Ода мовизму
МОВИЗМ ( французское «mauvais»- плохой) –это было слово, потрясшее мое воображение в первом же удивительном произведении Валентина Катаева «Алмазный мой венец», который навсегда "убил" Гаврика и Петю вместе с их Белеющим где-то очень далеко парусом, а также Светика - семицветика и Сына какого-то полка вместе с ними в придачу... А ведь именно «убитые» эти герои познакомили меня с Валентином Петровичем, когда, совсем маленькая, морозными зимними вечерами я слушала, приоткрыв рот ,как читала мне мама бесконечные революционно попахивающие порохом приключения двух маленьких мальчиков , а потом плаксивую и совсем непонятную историю про «сына полка». Сказочка же про Светика – семицветика вообще казалась мне историей из дореволюционной жизни... (Кстати, сейчас это произведение есть в Интернете, но почему-то только по-английски!!!!)
И вдруг через много лет «Алмазный мой венец»! Даже название притягивало сразу и не давало заснуть всю ночь... Безусловно мне были знакомы «Эссе» (сейчас почему-то переводят «ОПЫТЫ») Мишеля Монтеня и «Мысли» Блеза Паскаля , однако по-французски всегда ТАК писали , и это было совершенство ,но по-русски...
Так вот я уверена, что МОВИЗМ вышел из ЭССЕ и МЫСЛЕЙ, и великие Монтень и Паскаль были подлинными Учителями известнейшего советского прозаика...
У МОВИЗМА было прекрасное лицо зрелого Катаева и тело молодого Гладилина. Душа же МОВИЗМА была Роменом Гари или даже Хемингуэем. Ибо все произведения, написанные названными писателями, обладают замечательными признаками МОВИЗМА: поэзией жизни, запрятанной в чисто исторические портреты или ситуации; мистикой, которая одна только может объяснить некие превращения и события; обильными цитатами прочих авторов, которые были почитаемы и признаны нашими героями (Катаев, Гладилин, Гари и Хемингуэй); сюжетами, столь плохо прочерченными ,но сплошь пропитанными подтекстом, который хочется прокричать самому себе или единомышленнику; и, наконец, у всех перечисленных авторов, пишущих по законам МОВИЗМА , всегда обнаруживаешь единственную необходимую для художественного произведения искру романтики и отстраненности...
Мы же, люди разного возраста и, наверное, разных национальностей, которые долго жили в Европе и раздували Костёр под названием «Последние Плоды Классического Воспитания», просто обязаны склонить свои головы перед светлой памятью Великого Катаева, который кропотливо строил и развивал вместе со своими товарищами по методу Великую Духовную Цивилизацию. Он дал нам прекрасную возможность впервые после долгого забвения воскресить имена Поэтов и Прозаиков, которые были оболганы или забыты несправедливо. И хотя уже Илья Эренбург начал подобное в своих Мемуарах «Люди, годы, жизнь», но то были Мемуары. Мемуар (французское memoires,хотя и во множественном числе!) – не совсем художественное произведение, а тем более Эренбург не был представителем МОВИЗМА. И слава Б-гу!
А те, кто бросил в Костер «Последних плодов» сомнения, размышления, помыслы и мечтания, а также целые горы метафор, сравнений, антитез и других художественных средств языкового выражения, поют Оду МОВИЗМУ, единственно возможному методу, прославляющему Эпоху Классического Воспитания, которая существовала в период Великого Духа!
Библиотеки для всех нас были лучшим местом на Земле, ибо лишь там можно приблизиться к Истине, не прибегая к помощи слуха, а размышляя над прочитанным и сопоставляя прежние, уже полученные в раннем детстве, знания...Хотя прямо надо заметить , что взаимоотношения многих из нас с реальностью оставляли желать лучшего. А представители Мовизма и того хуже – иногда сами сводили счеты с жизнью...
Но подлинный же наш герой Валентин Петрович Катаев всегда умел как-то правильно видеть Реальность с её главным и второстепенным, хотя в воспоминаниях образ его иногда искажен ...Но на то и Воспоминания ...Не художественные произведения ...
Как хочется верить, что МОВИЗМ расправит свои крылья и снова раздует угольки тлеющего Костра ,разожженного им . И пока теплится Костер Последних Плодов Великого Духа , Ода МОВИЗМУ будет звучать, пусть тихо, пусть хоть изредка!
Свидетельство о публикации №208081500373
"Писать плохо..." Хм. А Пушкин вообще-то говаривал: поэзия должна быть дурашлива, или - что-то в этом роде. Складывание слов - не пазлы ль? Чем не игра? "Игра ума, игра воображенья" (Г.Иванов)
Всякая творческая реализация способна на многое. Зачтется. Пусть не при твоей жизни, - так в твоих правнуках. И даже не в твоих - тоже шанс. Разве не сладко подумать о таком? А что до природы этого процесса - оставим это на потом, вдруг ИМ посчастливится. Порадуемся же уже сейчас за них! (Или - поплачем. Тоже вариант!)
Александр Богданов 2 12.09.2011 14:44 Заявить о нарушении
Эстер Долгопольская 12.09.2011 14:58 Заявить о нарушении
Александр Богданов 2 12.09.2011 15:29 Заявить о нарушении
Александр Богданов 2 12.09.2011 15:48 Заявить о нарушении
Впервые термин употреблен Катаевым десятью годами раньше в "Траве забвения".
Сергей Шрамко 03.09.2014 22:34 Заявить о нарушении