Открытое письмо для Сергея М. О философии Ф. Ницше

Как вы справедливо заметили, каждый понимает философию Ницше, по-своему. Вначале об общем понимании (точнее не понимании)
Несколько слов из истории вопроса

Известно, что борьба за архив Ницше началась сразу же, после его ухода. Лидерство захватила сестра философа, фрау Фёрстер-Ницше, которую он ненавидел всю свою сознательную жизнь. Именно с лёгкой руки этой дамы и под её деятельным руководством появляются вдохновенно бессовестные тома «Жизни Фридриха Ницше», где с невероятной изощрённостью перекраивалась непонятная и чуждая ей духовная жизнь брата. «Патологическая лгунья» - так отозвались о её деянии, близкие друзья философа.
Дальше - больше. Издаётся пресловутая «Воля к власти» - эта компиляция, наугад вырванных из контекста и тенденциозно подобранных цитат. Эта сфабрикованная фальшивка, которая сыграет роковую роль в судьбе ницшеанства.
Расчет был дьявольски прост – сотворить из последовательного и непримиримого истребителя кумиров, нового кумира, удобного и понятного обывательскому большинству. И это удалось – на долгие годы Ницше превращается в некое этическое пугало, нечто вроде предтече фашизма, богоотступника, чудовище, а само понятие т сверхчеловек» становится почти неприличным.
text
«Вдохновлённые» этой псевдофилософией, не имеющий ровным счётом никакого отношения к истинным мыслям Ницше, молодые люди в начале 20 века, в России, укокошивали старушек-процентщиц, а бравые парни Третьего рейха, у себя в рюкзаках хранили его «Заратустру» вместе с «Майн Кампф»
Конечно, всё это в прошлом: в настоящее время наследие Ницше серьёзно исследуется, начиная с сенсационной книги Карла Шлехты, и кончая современными публикациями, посвящёнными «казусу Ницше»

Итак, оболганный философ реабилитирован, и постепенно, со второй половины 20 века, формируется новое общественное мнение в интеллектуальной среде Европы, всё чаще раздаются голоса сочувствия и даже сострадания новому мученику познания - и речь уже ведётся об одиночестве, непонятости, изолированности философа. Это мнение, в частности, озвучивает Стефан Цвейг, в своём мастерски написанном эссе «Ницше Борьба с безумием» С чувством восхищения и признательности преподносит Цвейг новое видение Ницше – трагически одинокого, мучительно преодолевающего недуги и человеческие слабости. Неустрашимое и неукротимое стремление к познанию, Ницше – сверхличность, титан Духа, первооткрыватель Свободы и так дальше, и так дальше.

«Входя в его книги, мы ощущаем озон,…свободный кругозор открывается в этом героическом пейзаже, …и веет в нём безгранично прозрачный, острый как нож, воздух, воздух для сильного сердца, воздух свободного духа…..»

Написано превосходно, и впечатление передано точно, но… ни слова о философии. Почему?
Может быть потому, что Ницше бесполезно цитировать, вырывать из контекста отдельные фразы, ( выше я уже писала, чем чреват подобный опыт – профанацией и искажениями). Получается, что тексты его произведений необходимо читать целиком, что это своего рода процесс, зафиксированный письменно опыт по разъятию сознания, выходящий за границы разумной безопасности. Исследуется не мир, не законы нашего бытия, исследуется сам инструмент познания – ментальный разум, шаг за шагом: его понятия, представления, связи, подвергаются беспрецедентному препарированию и отсечению в качестве иллюзорности.
Ментал исследует ментал, выбивая, одну за другой «из под себя», смысловые опоры

И в результате этой безумно дерзкой логической « медитации», этому действу, которому нет, и не было аналогов в Европе, возникают тексты, которые сам Ницше называл «взрывоопасными». Спрашивается, почему?!
Действительно воздействие произведений Ницше на сознание неоспоримо. Тот, кто открыт его философии, очень скоро вместо логического анализа, впадает в некую эйфорию, экстатическое состояние… В конце концов становится важен лишь сам процесс прочтения и эмоциональный взрыв в результате.
Тот, кто практиковал восточные методики работы с энергиями, знает, что большой приток психической энергии вызывает именно такую реакцию сознания – восторг от ощущения солнечной радости бытия.
А что сам Ницше говорит о своей философии? А ничего, то есть он говорит не о философии, а о психологии

«Вся психология до сих пор не могла отделаться от моральных предрассудков и опасений: она не отважилась проникнуть в глубину…
И Далее – «сила моральных предрассудков глубоко внедрилась в умственный мир человек….она действует вредоносно, ослепляет, тормозит, искажает…
… крепче стиснем зубы, рукою твёрдою возьмём кормило! – мы переплываем прямо через мораль!...
Еще никогда отважным путешественникам и искателям приключений не открывался более глубокий мир прозрения: и психолог, который приносит жертву, вправе требовать за это, чтобы психология была снова признана властительницей наук, для служения и подготовки которой существуют все науки. Ибо психология теперь стала снова путём к основным проблемам»
(Из книги «По ту сторону добра и зда»)
Ну, вот видите, скажет непосредственный читатель, Ницше отвергает мораль…
Подобных, на первый взгляд, провокационных заявлений – тьма. Тексты Ницше – сплошная провокация, Нам ни на секунду нельзя расслабиться, воспользоваться апробированными способами и приёмами мышления - суть моментально ускользает от нас, остаётся профанация, которую мы и принимаем за философию Ницше.

Ницше постоянно использует метафоры, яркие образы, иносказания. И в этом отрывке это хорошо видно. Современный западный человек, привыкший понимать написанное с помощью логики, спонтанно, чувствует, что здесь это не проходит. Уверовав, что он всё понял, и придя в состояние отрицания или восторга, он на самом деле остался там, где он есть, нисколько не приблизившись к истинному пониманию…
Странная философия -- ни один философ не излагал свои мысли подобным образом. Всё здесь кажущееся, ничему нельзя доверять, всё вроде понятно. И не понятно на самом деле ничего. Как в восточных текстах, понимание приходит после длительной работы над своим сознанием.

Но, позвольте, какое отношение европейский учёный, второй половины 19 века соприкоснулся с восточными методиками работы с сознанием?
Вот именно, -19 века. Этот век поставил перед человечеством вопрос о возможностях и невозможностях расширения границ сознания человека. Литература, музыка, искусство откликнулись на запрос эпохи Демон Лермонтова, Джекил и Хайд Стивенсона, музыка Вагнера, позднее исследования Шри Ауробиндо…. Накануне тотального кризиса гуманистических ценностей в 20 веке, вопрос о Добре и Зле становится особенно актуальным. Сознание дуального мира отклоняется и в ту и противоположную сторону, стрелка зашкаливает – и это ужасает.

Эта философия должна была родиться, и это философия психологии
Чтобы понять Ницше надо пройти путь Ницше, потому что его философия – это по сути путь трансформации сознания. Это практикум, многолетний тренинг, опыт, когда исследователь и объект исследования – суть,одно и тоже.
Именно по-этому я рискнула в разговоре с вами утверждать, что философию Ницше нам ещё только предстоит понять, что он – не в прошлом, он – в будущем


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.