Потерянный памятник - стены и люди

Закатное солнце ложится на крышу,
Цветут, улыбаясь, глаза маргариток.
Я помню, я знаю, я чувствую, вижу
Всё то, что другим безвозвратно закрыто.

Я трогаю камень, и мне отвечают
Его голоса тихим шелестом ветра:
Прожив эту жизнь, о другой не мечтают
Руины, покрытые пылью как пеплом.

Но в буйстве сирени, в старинных аллеях
Запрятана сила стремительной тайны.
Я трогаю камень, о прошлом жалея,
А стены о будущем плачут печально.

Уводит тропинка от стен и от башен,
От лип, что хранят старый замок в покое.
Он болен, но так же силён и отважен…
Задумчиво трогаю камень рукою. (1)


Ясное майское небо вдруг закрыли облака, и по листьям клёнов зашуршал лёгкий дождик. Старинная кирпичная лестница вела вверх по крутому склону. Я уже бывала здесь несколько лет назад.

Мы с группой художников приходили рисовать загородную усадьбу, построенную в конце ХIХ века в стиле готического замка(2). Здание занимал гидрометеорологический техникум, но жители Алексина и ближайших деревень по привычке величали его важно: Колосовский замок(3). Небольшой по размерам, с высокой башней-донжоном и милой деревянной часовенкой, он глядел своими разноцветными стрельчатыми окнами туда, где в зелёных берегах раскинулась величавая Ока и к горизонту уходили лиловые волны сосновых лесов. От фасада к парку спускалась лестница с фонтанами. Этот каскад, вероятно, когда-то был очень красив. Сейчас лишь круглые и четырехугольные фундаменты бассейнов напоминали о былом великолепии. Весна только начинала заявлять о себе. На огромной поляне парка ещё лежал снег, а деревья без листьев казались почти невидимками. Вокруг разливалась атмосфера скрытой, дремлющей силы и успокаивающей свежести. Пахло прелыми листьями и дубовой корой.

Тяжёлая дверь замка была не заперта, любопытный взгляд проникал в полутёмный холл. Узнав, кто мы и зачем пришли, кто-то из преподавателей устроил небольшую экскурсию. Да, кое-что сохранилось из старой мебели. Большое зеркало в резной дубовой раме(4), кленовый паркет с причудливой мозаикой и огромный буфет, украшенный разноцветными стёклами и изящной тонкой резьбой. Мы слушали горделивый рассказ, дивились, радовались. В этих стенах витал какой-то особенный дух, словно сами лестницы и окна нашёптывали таинственные истории про замок и его владельцев. Было на что посмотреть, от чего прийти в восторг!

И вот спустя несколько лет я снова иду по извилистой каменной лестнице в старый парк Колосовского замка. На этот раз нас только двое, и мой спутник отнюдь не художник. Из-под сводов дубовой аллеи открывался вид на огромную поляну, фонтаны и замок. Ни души, только спокойствие и безмятежность. Дождик придавал всему особую значительность, словно предупреждая о чём-то важном. Редкие, крупные капли шуршали в листве, падали в траву, задерживаясь в розовых чашечках маргариток. Вот и первый бассейн. Лестница. Круглый фонтан. Ещё лестница. Самый верхний фонтан в окружении цветущей сирени. Миновав живую изгородь, мы вышли на площадку перед усадьбой.

А вот и стены с потрескавшейся зеленоватой штукатуркой. Уверенные в своей силе, они легко и упруго взмывают из облаков цветущей сирени ввысь, к небу. Но где же разноцветные стёкла? Стрельчатые окна грустно смотрели на нас своими пустыми глазницами. Дверь была не заперта. В моё сердце закралась тревога и беспокойство. Влезая в окно первого этажа, я спрыгнула на отломанную батарею. Боже, что за разгром! Пол усеян битым кафелем, кирпичами, прогнившими балками перекрытий. Всюду грязь и осколки стёкол.

Столовая. Там, где раньше стоял резной, красивый буфет, теперь чернела куча намокшего хлама. Сердце защемило от волнения: сейчас моему взору откроется парадная лестница, по которой мы когда-то поднимались с трепетом и благоговением. На широких ступенях мусор, грязь, битые стёкла. Белые столбики перил всё ещё хранят на себе печать тайны, та же внутренняя сила исходит от них, но вот перевожу взгляд - пустые окна и разбитый балкон. А снаружи, за этими стенами, море сирени, буйство запахов, свежих после дождя!

Поднимаюсь выше, ещё выше. Сырая ступенька лестницы скользнула под ногой, я едва не упала вниз. Третий этаж, снова узкая лестница вверх, выход на крышу. Мой спутник легко забрался туда, я же осталась у входа на чердак: что поделаешь, крутая лестница не имела ступенек в середине. Может быть, с другой стороны можно попасть на крышу? Осторожно прошла по балкам перекрытия второго этажа. Раньше на них крепилась паркетная мозаика, а в центре, как раз над парадной лестницей, было что-то вроде светового окна. Сейчас паркет и стёкла сняли, и свалиться вниз ничего не стоило. Симметрично с другой стороны на крышу вела ещё одна лестница, но и здесь ждала неудача: скользкие брёвна загораживали проход. Видимо, рухнули перекрытия.

К горлу подступили слёзы. Что привело меня в такое отчаяние: вид ли осиротевшего, полуразрушенного замка в море сирени и маргариток, или собственное бессилие, невозможность даже справиться с волнением? Как жалки люди в своём стремлении казаться всемогущими! Они ушли отсюда, забрали мебель, разбили стёкла, на прощание написали на стенах ругательства, а замок всё стоит, такой же таинственный и спокойный, как век тому назад, в юности. Сила этих лестниц, этих окон заключается в том, что они не жалеют о своей беспомощности и бесполезности, сохраняя мудрое, величавое спокойствие. Стены не помнят зла. Неужели только люди считают жестокость нормой жизни?! Всё едино: разрушить памятник или исковеркать чью-то судьбу… Твердим о человечности и гуманизме. Но достаточно ли мы честны в душе, достойны ли гордого звания – Человек? Или всё-таки стоит признать свои ошибки для того, чтобы не ошибаться в будущем? Для того, чтобы у нас было будущее…

Дождь кончился. По мокрому ковру из маргариток мы возвращались в город, оставляя позади заброшенный замок и поле розовых цветов.
_________________________


(1) В рассказе использовано стихотворение автора «Трогаю камень».

(2) Сохранившаяся до наших дней постройка датируется 90-ми годами ХIХ века. В более ранний исторический период на этом месте стояла усадьба совсем иного архитектурного стиля, характерного для начала - первой четверти ХIХ столетия. (По материалам Алексинского художественно-краеведческого музея)

(3) По названию деревни Колосово (Алексинский район Тульской области).

(4) Зеркальная поверхность уже тогда не была целой, нижнюю часть прикрывала фанера. С этим зеркалом связана отдельная, очень любопытная история.


Рецензии