Долгая дорога в никуда. Часть IV, глава 1

       4. Цветок жизни

Глава 1.

- Уже заканчиваю. Будь добра, помоги мне слепить в комочки,- ответила Румиса, не оборачиваясь.

  Залина принесла несколько подносов, выложила всю халву из кастрюли и молча присела за стол.
 Румиса налила  в эмалированный ковшик воды и начала, макая руки в холодную воду, лепить комочки халвы, размером с ладонь. Халва удалась на славу. Золотистого цвета с искрящими песчинками сахара.

 - Детей надо учить тому, что пригодится им в жизни, когда они вырастут,- вспомнила Румиса слова бабушки Санет, которая жила через дом от них.- А то все песни поете. Не жалейте ее так. Учите всему. Пусть придет ко мне, я научу готовить и убирать,- ворчала сгорбившаяся соседка.

 -Всему свое время. Хватит на ее век кастрюль и прополки,- отвечал Муслим, но отпускал внучку к добродушной Санет, которой нужна была помощница.

 Восьмидесятилетняя Санет приходилась Муслиму двоюродной сестрой. Своей семьи у нее не было. Муж умер очень давно, а детей им бог не дал.
 Румиса вдевала нитку в иглу, перебирала рис, взбивала сметану, подметала и даже мыла пол в одной единственной комнатушке доброй бабушки Санет.
 Старушка была очень маленького роста. Представьте себе, еще и сгорбившейся под ударами судьбы. Но она не сетовала на свою судьбу и рост. Ее зеленые глаза впали и стали тусклыми от количества соли, что они выплакали втайне от всех.
 Она во всем находила прелесть, даже в своем росте.

 -Чем выше и крупнее человек, тем больнее ему падать и в него легче попасть. А я как карлик. Никому не мешаю, везде помещаюсь, и кушаю мало,- смеялась старушка.
 Единственным утешением и радостью для нее стала малышка Румиса, которая сразу же привязалась к ней. Девочка каждое утро относила ей кусочек свежей лепешки и пиалу сметаны с  соленым творогом.
 Баба Санет учила ее вязать, плести коврики и готовить халву.

  На улице, где жила эта маленькая старушка, стоял запах роз, кустами который был засажен весь ее двор.Три  узенькие дорожки  выложены из бутового камня, а по бокам огорожены красным обожженным кирпичом, который со временем врос в землю по самый край. Одна из дорожек вела в волшебный сад, где цвела японская сакура, плодоносили низкорослые персики, яблоня, абрикос и несколько сортов груш. С улицы окна дома скрывались за старыми густыми кустами сирени.Вдоль склонившегося деревянного забора росла малина, радовавшая ягодами два раза в год.Старый раскидистый грецкий орех плодоносил раз  в два года. Несмотря на маленький размер ореха, ядро было богато маслом.
Виноградная беседка, служащая границей между двором и садом упала.Редкие гроздья позднего винограда были совсем маленькими.

 Румиса еще спала сладким сном, когда баба Санет приносила в кулачке  спелые ягоды малины, первый спелый абрикос, упавший с ветки.

- Где моя внучка? Солнышко давно умылось, бродит по небу.А наш красавица спит.
Смотри, что новый день тебе принес?
  Бабушка клала свои гостинцы на столик под навесом,и, не заходя в дом, шла к себе, зная, что девочка обязательно забежит к ней по дороге в школу и со школы.
    Когда баба Санет не могла уже выходить из дома, Зайнап перешла  жить к ней. А Румиса ходила к ним ночевать.
   Девочка с радостью расчесывала жиденькие волосы, заплетала их в косичку, обнимала бабушка и просила рассказать ей очередную историю из  далекого прошлого, когда Санет жила в горах.Как она ходила к роднику за водой, как напугала волка, как собирала перепиленные яйца, землянику и дикие яблоки.Как в четырнадцать лет она сбежала с возлюбленным, когда мать запретила ей думать о замужестве.
 
 Через полгода в начале осени бабушка умерла.

 Ее похоронили, саманный дом потом снесли,кусты роз раздали всем желающим и только сад напоминал о ней.
http://www.proza.ru/2011/02/06/942


Рецензии