Про сон. Бесперспективно

Проснувшись сегодня утром не то, чтобы очень даже и рано, я, как и в большинстве случаев по утрам, поняла, что не выспалась. Но на этом гениальном открытии мой сонный мозг не остановился, потребовав по своему обыкновению чашечку кофе для активизации деятельности серого вещества, а наоборот, произвел на этот свет очень не дурную собой мысль – я практически никогда уже не смогу по-настоящему высыпаться. Так же сладко и крепко, как это было в далеком сопливо-розовом детстве. В том чудесном возрасте, когда все сны пахнут сладостями, когда самая мягкая подушка – это жесткая спинка коляски, изготовленная Воткинской и подобными промышленными компаниями, а райские звуки, ложащиеся как бальзам на душу – это напеваемые, начисто лишенной слуха мамой, пара куплетов из какой-нибудь колыбельной, содержание которых всегда сводится к тому, что уже поздно, все послушные зверюшки и игрушки давно спят, а ты, неблагодарный отпрыск, все еще требуешь почитать вслух сказку… Именно в этом бессознательном прошлом сон является неотъемлемой, я бы даже сказала, первостепенной составляющей всего младенческого бытия. В страну грез можно было окунуться независимо от времени суток, погоды за окном и намеченных планов, пусть даже сотоварищам по песочнице и было обещано продемонстрировать преимущество твоего желтого пластмассового грузовика над всеми остальными игрушками. Но все меняется и количество часов, отведенных на сон, снижается с бешеной скоростью, соответственно количеству прожитых лет. Процесс сокращения времени, проведенного в объятиях Морфея, начинается еще в первом классе. И дело тут не в появлении домашних заданий, что, правда, тоже несколько омрачает школьные годы, а в т.н. режиме дня, который по своей важности приравнивается к знанию азбуки и таблицы умножения. День школьника начальных классов расписывается практически по часам, отмечая время для приема пищи, для подготовки к урокам, время на развлечения-игры и сон, который пока еще присутствует в достаточно больших количествах, но, тем не менее, само осознание наложенных на него ограничений придает этому сладкому процессу горьковатый привкус.
В средней школе происходит переломный момент. Часы, отведенные на сон, продолжают снижаться, но мы уже сами прикладываем к этому руку. Начинается борьба с родителями, относительно количества часов сна. Дети настаивают на своем праве смотреть телевизор или играть в компьютерные игры поздно вечером, а взрослое поколение, сопротивляясь по началу, в конце концов, сдается, испугавшись перспективы превращения ужина в судебное разбирательство и выслушивания каждый вечер красноречивых речей о свободе и неприкосновенности детской, в понимании родителей, и взрослой, в понимании подростков, личности. Однако спокойная жизнь родителей продолжается недолго и вскоре судебные тяжбы возрождаются с новой силой, чтобы снова портить вечерний аппетит несчастным и оголодавшим за рабочий день родителям. Предмет обсуждения остается прежним, меняется только время отхода ко сну и причина, по которой оно должно быть позднее – начинаются походы в гости и к друзьям, долгие задушевные телефонные разговоры и, о Боже, просьбы или даже требования отпустить на дискотеку.
В старших классах досуг школьника не отличается коренным образом от времяпрепровождения в средней школе, за тем лишь исключением, что сама фраза «пора ложиться в постель» теряет свою актуальность и родителей уже не спрашивают и не просят, а просто информируют постфактум. Кстати на этой стадии замечается ухудшение сна и у родителей, что, в прочем, не удивительно. Следующую ступень в процессе сокращения часов сна мы опустим, ибо она слишком неприятна для воспоминаний. Скажем только, что это период выпускных и вступительных экзаменов, когда сон употребляется в минимальных количествах, либо отсутствует полностью. В студенческую пору сон тоже не присутствует в достаточных организму количествах, ибо семинары, занятия и доклады щедро разбавляются молодежью всевозможными свиданиями, клубами, барами, кино, прогулками и менее приятными факторами – сессией и новым пунктом в жизни – работой. Эта самая работа, собственно, сменяет студенческое веселье после окончания вуза и продолжается вплоть да самой пенсии, если не дольше.
Ну и конечно, скоро ли рано ли, но со временем все обзаводятся семьями и растят новое поколение, прочувствовав, на собственном опыте все то, за что сами когда то боролись.
И наконец, наступает та самая, что не радость, старость. И хотя имеются все возможности для долгого и сладкого сна, уставший за все предыдущие периоды организм уже не в состоянии прийти в себя после продолжительной, длиною в жизнь, усталости и заставляет человека вставать относительно рано…
Спокойной ночи, друзья…


Рецензии