О вежливости...

О вежливости и о "совковой" ментальности*
       

       Расскажу очень короткую бытовую историю. Расскажу потому, что сначала она меня, как всякого нормального человека, возмутила, но уже очень скоро, почему-то наоборот - восхитила: как же далеко (!) мы продвинулись в сервисе благодаря своему упорному стремлению в Европу, в семью цивилизованных народов...
       А речь пойдет о ... вежливости. Предупреждаю, чтобы вы не подумали, что о цинизме – исключительно о вежливости.
       
       Итак, набираю по городскому телефону справочную службу – «09». На "державнiй мовi" отвечает автоответчик: «Вас приветствует Донецкий филиал информационной службы «Укртелеком». Ваш вызов очень важный для нас. Пожалуйста, подождите соединения с оператором». Потом идут длинные гудки, создающие впечатление, как будто идет вызов. Каждые четыре гудка приятный женский голос вступает в эту однообразную музыку на очередные два слова: «Ждите соединения...» И такая история продолжается бесконечно. Конечно, это может вам показаться, что бесконечно - всего то... минут пять. И тут, наконец, все становится на свои места – раздаются короткие гудки. Можете класть трубку на рычаг. Еще можете подумать, стоит ли повторить попытку?... Я – парень с характером. Потратил целый час – не дозвонился. Задался целью узнать причину. Оказалось, что с недавних пор все по-новому, и измученным без того рутинной работой женщинам-операторам донецкой службы прибавили еще и обслуживание Донецкой (!) области. Эта работа еще не достаточно ими освоена и отнимает у них много времени, а штат службы увеличили совсем незначительно...
       Между тем, речь сейчас не о том. Речь о вежливости. Помните вступление: «Вас приветствует... ваш вызов очень важен для нас...»? Заметьте, он важен для «Укртелекома», важен чуть ли не больше, чем для вас самих... И, наконец, - неожиданный ответ на вашу просьбу в переводе на бытовой русский язык звучит как: «пошел ты на х..., дорогой товарищ!». А вы весьма терпеливо ждали, потому что наивно полагали, что для большой государственной компании ваша маленькая проблема очень важна... Да? Но, конечно же, нет! Ни черта такого вы даже и не предполагали. Это только «они», находясь в своей «тренинговой тупой эйфории», хотели бы, чтобы вы в такие вот глупости верили...
       Что же имеем, как говорят, «в сухом остатке». Информационная служба теперь работает намного хуже, чем раньше, а вежливости, соответственно, стало намного больше, чем раньше. Ровно на столько же больше стало и отвращения...
       Да, ведь было куда проще: набрал номер «09» и услышал короткие гудки, набрал еще – опять короткие. В худшем случае, набирал раз десять. Все равно, непременно, минут за пять дозванивался. Правда, почти никакой вежливости, никакой тебе даже... дежурной улыбки. И нас, дикарей нецивилизованных, это как-то устраивало, наверно, потому, что привыкли. А вот к вежливости почему-то ну никак привыкать не хотим...

*Статья вышла в Донецкой газете "Город" в сентябре 2008г.


       


Рецензии