Интервью-4

ИНТЕРВЬЮ-4.
       -Вернемся к повестям о разведчиках или еще что-то осталось «недосказанным» в предыдущих интервью.
       -Пожалуй, еще одно «положение недосказано»…Я уже говорил, что в объемном романе «Такая долгая жизнь» есть два как бы самостоятельных «сюжетных узла».Но было бы хорошо, если бы КАЖДАЯ глава имела бы «вид» законченного произведения. То есть какой-то «сюжетный узелок» бы «развязывался». Поясню свою мысль. Вчера я «повесил» на свой странице главу «Разведчик над Москвой.»Вот только что обнаружил «рецензию».( Пусть Вас не удивляет мои многочисленные кавычки. В данном случае, нисколько не принижая значение любого отзыва , нельзя назвать рецензию в одну строчку. Так вот. Автор, женщина, сейчас выйду, посмотрю, так сказать, познакомлюсь… с рецензентом. Рецензия в одну строчку: РАССКАЗ понравился…У меня нет перед глазами этого отзыва, поэтому я передаю только смысл. И главное в НЕМ, что читатель воспринял главу из романа, как законченный рассказ…Висит глава «Налет на Берлин».
Судя по отзывам, она тоже воспринимается многими как РАССКАЗ, то есть,- законченное произведение. И тут же два слова о названиях. В романе главы не имеют названий На «Прозе ру.» я даю название потому, что читатель ДОЛЖЕН иметь представление, за ЧТО ОН БЕРЕТСЯ. «Разведчик над Москвой»? Что за разведчик? Когда это было? и т.д.Теперь можно вернутся к разведке….
       -Ваша повесть «Кто придет на Марине» в 1967 году была включена в список рекомендованной литературы для школ внешней разведки.Но Вы сами говорили, что, хотя факт о том, что на заводе «Мариене»(Это точное название авиационного завода Хейнкеля, в повести вы несколько изменили название.)работал летчиком-испытателем наш разведчик, но БОЛЬШЕ вы ничего о нем не знали и дополнительных сведений вам получить не удалось. А в основу повести «Астрид» лег ее отчет руководству внешней разведки, который вам передали компетентные органы, и эта повесть не попала в этот список. Почему?
....-Я думаю, что…Астрид Ларсон( настоящая фамилия у нее другая) была НЕПРОФЕССИОНА-
ЛОМ,и ее работа, очень полезная, была тоже, как правило, ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ, то есть не отвечала катехезису настоящего разведчика.. Но это только мои догадки потому, что повесть была опубликована в 1991 году, когда ВСЕ РУХНУЛО…И есть ли вообще у нас сейчас разведка?...Конечно, есть…Но это уже совсем ДРУГАЯ разведка ( на «контрактной основе»).
       - А «Мариине» как вы объясняете?...
       Наверное, я что-то «придумал» такое, что использовалось или может использоваться в разведке...Циолковский никогда не был в космосе, Жуль Верн дальше «пригородов Парижа» никуда не выезжал , а написал...Сразу хочу сказать моим возможным критикам. Циолковский- великий человек, Жюль Верн.. Что говорит…Я и близко не могу «стоять» рядом с ними, но сравнения помогают понять мою мысль.
       А вообще, важна ли профессиональная подготовка для разведчиков?...
       -Мне кажется, не обязательна. Как не все выпускники Литературного института стали писателями, так и не все, получив специальное образование, стали РАЗВЕДЧИКАМИ.
       - А важна ли для писателя БИОГРАФИЯ…???
       - Я бы сказал- ЖЕЛАТЕЛЬНА…Снова приходиться обращаться к ГРОМКИМ фамилиям. Лев Николевич….Не «нюхай он пороху», вряд ли бы даже ОН написал «Войну и мир».Лермонтов…..
       -А Пушкин?...
       Кончено, Пушкин- ОСОБ. СТАТЬЯ..Но Пушкин-очень серьезно занимался изучением материалов Пугачевского восстания, ИСТОРИЕЙ России. Когда ЗНАНИЯ МАТЕРИАЛА соеди-
нятеся с гениальностью..
       -Получается…
- Правильно! Гениальные произведения.
       А как же быть с Чеховым?.
       Чехов- великий знаток человеческой души, а именно в ней все «секреты».Кроме того, это ВЕЛИКИЙ труженик .Казалось бы «шаловливые» рассказы, которые он подписывал Антоша Чехонте. Но он так «набил» руку на этой поистине каторжной» работе, что потом смог АННУ КАРЕНИНУ «вместить» в «ДАМУ С СОБАЧКОЙ»…Это дано только великим…
       А если у писателя нет «биографии»- детсад, школа, институт, обыкновенная работа…..
       Стоп! Это уже биография…Школы бывают разные и в разные времена.. Возьмите «Очерки бурсы» Помяловского…
       А можно ли «наездить» биографию. Вот в ваше время призывали молодых литераторов ехать на великие стройки коммунизма, изучать жизнь…
       -Это дало очень «слабые» всходы…Я знаю одного талантливого поэта и прозаика, который после университета поехал на строительство Братской ГЭС, потом трасса-Тайшет-Абакан и еще чего-то там…Ничего не вышло. Вообще, «по заданию» написать хорошую вещь очень сложно и почти невозможно. Поэтому у Фадеева его лучшая вещь- «Разгром», а «Молодая гвардия»…Да еще после редактирования...Сравнивать даже нельзя.
       Но вы же тоже, как бы помягче сказать, …иногда садились « не в свои сани».У вас много о летчиках.
       -Это верно. Но в таких случаях я 20 раз все "перепроверял».Что касается «саней», то у меня были свои «сани».Я наездил сотни тысяч километров на автомобилях разных марок. Когда ты «идешь»
по автостраде Штеттин- Берлин на «спортивном «мерседесе» 200 километров в час, то…-будь крылья..…А «опель-олимпию» (военных лет) уже при 150 «воздушная подушка» «поднимала» и
руль «почти не чувствовался»…Кроме того, я много летал на самолетах просто пассажиром и попадал в разные «переделки»-могучая гроза и прочее.Я в апреле летел в Париж, всю ночь не спал, надеялся в самолете поспать. Не получилось…Как только самолет «проваливался» в воздушную яму, я тут же ..Инстинкт водителя…И еще, конечно, «слушал» как работают моторы…
Когда «моторы» работают «чисто» , без сбоев- все нормально. Так в жизни, так и в литературе….
       Не будем сегодня говорить о романе "Красные пианисты",хочу только высказать свою точ-
ку зрения на "романную форму" , так сказать, вообще...В романе желательно, чтобы каждая
глава могла СУЩЕСТВОВАТЬ самостоятельно, отдельно...Это, безусловно, трудно,но..стремить-
ся к этому надо.
       


Рецензии
Совершенная правда - главы должны быть законченными :) Но как сложно-то! Этому нужно учиться. Насчёт биографии автора я с Вами согласна - опыт нужен. В редких случаях его можно заменить талантом... Но то должен быть ТАЛАНТ с большой буквы. А таких, увы, немного. На заказ писать - отдельный разговор. У меня - не получается. Спасибо Вам, Игорь Михайлович, за мастер-класс!

Тати Тати   17.08.2008 13:22     Заявить о нарушении