Заплыв

Александр ГЕРАСИМОВ

Тувинские хроники

ЗАПЛЫВ

       Летом в Туве – сущий курорт. Неделями солнце палит нещадно. На небе – ни тучки. Красота! Одна беда – купаться негде. То есть, конечно, малышня барахтается в речной затоке, а взрослому гражданину воды в ней – только ноги замочить, не более. Да и суеты, и мути от детворы – больше перепачкаешься.

       Рано утром, по холодку, пока жара не набрала силу, я шел на работу, придумывая по дороге, где бы денег перехватить до гонорара. Авторские за последний спектакль почему-то задерживали, а твердого жалования хватало на раз пукнуть. У театра меня ждали двое – художник Володька Малкин и адвокат Эжен Селивестров. Оба, несмотря на ранний час, пьяные в лоскуты.

       «Слушай, Керосинов, – вместо приветствия сказал более трезвый Малкин, – мы тут с прокуратором давеча забились на четвертную – перемахнешь ты речку вплавь или нет? На раз. Только туда. Если переплываешь – он нам ставит, нет – мы ему. И вся любовь – завяли помидоры. Все честь по чести – Мунзук* перебил». Адвокат, крапивное семя, молча кивал, чудом удерживаясь на ногах. По всему было видно – с вечера спать они не ложились.

       Оно конечно, пьяному и море по колено. Но при чем же здесь я, изволите спросить? Вопрос упирается тупым концом в далекое прошлое. Как известно, кому суждено быть повешенным – тот не утонет. И наоборот. В общем, тонул я в своей жизни не раз и все как-то не до конца. То речка мелка окажется, то под руки что-нибудь деревянное попадется, то вовремя откачают. Отметив назойливый отрицательный баланс отношений с водной гладью, я научился плавать. Не быстро, но длительное время. То есть держаться на плаву я могу довольно долго. И вообще люблю это дело. Как увижу водоем – сразу в него кидаюсь, насилу оттащат. Однажды на спор я даже переплыл Неву (правда, не в самом широком ее месте – у Володарского моста).

       Но – одна штука в относительно спокойной воде, а тут – Енисей. Серьезная речка. Дело в том, что в Кызыле встречаются две реки – Улуг-Хем (Верхний) и Ка-Хем (Малый), образуя Бий-Хем (Большой Енисей)**, реку богатую тайменем и хариусом, быструю и жутко холодную в любое время года. Так что подписаться под таким сомнительным мероприятием мог только круглый идиот или потенциальный самоубийца.

       На спорщиков мои аргументы не произвели никакого впечатления. «Что, слабо?! – восклицал Малкин, – А еще художник (как будто бы, если я художник, так и душа из меня – вон). Позоришь Питер! И перед кем?! Перед этим ничтожеством! (адвокат согласно кивнул) Совести у тебя нет! А мы-то тебе коньяк берегли». Нечего сказать – сильный аргумент. Малкин жестом фокусника-расстриги практически ниоткуда материализовал початую поллитровку армянского. Ничего, казалось бы, не соображающий Селивестров распахнул свой бездонный портфель и добыл оттуда майонезную банку с барсучьим жиром. «Вот, – сказал он, – намажешься – никакой холод тебя не возьмет. На себе испытал. Верное дело».

       Есть немало способов убедить человека совершить дурацкий поступок. После второго пузыря я почувствовал себя, если не Вайсмюллером***, то уж Скобликовой**** точно. Малкин жаждал крови. Адвокат малость продрыхся на ветерке, но соображал с трудом. «Ты хто? – поминутно вопрошал он Малкина, – Зачем я здесь? Отпустите меня домой, к детям». Следует заметить, что служитель Фемиды был замечательно холост. И если у него и водились где-нибудь чада, то отпустить его к ним было бы бесчеловечно. Детей мы любили.

       Совершать заплыв я порывался нагишом, мотивируя это тем, что лишняя одежда при быстром течении может создать нежелательную парусность. Многоопытный Малкин уговаривал меня оставить хотя бы трусы. «Старик, – говорил он, – побойся Бога, на том берегу могут оказаться женщины». Голос разума восторжествовал, и, кое-как перепачкавшись барсучьей дрянью, я полез в воду. Галечное дно у берега ласково щекотало мои босенькие ножки. Спьяну вода показалась не такой уж и холодной. «Бог не выдаст – свинья не съест», – решил я и, перекрестившись на монумент Тувинским партизанам, щучкой бросился в реку. Остальное помню фрагментарно. Судорога схватила ногу почти сразу. Полезный совет: не пытайтесь бороться с сильным течением. Просто постарайтесь удержаться на поверхности. Колоть или щипать сведенные члены бесполезно. Следует набрать в легкие побольше воздуха, расслабиться, и, опустив голову в воду, резко потянуть ступню на себя. Помогает.

       Ни о каком плавании не могло быть и речи. Могучая река несла меня, как собака вошь, и на мое счастье выбросила на мелководье километра через три-четыре с гаком. Дуракам везет. С невероятным трудом и Божьей помощью, чудом выбравшись на противоположный берег, я отлеживался добрых часа полтора. Благодарение Господу в паре сотен метров был бетонный виадук. По нему я переполз Енисей и к вечеру добрался до места злополучного старта.

       Отряд не заметил потери бойца. Закладчиков мне удалось обнаружить в театральном буфете. Расположились они вполне комфортно. Адвокат, по-детски подогнув свои толстенькие ножки в домашних нитяных носках, мирно посапывал на вытертой плюшевой банкетке. Абсолютно красный Малкин, натужно пыхтя, боролся на руках с начальником машинистов сцены, толстенным двухметроворостым Славкой Дагбой. Добродушный Славка с искренним изумлением наблюдал тщетные попытки поджарого Малкина хоть на миллиметр покачнуть его медвежью лапу. Мой подвиг был благополучно забыт. Жизнь продолжалась.






*Максим Мунзук – народный артист Тувинской АССР, исполнитель роли Дерсу Узала в одноименном фильме Акиро Куросавы.
**Большой Енисей – река, протекающая по территории Тувы.
*** Дж. Вайсмюллер (Johnnie Weissmuller) – в 1921-29 гг. чемпион мира и Олимпийских игр по плаванию вольным стилем.
****Л. Скобликова – в 1960-64 гг. шестикратная чемпионка Олимпийских игр по скоростному бегу на коньках.
       


Рецензии
Тува - моя мечта!))))

Мишель Каце   27.11.2012 18:44     Заявить о нарушении
Сейчас там туго. Туже, чем почти везде в РФ. Страна маленькая, богатая полезными ископаемыми. Коррупция и бандитизм процветают. А народ нищенствует и... как всегда, безмолвствует.

Александр Герасимофф   28.11.2012 17:56   Заявить о нарушении
"Как всегда" - это верно подмечено. Долготерпение - конёк многих народов. К сожалению ли, к счастью.. не знаю.

Мишель Каце   29.11.2012 10:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.