Повесть Княжна. Часть 2

Часть II.
Глава I.

Мария стояла у окна своей комнаты и грустно смотрела, как капельки дождя скользят вниз по стеклу….
-Когда же этот дождь закончится?! Льёт, как из ведра уже четвёртый день! - спрашивала она у самой себя - Как же хочется на улицу, чтобы Дмитрий Михайлович приехал. Он же обещал меня со своим другом познакомить…. А Сашенька, я тоже хочу, чтоб она меня навестила…!
Княжна как будто сама ругала себя за плохую погоду. Ей надоело читать, играть на фортепиано, писать письма всем родным, рисовать что-либо, но других занятий не было. В такую слякотную погоду в Елагино даже из дворца не выйдешь. Остаётся только сидеть и мечтать….
-Мари, Мари! - послышалось где - то из комнат - Мария, где ты, девочка моя?
Княгиня Ольга Александровна искала дочь. В руках у неё был какой-то конверт. Она зашла в комнату и увидела Марию, спящую в кресле с книгой в руке.
-Мария Андреевна! - произнесла она с улыбкой на лице - Вам письмо! Прочесть не желаете?
Маша открыла глаза, посмотрела на маму, потом вкруг себя.
-От кого письмо, маменька? От Орловых?
-Хм, ты ждёшь письма от князя Орлова? Интересно…. Нет, боюсь разочаровать тебя Мари, но послание из дворца, от Его Величества - говорила Ольга Александровна вполне спокойно и размеренно.
-От кого?! Маменька, я не ослышалась?! Письмо то государя?! Вы не шутите?! - чуть ли не кричала Мария Андреевна.
- Ну что ты так кричишь, Мария, к чему столько вопросов? Да, государь прислал тебе письмо. Успокойся - княгиня подошла, обняла свою младшую, совсем ещё юную дочь.
Машенька тоже обняла мать, та погладила её по голове
-Какой же ты у меня ещё ребенок… - вздохнула Ольга Александровна - И в то же время такая взрослая…
-Маменька! - протянула Мари, и поцеловала её.
-Так ты будешь читать? - вернулась княгиня Елагина к вопросу с письмом.
-Да, конечно. Давайте маменька, я прочту.
- Я оставлю тебя. Приводи себя в порядок и спускайся, мы ждём тебя к ужину - Ольга Александровна протянула дочери конверт и удалилась.
Как только за матерью закрылась дверь, княжна в нетерпении разорвала конверт и обнаружила приглашение на императорский приём для юных представителей дворянства.
-Боже, спасибо! Как долго я этого ждала!!! - она кричала, что есть сил.
Маша была так рада, так счастлива, что начала кружиться, бегать по комнате, но, потом всё-же взяла себя в руки.
Мария спрятала конверт в шкатулку, - «Для сохранности…» и побежала по широкой лестнице вниз к родителям.
Они давно уже дожидались её.
-Ну, как, прочла?
-Да, маменька, я так счастлива! - радовалась Мария.
Так, когда приём? - осведомился князь.
Мари молчала.
- Андре - обратилась Ольга к мужу по-французски, - Ты же знаешь нашу дочь, она, наверное, так увлеклась чтением письма, что самое важное забыла посмотреть. Да, дорогая? - последнее было адресовано Маше.
Да, мамочка… - совсем смутилась княжна.
-Приём третьего июля! Нам тоже пришло приглашение, поэтому я и знаю дату - гордо заявила Ольга Александровна.
Тогда завтра вы можете вместе поехать выбирать платья! Я не могу лишить моих любимых женщин такой радости! - объявил обрадованный отец семейства.
-Папенька, милый, спасибо!- прокричала Мария и бросилась ему на шею.
Он покружил её, поцеловал в лоб, и все стали ужинать.
Завершался день, Марье Андреевне пора было ложиться. Отдыхать совсем не хотелось, и Мери вышла на балкон, она любила рассматривать Елагинские просторы. Вот, и сейчас наблюдала за тем, как солнце бросает свой последний тоненький жёлтый лучик на листву высоких деревьев. Где-то вдалеке, на той стороне реки, всадник гнал своего верного коня, какая-то повозка направлялась по тропе, верно крестьянин ехал домой…
Покуда юная княжна наслаждалась красотами острова, тот самый лучик уже давно исчез за дальним бугорком. Стало совсем темно, смотреть уже было не на что, и Мария зашла в комнату, легла на мягкую кровать…
Сон всё не шёл. Никак не хотел появляться Морфей, зато приходили разные мысли. Она думала о предстоящем приёме во дворце, представляла, как карета подъезжает к Царскому Селу, где проводит летние месяцы Императорская чета…





Глава II.

Солнце било в лицо так, что резало глаза. Мария лежала в постели и смотрела на маму, которая открыла тяжёлые занавески в её, пока ещё детской комнате.
-С добрым утром, Машенька! Пора вставать. Ты не забыла, что у нас сегодня в планах покупка платьев? - поприветствовала княгиня дочь.
-С добрым утром, маменька. Не думала я, что засну этой ночью… столько мыслей в голове… - задумчиво сказала Мари и села на кровати, закутавшись в одеяло.
-Надеюсь, мысли твои были приятными.… А вообще барышням твоего возраста свойственно мечтать, так что ничего страшного - успокоила её мать.
Мария улыбнулась, подумав, почему старшее поколение всё время упоминает о её возрасте…
-Ладно, моё солнышко, я оставлю тебя, собирайся. Позавтракаем и поедем. Согласна? - ласково спросила Ольга Александровна, и, не дожидаясь ответа, выскользнула за дверь.
Маша кивнула и пошла собираться. Кое-как, выбрав подходящее для выезда в город платье, Мария спустилась в столовую. На завтрак подали лёгкую, но очень полезную, как всем казалось, кашу, кофе и булочки с корицей, которые так вкусно печёт кухарка Варвара.
За столом велась беседа, о какой то семье Корсаковых, вероятно знакомых князю Андрею Елагину. Мари решила не вступать в разговор, а просто тихо наслаждаться, наконец-то солнечным утром. А оно было действительно чудесным: в большие арочные окна столовой били яркие, слепящие лучи, небо было такого лазурного цвета, что глаз не оторвать, дождь, продолжавшийся несколько дней, оставил на ярко зелёной траве капли, которые сверкали, как маленькие рассыпанные жемчужины от порвавшегося ожерелья. Всё говорило о том, что день будет великолепным!
Пока наша княжна Елагина думала о чём-то своём, родители захотели побеседовать с ней.
-Машенька, четвёртого июля, в день после бала, к нам приедут гости, поэтому подготовься - предупредительно произнесла княгиня.
-А кто к нам приедет, можно полюбопытствовать? - осведомилась Мария.
-Можно. Князь Корсаков с сыном нанесут нам визит - спокойно ответила Ольга Александровна.
-Князь Корсаков…. Что-то я не слышала о таком… - задумалась княжна.
-Это мой старинный приятель. Когда ты была маленькой, он с семьёй часто к нам приезжал. Ты, наверное, не помнишь… - пояснил Князь дочери.
-Кстати, совсем забыла сказать тебе, Мари, Лиза прислала мне письмо из Лондона! - вспомнила Ольга Александровна.
-Лизонька уже в Англии! - закричала Маша - Что же вы мне сразу не сказали, маменька….
Всё, нам пора собираться. Об остальном я тебе расскажу по дороге - заявила княгиня Елагина.
Дамы быстро собрались и поехали окунаться в сладостный для них мир.
Ах, магазины, магазины…. Во все времена девушки были без ума от них, некоторые даже теряли сознание, когда узнавали о предстоящем походе…
Мария была не из тех, она всегда знала, что и где нужно купить. Да, ей, безусловно, как и всем нравилось выбирать, примерять и покупать, но она, в отличие от других барышень её возраста не делала из этого, загадочного для мужчин процесса спектакль.
Вот и сегодня она быстро определилась с выбором. Марии приглянулись три наряда: розовое платье, с многочисленными рюшами и бантами, фиолетовое, даже можно сказать фиалковое, с лёгкой шёлковой накидкой, и, наконец, великолепное пышное платье цвета утренней лазури.
Естественно она остановилась на последнем. Это платье было, словно на неё сшито! Такая мягкая, воздушная струящаяся ткань, белые рюши, похожие на тонко сплетенную паутинку, смотрятся, словно облака на небе. А как только Мари идёт, кажется, что эти облака плывут вместе с ней…
О, как это платье подходит под глаза её! Белый шёлковый шарф покрывает, слегка открытые плечи…. Как чудесно всё это смотрится!
Княгиня тоже быстро нашла подходящий наряд. Она купила себе шикарное платье, приглушённо голубого цвета. А для дочери она решила сделать подарок и приобрела серебряную диадему с драгоценными камнями и такие же серьги.
Увидев эту изысканную красоту Мария, захлёбываясь от счастья, но с настороженностью в голосе сказала.
- Маменька, спасибо Вам, за вашу щедрость, но… Вы не боитесь, что я буду выглядеть слишком шикарно…
-Ну, что ты, дорогая моя, на императорском приёме все уважаемые девушки должны так выглядеть. Вот увидишь, юные барышни просто завешают себя этими драгоценностями…. А ты у меня будешь выглядеть очень красиво и изысканно.
- Спасибо, вам, маменька. Вы успокоили меня - глубоко вздохнув, ответила Мария.
Слуга отнёс довольно объемные коробки с платьями в экипаж, и мать с дочерью поехали домой в Елагино, обсуждая свои приобретения.




Глава III.

Следующий день в семье Елагиных был ознаменован, как день перед балом. Мама, княгиня Ольга Александровна, всё время примерялась, переодевалась, крутилась перед зеркалом. Оно и понятно, ей, конечно, хотелось предстать пред императорской семьёй в хорошем свете. Муж и младшая дочь не понимали, отчего она так суетится.
-Маменька, что с вами? Вы же никогда так тщательно на бал не собирались… - пыталась понять маму Мария.
-Это не просто бал, это ИМПЕРАТОРСКИЙ приём! И я не понимаю, как ты не переживаешь и не собираешься… - княгиня Елагина специально выделила это величественное слово интонацией.
-Вы обе правы, но я не понимаю ни одну, ни другую… - растерянно протянул глава семейства.
-Я не волнуюсь из-за приёма, потому что знаю, как буду выглядеть. Я лучше отдохну, ведь завтра ОЧЕНЬ трудный день - важно произнесла княжна и тоже выделила слово.
-Я с вами скоро совсем запутаюсь… - вздохнул Андрей Николаевич и вышел из комнаты.
-Маменька, можно я тоже пойду лучше по саду прогуляюсь… или на кухню схожу, проведаю слуг? - попросила Мария Андреевна.
-Что ж с тобой сделаешь, иди, только не отвлекай сильно прислугу…- вздохнула Ольга, так как не любила общения дочери с крестьянами, и принялась всё за то же дело. Она дождалась пока дочь выйдет.
-А вот Лизонька бы переживала по поводу приёма, примерялась бы вместе со мной,… почему Маша не такая? О чём она только думает?
Мария, спустившись на кухню и, увидев, что кухарка Варенька вместе с остальными женщинами занята приготовлением обеда, и поболтать с ней некому, решила пойти погулять в саду.
В то время, пока Мари наслаждалась красотами Елагина острова, где была отличная погода, князь Дмитрий Орлов сидел в комнате своего Петербургского особняка и думал о ней. Он знал, что завтра будет императорский приём, но не знал, приглашена ли княжна Елагина на сие торжество…
Эта мысль не оставляла его, он боялся, что если она приедет во дворец…. Нет, он даже не знал, чего боялся, просто в душе сидел какой то червячок и не давал покоя молодому князю. Дмитрий не понимал, почему он очень хочет увидеть Марию Андреевну, но он точно знал, что влюбиться в неё он никак не мог. Не только Марию не мог полюбить князь Орлов, он считал, что вообще не способен испытывать это чувство…
Дмитрий стал задумываться, почему он вдруг пригласил княжну Марию на танец, ведь раньше всегда стоял в стороне, беседуя с друзьями, подшучивая над танцующими парами…
-Нет, ну не мог я влюбиться в неё…. Да, что я говорю то такое! Я ни в кого не могу влюбиться! - убеждал себя Орлов, - Мария, она такая… прекрасная…, а я… не мог…, нет! Точно! Просто мы с княжной стали хорошими друзьями! И точка!
Даже после дозы самоуспокоения образ Мари не выходил из его затуманенной головы. Вдруг, Дмитрий вскочил, вскинул голову вверх, провёл рукой по волосам, встряхивая их.
-Готовь мою лошадь. Я еду на Елагин, отцу ничего не говори! - крикнул он в открытое окно, стоящему внизу конюху Петру.
Молодой князь сам не понял своих действий, но всё же решил подчиниться разуму… или сердцу…
Мария шла вдоль побережья острова, смотрела на реку, напевала какой-то мотив, думала о завтрашнем дне…. Она так погрузилась в думу, что не обращала внимания на окружающую её действительность…
Послышался шорох ветвей, Мари оглянулась, никого нет…
Это Дмитрий пробирался к ней минуя деревья и кусты. Ему самому было очень смешно. Никогда князь не мог представить себя в такой роли…
Наконец он достиг заданной цели, увидел княжну Елагину. Она стояла и смотрела на реку.
Орлов выглянул из-за кустов, набрался смелости и прошептал.
- Мария Андреевна.
-Кто здесь? - испугалась она, но не увидела Дмитрия.
-Это я, Марья Андреевна - опять прошептал он.
- Дмитрий Михайлович! Что вы делаете в кустах? - Наконец, Мари заметила князя
Дмитрий вышел, точнее, выкарабкался, отряхнулся, поклонился ей и поцеловал руку.
- Княжна, я один, поэтому никто не должен знать, что я приезжал к вам. Мне просто нужно было увидеть вас и поговорить. Простите, если я посмел напугать вас.
-О, ну что вы, князь! - воскликнула Мария, - Вы ничуть не напугали меня. Я даже очень рада, что вы приехали. Я, наверное, может быть,…вас ждала…
-Что-то случилось? - осведомился князь Орлов.
-Нет, нет, ничего серьёзного, не волнуйтесь, - успокоила она его.
-Я очень рад.
-Может, пройдём к павильону? Там есть удобные кресла, там прохладно и туда никто не ходит. Мы могли бы спокойно поговорить - спросила Мари.
Дмитрий подал ей руку, и они медленным шагом пошли в домик для отдыха, так назывался павильон.
Он представлял собой маленький жёлтый каменный дом, расположенный у самой речки. Сооружение было настолько маленьким, что вмещало всего два, три человека. Внутри действительно было прохладно, стояли графины с лимонадом и стаканы.
Мария с Дмитрием присели в кресла, утолили жажду и принялись за разговоры.
-Вы знаете, что завтра бал во дворце? - аккуратно спросил Князь.
Маша помолчала немного, посмотрев на него так загадочно, что ему стало немного не по себе,
- Да, я знаю, что завтра приём…
-Не расстраивайтесь, Мария Андреевна, вы ещё обязательно удивите всех дворцовых своей красотой… - Дмитрий уделил особое внимание последним словам.
Мария звонко засмеялась, вскочила, взяла его за руки и стала кружиться вместе с ним.
-Я еду завтра во дворец! Я еду! Меня тоже пригласили!
-Что?! - чуть ли не закричал Орлов и резко упал в кресло,-
Что вы сказали?!
-Я сказала, что тоже еду на императорский приём! А вы… не рады за меня, Дмитрий Михайлович? - воскликнула простодушная Мария.
-Ах, Мария Андреевна, простите меня! Я очень за вас рад, и я ведь тоже еду на этот бал, … просто… - не окончил он фразу.
-Что…? Не пугайте меня… - растерялась Княжна.
-Нет, нет, я и не думал. Простите…. Наверное, не нужно было приезжать… - Дмитрий встал, чтобы попрощаться.
-Нет!!! Прошу вас, Дмитрий Михайлович, не покидайте меня. Мы ведь не договорили…, а мне так интересно общаться с вами, - Мари уговаривала его остаться.
-Я так рад, что мои визиты не докучают вам. А, возвращаясь к нашему предыдущему разговору, я хотел сказать, что просто немного неожиданно то, что мы с вами завтра увидимся в Царском дворце….
-Я тоже рада, и вообще, спасибо вам, что вы навещаете меня, ведь у вас, наверное, полно своих дел. Вы покидаете столицу ради меня, ездите в эту глушь.
-О, нет, Мария… - вдруг Дмитрий вспомнил о приличиях и добавил - …Андреевна, я не хочу, чтобы вы подумали, что я лентяй какой нибудь, но… пока я ничем таким не занят и у меня много свободного времени. Я, конечно, помогаю отцу в делах, и он мне за это благодарен, но это мой долг и я не хочу называть это «делом». Поэтому…, сами понимаете, что, я рад иметь честь навещать вас. И что вы там такое говорили про глушь? Больше не думайте даже об этом! Елагин остров лучше всяких столичных городов, здесь так красиво, воздух чистый и свежий… тем более, такой радушный приём всегда встречает меня….
-Спасибо! Не ожидала, что вам понравится у нас, Дмитрий Михайлович - поблагодарила она его и спохватилась, - А где же вы лошадь свою оставили?
-За это можете не волноваться, я оставил своего верного скакуна на въезде у моста.
-А…, ну тогда я спокойна, там всегда присмотрят, напоят…, в общем, всё в порядке.
Оба засмеялись. Дмитрий выудил из кармана золотые часы, подаренные отцом, и посмотрел на них.
- К сожалению, мне пора ехать в Петербург, - вздохнул Митя, - Отец скоро вернётся…. Но мы ведь увидимся с вами завтра, Марья Андреевна.
-Конечно. Езжайте с богом!
Князь Орлов поклонился ей, поцеловал руку на прощанье, посмотрел внимательно и быстрым шагом направился в сторону моста, где стояла его лошадь.
У Марии было такое хорошее настроение, что хотелось петь. И она пела, направляясь к поместью. Так же думала она и о князе.
-Какой же всё-таки хороший человек! Какая у него душа чистая, добрая… Он такой умный, так много знает…. И почему я его так расхваливаю? Может я …, нет, нет, никогда! - не закончила она мысль, так как побоялась этого коварного слова - Просто Дмитрий для меня очень хороший друг….
Повторяя такой монолог по нескольку раз, Мария шла, шла к дому…
Вечер прошёл быстро, все легли спать, ведь завтра такой трудный, но в то же время знаменательный день.


Рецензии
Извините, Маша, что опять влез. Но чисто из наилучших побуждений.

Первый абзац и сразу спотыкаешься. В [] я внес совсем не нужные слова, которые мешают создать картину:

"Мария стояла у окна своей комнаты и грустно смотрела, как капельки дождя скользят [вниз] по стеклу….
-Когда же [этот] дождь закончится?! Льёт, как из ведра [уже] четвёртый день! - спрашивала она у самой себя - Как же хочется на улицу, чтобы Дмитрий [Михайлович] приехал. Он же обещал меня с[о своим] другом познакомить…. А Сашенька, [я тоже] хочу, чтоб она меня навестила…!"

Следующее. Ударение в предложении и почему эти слова не нужны.

"Мария стояла у окна своей комнаты и грустно смотрела, как капельки дождя скользят вниз (капли не могут течь вверх, слово лишнее) по стеклу….
-Когда же этот дождь закончится (ударение в предложении должно быть на слове "закончиться" ведь этого хочет героиня)?! Льёт, как из ведра уже четвёртый день!(опять ударение неправильное - здесь упор должен быть на день) - спрашивала она у самой себя - Как же хочется на улицу,(восклицание, предложение закончено) чтобы Дмитрий Михайлович (столь официально, нет полета мечты девушки) приехал. Он же обещал меня со своим (просто лишнее слово) другом познакомить…. А Сашенька, (снова восклицание с вопросом) я тоже (лишнее) хочу, чтоб она меня навестила…!"

Смотрите, что получится, если расставить немного иначе.

Мария стояла у окна своей комнаты и грустно смотрела, как капельки дождя скользят по стеклу….
- Когда закончится этот дождь?! - спрашивала она у самой себя - Четвёртый день, льёт как из ведра!.. Как же хочется на улицу! Чтобы Митя приехал. Он был так любезен со мной, и обещал с другом познакомить… А Сашенька?! Хочу, чтоб и она меня навестила!..

Примерно так. Сразу вырисовываются и каприз и таска и в то же время бессилие противостоять природе.Чувствуется мимика на нескончаемый дождь, девушки у окна.

С наилучшими пожеланиями.

Сергей Вершинин   08.12.2009 23:51     Заявить о нарушении
Еще, я бы добавил описание девичий комнаты, буквально несколькими штрихами, создал контраст, меж уютом внутренним и разбушевавшейся стихией во дворе. Ведь в девушке все наоборот, внешне она спокойна, а внутри все клокочет – когда же?!

Сергей Вершинин   08.12.2009 23:59   Заявить о нарушении
Эх, если бы каждый читатель оставлял такой комментарий! ОГРОМНОЕ вам спасибо за такой подробный анализ текста! Действительно, так намного лучше. Я сразу поняла все ошибки!

Ещё раз, спасибо большое!

Мария Филиппова-Коренева   09.12.2009 12:38   Заявить о нарушении
Спасибо, что вы меня правильно поняли, Маша. В наше деле это главное. И в благодарность, я вам набросал тот же абзац, но немного в другом ключе, девушки романтичной, ожидающей счастья…

Мария стояла у окна своей комнаты и грустно смотрела, как, оставляя разводы на стекле, скользят крупные капли не вовремя разверзшихся небес. Согласно заботливым указаниям матушки, в девичьей еще с вечера протопили, а на пустынном от непогоды дворе, гулко шлепая лепешками по вязкой, раскисшей ведущей к дому песчаной дорожке, четвертый день шел и шел дождь.
- Господи! Закончится ли он когда-нибудь?! - с мольбой взирая на хмурое, тяжелое небо, на котором не было и намека на просвет, спрашивала Мария. - Льёт, как из ведра! Если бы ты знал, Господи, как мне хочется на улицу! Снова прогуляться на Илагин мост. Хочется, чтобы Митя приехал. Он был со мной так любезен! Обещал с другом познакомить… А Сашенька?! Хочу, чтоб и она меня навестила!..

Сергей Вершинин   09.12.2009 16:18   Заявить о нарушении
Вы просто гений! Сделать из такого скучного абзаца "конфетку"!
Теперь я просто обязана последовать вашим советам и сделать повесть лучше! Спасибо большое, ещё раз!
(Только там не Илагин мост, а Елагин).

=))

Мария Филиппова-Коренева   10.12.2009 05:27   Заявить о нарушении
Опечатка. И на старуху бывает проруха. А скучные абзацы, скучными делаем мы, - люди. Всегда обращайте внимание на мелочи, они как яркие краски раскрасят в радугу даже черно-белый набросок.

Сергей Вершинин   10.12.2009 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.