Северный соловей

( к 220-летию со дня рождения Алябьева)


       Как-то в Новосибирске мне довелось услышать интересный коллектив музыкантов- исполнителей на духовых инструментах под руководством Аркадия Бурхянова. Программа называлась «Эхо Полтавы» и в основном состояла из произведений военной музыки времен Петра I. Я полюбопытствовал у музыкантов и выяснил, что основу репертуара составляет так называемый " Тобольский манускрипт"- что-то вроде старинной нотной тетради или альбома с собственноручными записями шведского музыканта Густава Бридстрема. История его такова:
После разгрома шведской армии в Полтавском сражении среди множества других пленных оказались и музыканты военного оркестра шведского короля Карла 12. Вместе с гобоистами, флейтистами и барабанщиками в плен попал и шведский капельмейстер. Пленных отправили на поселение в Сибирь, на Иртыш, где они ремесла своего не забывали, и составили костяк духового оркестра, обслуживавшего нужды Тобольского военного поселения. Когда пленным разрешили вернуться на родину, многие из музыкантов отправились в Швецию пешком, зарабатывая по дороге на жизнь кто чем может. Был среди них и Густав Бридстрем, сумевший добраться до родных мест, но вскоре скончавшийся. И кануть бы ему в Лету, если бы не эта старая нотная тетрадь, содержащая зерна военной музыки, впоследствии проросшие творчестом знаменитого русского композитора Алябьева.
Двадцать лет, проведенные в русском плену сказались, многие музыканты вскоре потянулись назад, в Россию, и стали наниматься на службу в оркестры русской армии. В Тобольск вернулись четырнадцать человек и поступили на службу в оркестр Тобольского казачьего войска, тот самый которым позже руководил Александр Алябьев.
       К тому времени, когда оркестр возглавил сосланный в Тобольск за избиение карточного шулера русский композитор, в оркестре кроме фамилий практически ничего шведского уже не осталось. Однако Алябьеву удалось вернуть оркестру былую славу и поднять уровень культурной жизни провинциального городка до почти столичных высот. Тобольск едва ли не сделался второй столицей русского музыкального водевиля, и именно в этот период под аккомпанемент военного оркестра здесь впервые прозвучал знаменитый «Северный соловей», ставший мировым шедевром, а вслед за ним и знаменитый «Вечерний звон», который нынче вообще почитается за народную песню.
По иронии судьбы Александр Александрович Алябьев родился именно в в казачьем военном поселении Тобольск. Произошло это в 1787 году, в период расцвета просветительской деятельности шведских музыкантов, и военная музыка сыграла в его судьбе удивительную роль. Пленный шведский оркестр обслуживал не только нужды военного гарнизона, но и дворянские «ассамблеи, на коих окромя балов разыгрывались и спектакли в костюмах под военную музыку». Не в этом ли корни красочной водевильной музыки Алябьева, сделавшей его самым популярным композитором своего времени?
Прошли годы, и судьба распорядилась так, что герой войны 1812 года полковник Алябьев был лишен наград и регалий, и сослан на родину в Тобольск, где первым из русских композиторов сделался военным капельмейстером. Для русской духовой музыки это было почти эпохальное событие. Именно в этот период написаны лучшие произведения композитора для военного оркестра, к сожалению нынче почти позабытые. Их партитуры в большей части утеряны, и скорее всего - навсегда. Но несомненно, что в целом тобольский период жизни и творчества Александра Алябьева оказал положительное влияние на развитие отечественной военно-оркестровой службы, заложив традицию концертной деятельности. Позже его примеру последует Николай Андреевич Римский-Корсаков и другие русские композиторы, создавшие для военных оркестров и их солистов добротный концертный репертуар. Сегодня эта традиция набирает новую силу в творчестве лучших военных дирижеров Российской Армии.
В день 220-летия со дня рождения Александра Александровича Алябьева, мы, военные капельмейстеры рубежа тысячелетий, с глубоким уважением склоняемся перед заслугами первого русского военного музыканта, еще при жизни достигшего мировой славы в своей творческой деятельности.
 

15.08.07 г.
г Липецк.


Рецензии