Кре Новая поездка на Алтай 2008. Часть седьмая

31 июля. Четверг.

Самый интересный и насыщенный фестивальный день.

Трофи с элементами ориентирования. Так как у нас был совершенно стандартный, «гражданский» Прадик – пикап, мы поехали на соревнования просто в качестве зрителей на одной машине, пока весь остальной лагерь еще спал. За рулем сидел Артем Ветринский, в кузове - одни из самых лучших штурманов клуба – Виталий Гуреев- V.I.T, и Денис Осадчий (уточнить фамилию)– Sound и я - скромный фотограф. Ну как в таком составе быть просто зрителями? Недолгие уговоры водителя
-Артем, поехали, потихоньку, по точкам, в глубокие броды и болото лезть не будем! Ты же спортсмен! Что тут стоять и смотреть?!
-Да у меня стоят «маленькие» 33 колеса, нет шноркеля, нет ни одной блокировки и заниженных пар! Как мы будем ездить по болоту? Здесь нужны, как минимум 35 «тапки»!
-Темыч, мы поедем без фанатизма! – обычно, эта фраза, произнесенная Виталием, действует на людей магическим образом.
Причем, сам Вит был а тапочках босиком. Ботинки нашлись в кузове пикапа, носки Вит снял с Ахана. Который вначале тоже был штурманом, но потом мы его патиряли…

Виталий бежит регистрироваться. Даже такую «скромную» машинку организаторы зачисляют в категорию Монстры. Получаем легенду. Это не привычное нам в Казахстане ориентирование - никаких координат, вбитых в GPS, просто на листе написаны названия 33 точек, которые нам необходимо взять. За каждую начисляются баллы, в зависимости от ее сложности. Трасса круговая, радиус порядка 8 км, но мы в начале гонки не знали, что трасса замкнутая и подумали, что не нужно много времени тратить на поиск ненайденных точек, вернемся и возьмем позже. Точки назывались так, для примера – «Загончик», «Sexy - береза», «Ивы над рекой», «Ивовая топь», «Большой муравейник», «Не очкуй, возьмешь», «Привет от Ромы «Абрамовича» и другие. Смущала пометка к последней точке – «Машину на финише предъявлять не обязательно. Идите за звук». Это, по меньшей мере, означало, что последняя точка такая засадная, что машина остается в болоте, а штурман бежит сдавать контрольный лист и флэшку с фотографиями.

Артем, как истинный казахстанский спортсмен, привыкший на гонках пользоваться прибором на три буквы, слегка недоумевал
-А как можно брать точки без направлений, без легенды, без GPS. Зачем этот совместный старт, на точках же будет столпотворение???
-Артем, мы все это проходили на Алтае в прошлом году, поехали!
Артем хочет убрать с панели в бардачок закрепленный GPS Garmin, и нечаянно сломает штекер.
-Ну да, все равно он нам сегодня не нужен…
Одновременный старт был уже дан, и машины, как муравьи, бросились в рассыпную в разные стороны. Наш штурман куда-то убегает в сторону.

Первые две точки были рядом – представьте себе римский амфитеатр полукругом, на почти вертикальных стенах которого, ближе к «потолку» точки. Решаем брать правую, над ней растет дерево и будет за что лебедиться. Залететь с разгона ходом на нее нереально. Машина встает почти вертикально, и может перевернуться назад. Пока я карабкаюсь вверх с фотоаппаратом по осыпающемуся грунту, парни разматывают лебедку, лебедятся за дерево, параллельно и меня просто забрасывая наверх. В это же самое время к точке, но с другой стороны через кустарники и буреломы откуда-то сверху продирается прототип, построенный на базе Нивы, раскрашенный в камуфляж. Мы успеваем взять точку и сфотографироваться первыми.

Вторая точка - Артем разгоняется и берет ее прямо в лоб, в своем фирменном стиле – «Нормальные герои никогда не идут в обход», под улюлюканье и аплодисменты зрителей. Я не успеваю в таком теме бегать за машиной и карабкаться до точек. Но понимаю, что мне придется это делать не один час подряд.

Все, датчик адреналина зашкалил у всех – мы полностью в гонке. Контрольное время дистанции – шесть часов. Я как раз с утра переоделась во все чистенькое и надела белые гламурные кроссовки, в них потом очень удобно было «плавать», когда я, стоя по грудь в воде, фотографировала некоторые сложные точки. Как после этого выжил мой CANON, наверное, не поняли бы даже его производители. Да и некоторые штурманы произносили – «Как можно с такой дорогой техникой лезть в болото???».

Можно, если другого фотоаппарата нет под рукой, и нам не хочется прийти последними.
Уезжаем в небольшой лесок, по чужим следам берем первые несложные точки на березах. Точку «Загончик» в стогах сена, вокруг которых бегают человек пять штурманов так же не находим, как и все, и быстро едем к следующей. Наверное, табличку просто украли.
Ручки ни у кого с собой нет, взятые точки на корнете протыкаем просто шурупом, чтобы не запутаться. Дальше дорога идет в реку. Вит уже бежит по колено в воде, показывая путь.

Подлетаем к броду, внизу, в болоте уже утонули две машины, Уазик ребят из Новокузнецка и вторая Тойота-пикап, в кузове которой ехал штурманом один из организаторов и мой хороший знакомый - Александр Плаксин. Успеваю перекинуться с ним парой фраз –
-Саша, вы как так???
-Ну вот так…

Артема все увиденное вовсе не ободряет, в голове у него крутиться одна мысль – «Мы без шноркеля». Нет, две мысли – «Гидроудар». В это время к машине подбегают запыхавшиеся штурманы Виталий и Денис
-Артем, это неправильный брод, поехали дальше, я нашел альтернативный брод, там мелко!
До брода берем сложную точку – подъезд к ней ограничен ленточками, на точке столпотворение. «Ныряем» в один коридорчик, очень крутой спуск с креном, даже со штурманами на подножках Toyota идет на переворот. В этом же самом месте встает на два колеса одна бешенная Нива из города Бийска. Вернее, в ней был один абсолютно не дружащий с головой водитель, который и участникам, и организаторам, и нашему экипажу доставил не мало проблем.

Ничего не остается, как просто ждать своей очереди к этой 37 точке.
11 точка в небольшом болоте, выпрыгиваю в обжигающе холодную воду. Некоторые точки, даже, казалось бы, расположенные сверху, берутся только из воды по руслу реки, в которое Артем никак не хочет спускаться. Не намочить колес в этом ориентировании никак не получится.

Пару точек мы не взяли только из-за того, что на них ломались Уазики, становились просто недвижимостью, перегораживая собой любой возможный подъезд к точкам.
В широкую речку уходят штурмана, разведывая подъезды. Нужно ехать вверх, против течения. В реке есть отмели, но есть и места, где идти невозможно. Пару штурманов просто вплавь добираются до точек. Некоторые ошибаются, или просто упрямые водители делают по своему, в итоге - машины тонут. Как и случилось со знаменитой 60-кой. Ланд Крузер известного москвича дяди Вовы, под ником VOVСолярка, как корабль, раскачиваясь, просто плывет какое-то время по реке, начиная медленно погружаться в воду. Штурман, Господин Beerov, в салоне машины начинает лихорадочно собирать и поднимать над головой ценные вещи и электронику. Второй штурман, новосибирец, так же побывавший у нас в Казахстане, Uazэк Денис, плывет снаружи машины. Я первый раз в жизни видела, чтобы Toyota утонула по руль. Когда этот «чудо – корабль» пришвартовался на большом островке, и открылись двери, все вещи из салона хлынули в реку.
Но Toyota на то и Toyota, после непродолжительного времени машина вновь ринулась в бой и вечером успешно финишировала.

Но этот заплыв Дяди Вовы мы будем помнить еще долго. Над машиной развивался черный флаг клуба, и издали она была похожа на пиратский корабль.

Вит, мокрый по грудь, показывает Артему «мелкий» форватер. Вот и искомая 36 точка, табличка прибита на березе, растущей на берегу. К ней нужно еще правильно подъехать, чтобы сфотографироваться. Спрыгиваю в воду, едва успевая поднять над головой фотоаппарат – мне почти по горлышко. Вот и поплавали, вот и искупались.
Зрители вытягивают меня на высокий берег – только так можно поймать в кадр и номер машины, и табличку.

Тут и там очереди на сложных точках, в колеях и топях сидят машины, разматываются стропы и лебедки.

Ищем выезд из речки – подъем крутой и глиняный. Заскакиваем, насколько это возможно и подтягиваемся на лебедке. Только отъезжаем, на этот же подъем, просто, как ласточка заскакивает огромный тяжелый Патруль. Эта машина не раз показывала чудеса подготовленной техники на этом этапе, и мне кажется, первое место в классе «Монстры» им досталось по праву.

Берем пару точек на другом берегу. Такого трафика из машин на узкой тропинке, я не видела ни на одном соревновании. Пока парни уходят вперед на разведку, мне приходится пересаживаться за руль.
Тропинка узкая, едем между деревьев, сложив зеркала. Артем постоянно кричит на штурманов, чтобы они раздвигали ветки, потому что он только недавно покрасил в неповторимый зеленый цвет свой пикапчик. Какой-то участок – просто настоящий бурелом. Тут и мне становится невыносимо жалко машину. Но назад дороги нет.
Мы же настоящие казахи, у которых нет в словаре слово «Назад». Всегда и в любой ситуации есть только «Алга!» - «Вперед!».
Половина гонки позади. Доезжаем до болота, в нем уже сидит самая старая и самая «беззащитная» машина соревнований – кабриолет Виллис, салон которого обтянут ярко-красной тканью. Машина почти полностью скрыта в камышах.

Спуск к болоту с полянки очень крутой. Еще на подъезде к ней, мы заметили, что вся наша команда наконец таки проснулась и приехала на нас поболеть. Исузу Биг Хорн уже вытягивает на подъем стропой нашего конкурента – один из многочисленных Уазиков.

-Артем, какая я нас длина троса?
-54 метра
-Все, тогда хорошо, лебедимся и идем на точки!

И вот, еще одна казахстанская машина узнала, что такое истинная российская грязь, и что такое истинное российское трофи. Скажу за весь наш экипаж однозначно и правду – нам не понравилось. Пока мы сами были «недвижимостью», мы попали в поле зрения камер некоторых российский телеканалов. Один оператор канала РТР попросил

-А может, вы погазуете, для камеры
-Ага, чтобы еще больше сесть на мосты и остаться в этом болоте навсегда.

А с высокого берега раздавались крики других участников – «Казахи, сдавайтесь!»
Ну уж нет! К нашей группе болельщиков, наконец приехала машина, которая могла поучаствовать в этих соревнованиях и реально победить. Это наш малютка Jimny. Но на подъезде к лагерю у него рассыпался подшипник ступицы, новый, привезенный из Алма-Аты второй группой, не подошел и ремонт затянулся надолго. К началу соревнований не успели.

Болото было на самом деле засадное, мы пытались залебедиться, но намокший кевларовый трос плотно закусило внутри механизма лебедки, а его оставшейся длинны не хватало ни на что. Ситуацию осложняло еще и то, что везде по нашему курсу были натянуты лебедки или стропы, мимо нас пролетали на скорости джипы, на которые мы с завистью смотрели и как молитву повторяли фразу – «Заниженные пары, блокировка и 35 резина. Даже без шноркеля мы бы всех порвали. Наверное».

В болоте мы провели почти 50 минут. Нас предложил зацепить и вытянуть лебедкой Jimny. Но за помощь зрителей машина снималась с дистанции. А у нас еще оставалось 2 часа времени, и сдаваться мы не собирались. Кое-как развернулись, связали вместе несколько строп, закрепив их с остатками троса лебедки медленно, по сантиметру вылезали на верх из этого болота. Вытянулись на сухую полянку, так и не взяв ни одной точки, а их было в болоте три или четыре.

-Артем, сейчас размотаем узел, дернув лебедку за березу, и опять в болото, брать точки! – С Витом в такой ситуации спорить было бесполезно. Не иикаких сходов и пропущенных просто так точек.

Размотали тросс, но намокший кевлар обладает совсем другими свойствами. Он рвется, как тряпочка. Разворачиваемся, со всего разгона влетаем опять в болото, только уже по другой траектории. Садимся, разматываем лебедку, крепим трос и … Он рвется. Связываем, рвется опять. Взяли точки, ага…Время уже 16-44.

Но не тут то было – кевлар можно переплести, и закрепить изолетной, что мы и делаем. Когда мы сфотографировались на этих болотных точки, я думала, что бОльшего счастья в жизни не бывает.
Дальше мы уже не знаем – искать точки по этому берегу, или возвращаться на другой. Решаем вернуться, потому что лесок вокруг болота уже пуст и безлюден

Из 33 мы взяли 26 или 27 точек. Трасса заканчивается в большом болоте, на противоположном конце которого расположены две точки, дающие наибольшее количество баллов. Вит пробует глубину, и мы все понимаем, что она однозначно выше нашего капота, и машина гарантированно «хлебнет» зеленой и вонючей болотной жижи.

Подъезда к точкам с другой стороны мы не находим, да и время почти кончилось. Из более чем сорока машин, участвовавших в этом непростом соревновании мы оказались на седьмом месте. Если бы мы рискнули и взяли последние две точки, мы были бы третьими.
Организаторы нам скажут – «Казахи, мы так за вас болели, мы с такой надеждой искали на вашей флэшке последние две точки….»

Риск, конечно, дело благородное, но с мертвой машиной за 1700 км от дома было бы не очень весело. В прошлом году, прямо посредине трассы почти таких же соревнований, когда мы за 2 часа взяли уже больше половины обязательных точек, сгорел электромагнитный клапан на одном из 78 Прадиков, на котором в этом году приехали на фестиваль наши молодожены.

Его владелец, Андрей, благоразумно отказался от участия в трофи, вспоминая ту эпопею, с которой мы искали и доставляли в лагерь это клапан за 600 км до ближайшей цивилизации…

Но Алтай и на этот раз взял свою жертву. Забегая вперед скажу, что когда мы уезжали с фестиваля, километрах в 50-ти от лагеря, Прадо Андрея Паджеро просто заглох на одном из горных серпантинов.
Оживить машину на месте не удалось. Подозрение пало на все тот же злосчастный клапан и мы со скоростью 60 км в час тащили на тросу мертвую машину 600 км до границы и потом до Усть-Каменогорска.

Весь лагерь после соревнований напоминал одно большое СТО, и людей чаще можно было встретить лежащими под машинами, чем сидящими за столами.

Вечером мы с Аханом приготовили бешпармак. Все, мне теперь точно можно замуж выходить – есть готовить я уже почти умею..)))

Получился целый казан, хотя мы почему-то боялись, что на всех не хватит. Организаторы и другие гости сидели у нас в лагере опять до рассвета. И начали петь песню про КАНЯ!! Нас всех аж подбросило)))


Рецензии