Как черти спорили

Жил-был Иван. Не дурак, но лодырь. Страсть как работать не любил – на печи лежал, спал да пил. Родители у него умерли, хозяйство ему оставили. Вот так Ваня и жил.
Придет соседка:
- Наколи, Иван, мне дров, старая я стала да слабая.
- Сколько, бабка, дашь?
- Полтинничек.
– Неее… давай рубль!
- Да в своем ли ты уме?
- Ну и не пойду!
- Так с голоду же помрешь!
- А я скамью продам!
Придет сосед :
- Пособи, Иван, дом поставить.
– А сколько дашь?
- Рубль.
- Нееее... вот кабы пять...
- Да в своем ли ты уме?
- Ну и не пойду, лучше вон корову продам.
Скоро не осталось в доме ничего – спит Иван на полу, кулак под голову кладет. Только одни ворота и остались.
На ту пору шли мимо два черта с болота - один Корноухий, другой Безрогий (их в свое время солдат один в торбу посадил да крепко приложил).
- Вот ведь человек, – говорит Безрогий – Ворота последние продаст, а работать не станет. И силы нет такой, чтоб его заставить.
- Тю! Да нечто мы, нечистая сила и заставить не сможем?
- Не сможем и пробовать не станем.
- А спорим, заставлю Ивана работать?
Черти-то они народ вредный да азартный - на зло друг другу, что хошь сотворят.
- Ну, ладно - спорим, коли выиграешь – год у тебя на посылках буду, а коль проиграешь, уйдешь ты из своего болота и в луже у колодца поселишься!
Задумался Корноухий – болото-то родное да обжитое, а лужа маленькая да чистая – бабы в неё с колодца воду выплескивают.
- Аль боишься? – подначивает Безрогий.
- Эх, была не была, - думает Корноухий.
Ударили черти по рукам.

Приходит Корноухий к Ивану, Иван на полу спит, кулак под голову положил.
– Иван, а Иван? Просыпайся!
Проснулся Иван, разглядывает гостя удивленно - эк кого на порог принесло!
- Чего тебе, нечисть болотная?
- Жаль мне тебя, Ваня. Вот как продашь последние ворота, что делать-то будешь? Пособить я тебе хочу. Сделаю я тебя генералом. Ничего делать не надо, только жалованье получай…
- Экий ты прыткий - генералом! – смеется Иван - А ну как война? Царь-то наш страсть как повоевать любит.
- Ну, тогда быть тебе при царском дворе придворным – ешь, пей да жалованье получай!
- Ага, - говорит Иван – А как царь на охоту? Собак кормить, костюм одевать, лошадей седлать? А как во дворце бал – так до утра ногами кренделя рисовать да языком молотить? Неее.
- Ой, не дурак ты Ваня, ой не дурак… Ну, все, никому бы не сказал, но очень уж ты мне нравишься – скажу тебе тайну: есть за рекой утес один, под ним клад зачарованный спрятан. Никто про то место не знает, а кто знает, тот взять не может. А всего-то и надо, что в полнолуние на Лысой горе две сосенки срубить да мостик из них сделать. Как по мостику тому переберешься да на утес ступишь, тут и заговор снят будет. Выкапывай клад да забирай.
- Тю! Где я, а где  гора! Была б охота семь верст киселя хлебать да еще сосны  рубить!
- Ну, хоть дров наруби!!! Вань, а Вань, ну пожалей ты меня, поспорил я, что работать тебя заставлю. Не то придется мне из родного болота в лужу перебираться.
- А кто ж тебе спорить-то просил? Ишь, заставит он меня! Да вот теперь назло тебе, хвостатому, не пойду никуда! Буду и дальше лежать!

Разозлился тут черт, топнул копытом, да и пробил со зла дырку в земле. А из дырки как ударит вода столбом, да не вода вовсе, а черная жижа какая-то, густая да вонючая. Обрадовался черт – некуда Ивану деваться! Ни дома у него теперь, ни сарая – одна черная вонючая лужа. Обрадовался да рано – понабежали большие люди, давай глаза таращить да руками себя по бокам хлопать. И ну Ивану всяки блага предлагать. А Иван-то не дурак:
- Дом, – говорит, - мне ладный подавайте, огород опять же пропал, да запасы все на зиму!
Огород давно бурьяном зарос, а запасов и вовсе не было – да кто ж про то знает. Кивают согласно – и огород будет, и сад, и пруд с баней.
- И вот еще что, - говорит Иван, - чтоб денег всегда было столько, сколько надобно. Надоело мне имущество распродавать…
Покряхтели большие люди, подумали-посчитали – много ли одному лодырю надо? Да и открыли в банке для Вани неограниченный кредит – бери сколько нужно, только с глаз уйди, не мешай.

Смотрит Ваня – дом полная чаша, вокруг дома сад, у дома пруд. Хошь слуг найми, хошь целую армию. На месте его хаты вышка железная торчит, соседские дворы все порушены, деревенские скарб собирают да уезжают, колодец землей засыпан, а от лужи, что у колодца была и следа не осталось.
Только черт сидит - подпер рыльце копытцем, с пяточка хвостом слезы утирает.
«Эх, - думает Ваня – куда ж черту-то теперь с болота деваться? Ведь вроде ж как из-за меня он бедствует. Он мне вон какое счастье подсуропил, а сам даже без лужи остался.»
И так Ване жалко тут черт стало, прямо до слез. Схватил он лопату, пошел в лес подальше и ну землю копать – лужу черту делать. «Ничего, думает – вот пойдет дождичек, будет не лужа – загляденье!» А черт тут как тут – из-за плеча выглядывает и глазам своим не верит:
- Что это ты, Ваня, делаешь? – спрашивает.
- Да вот, лужу тебе копаю – отблагодарить хочу!
- Вань, да ведь ты никак работаешь?
- Да выходит – работаю! – удивился Ваня.
Взвизгнул тут черт радостно – подпрыгнул, в воздухе перекувырнулся да три раза свистнул. И не стало ни черта, ни лужи, ни железной вышки. Лежит Ваня дома на полу, кулак под голову положил, на ворота смотрит – только они одни и остались.
Вот такие они черти. Одно слово – свиньи неблагодарные.


Рецензии