Аномальный звук

       Звук, звук, звук. Он падает, льется, кружится, пульсирует, дрожит, «щекочет». Звук бесконечен и насыщен, и вместе с тем не воспринимаем.
       «Там, пам, пам». – Застучали капли дождя. «Оууу», - подул ветер. «Бабах, тарарах»! – Загремел гром. А в доме размеренно жужжит холодильник: «Жжжжжж». Чуть сильнее дребезжит старенький компрессор в аквариуме: «Трррр». Все наполнено звуками, а кажется, что стоит полная «мертвая» тишина. Все звуки равномерны, навевают спокойствие и безмятежность. «Господи! Тихо то как»!
       Так устроено человеческое восприятие. Если звук не пугает своей новизной или не связан с какими-то страшными или неприятными событиями, то вскоре он становится незаметным и воспринимается как фон. Особенно быстро человек привыкает к часто повторяющимся звукам и вскоре перестает реагировать на них. У каждого человека свой индивидуальный фоновый «рисунок».
       У одного моего знакомого квартира находилась рядом с железнодорожным вокзалом. Мне казалось, что к этой какофонии звуков невозможно привыкнуть. Подъезжали и отбывали поезда: стук колес, лязг металла, громыхание составов и звонкий голос диктора: «Граждане пассажиры, прибывает пригородный поезд, будьте внимательны, поезд прибывает на запасной путь». Так вот, знакомому казалось, что в его квартире стоит удивительная тишина. Он давно привык к хаосу звуков, рожденных деятельностью вокзала, и совсем не замечал их. Мне эти звуки казались невыносимо громкими, я вообще не понимала, как знакомый живет в таком шумном месте. «Да он что, с ума сошел, - думала я, - какая, уж тут, тишина»? Однажды он сказал мне: «Представляешь, какое чудо. Когда я дома, то никогда не смотрю на часы, а всегда знаю сколько времени». Он находил этот факт удивительным и странным. Но как он мог не знать? Поезда приходили строго по расписанию.
       Отношение человека к звукам, которые он слышит уникально. Почему-то вой волка кажется нам унылым, песня кита – тревожной, весеннее щебетание птиц – радостным, пищание комара – неприятным, трели соловья – щемящее трогательными. Но это только наше восприятие придает этим звукам такую смысловую окраску. Скажем, вой волка, это – своеобразная перекличка, способ собрать волчат или объявить права на территорию. И только человеку кажется, что волк тоскует, хандрит, предается отчаянию и меланхолии.
       Существует гипотеза, что сначала родилась музыка, и только потом появилось слово. Здесь удивительна способность человека слушать, как звучат предметы, и создавать различные музыкальные инструменты. Человек имеет исключительную способность извлекать мелодичный звук из любого предмета. Музыка прочно вплетается в нашу жизнь, и только рождение ребенка происходит в тишине.
       Человек пытается передать звуками всю глубину своего мироощущения, широту эмоционального плана, озвучивает даже совершенно беззвучные картины и действия. И тут «слово» уступает свои позиции, кажется не способным передавать эмоции так насыщенно и глубоко, как это может музыка. Прямым доказательством этого является «Лунная соната» Бетховена, и «Полет валькирий» Вагнера. Я здесь не могу перечислить все шедевры музыкального искусства. Перед нами оживает пространство, картины становятся трепещущими, наполненными движением воздуха, создается впечатление естественности звукового содержания. Слушая эти музыкальные фрагменты, многие люди создадут в своем воображении очень похожие описания, даже если не говорить им, о чем эти произведения.
       Жизнь человека наполнена звуками. На наши головы обрушивается шумный хаос, потому каждый человек стремится к тишине, хотя, как мы выяснили, это не абсолютная тишина, а спокойный равномерный звуковой фон. Здесь интересно то, что человек не просто слышит, он сортирует звуки. И пока это просто привычный набор звуков, человек занимается своими делами. Стоит возникнуть какому-то новому звуку, человек хочет тут же классифицировать его или выяснить причину.
       
       Я долго жила в частном секторе и научилась слушать свою тишину. В частном секторе самый страшный звук – шум пожара. В мое сердце сразу врывается безумный страх. При мне случилось три пожара. Звук горящего дерева и стреляющего шифера, я отличу среди миллиона звуков. Это ужасное зрелище, когда стихия набрасывается на маленькое жилище человека и разгрызает его, уничтожает, и человек остается босым и голым, под открытым небом. Он так одинок перед вселенной и кажется беззащитным без своего жилья.
       Знакомые звуки усыпляют, затормаживают сознание, тянет в сон и наступает легкая приятная расслабленность. Новый незнакомый звук, мгновенно пробуждает, сердце замирает и, кажется, что уши шевелятся на голове, пытаясь определить направление звука, мозг лихорадочно работает, пытаясь найти аналогию в звуковой памяти.
       Одна моя знакомая, начальница отдела, очень умная и энергичная женщина, решила купить домик в деревне. Ее родная деревня – Ершово, находилась недалеко от города Пскова. Это было удачное место, и домик нашелся подходящий, и на удивление, не очень дорогой. Дом был военной постройки, это было добротное строение, над которым не властно время. Хозяйка дома – одинокая старая женщина умерла. Ходили по деревне разные слухи про эту женщину. Говорили, будто колдовала она немного, и когда умирала, очень мучилась потому, что не нашлось никого, кому бы она смогла передать свое умение. После ее смерти дом почти год не проданным стоял. Приезжали покупатели, смотрели, иногда даже оставались ночь переночевать, но купить не соглашался никто. А для моей знакомой, деревня эта родной была. И хозяйку дома она немного знала. Типичнейшая бабуся, ничего такого. Почему решили, что она колдует, никто не помнил. Умерла и умерла. «Царствие ей небесное». А дом почему-то стоил в пол цены от продажи других, таких же точно домов, и покупать этот дом почему-то никто не хотел. Знакомая женщина прижимистой была и смелой. Не задумываясь, купила строение, и уже летом перебралась туда с мужем жить, а дети ее остались в городской квартире.
       Все шло хорошо. Подновили окна, покрасили наличники, красота, да и только. Дверь вот только тяжеленная, открывалась плохо и при открывании звук издавала неприятный, скрипела так, словно жаловалась или плакала. Сердце тревожил этот противный скрип. И неприятно каждый раз, когда кто-то дверь открывает.
       Вот сидели они вечером за столом, она, да муж ее, чай пили и беседовали. И вдруг скрип этот, словно кто-то дверь открыл и вошел. Хозяева напряглись немного, вроде никого не ждали. Никто и не вошел. Пошли, посмотрели, дверь закрыта плотно и такая тяжелая, что случайно, от ветра открыться, закрыться не могла. Даже кошки не было, они, то, мастера по части открывания дверей. Страшно им стало. Сидели уже потом настороженно, к разным звукам прислушивались, этот звук обсуждали. Почему и от чего слышен им был скрип двери? Потом успокоились, и уже, через несколько часов, не вспоминали о происшествии.
       Где-то через неделю опять случилось тоже самое. Сидели, пили чай, и вдруг дверь заскрипела. Хозяин вскочил и сразу к двери побежал. А дверь опять закрыта и никого нет.
«Да, смажь ты эту дверь окаянную»! – Взмолилась жена. Муж пошел за маслом и тут же тщательно смазал дверь. Теперь, хоть и тяжелая, дверь при открывании не скрипела. Успокоились хозяева и так спокойно жили где-то еще неделю. Но вот как-то только уснули, и раздался знакомый скрип. Они опять бросились к двери. Никого! Не спали потом всю ночь. Думали, придумывали. И придумали они заменить дверь на новую, легкую, современную. Хороший замок врезали. Бояться, вроде, нечего стало. Да только звук скрипучей старинной двери никуда не исчез, появлялся неожиданно, словно кто-то невидимый приходил и уходил, когда хотел.
       Потом они батюшку пригласили. Окропил батюшка дверь святой водой, и вроде как помогло, затихло на время. Потом опять скрипеть стало. Муж начал уговаривать жену продать неспокойный дом. Но знакомая моя не робкого десятка, не согласилась. Провела в дом воду, поставила унитаз и душевую кабинку. Купила новый котел. Насажала на огороде разных диковинных цветов, на зависть соседям. К неприятному звуку постепенно привыкли, и стал он тише, словно отдалился.
       Вот такая история, каких множество. Звуку не нашлось никакого объяснения, хотя, вроде, и знакомый был звук.
       Еще одна история произошла в деревне Жгуново, Опочецкого района. Это случилось в 1972 году, тогда еще в деревне жили 12 семей, ферма рядом была, в общем большая была деревня. Это сейчас один жилой дом остался, да и его видимо скоро не станет. Очень состарились хозяева. Дом, про который пойдет рассказ, у самого леса стоял, хозяева его муж с женой уже на пенсии были, дети в город уехали. Летом хорошо было, пасека своя, пчелы в саду жужжат, ранетка яблочки роняет, корова мычит молоком и навозом пахнет. Была у хозяев кошка. Звали кошку – Сливка. Кошка была черной как пантера.
    История умалчивает, как приблудился котенок, наверное, подкинул кто-то. Умела кошка ловко открывать крынки с молоком. Откроет и все сливки подлижет. Сидит потом на заборе, умывается, глаза свои хитрые щурит. Хотел хозяин притряхнуть кошатину, да пожалел. Как появилась кошка, крыс намного меньше стало и урон хозяйству они стали меньший наносить. Держала кошка оборону, смело с крысами сражалась. Некоторые больше ее роста были. А кличка – Сливка, приклеилась к черному зверю потому, что она исхитрялась не только в своем доме сливки подлизать, но и к соседям похарчевать ходила. Частенько попадало сообразительной зверушке, за что она никогда не таила злобу. Была ласковой, любила на руках посидеть. Тыкалась головой в руки хозяйки, мурлыкала громко.
       Как-то зимним вечером, когда хозяева смотрели телевизор, вдруг в дверь постучался кто-то.
- Пойди, открой. – Сказала хозяйка. – Кого это Бог принес, на ночь глядя?
Хозяин открывать пошел. Кошка на диване спала. Вдруг она вскочила, спина дугой, шерсть дыбом. На дверь смотрит, рычит, уши к голове прижала. Хозяин вернулся, развел руками.
- Да, нет там никого.
- А стук?
- Может, показалось нам? Или ветер, или дети шалят. А что это с кошкой такое?
Кошка между тем стояла в напряженной боевой стойке, смотрела на дверь и кажется, была готова вступить в неравную схватку. Подошла хозяйка.
- Ты, Сливка, чего? Чего ты так всполошилась?
Ничего не ответила кошка. Смотрела на дверь возбужденным взглядом. И шерсть на ней не скоро улеглась.
       Прошло какое-то время и опять стук в дверь, и опять вскочила кошка. Шерсть, словно колючки вверх торчат. Шипит, на дверь смотрит, словно стоит там кто-то, кто кошке хорошо виден, а людям нет. Испугались хозяева. Не пошли дверь открывать. По кошке понятно, что ходит кто-то не добрый, не стала бы она в боевую стойку вставать.
       Затаились, сидят не дышат почти. Долго так сидели, пока кошка не успокоилась.
Вот и вся история. Ничего в ней не ясно. Кто ходил и стучал? Почему, кошка видела, а люди нет? Потом больше ни разу не повторилось такого. И в дверь напрасно не стучали, и кошка гостям была неизменно рада.
       Говорят, что существуют звуковые каналы, через которые звук может попадать в различные места. Да и примеров, когда знакомый звук возникает в неположенном для него месте множество. Я думаю, каждый человек слышал подобные истории. Те, о которых пишу я, не выдуманы мною, а произошли на самом деле.


Рецензии