2. Поворот не туда

Основано на реальных событиях.

Этим рассказом хочу выразить огромную признательность Игорю, Вове и оставшемуся неизвестным спасателю из Крыма, благодаря которым я имею возможность по-прежнему жить и творить…

Спасение утопающего – дело рук самого утопающего.
Поговорка

          Было свежее августовское утро. Я шёл по роскошным приморским кварталам Одессы, сплошь да около поросшими зеленью деревьев и кустов, из-за которых и выглядывают стены высотных домов, отделанных по последней архитектурной моде. Напевая какую-то песенку, я слегка улыбался своим мыслям. Эти выходные обещали стать лучшими в моей жизни. Вчера я побывал на загородней базе Черноморского Гайдамацкого Объединения, что на месте бывшего зверохозяйства – огромной заброшенной территории в 50 гектаров. Тогда же и договорились с Игорем и Вовой сегодня утром, в субботу, пойти на море. «Во второй половине дня, - размышлял я, – пойду, как обычно, на тренировку, а завтра…завтра с утра поеду в соседний город на этно-фестиваль “Археология”». Этим фестивалем я буквально бредил последние полторы недели – так сильно было желание вырваться на эдакое «народное гуляние» с хорошей компанией, «оторваться» на концерте любимой группы… Ну, и в этот вторник мне исполнялось 15 лет. Всё было отлично, только какая-то часть меня ещё вчера изо всех сил выступала против этого похода на море. Сколько я ни учу себя слушаться внутреннего голоса, который почти всегда оказывается прав, - никак не приучу. А зря.
   Вова сидел как раз там, где мы и договаривались – на ступеньках красивой арки с надписью «Аркадия» - это один из наиболее известных пляжей Одессы. Вскоре подошёл Игорь и мы, весело шутя и прикалываясь друг с друга, пошли по широкой аллее, слева и справа заставленной разнообразными ларьками и игровыми автоматами. Купили пива, взяли жетончики для одного автомата – «измерителя» силы удара. Массивный и крупный телом Вова бил первым, набрал около 600 очков. Игорь, также комплекцией немного побольше меня, бил вторым, набрал очков на 20 больше. Я бил третьим, привычно крутанувшись на ногах и вкладываясь в удар всем телом. Счётчик застыл на цифре «647». Усмехнувшись – «вот что значит рукопашный бой, учитесь, пока я жив!» - я бодро пошёл рядом с товарищами. Именно тогда я почувствовал не очень хорошую вещь – будто плыву по течению, не имея контроль над происходящим. Но поскольку со мной так бывает часто в подобных ситуациях, я не придал этому особого значения. У самого пляжа мы встретились с общей знакомой Игоря и Вовы – Владой – и уже все вместе зашагали по песку.
   Выбрали местечко, расположились. Вова предложил пойти попрыгать с пирса, после краткого обсуждения подробностей этого мероприятия все согласились. Я в разговор не вмешивался – просто плыл по течению… Только вот плавать я не умею. После ребята долго допытывались у меня – отчего я не сказал этого тогда. Не знаю…
   Пирс вонзался бетонным штыком в тело Чёрного моря метров на 30, колол ступни острыми выступами. Игорь заметил, что сегодня большие волны.
-   Ну так хорошо, - уже мало что соображая, сказал я.
Дойдя до конца пирса, мы остановились. Здесь было довольно много людей: одни ловили рыбу, другие загорали, третьи – ныряли.
-   Надо, чтобы кто-то один посторожил пиво, - сказал Игорь.
Я предложил свою кандидатуру – что-то во мне всё ещё сопротивлялось течению. Но порешили на том, чтобы прыгнуть всем вместе, а пиво и так никто не тронет. Разбежались… Первым полетел в воду Вова, будучи вытолкнутый из «строя» совместными усилиями меня и Игоря. Отсмеявшись со смешно барахтающегося парня, Игорь посерьёзнел:
-   Ну ладно, пошли…
Бетонная кладка оборвалась очень быстро, и я ощутил под ногами пустоту. Я ещё не знал, что так же быстро с этим прыжком оборвались и все мои планы, и мечты. А также могла оборваться и вся жизнь, так и не завершив четырнадцатый круг. Какой чёрт меня дёрнул на этот прыжок – не знаю. Однако совершил я его по собственной воле. А, стало быть, виноват во всём только я. Каждый волен вертеть своей жизнью, как хочет. Вот и повернул…повернул не туда. И назад дороги уже не было.
   Вода приняла меня в свои объятия и почти сразу же («Вода имеет свойство выталкивать» - пронеслась в моей голове фраза из какой-то энциклопедии) выплюнула обратно. Окунувшись ещё раз, я краем глаза увидел, как следом за нами прыгнула Влада, как ребята плывут к подъёму на пирс, что был метрах в 10, и последовал за ними. Но после двух гребков вдруг пришло понимание, что что-то не так. Я хотел крикнуть товарищам, чтобы помогли подплыть, но вместо этого хлебнул солёной морской воды. Ещё через несколько гребков я понял, что тону. Страха не было, было лишь беспокойство и желание поскорее выбраться. Ноги задели шершавые камни пирса, и я уже готов был придержаться за край, как очередная волна накрыла меня с головой, отбросив на пару метров. Вынырнув на пару секунд, я успел крикнуть «Игорь!» и выставить руку вверх. Через несколько мгновений из-за словно подёрнутой водяной пеленой реальности показалась рука в ответ, и я схватился за неё. Я очутился на мелководье, примерно по горло в воде, но сделал лишь несколько судорожных вдохов. Затем новая волна скрыла небо. Я ухватился за Игоря, но тот отбросил мою руку, поняв, что ему одному не справиться. У меня промелькнула мысль, что меня бросили. «Что ж, - подумалось мне с леденящим спокойствием, - значит, умру». Но где-то в глубине души я почему-то твёрдо знал, что меня вытащат. Тем временем вода заливала лёгкие, а сил уже не хватало, чтобы выныривать на поверхность. Никакая жизнь у меня перед глазами не проносилась, я не думал ни о чём и ни о ком. За два последних рывка, прежде чем погрузиться в пучину, пробежала лишь одна мысль: «Это будет бесславная и позорная смерть!»

***
   Я спал крепким сном, подложив руки под голову – как всегда. У себя дома, на кровати. Скоро зазвенит будильник и мне придёт пора вставать. А пока я витал в царстве грёз. Сознание заливало светлое марево, виднелись очертания каких-то строений. Вокруг было так тихо и спокойно, что хотелось остаться здесь навсегда. Давно же я так крепко и хорошо не спал…
   И вдруг меня ударили. Не открывая глаз, я увидел толпу людей, что окружили меня и пинают. Словно откуда-то издалека слышались голоса. Кто-то поливал меня холодной водой. Кто вы?! Что вам от меня нужно?! Самое интересное было, что я почти физически чувствовал боль. «Во сне боли не бывает», - промелькнуло в голове. Я хотел уйти обратно, в тот светлый и тихий край, но тут один из силуэтов склонился надо мной, и моё туловище пронзил ощутимый толчок в груди…который шёл почему-то изнутри. Лёгкие наполнились воздухом. Всё это вызвало у меня странные подозрения - именно так я представлял себе искусственное дыхание. Но…зачем? Ведь это всё не по-настоящему! Я всего лишь сплю! Дайте поспать…
   Но меня подняли спиной вверх и стали бить коленом в живот. В бешеной тряске я различил вокруг чёткие контуры людей, которых охватывал чуть светящийся ореол – аура. От жестокого издевательства над моим телом и последующего падения на спину, я очнулся. Надо мной действительно стояли люди с испуганными и озабоченными лицами. Справа сидел Игорь.
-   Что происходит? – хотел спросить я у него, однако издал лишь приглушённый шёпот.
-   Очнулся! Очнулся! – зашумели вокруг. – Давайте его на носилки!
Меня подняли и опустили на какую-то материю. Мельком оглядевшись, я вспомнил всё – и прыжок с пирса, и погружение под воду. Но сознание отказывалось верить в происходящее. Я пошевелил рукой и почувствовал тошноту.
-   Сейчас вырвет! – прохрипел я и, перевернувшись на бок, блеванул на песок.
-   Ну, теперь жить будет, - успокоенно сказал голос откуда-то сверху. – А ведь ещё секунды две и поздно было бы.
-   Да, парню повезло, - согласился с ним второй. – Скажи пацанам спасибо, что вытащили тебя.
-   Спасибо, - с какой-то ноткой иронии отозвался я. – Много времени прошло?
-   Времени? – растерянно переспросил кто-то. – Нет, немного.
Перевернувшись на другой бок, я попытался встать на ноги:
-   Пустите! Со мной всё хорошо – сам дойду до подстилок…
Но меня насильно уложили в носилки («Да лежи уже!»), подняли и куда-то понесли.
-   Может, лучше на самом деле его к нашим подстилкам отнести? – послышался голос Игоря.
-   Нет-нет, несите в санчасть!
-   Мы тогда заберём вещи. Всё будет хорошо, - подмигнул мне Игорь. – Только глаза не закрывай.
Почему это не закрывать? Я ведь просто хочу спать… Но спорить не стал – внутренний голос подсказывал, что лучше будет и впрямь их не закрывать. Вокруг, казалось, царило смятение, и все люди на пляже смотрели в мою сторону. Впрочем, мне было наплевать – я пребывал в состоянии человека, которого посреди ночи разбудили и хотят от него чего-то важного. Несли меня, видимо, сначала ногами вперёд, потому как какая-то бабка закричала:
-   Ой, батюшки, глядите – покойника несут!
Тут меня, грубо говоря, пропёрло:
-   А-а-а! Рано меня хороните! – заорал я на весь пляж.
-   Не дождётесь, да? – как-то испуганно пошутил голос Игоря.
Меня перевернули головой вперёд и продолжили перемещение. Пожилой дядька с усами («казак» - моментально возникла ассоциация), семеня рядом, ворчал:
-   Это я тебя отгонял сегодня ночью, когда ты купаться полез!
Слегка ошалев от такого маразма, я поначалу не понял смысла слов и растерянно переспрашивал:
-   Что вы сказали? Что вы сказали?
Но меня как будто не слышали. Наконец, носилки опустились на жёсткий асфальт и голоса начали говорить про «укол» и «вызов “Скорой помощи”». Кто-то снова облил меня водой. Тут же по всему телу пошла сильная дрожь.
-   Хватит! Холодно… - прохрипел я.
-   Ничего, зато спать не будешь!
Подбежала женщина со шприцом, и что-то чужеродное на мгновение проникло в левое плечо. Впрочем, кроме этого я ничего не почувствовал. Потом мне рассказали, что медсестра в тот день пришла только для того, чтобы уволиться и, по счастливой случайности, именно в это время. Сознание постепенно возвращалось. На вопросы о самочувствии я отвечал, что всё хорошо – на самом деле, кроме слабости и лёгкой растерянности, всё было в порядке. «Казак» вновь стал ворчать о «моих» ночных купаниях, и Игорь яростно пресёк его болтовню. Затем я попросил друга позвонить моим родителям. Вновь перевернулся на бок – меня снова тошнило. Кто-то посоветовал мне встать, упираясь на колени и локти. «Жить на коленях – позорить ноги», - промелькнули в голове слова одной песенки. Стоять на локтях было неудобно, и я выпрямил руки.
-   Тогда лучше попробуй сесть, - опять посоветовал мне чей-то голос.
-   На жопу? – глупо спросил я.
Внутренний голос тут же ехидно вопросил – «а как ещё можно сидеть?». Принимая сидячее положение, я увидел справа от себя врача в зелёном халате. «Быстро добрались, однако…» Врач расспрашивал свидетелей о случившемся.
-   Я тоже спасатель, из Крыма отдыхать сюда приехал, - оживлённо болтал кто-то. – У нас такое часто случается, так что опыт есть. Но такое везение я вижу в первый раз.
-   Почему ты не выплыл? – спросил меня Игорь.
-   Я плавать не умею, - виновато улыбнулся в ответ.
-   Так чего ж ты не сказал?!
Я пожал плечами.
-   Кто меня вытащил?
-   Вот этот парень из Крыма, ну, и мы с Вовой помогали.
-   Спасибо, ребята, - уже вполне осмысленно поблагодарил я.
Тут врач стал звонить моей маме и рассказывать, куда меня повезут. Я попросил передать, что со мной всё в порядке – меня снова не услышали… Через минуту я уже самостоятельно встал и, опираясь на руку врача, пошёл к карете «Скорой помощи».
-   Мы скоро на маршрутке подъедем! – крикнул мне вслед Игорь.

***
   В тот же вечер я уже полностью оклемался, чувствовал себя бодрым, здоровым и сильным – как обычно. Врачи (а вместе с тем – и родители) констатировали, что со мной всё нормально, но настояли на том, чтобы я остался на ночь в больнице. Воскресенье прошло для меня уже дома, в лютой злости, в первую очередь, на самого себя. Я был справедливо наказан за собственную глупость и, возможно, за неумение контролировать мысли. Однако в понедельник стало известно, что долгожданный фестиваль оказался вовсе не таким «крутым», как планировалось. Вряд ли поездка туда имела бы какой-то смысл. Оборвав вполне сложившиеся цепи будущего вместе с тем прыжком, смерть показала мне своё лицо – не знаю, для чего и зачем. Подобный опыт – бесценен. Так было ли это поворотом не туда? Мокошь – Богиня Судеб – всегда знает верный путь, на то она и Богиня. И если мы не в состоянии сделать выбор сами, она подталкивает нас, косвенно или прямо, но весьма однозначно. За это я Ей и благодарен, как благодарен ребятам, что вытащили меня. Урок понят, но пора бы учиться мне и самому различать путь… 

17.08.08


Рецензии