Ностальгия, или Россия, которая всегда стобой!

Июль, Хьюстоновская жара. Международный аэропорт имени Буша - старшего. Наш самолет не взлетает, гроза. Приятная во всех отношениях сотрудница аэропорта долго стучит клавишами по компьютеру и, наконец, произносит:” Я Вас могу отправить через два часа в Париж, но Ваш самолет в Петербург уже улетел.” Мы переглядываемся, мы - уже мысленно в воздухе и одновременно киваем ей, что согласны - мы летим! Наши четыре чемодана, выгруженные ретивым и быстро исчезнувшим носильщиком, снова закидываются нами на транспортёрную ленту. Мы летим! Чемоданы медленно поглощает черная пасть грузового эскалатора: первый чемодан для старшего сына в Москву, для его жены и многочисленной родни, второй -для моего младшенького великовозрастного сыночка в Питере( беби, как говорят американцы) и моих друзей, третий - для Крыма (любимой двоюродной сестре, её внучке, моим двум племянницам), наконец, четвёртый - с нашими личными вещами.
Полет в аэропорт де Голля занял часов семь, которые промелькнули незаметно за разговорами о России, воспоминаниями о нашей первой встрече с мужем в Петербурге и наблюдением за передвижением нашего самолета над просторами Атлантики. К сожалению, в Парижском аэропорту наше настроение улетучилось моментально. Нужно было ждать вылета, практически, сутки. Сердобольные работницы парижского аэропота быстро начали нам оформлять гостиницу. С американским паспортом моего мужа не возникло никаких проблем, но, увидев мой международный русский паспорт,они, вдруг, начали быстро переговариваться, их шейные платочки начали плавно кружиться, повторяя повороты маленьких головок с аккуратными стрижками. Старший клерк внезапно на хорошем английском языке спросила меня о зелёной карте. Получив её, она со всеми документами исчезла минут на 20. Затем - дежурная улыбка сожаления и разговор с моим мужем, что Ваша жена не может покинуть этого терминала, а для Вас мы оформили гостиницу. Когда мой муж отказался от гостиницы, она бросила, вернее, вручила нам сертификаты на бесплатное двухразовое питание в аэропорту. Дорогие американцы, не дай Бог Вам столкнуться с французским сервисом в аэропорту! Просите и требуйте деньги за причиненные Вам неудобства! Такого беспардонного и неуважительного отношения к пассажирам мы нигде не встречали, даже в нашей любимой России (о безалаберности которой ходят анекдоты) или в независимой Украине. Не буду описывать металлические кресла, кафе, где нам кидали, как кость, наши салаты или бутерброды! А ночью совершенно полное отсутствие сервиса, правда, исчезали, дамы- уборщицы туалетов на их входе, напоминающие сторожевых псов, и мне можно было с оглядкой перекурить в кабинке туалета. Не хотелось международного скандала и неприятностей моему американскому мужу!
Замученные, невыспавшие утром мы вышли на посадку. К нашему удивлению полет, пассажиры, стюардессы нашего рейса оказались на уровне международных стандартов. Вино и коньяк в маленьких бутылочках быстро подняли наше настроение и усыпили нас.
Пулковский аэропорт встретил нас доброжелательно. Таможенники быстро проштамповали наши паспорта, багаж на транспортере появился через 10 минут ожидания, все чемоданы были на месте, Я почувствовала себя в своей стране - “хомо советикус”, все говорили на русском языке и, самое главное, на нас никто не обращал внимания! В связи с изменением времени прилёта сын не смог встретить нас. Лето, отпускной сезон, каждый человек на счету в его компьютерной компании. Ключи от квартиры были со мной все эти пять лет в Америке, и во мне сразу проснулись мои, потерявшие актуальность в США, черты характера - пробиваемость, анализ ситуации, короче, умение “локтями” решать ситуацию. Подождав немного, когда большая часть пассажиров разъехались, я выбрала, приглянувшего мне на первый взгляд, высокого мускулистого распорядителя или организатора в не понятном мне порядке наёма такси и частников. Моментально передо мной появилась частная “Волга”, водитель Володя погрузил наши чемоданы и я почувствовала, что я дома, в своём родном Питере. Безусловно, стоимость была обговорена заранее 80 долл., что в принципе соответствовало реальности. Я жила на другом конце города - севере, в Озерках. Володя отговорил меня ехать через центр, сказав, что построена окружная дорога, которая приведёт нас прямо к моему дому.
Всё было чужое, я не узнавала места , через которые мы проезжали, подвесной мост через речку, дорожные развязки, огромное количество строительных площадок и “знакомые” до боли пустыри и коробки блочных домов.
Мой пятнадцатиэтажный дом встретил нас той же сломанной входной дверью, незакрывающими и разбитыми почтовыми ящиками, запахом мочи в лифте. Моя забытая русская действительность!
Заглянув в холодильник, я поняла, что мне нужно сбегать срочно в магазин. Русских денег у нас не было ни копейки и сначала нужно было найти обменный пункт. Было тепло, но стал накрапывать дождик, Без зонтика я добежала до перекрёстка. Воскресенье, людей на улицах немного - дачный сезон. Оббежав все знакомые мне магазины, я не нашла ни одного обменника и поняла, что должна ехать к станции метро, находящейся в трёх трамвайных остановках. Настроение было ужасным. Побоявшись нанять частника, села в трамвай знакомого маршрута. В трамвае - кондуктор -пожилая женщина с пониманием отнеслась к отсутствию денег на проезд и я бесплатно доехала до станции метро ”Озерки”.Облегченно вздохнула.Здесь была цивилизация в моём американском понимании этого слова. Обменяв доллары на рубли, я снова почувствовала себя человеком! Огромный супермаркет, толпы людей, музыка, киоски с цветами и сигаретами, стоянки машин, кафе и ресторанчики. Накупив фруктов, овощей, мяса, различных сортов колбас (как они вкусны!), “поймав” машину, я быстро добралась до дома. Так благополучно закончился первый день пребывания в моей стране.
Следующие несколько дней мы провели дома с сыном, выезжая на короткое время зарегистрировать визу мужа и купить билет на поезд в Москву к старшему сыну. У младшего сына нет машины и мы нанимали такси или частников для наших поездок. О питерском вождении автомобилей следует написать особо. Я водила свою автовазовскую шестёрку пять лет назад, но сейчас, сидя на пассажирском сидении, я съёживалась от страха, закрывая глаза. Мне казалось, что столкновения неминуемы. Впечатление было такое, что правил дорожного движения вообще не существует, особенно на перекрёстках с трамвайными линиями. Автомобили стояли под разными углами, сигналили, вклинивались в свободные пространства, разворачивались в противоположных направлениях, сталкивались друг с другом! За эти несколько дней я увидела множество небольших аварий, но несмотря на это автомобилисты продолжали ту же самую игру без правил - кто самый смелый и нахальный! Впоследствии я спросила своего старшего сына, который имеет права с 14летнего возраста: “ Как ты разбираешься в этом хаосе?”
Он ответил, смеясь: “Привычка.” Затем сказал: “ Нужно ездить по их правилам, иначе далеко от дома не уедешь - добавив - в Москве раньше было сложно водить машину, но в Питере стало намного труднее!” Мой американский муж с ужасом наблюдал за движением на дорогах и никогда не садился на переднее сидение машины старшего сына, как он не уговаривал его! Американец, имеющий почти 50летний опыт вождения и объехавший на автомобиле практически всю территорию Соединенных Штатов.
За эти дни в Петербурге мне запомнился смешной эпизод, произошедший с моим американцем. Самое интересное заключается в том, что если ты родился и прожил большую часть своей сознательной жизни в России, то все твои старые привычки, вся твоя советская суть моментально возвращается к тебе из недр твоего разума. Научился плавать - никогда не разучишься! Мы пришли на Московский вокзал покупать билеты в день отправления. Дорогие читатели, кто из вас жил или бывал в Петербурге, наверное, помнит это небольшое здание со ступеньками через внутренний дворик Московского вокзала, Билетные кассы находятся на первом этаже здания, по-моему, там раньше были кассы для военнослужащих, просторный зал с колоннами, множество касс, небольшие очереди. Мы заняли очередь в одну из касс. Я оставила своего мужа в ней, решив найти кассу, не имеющую в ближайщее время обеденного перерыва с меньшей очередью. За колонной в противоположном углу холла заняла очередь в другую кассу, В этой кассе очередь двигалась быстро и минут через пять я вернулась к мужу. Муж был в отчаянии! Не видя меня, не зная ни одного слова по-русски, он уже решил, что потерялся в большом городе, где никто не говорит на английском языке, вспоминал мой питерский адрес и чувствовал себя совершенно беспомощным. “ Ольга,- сказал он, - никогда, никогда не оставляй меня одного в России!” После этого эпизода у нас всегда при себе были мобильные телефоны и я старалась на улице крепко держать его за руку.
За пятилетнее отсутствие мой город изменился неузнаваемо, главное, изменились люди. Мимо нас проходили гордые весёлые люди с высоко поднятой головой, прекрасно одетые. Никто не улыбался по-американски, но никто и не отводил глаз, не было никакого интереса, если люди слышали английскую речь, никаких завистливых взглядов. Русские люди привыкли к иностранцам на улицах и в метро, сами стали разъезжать по “европам”, одеваются модно и со вкусом. А какие красивые девушки на улицах Петербурга и Москвы! Мой муж спрашивал у меня, что неужели все самые красивые девушки России переехали жить в столицы. Я отвечала с улыбкой: “ Ты всегда мне говорил, что выбрал в жены самую красивую русскую женщину. Я - одна из них, и в любом городке нашей России живут самые лучшие и красивые женщины в мире!”
Поездка в Москву на Красной Стреле была чудесной, СВ, великолепное обслуживание, чистота и порядок. Москва встретила нас солнцем, радушием и, как ни странно, отсутствием волокиты при оформлении штампа в моём международном российском паспорте, выданном в Техасском российском консульстве. Должна отметить, что я по старой советской привычке приготовилась к очередям, вопросам, захватила все документы. Помните Аркадия Райкина:” А у Вас есть...? - Есть - А...? - Есть” и так далее, Отдав документы и погуляв час с моими детьми, я пришла в офис и получила свой паспорт. На мой взгляд многие официальные российские службы стали работать быстро, эффективно и без всяких проволочек. По сравнению с американской рутиной мои знакомства с работой российского консульства в Хьюстоне, Сбербанком в Петербурге, московскими и петербургскими офисами произвели самое благоприятное впечатление.
На следующий день мы улетели в Крым. В Симферополе нас встретила двоюродная сестра с мужем. Дорогие друзья! Вы, наверное, знаете русское радушие и гостеприимство. Первый раз мои родственники встретили и увидели американца! Моя Леночка - сестричка, так переживала, что у неё маленькая двухкомнатная квартирка, вода подаётся в определённое время ( в Крыму всегда были проблемы с питьевой водой), нет тех удобств, к которым привыкли в цивилизованном мире. Мой американец совершенно не обращал внимания на такие мелочи, ведь они строили свою страну, работали, прошли через бедность, талоны, инфляции и понимают настоящие ценности в жизни. После США меня поразило разорение и убожество городка - военного городка, в котором живет моя сестра. В Советском Союзе городок был космическим городом. Здесь тренировался Юрий Гагарин, были системы связи и слежения. Всё разорено, люди брошены на произвол судьбы, те, кто не захотел служить в украинской армии уехали жить и работать в Россию. Муж моей сестры работает в Воркуте, майор- отставник, преподаёт труд в школе, зарабатывает на пропитание и учебу его младшей дочки. Моя Леночка - учительница русского языка и литературы получает гроши, вернее, гривны. Дикое расслоение между богатыми и бедными, но люди не унывают, как-то крутятся, живут, женятся, рожают детей.
Больно мне было смотреть на мой любимый Крым, на его благодатную землю. Столько заброшенной земли, где раньше цвела лаванда, рос виноград или фруктовые деревья. Много самозахватов земель вернувшимися крымскими татарами, начатых и заброшенных строительств домов из желтого крымского песчаника и тут же рекламы о продаже и строительстве особняков на Южном берегу Крыма за сотни тысяч долларов. Интенсивно идёт строительство мусульманских мечетей. Сейчас их можно встретить в Крыму на каждом шагу. Правительство Украины, занимаясь своими властными разборками в Киеве, бросило Крым на откуп мусульманам и они не теряют времени. Создаются мусульманские школы, медрессе, талантливых ребят приглашают на учёбу в Турцию, снабжают деньгами. А русские? Они смотрят с надеждой на Россию, на Москву, неужели Россия отвернулась от своих бывших граждан? Ответа нет...
Только Чёрное море изумрудного цвета и крымские степи с таким знакомым пряным запахов трав были равнодушны к происходящему. Я нигде не встречала морскую воду такой изумительной красоты, как в моей родной Феодосии, куда мы отправились на следующий день навестить могилы родителей и мои родные места.
В Крыму - жара, кладбище находится в степи за городом, как раз перед вьездом в Феодосию. Как ни странно, но начиная с посещения кладбища и до возвращения в Симферополь, у меня было ощущение, что время остановилось. Те же дома и улицы, картинная галерея Айвазовского, музей Грина, набережные, пляжи, может быть, немного больше кафе и ресторанчиков, правда, горизонт Феодосийского залива - пуст. Раньше всегда были видны крейсера, подводные лодки, нефтеналивные танкеры, сейчас же только чайки и бакланы кружились над водой. Вода была холоднющая! Мой американец даже не рискнул ноги омочить в черноморской воде. Мы с сестрой и её дочкой искупались, но я выбежала из моря через несколько минут. Избаловал меня Мексиканский залив своей тёплой водой, практически, в любое время года!
Несколько дней, которые мы провели с моими родственниками в их городке были заполнены разговорами, вкуснейшей едой и питием водки! Кстати, украинская водка Хортица - высокого качества и вкуса, если так можно выразиться о водке. Они споили моего американца, особенно на шашлыках в степи, но при этом мои родные смогли с ним разговаривать при обоюдном незнании соответственно английского и русского языков. Как им удавалось общаться, уму непостижимо. Говорят спиртное “ развязывает” язык, но языки же были разные! В самолете по направлению к Москве мы вдвоём облегчённо вздохнули - устали от русского гостеприимства.
Оставшиеся две недели мы провели в Москве и Питере, они были заполнены культурной программой, встречей с друзьями, посещением театров и музеев. Жили мы в центре Москвы у бабушки моей невестки на Фрунзенской набережной в сталинском доме. Центр Москвы с каждым годом становится всё красивее и красивее. Цветы, чистота, вечерняя иллюминация, бережно сохраняемые памятники культуры и музеи.Раздражал только несуразный памятник Петру - произведение Церетели - на Москве- реке, мимо которого приходилось проезжать каждый день!
Особенно запомнилась встреча с моим старым университетским другом, живущим на проспекте Мира. Он пригласил нас в кафе СССР. Ностальгия! Официантки в белых блузках с красными пионерскими галстуками, переходящие Красные Знамена на стенах, портреты и фотографии членов Политбюро, лозунги “Руки прочь от Гондураса!” и соответствующее меню типа рулька батьки Махно или мясо партаппаратчика. А когда мой друг заказал исполнение песни “ Сиреневый туман” , вся моя молодость, жизнь - хорошее и плохое, хотя плохое быстро забывается, пробежала перед моими глазами! Прекрасно, что Россия освободилась от коммунистического режима, но это же была моя жизнь и она была по-своему чудесна и удивительна. В конце вечера друг расплатился за обед и, как я его ни уговаривала, отказался от наших денег. Полагаю, вечер в кафе стоил около 200 долл., вряд ли в США друг совершит такой поступок! Другая культура и традиции.
Как и в Питере, так и в Москве идёт бум строительства. Огромные башенные краны для точечной застройки, дома-небоскрёбы, но меня поразил район Куркино в Москве, где купил квартиру мой старший сын. Небольшой район с двухэтажными домами со встроенными гаражами типа таун -хаусов, площадками для тенниса со специальным покрытием, парковками, детсадами, школами, фитнесс - клубами, многоквартирными шестиэтажные домами с консьержками и цветы, цветы на каждом шагу. Консьержка - таджичка, не понимает по-русски, но всё время улыбается и следит за чистотой и порядком в подъезде. Причем глазу есть всё время на чем-то остановиться: стены домов окрашены в разные цвета неярких оттенков, красные и темные крыши, удачные планировки. Сын рассказывал, что, буквально, за день или два до моего приезда Президент Путин посетил их район и одобрил проект застройки, пожелав московскому правительству развивать такое направление строительства. ( Слова Президента - приказ в России) Мой сын купил квартиру до удорожания цен за кв. м ( порядка 500 -600 долл.), как средний москвич сможет осилить тысячи долл. за кв. м? В этом заключается противоречивость Москвы и России - бум на нефти и газе, появление богатейших людей, небольшой прослойки среднего класса и семей, еле сводящих концы с концами на зарплаты - 500-800 долл. в месяц.
Из Москвы в Питер мы возвращались на машине вместе с сыном. Не могу сказать, что трасса сильно улучшилась. Конечно, много современных бензоколонок известных фирм, но встречаются и такие места, где туалет за зданием и с дыркой посередине, в который просто невозможно зайти. Те же старые деревеньки с покосившимися домиками и внезапно перед глазами в отдалении возникает дворец из кирпича. Блеск и нищета! Меня огорчило понижение уровня культуры у молодежи, с которым я столкнулась на трассе и в Великом Новгороде. Такого не было в Советской России, чтобы молодой человек на трассе у своей машины или в парке у стен музея, не обращая внимания на проезжаюших или гуляющих людей, мог справлять свои нужды. В России гадили и гадят в подъездах, но раньше старались делать всё- таки незаметно. Для справедливости должна сказать, что с проявлениями хамства и грубости я столкнулась всего два раза в России- один раз в Москве на бензоколонке, второй раз в сувенирном киоске Петергофа, выбирая янтарный браслет. В обоих случаях, выслушав мою отповедь - моментальная реакция свободного человека- продавщицы стали любезничать - они теряли покупателя, но было поздно. Например, браслет я выбрала у другого продавца через несколько минут. Свободный рынок, конкуренция - правы американцы - изменяет сознание и умы людей!
Петербург - самый красивый город мира, особенно в белые ночи, которые мы застали. О великолепии Петергофа, дворцов - музеев, Эрмитажа написано много. Вы не можете представить сколько туристов, иностранцев посещают мой любимый город! А разводка мостов! Около Дворцового моста невозможно было подойти к парапету, столько гуляющих было на петербургских набережных ночью. Правда, было светло, почти, как днём. Мариинский театр, наша знаменитая Мариинка, по-прежнему, находится на вершине балетного искусства! В Питере проводился международный фестиваль искусств“ Звёзды белых ночей” , а так как мы с мужем большие любители балета, то моя приятельница заранее купила билеты на премьеру “ Пробуждение Флоры” ( императорский спектакль), “ Как старый шарманщик” - современный спектакль на музыку Леонида Десятникова, посвященный 200летию Шуберта и “ Этюды” на музыку Карла Черни. Все балеты , особенно “Пробуждение Флоры” были прекрасно оформлены: костюмы, декорации. Балет был восстановлен по сохранившимся эскизам и рукописям из разных музеев мира и Санкт- Петербурга в постановке Марииуса Петипа. Вершиной балетного мастерства был одноактный спектакль “Этюды”. Кто из начинающих музыкантов не знает этюдов К. Черни? Кто из начинающих и прославленных танцовщиков не начинает свой день с разминки - экзерсиса для беглости ног? Четверо солистов Мариинки репетировали перед залом. Все сидели, затаив дыхание: настолько была совершенна и отточена балетная техника. Благодаря таланту хореографа Харальда Ландера, мастерству исполнителей Мариинки рутинные этюды превратились в совершенный законченный спектакль, демонстрирующей вершины техники русской балетной школы.
Петербург по-прежнему остался культурным центром России, его имперская спокойная красота не так вызывающе бахвальна, как в Москве. Люди живут скромнее, спокойнее, ведь Питер был и есть также и промышленный центр Росиии. Сейчас работают все заводы, появились оборонные заказы, построен автомобильный завод Форда, начинается строительство двух новых заводов японских автомобильных компаний, построено множество новых супермаркетов, действительно, соответствующих международным стандартам. А какие вкусные русские продукты, вспоминаю ведерочко замаринованного мяса для шашлыков, которое я покупала в супермаркете французской фирмы Ашан, колбасы, сыры. Мой американский муж не мог есть русскую докторскую колбасу, хотя обожает американскую - чересчур мясная - говорил мне он. По приезде в США, я его спросила о том, что ему больше всего не понравилось в России. Он ответил коротко: “ Питьевую воду невозможно в рот взять, тем более пить, затем автомобилисты и пробки на дорогах - А что удивило? - Плата за туалеты - Взглянул лукаво - Устал от русского гостеприимства!”
Заканчивая воспоминания о поездке в Россию, я задаю себе вопрос: “ Почему меня тянет в Россию, почему моя душа радуется успехам России и болит, когда я вижу негативные стороны жизни русского народа?” Почему? Ответ прост - мы русские, мы воспитаны на русской культуре, мы - часть нашей страны. Мой дом - в Техасе, но моя Родина - Россия, которая всегда в моей душе.
 Я горда, что русский человек поднялся с колен, что Россия развивается семимильными шагами, что перестали беззастенчиво разворовывать Россию, стали считаться с её мнением на международной арене. Я горда, что я -русская! Хочу привести слова режиссёра и актёра Станислава Говорухина:
“ Русские - это не только те, кто в России, но и те, кто живёт за её пределами, но любит Россию, болеет и переживает за неё, как переживают и мучаются душой за больную мать”.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.