому уточнил.
- У вас что отдельный вход есть в городскую администрацию?
- Не-ет, - растерянно протянула Надежда.
- Значит, еще, как минимум, месяц к «другому» надо добавить и получается три.
Риэлтерша согласилась с этим доводом – куда деваться от очевидного, но растерянность ее через несколько секунд прошла и она, оживившись. Снова затараторила.
- Но мы же договор оформим.
- Какой? Этой… Продажи предварительной?
- Да…. Мы всегда так делаем. Будет договор, а в нем и реквизиты наши, и печать.
- А деньги я все должен отдать?
- Да. Но мы же вам и экземпляр договора, и ключи от гаража дадим.
- А, может, по-другому сделаем. Вы мне ключи сейчас отдадите, а деньги я вам потом отдам?
- Нее-ет, - возмущение послышалось Недёргину в этом растянутом «е».
- Это почему? Я то ведь гараж никуда не дену, а деньги то пропадут и концов не найти?
- Никогда не у кого не пропадали, а у вас пропадут.
- Согласен. Может, и не пропадали у вас деньги покупателей, но я не хотел, чтобы первыми пропали мои.
- Ну я не знаю…. У нас так принято.
- Неправильно у вас принято, - и положил трубку Недёргин.
Думал отделался от хитромудрых продавцов, но вечером Надежда снова позвонила и «карусель» закрутилась снова: договор предварительной продажи, ключи Недёргину, деньги агентству и вперёд.
Александр Иванович еле пробился через этот словесный поток.
- Простите, Надежда, а в Гражданском кодексе прописана процедура предварительной продажи?
На секунду лишь смешалась риэлтерша, как новый залп уже говоренных слов в ухо Недёргина шарахнул. Он от этого сморщился, трубку от уха отодвинул сантиметров на двадцать, но стрёкот Наденькин всё равно достает назойливым жужжаньем горластой блохи.
Александр Иванович положил трубку.
- Да-а…. И тут свои заморочки, - проговорил тихо.
Через несколько секунд телдефон снова затарахтел. Недёргин трубку поднял, к уху поднёс, а оттуда снова: «простите, Александр Иванович, нас прервали….», но Недёргин дальше слушать не стал и положил трубку, проговорив: «Правильно и сделали».
Третий месяц безуспешно ищет гараж Александр Иванович. Варианты – один чудней другого – предлагают.
Наконец, кажется, поблазнило. Нашел объявление, в котором говорилось, что организация продает гаражи, которые сама и построила.
Позвонил Недёргин по телефону, номер которого был указан в объявлении. Его выслушали и предложили перезвонить по другому номеру в риэлтерский отдел конторы.
Название отдела Александра Ивановича не смутило – кто же продавать будет продукцию предприятия, если продукция эта гаражи да квартиры? Понятно, что профессиональные продавцы недвижимого и если есть их отдел в организации, так это говорит о солидности ее и не более.
Позвонил Недёргин риэтерам, спросил о гараже, который хотел приобрести.
- Гараж в трёх уровнях. Не оштукатурен. И свету нет.
- А что есть? – естественный вопрос вылетел из уст Недёргина.
- Ну как что? Новый гараж. Как квартира без отделки. Покупаете гаражи – хотите штукатурьте, хотите нет. То же самое и со светом.
- А цена триста пятьдесят тысяч?
-Да, это в кассу организации. Еще пять тысяч кооперативу за межевание и за получение выписки из кадастровой палаты.
- Как пять тысяч? Межевание то, если верить «дачной амнистии» стоит одну тысячу рублей, а выписка из кадастровой палаты и того меньше – сорок рублей, кажется!
- Ну, я не знаю. Кооператив так решил.
- Ладно, - согласился Александр Иванович – Итого, значит триста пятьдесят пять?
- Нет. Еще нам пятнадцать тысяч.
- А вам то за что?
- За оформление документов.
У Недёргина в голове каша. Продают гараж, а он, оказывается, еще и не оформлен. И мало этого – еще и переплачивать за оформление надо. Всё же спросил.
- А гараж то можно будет поглядеть?
- Пожалуйста…..
На следующий день в полдень, это была суббота, Недйргин подъехал к продаваемым организацией гаражам. Его уже ждала риэлтерша и это отметил Александр Иванович, как факт положительный – мол, что значит организация, а не мелкая шушера малеров.
Александр Иванович остановил машину у ворот гаражного кооператива. Поздоровался с «премилой дамой» (так мысленно назвал Недёргин представительницу продающей стороны) и, чтобы как-то подчеркнуть и свою «галантность» спросил о погоде.
- Ничего сёдня погодка то.
- Да-да, - согласилась дама.
Между тем подошли к гаражу. Открыли. То что свету не было и стены неоштукатурены – понятно – сам и провода путай, и лепи – коли сумеешь. Но оказалось, что третий уровень представлен лишь тремя поперечными бревнами-перекладинами, вставленными на высоте два метра в углубления стен. Недёргин увидев этот «уровень» всё же «проглотил» раздражение: «Сколько ж можно рыться то? – попенял при этом себе.
Про документы спросил. А их и всего то оказалось два – «межевое» дело и выписка из кадастровой палаты.
- И больше ничего? – на всякий случай уточнил Недёргин.
- Ничего.
- А как оформлять то будем куплю-продажу?
- Вы вносите деньги в кассу предприятия, кооперативу и нам. Мы через неделю даем вам техпаспорт БТИ. Сдадите документы в госрегистратуру и получите у них свидетельство на гараж.
- Через месяц?
- Ну да – через месяц. Но, если у вас….
- Нет у меня того, что вы имеете в виду – ни «чёрного хода» туда, ни лазейки.
- Значит, придется месяц ждать.
- И после этого заключаем договор продажи, - Недёргин уже понял, что его «разводят, как лоха», но всё же решил «доиграть до конца», чтобы узнать всю «кухню до последней ложки».
- Нет. Что вы…. Со Свидетельством на гараж вы пойдете в мэрию города и сдадите документы в комитет по имуществу для получения постановления.
- Какого?
- Как какого? Постановления о том, что на ваш гараж выделяется земля.
- Но гараж то уже стоит на земле?
- Стоит, но как часть всех гаражей, а надо, чтоюы было постановление на один ваш гараж.
- Понял. Еще два месяца, значит.
- А это, как вы сможете.
Надоело Недёргину это «кошкомышканье».
- А потом снова в госрегистратуру и еще на месяц, - обгоняет в словоблудьи Недёрин риэлтершу. И тут в голове у него что шевельнулось и он тут же «перекрестил «премилую даму» в «риэтатьшу». Именно со словом «тати» и увязалось в его мозгу это заморское слово, пришедшее на смену забываемому «спекулянт».
- Да, в госрегистратуру.
- Это сколько же времени надо?
- Полгода.
- Ждать полгода, а деньги отдавать сейчас.
- Конечно. Мы же техпаспорт будем делать уже на ваше имя.
- И что толку? И почему я должен бегать, а не хозяева?
- Хозяева построили гараж.
- Построили, но он же им, получается, тоже не принадлежит.
- Почему же? Принадлежит. У них же есть документация, разрешающая строительство и проект. Но, если вы не хотите заниматься оформлением, то мы вам это сделаем.
- Да? А я то подумал, что вы пятнадцать тысяч за это и берете.
- Нет, не за это.
- А за что?
- За продажу…. Сказка «про белого бычка» надоела Недёргину, но он все же уточнил.
- Так, значит, я должен бегать по всем кабинетам?
- Ну я же вам объяснила кто.
- Да-а…. – стоит Александр будто пришибленный и что-то бормочет
- И триста пятьдесят тысяч….
- Триста пятьдесят. – вторит ему «риэлтатьша».
- Три уровня?
- Три….
- Это «уровни»!? – будто очнулся Недёргин и на перекладины показывает – На них не усидеть, а только удавиться можно.
Тут зло его взяло, будто что-то прорвалось внутри.
- Либо всё ваше риэлтерскоё шобло перевешать.
- Не хотите, не покупайте, - обиделась риэлтерша, но злое высказывание пропустила мимо ушей, будто это «…. божья роса».
- Не куплю! – и к машине подошёл. Заскочил в неё и дверью со всей силой шваркнул, будто это не «иномарка», а раздолбанный «жигуленок времен французской революции».
Сидит на кухне Александр Иванович, вилкой тычет в рожки на тарелке, а они, будто уныривают от него, не цепляются. При этом бормочет.
- Куплю гараж…. – вилкой «рожок» поймает, в рот затолкнет и снова – Куплю гараж. – А в голове из далекого детства картины всплывают в мозгу, как он по капустному полю ходил в поисках сестры.

«Братика и впрямь нашли в капусте на огороде около рек», - решил тогда Шурка и больше с расспросами о происхождении брата не приставал.
На этом всё бы и закончилось, но Шурка о сестрёнке мечтал. Поэтому, сделав уроки, отправился гулять. В фуфайченке, резиновых сапогах и кепке сползающей на глаза, с хворостиной в руке – ни дать, ни взять – подпасок, отправился Шурка через огород к заливному лугу. Долго ходил по полю, пиная невызревшие кочаны, подковыривая разбросанный повсюду капустный лист хворостиной. Часа полтора ходил он по полю, а запомнилось на всю жизнь. И то чувство какой-то пустоты и безнадежности, пришедшее на смену оптимизму поиска, вновь ощутил Недёргин. Будто снова его облопошили – он хочет одно, а ему втюхивают совсем другое. Делают из него какого-то «буратину» - иди, дескать, Саша, на «капустное поле чудес», там и гараж тебе построен, и братика на сестрёнку поменяют. Только уплати триста пятьдесят тысяч «конторе», пять – сторожу, охраняющему «поле» и пятнадцать «Лисе-Алисе», офломляющей «Свидетельство дурака»….

Жена Людмила на кухню заглянула.
- Саш, ты чё бормочешь?
Оглянулся на неё Недергин, но будто и не видит вовсе жену.
- Чё, ты, Саш, про гараж то бормочешь? – повторила вопрос Людмила.
Хмыкнул Недёргин.
- Не, не про гараж.
- А про чё?
- Продам машину… - откуда вдруг в голове такое появилось вспышкой огненной?
- Ты чё!
- Машину за день можно продать, - и дальше вилкой макаронные изделия «нептунит», а сам мысленно снова бродит по пойме речки Ярани, подтыкая палкой кучи капустных листьев, оглядывая каждый несрезанный по причине незрелости вилок с угасающей надеждой найти сестру…..


Рецензии
Очень жизненно и душевно. Спасибо.

Буровиц   15.08.2008 12:49     Заявить о нарушении
Душевно? А хотелось зло - дастали эти отерёбки от "рожнеджвижимости".
Спасибо за отклик.
Сергей

Сергей Шелепов   19.08.2008 16:24   Заявить о нарушении