Следствие, которого не было

В июле Россия отметила скорбную дату своей истории – 90-летие со дня гибели членов Царской семьи. К этому событию было приурочено официальное сообщение Следственного комитета Генпрокуратуры о том, что «найденные год назад под Екатеринбургом останки принадлежат цесаревичу Алексею и великой княжне Марии Николаевне». Одновременно было заявлено, что под руководством директора Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) С.В.Мироненко была проведена историческая экспертиза, которая подтвердила версию следствия. Основанием для выводов послужили воспоминания коменданта дома Ипатьева чекиста Якова Юровского и материалы, собранные белогвардейским следователем Николаем Соколовым. Все это рассказал старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры РФ В.Н.Соловьев на пресс-конференции в Екатеринбурге 16 июля с.г.
 http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=191
Из этого интервью В.Н.Соловьева следует, что в Ганиной яме обнаружены и идентифицированы останки всех одиннадцати жертв расстрела в Ипатьевском доме. Казалось бы, в «Царском деле» наконец–то поставлена точка.
Однако, в воспоминаниях Юровского (Записке Юровского) 1920 года написано: «всего было расстреляно 12 человек…». И далее поименный список жертв, среди которых упомянут «повар Тихомиров». Сегодня известно, что автор «записки» назвал поваром Тихомировым кухонного служителя Терехова, о котором нет упоминания ни в материалах нынешнего следствия ни в исторической экспертизе. О том, что в подвале Ипатьевского дома было расстреляно двенадцать человек, так же сообщили на допросах участник расстрела Павел Медведев и его жена Мария. Однако, по воспоминаниям участников событий чекиста Медведева (Кудрина) и австрийца Лахера на грузовике вывезли одиннадцать тел. Кроме того, на месте сожжения одежды расстрелянных, согласно документам следователя Н.Соколова, были обнаружены детали только 4 женских корсетов, принадлежащих императрице и трем ее дочерям. Закономерно возникает вопрос: «Куда исчезло тело одной из жертв, одной из женщин?» Об этом «историческая экспертиза» скромно умалчивает.
Согласно заключению известного американского антрополога доктора Мейпплса, принимавшего участие в идентификации девяти останков первого захоронения, в нем была обнаружена княжна Мария, а не Анастасия. В 1997 году в фонды ГАРФ были переданы три папки личного архива Великого князя Андрея Владимировича Романова. Одна из них содержит документы, подтверждающие тот факт, что княжна Анастасия Николаевна Романова выжила после расстрела и смогла в 1920 году выехать в Германию, где жила сначала под именем Анастасии Чайковской, а потом Анны Андерсон. Документы аналогичного содержания находятся сегодня в США, Германии и Королевском архиве Дании. В России, кроме упомянутого выше ГАРФ, подтверждающие документы находятся в Государственном Военном архиве и архиве ФСБ. Очевидно, директор ГАРФ С.В.Мироненко и следователь Генеральной прокуратуры В.Н.Соловьев упустили из виду, что Яков Юровский был сотрудником ВЧК. Его личное дело с послужным списком и рапортами хранится в архиве, так как «не имеет срока давности». Неужели у них не хватило полномочий, чтобы познакомиться с этими документами?
Но вернемся к событиям 1918 года. По сохранившимся документам известно, что привезенные из Ипатьевского дома одиннадцать тел были раздеты и сброшены в мелкую шахту. Затем шахту пытались завалить, забросав ее ручными гранатами. На другой день тела достали для перезахоронения, но к прежним жертвам добавили еще две. Это были солдаты Алексей Баранов и Людвиг Берзиен, которые отказались участвовать в расстреле. Всего под Коптяками по сохранившимся документам было захоронено 13 человек. Оторванные в результате разрывов гранат части тел чекисты сожгли. Найденное в 2007 году второе захоронение и есть то кострище. Это подтвердили исследования криминалистов Свердловского областного бюро судебно-медицинской экспертизы. Они определили, что во втором захоронении недостаточно костных останков и «зольной массы», чтобы утверждать о сжигании на этом месте двух тел. http://www.regions.ru/news/2149365/
До тех пор пока не будет найдено захоронение с останками цесаревича Алексея, Терехова, Баранова и Берзиеня дело по факту убийства членов Царской семьи не может считаться законченным. Что касается Анастасии, то ее прах покоится в Баварии на фамильном кладбище герцогов Лихтенбергских.
Мне, как и другим исследователям, которые годами проводят кропотливую работу по изучению и сопоставлению архивных документов, сложно понять желание господ Соловьева и Мироненко отрапортовать к круглой дате любой ценой. Экспертизы генетиков конечно очень важны, но это еще не следствие. В то же время повторение выводов Государственной комиссии десятилетней давности не может считаться исторической экспертизой.
Что касается недавней статьи в «Российской газете» о моих исследованиях. http://www.rg.ru:80/2008/07/24/reg-ural/anastasija.html, то содержание статьи и домыслы её автора о моем родстве с Романовыми и о причине ортопедического заболевания Анны-Анастасии можно прокомментировать словами Булата Окуджавы:
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет.
Екатеринбург.
Август 2008 г.


Примечание:
Более подробные результаты моей научной работы опубликованы в статьях
 «Анна – Анастасия» и «Ночь без рассвета», где приведены факты и документы о ранее неизвестных страницах гибели царской семьи.
 


Рецензии