Хоругви Тевтонского ордена под Танненбергом

К вопросу о гербовых хоругвях (знаменах) рыцарей Тевтонского (Немецкого) ордена, их вассалов, "гостей" и союзников, захваченные поляками и литовцами в битве под Танненбергом 15 июля 1410 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

На главной хоругви Тевтонского (Немецкого) ордена Пресвятой Девы Марии были изображены Пресвятая Богородица в королевской короне, с Богомладенцем Иисусом на руках, а справа от Богородицы - герб ордена - прямой черный крест на белом (серебряном) поле. Вероятно, это изображение украшало аверс главной орденской хоругви "тевтонов", в то время как на ее реверсе был изображен святой мученик Маврикий (так, во всяком случае, обстояло дело с главной хоругвью ливонского филиала Тевтонского ордена). Наличие у рыцарей-"тевтонов" (именовавшихся также "марианцами") этой Главной хоругви с образом Пресвятой Богородицы, Небесной Покровительницы и Заступницы Ордена, не подлежит никакому сомнению, будучи засвидетельствовано многочисленными хрониками и другими документами, однако о ее наличии в рядах "тевтонского" войска Верховного магистра (Гохмейстера) брата Ульриха фон Юнгингена в день битвы с польско-литовским войском под Танненбергом 15 июля 1410 года, не сообщает ни один хронист. Возможно, кому-то из тевтонских рыцарей удалось спасти от торжествующих победителей это главное знамя своего ордена, вследствие чего оно не попало в руки победителей и, соответственно, в список хрониста Яна Длугоша, автора "Истории Польши", о котором пойдет речь далее.

Считающийся главным источником сведений о битве под Танненбергом (Грюнвальдом, Грунвальдом, Жальгирисом) польский летописец Ян Длугош, автор "Истории Польши", или "Польской истории" (лат.: Historia Polonica), и специального описания орденских хоругвей (знамен), захваченных поляками и литовцами под Танненбергом - "Прусские знамена" (лат.: Banderia Prutenorum) сообщает, что "тевтонское" войско осеняли в битве следующие знамена:

1.Великая (Большая) хоругвь (баннер) Верховного магистра Тевтонского ордена с тремя косицами (золотой, с черной каймой, "костыльный", или "выступной", Иерусалимский крест с должностным гохмейстерским гербом, изображавшим одноглавого черного орла на золотом поле – символ достоинства князя "Священной Римской Империи", неразрывно связанного с должностью Гохмейстера со времен Императора Фридриха II Гогенштауфена, - на белом поле украшал не только Большую и Малую хоругви, но также панцирь, щит и и белое полукафтанье Верховного Магистра Ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской). Следует заметить, что на некоторых миниатюрах и гравюрах изображение на Большой хоругви Гохмейстера повернуто "на 90 градусов , перпендикулярно древку (такое знамя в Средневековье именовалось "гонфаноном").

2.Малая Хоругвь Верховного магистра Тевтонского Ордена (аналог. 1, но хоругвь без косиц).

Ян Длугош обобщенно пишет в своей "Истории Польши", что как Большая хоругвь Верховного магистра "тевтонов" ("в которой состояли все отборные рыцари"), так и Малая хоругвь Верховного магистра "имели знаменем черный крест с черным же орлом в середине" (на рисунках в "Прусских знаменах", также принадлежащих перу Длугоша, эти две хоругви Верховного магистра имеют на белом, или серебряном, поле черный с золотом крест, в центре которого - золотой щит с черным орлом).

3.Хоругвь Тевтонского Ордена ("гербовое" - белое, с прямым черным крестом, знамя Ордена; первоначально это знамя было просто белым, безо всяких эмблем, в отличие от упомянутого выше Главного знамени ордена с изображением Пресвятой Девы с Богомладенцем Иисусом на руках и, возможно, святого Маврикия, чье присутствие на поле битвы под Танненбергом не засвидетельствовано хронистами).

В своей "Истории Польши" Ян Длугош дословно пишет, что "третья хоругвь, тоже всего ордена, имела знаменем широкий черный крест на белом поле". Предводителем этой хоругви был брат Фридрих фон Валлерод (Валленрод, Вальроде, Валленроде), (ланд)маршал Пруссии.

4.Хоругвь союзника Тевтонского Ордена польского князя Конрада VII "Белого" Олесницкого (одноглавый черный орел, обремененный серебряным полумесяцем, в золотом поле - традиционная силезская гербовая хоругвь).

В своей "Истории" Длугош пишет дословно, что хоругвь Конрада "Белого" (которого он путает с его братом - Конрадом Контнером, князем Контским из Силезии) "имела знаменем черного орла на желтом поле".

5.Хоругвь союзника Тевтонского Ордена померанского (поморского) князя Казимира V Щецинского - знамя-гонфанон(прямоугольное полотнище с одной косицей) с изображением червленого грифона в серебряном поле (старинного герба поморских князей со времен Святополка, или, по-немецки, Свантеполка).

Длугош пишет в своей "Истории Польши", что эта хоругвь "имела знаменем грифа на белом поле" (не указав цвет грифа).

6.Хоругвь святого Георгия, возглавлявшаяся, по Длугошу, Георгом (на редкость символическое совпадение имен предводителя хоругви Святого Георгия и святого, в честь которого она была поименована!) фон Керцдорфом (знамя-гонфанон; его необычная расцветка – прямой серебряный (белый) крест на красном поле, вместо традиционного для "знамени святого Георгия" прямого красного креста на серебряном поле, объясняется тем, что в польско-литовском войске также имелась состоявшая из "гостей" хоругвь святого Георгия, традиционной расцветки). В то же время известно, что военное знамя ("штурмбаннер" или "штурмфане") Императоров средневековой "Священной Римской Империи" было также красным, с прямым серебряным (белым) крестом (поэтому их вассалы – например, датские короли, швейцарцы и др. – также использовали в качестве знамен и флагов прямой серебряный крест на красном поле).

Согласно описанию Длугоша, данному в "Истории Польши", "шестая хоругвь - святого Георгия, имела знаменем красный крест на белом поле" (хотя на рисунках к вышедших из-под пера того же Длугоша "Прусских знамен" наоборот: белый крест на красном поле).

Что же касается хоругви с белым крестом на красном поле, ошибочно обозначенную Длугошем в "Прусских знаменах" как "хоругвь святого Георгия", то она, скорее всего, была знаменем отряда крестоносцев из Швейцарии, сражавшегося под Танненбергом в рядах орденской армии.

Согласно данным немецких хронистов и историков, союзники Тевтонского Ордена сражались под Танненбергом под хоругвью святого Георгия традиционной расцветки (с прямым красным крестом на белом поле (несмотря на наличие такой же хоругви в польско-литовском войске).
Именно эту, традиционной расцветки, хоругвь, возглавлял венгерский рыцарь, именуемый в немецких источниках Кристофом (Христофором) Герсдорфом (приведший на помощь "тевтонам" двести венгерских конных воинов) и сдавшийся, после разгрома орденского войска армией польско-литовской коалиции, с сорока уцелевшими венграми своего отряда победителям, которым передал хоругвь святого Георгия, которую носил в бою.

Что же касается хоругви с белым крестом на красном поле, ошибочно обозначенную Длугошем в "Прусских знаменах" как "хоругвь святого Георгия", то она, скорее всего, была знаменем отряда крестоносцев из Швейцарии, сражавшегося под Танненбергом в рядах орденской армии.

7.Хоругвь епископа и епископства Помезанского Иоанна Реймана, возглавлявшаяся Марквардом фон Решембургом (золотой одноглавый орел в нимбе – символ святого евангелиста Иоанна – с серебряным свитком в лапах и с двумя золотыми епископскими посохами по бокам, в червленом поле).

Согласно "Истории" Длугоша, хоругвь епископа Иоанна (чье имя также глубоко символично совпадало с именем святого евангелиста Иоанна) "имела на знамени изображение святого евангелиста Иоанна в виде желтого орла, между двумя желтыми посохами).

8,45.Хоругви комтурства Рагнитского и городка Рагнит (три красных колпака в столб, на серебряном поле).

В своей "Истории Польши" Ян Длугош описывает знамена обеих хоругвей как "три красных клобука на белом поле", причем ошибочно приписывает это знамя вместо комтурства Рагнитского епископству Самбийскому. Хоругвь комтурства Рагнитского, по Длугошу, возглавлял Фридрих фон Цоллерн, комтур (командор) Рагниты (в действительности же Фридрих фон Цоллерн был комтуром Рагниты несколько ранее, в 1402-1407 гг,, а в в 1410 году комтуром Рагниты был Гельфрих фон Драге - В.А.); хоругвь городка Рагниты (Рагнита, Рагнеты) - Генрих граф Каменецкий (фон Каменец) из Миснии (Мейссена).

9.Хоругвь епископства и епископа Самбийского Генриха фон Зеефельда, во главе с Дитрихом фон Зонненбургом, названным Длугошем ошибочно "Зовембургом" (скрещенные красные меч острием вниз и епископский посох в серебряном поле).

По словам Длугоша, девятая хоругвь войска Тетонского ордена "имела на белом знамени обнаженный красный меч, скрещенный с красным же посохом". Длугош именуя эту хоругвь "кульмской, иначе ризенбургской", впадает в двойную ошибку - ведь в действительности город Ризенбург находился на территории Кульмского (Хелминского) епископства, а на территории епископства Помезанского.

10.Хоругвь епископства и епископа Эрмландского (Вармийского) Генриха фон Фогельзанга – знамя-гонфанон с изображением серебряного агнца с обращенной назад головой в нимбе, с крестным знаменем, изливающего из кровоточащей язвы на груди кровь в серебряную чашу, в красном поле, на серебряной траве.

Длугош пишет в своей "Истории", что эта хоругвь "иначе гейльбергская, имела верхнюю половину знамени красную с белым изображением Агнца Божия, держащего над собой одной ногой маленькое знамя; из груди Агнца кровь струится в поставленную перед ним чашу; а другую половину - просто белую".

31.Хоругвь комтурства Шлохауского и городка Шлохау (Члухов) – аналог. 10.

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать первая (хоругвь - В.А.) командорства и города Члухова, имела на знамени  в верхней части, на красном поле, изображение белого Агнца Божьего, держащего над собой одной ногой белое маленькое знамя; из груди его струится кровь в чашу; а в нижней части - только белое поле; вел ее Арнольд фон Баден, командор члуховский".

11.Хоругвь Великого комтура (командора) Тевтонского Ордена брата Конрада фон Лихтенштейна (дважды пересеченная в червлень и серебро; ее красно-бело-красная расцветка аналогична расцветке австрийского флага, что объясняется двумя причинами: австрийским происхождением самого Великого комтура и тем, что в составе данной хоругви сражались его земляки – "гости" Тевтонского ордена из австрийских земель).

Согласно "Истории"  Длугоша, "одиннадцатая хоругвь - великого командорства, имела знамя с широкой белой полосой на красном поле; ее предводителем был Конрад Лихтенштейн, великий командор".

12.Хоругвь города Кульм (Хелмно) – знамя-гонфанон с черной главой и опрокинутым черным латинским крестом в верхней части, дважды пересеченное волнообразными перевязями в серебро и червлень.

Согласно "Истории" Длугоша, "двенадцатая хоругвь - города Кульма, имела на одной половине знамени белые волны, на другой половине - красные с добавлением черного креста и черные же черты поверху; знаменосцем ее был Николай, по прозванию Никш, хорунжий (знаменосец - В.А.) кульмский, которого потом магистр крестоносцев Генрих фон Плауэн, преемник Ульриха фон Юнгингена, казнил как нарушившего верность; предводителями же были рыцари Януш Ожеховский и Конрад Репловский".

13.Хоругвь Великого казначея (скарбника, или, по-немецки, "тресслера") Тевтонского ордена (должностной герб орденского казначея – серебряный ключ вправо бородкой вверх в красном поле).

Согласно "Истории" Длугоша, "тринадцатая хоругвь - казначея ордена, имела знаменем белый ключ на красном поле; предводителем ее был Морейн (правильно: Томас фон Мергейм - В.А.), казначей крестоносцев".

14.Хоругвь комтурства Грауденцского и городка Грауденц (обращенная прямо черная бычья голова с золотыми бровями и ноздрями, серебряными рогами и серебряным же кольцом в ноздрях, на белом поле).

Согласно "Истории" Длугоша, "четырнадцатая хоругвь - командорства и города Грудзендза, имела знаменем черную голову зубра на белом поле; ее предводителем был Вильгельм Эльфе(н)штейн, командор Грудзендза". 

15.Хоругвь комтурства Бальгского и городка Бальга (червленый стоящий волк с высунутым языком на белом поле, с правым черным боковиком). Ее предводителем был комтур (командор) Бальги Фридрих фон Цоллерн.

Согласно "Истории" Длугоша, "пятнадцатая (орденская хоругвь - В.А.) - командорства и города Бальги, имела знаменем красного волка на белом поле".

16.Хоругвь комтурства Шензееского и городка Шензее (две красные рыбы в кольцо на белом поле).

Согласно "Истории" Длугоша, "шестнадцатая (орденская хоругвь - В.А.) - командорства и города Шонзее - имела знаменем две красные рыбы, изогнутые так, что они соприкасались ртами и хвостами, на белом поле; ее предводителем был Никлош (Николас, Николаус - В.А.) Вильц, командор Шонзее".

17.Хоругвь города Кенигсберга (знамя-гонфанон с изображением восстающего серебряного богемского, или чешского, льва в золотой короне на красном поле – в память об основателе города – богемском, т.е. чешском короле Оттокаре II Пшемысле; гербовое знамя Тевтонского ордена – прямой черный крест на белом поле – в главе хоругви).

Согласно "Истории" Длугоша, "семнадцатая хоругвь - города Кенигсберга имела знаменем белого льва с желтой короной на голове, на красном поле; над ним помещен был черный крест на белом поле; ее предводителем был вице-маршал или вице-командор кенигсбергский".

18.Хоругвь комтурства Альтгаузского (четвертованная в чернь и серебро – цвета Тевтонского ордена; иными словами – четырехчастное черно-белое полотнище).

Согласно "Истории" Длугоша, ошибочно именующего восемнадцатую хоругвь "хоругвью командорства Старогардского (Старгардского - В.А.", она "имела на знамени четыре квадратных поля, частью черных, частью белых, расположенных крест-накрест; ее предводителем был Вильгельм Ниппен (в действительности - Эбергард фон Иппинбург - В.А.), командор Старгарда".

19.Хоругвь комтурства Тухельского и городка Тухель (Тухоль) – четырежды рассеченная в серебро и червлень.

Согласно "Истории" Длугоша, "девятнадцатая хоругвь - командорства и города Тухоли, имела на знамени два поля - красное и белое, разделенные каждое посредине продольными черными чертами; ее предводителем был Генрих (фон Швельборн - В.А.), командор тухольский", приказавший, отправившись в поход, нести перед собой два обнаженных меча, обязавшись клятвой, что не вложит этих мечей в ножны, пока не обагрит их оба кровью поляков.

20.Хоругвь комтурства Нессауского и городка Нессау (Нешава) – дважды рассеченная в чернь и серебро.

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцатая хоругвь - замка и командорства нешавского, имела знаменем в средине белое поле, а с обеих сторон - серые; ее предводителем был Конрад (на самом деле - Готфрид) Гоцфельд, командор нешавский".

21.Хоругвь рыцарей-крестоносцев ("военных гостей" ордена) из Вестфалии (две красные скрещенные оперенные стрелы остриями вверх на серебряном поле). Таково толкование Длугоша и польских историков; немецкие историки утверждают, что хоругвь со скрещенными стрелами была знаменем отряда орденских стрелков из лука.

В своей "Истории Польши" Длугош пишет дословно: "Двадцать первая хоругвь - рыцарей и наемников из Вестфалии, имела на поле (цвет которого польский хронист не указывает - В.А.) две скрещенных красных стрелы".

22.Хоругвь баллея (бальяжа) Роттенгаузенского и городка Роттенгаузен (три серебряные геральдические розы с золотой сердцевиной, в красную перевязь справа, на серебряном поле).

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать вторая (хоругвь - В.А.) фогтства (т.е. наместничества, а не баллея - В.А.) и города Рогозьно, имела на белом поле три розы (без указания цвета роз - В.А.) на красной косой полосе; ее предводителем был Фридрих Вед (в действительности - фон Венде6н - В.А.), рогозьненский фогт (наместник, или, по-русски, "тиун" - В.А.)".

23.Хоругвь комтурства Данцигского и города Данцига (два серебряных лапчатых креста в столб на красном поле – герб города Данцига).

Согласно "Истории Польши" Яна Длугоша, "двадцать третья (хоругвь - В.А.) - командорства и города Гданьска, имела на знамени два креста: именно, один красный на белом поле и другой белый - на красном; ее предводителем был Иоганн Шоменфельд (правильно: Шенфельд - В.А.), командор гданьский". Интересно, что в своих "Прусских знаменах" тот же Длугош приписывает это знамя хоругви Эльбинга (Эльблонга). Таким образом, польский хронист ошибается в атрибуции данного знамени в обоих своих трудах, посвященных описанию битвы при Танненберге - и оба раза по-разному.

24.Хоругвь комтурства Энгельсбергского и городка Энгельсберг (серебряный ангел с черными волосами и лицом телесного цвета, в красном поле; типичный пример "говорящего герба" - название комтурства и городка означает, в переводе с немецкого, "ангельская гора", по имевшему там место видению ангела, явившегося орденским братьям-основателям); впрочем, во всех немецких источниках пишется не "Энгельсберг", а "Энгельсбург" (ангельский замок").

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать четвертая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Энгельсблерга (который по-польски зовется Копшивно), имела на красном поле изображение белого ангела с распростертыми крылами и руками; ее вел Бурхард Вобек, командор энгельсбергский".

25.Хоругви комтурства Страсбургского и городка Страсбург (Бродницы) – красный бегущий олень в серебряном поле.

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать пятая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Бродницы, имела знаменем красного рогатого оленя на белом поле; ее предводителем был Балдуин Штолл (в действительности - Балдуин фон Шталь; в другом месте своей истории Ян Длугош именует его также ошибочно, но иначе - "Балдуин Штольм" - В.А.), командор бродницкий".

26.Хоругвь замка Братиан и городка Неймаркт (три коричневых оленьих рога в трикветру в серебряном поле).

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать шестая (хоругвь - В.А.) замка Братиана в городе Нове Място, имела знаменем три коричневых оленьих рога, соединенные в круг, на белом поле; ее предводителем был Иоганн фон Редере, фогт братианский".

27.Хоругвь города Бр(а)унсберг (пересеченная в серебро и чернь, с черным лапчатым крестом в серебряном и с серебряным лапчатым крестом - в черном поле).

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать седьмая (хоругвь - В.А.) - города Брунсберга, имела знаменем два креста, один белый на черном поле, другой - черный на белом".

28.Хоругвь немецких рыцарей-крестоносцев ("военных гостей" ордена) из Франконии – скрещенные красные стрела и арбалетный болт оперением вниз, в серебряном поле. По мнению немецких историков Тевтонского ордена данная хоругвь в действительности была знаменем отряда "тевтонских" стрелков из арбалета (число арбалетчиков в орденском войске превышало число лучников, по меньшей мере, вдвое).

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать восьмая (хоругвь - В.А.) - наемных рыцарей, имела знаменем две скрещенных стрелы: одну заостренную, другую же без железного острия, а только с древком; та и другая - красные, на белом поле".

29.Хоругвь швейцарских рыцарей-крестоносцев ("гостей" Ордена) – серебряный стоящий волк с высунутым языком, в червленом поле.

Согласно "Истории" Длугоша, "двадцать девятая (хоругвь - В.А.) - наемных рыцарей, имела знаменем белого волка на красном поле; в ней состояли швейцарские воины, пришедшие на помощь магистру прусскому и Ордену собственным иждивением" (следует заметить, что некоторое число воинов из Швейцарии, но только наемных, сражалось под Танненбергом и на стороне польско-литовской коалиции).

30.Хоругвь комтурства Лескенского и городка Лескен (дважды пересеченная в червлень, серебро и чернь; данный факт, кстати, опровергает широко распространенное по сей день заблуждение, будто "все средневековые флаги были двухцветными и положение изменилось лишь после Нидерландской революции, когда был впервые введен трехполосный трехцветный флаг"!).

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцатая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Ласина, иначе Лешкена, имела знамя в три поля: верхнее - красное, нижнее - черное, а среднее - белое; вел ее Генрих Кушечке (в действительности - Конрад фон Кунсек - В.А.), фогт ласинский". В данном случае Длугош неверно переводит название орденского города, ошибочно отождествив Лешкен (Ляски), расположенный в Жулавской области (где находилась резиденция данного фогта Тевтонского ордена), и Ласки - город, расположенный на территории комтурства Роттенгаузенского (Рогозьнинского).
 
32.Хоругвь городка Бартенштейн - знамя-гонфанон с изображением серебряного лезвия топора вправо в черном поле с серебряной главой.

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать вторая (хоругвь - В.А.) - города Бартенштейна, имела знаменем белую секиру на черном поле".

33.Хоругвь комтурства Остеродского и городка Остероде - четвертованная в червлень и серебро.

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать третья (хоругвь - В.А.) - командорства и города Остероды; ее знамя составляли четыре квадратных поля, именно белые и красные, расположенные крест-накрест; ее вел Пенченгаун (правильно - Гамрат фон Пинценау; ранее Длугош именует его также неправильно, но иначе - "Печенгайн" - В.А.), остеродский командор".

34.Хоругвь прусских рыцарей-вассалов Тевтонского ордена из Кульмской земли (Кульмерланда) – аналог. 12, но с черным прямым латинским крестом в верхней части и с тремя красными столбами в левом верхнем углу; именно этой хоругвью рыцарь-изменник Никкель (Нильце, Нильте) фон Ренис из Кульмерланда, глава созданного кульмским светским рыцарством и стремившимся к ослаблению влияния Тевтонского ордена в Пруссии "Союза Ящериц(ы)", подал своим соратникам ложный сигнал к отступлению, вызвавший замешательство, а затем – сумятицу и хаос во всем орденском войске. За подобные действия Устав Тевтонского ордена предусматривал для виновного знаменосца смертную казнь, которая и постгла изменника (правда, не сразу); вероломный Никкель фон Ренис был схвачен и обезглавлен по приговору орденского суда в 1411 году.

В своей "Истории Польши" Ян Длугош ошибочно именует ее "хоругвью кульмской земли", которая "имела на знамени красные и белые волны с черным крестом над ними", столь же ошибочно "назначая" ее знаменосца Никкеля фон Рениса ("Никша") знаменосцем другой, двенадцатой хоругви войска Тевтонского ордена (описанной нами выше). Предводителем тридцать четвертой хоругви был граф Иоганн фон Зейн, комтур Торна.

35,42,43.Хоругви комтурства Эльбингского и города Эльбинг (Эльблонг) – пересеченные в серебро и червлень, с прямым красным крестом в серебряном и с прямым же серебряным крестом – в красном поле.

Согласно "Истории" Яна Длугоша, "тридцать пятая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Эльбинга, имела на знамени два белых креста, один в верхней части, другой - в нижней, на красном поле (в вышедших из-под пера того же Яна Длугоша "Прусских знаменах" это знамя приписано отряду города Данцига-Гданьска с бургомистром во главе, в "Истории Польши" Длугоша не упоминающемуся - В.А.)...Сорок вторая - командорства и города Гданьска, имела в верхней части знамени красный крест на белом поле, в нижней - белый крест на красном поле; предводителем ее был вице-командор гданьский (В своих "Прусских знаменах" Длугош приписал это знамя Эльбингу-Эльблонгу - В.А.)...Сорок третья - состоявшая из рыцарей из Миснии (Мейссена - В.А.), имела в верхней части знамени белый крест на красном поле, а в нижней - красный крест на белом поле".

36, 38.Хоругви немецких рыцарей ("военных гостей" ордена) из Северной Германии - знамена-гонфаноны, серебряные, с черной перевязью справа.

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать шестая ("тевтонская" хоругвь - В.А.) иноземных рыцарей из Нижней Германии, имела знаменем широкую черную косую полосу на белом поле...Тридцать восьмая - собранная из рыцарей, прибывших с Рейна, имела знаменем на белом поле косую широкую черную черту".

37.Хоругвь комтурства Торнского (Торуньского) и городка Торн (Торунь) – знамя-гонфанон с изображением красного замка с тремя башенками с окнами черного цвета, с раскрытыми черными воротами с поднятой серебряной решеткой и растворенными золотыми створками, в серебряном поле.

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать седьмая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Торуня, имела на знамени замок с тремя красными башнями и черными воротами с двумя открытыми желтыми створками, на белом поле; вел ее вице-командор торуньский".

39.Хоругвь городка Меве - скрещенные серебряные стрела и арбалетный болт оперением вниз в красном поле.

Согласно "Истории" Длугоша, "тридцать девятая (хоругвь - В.А.) - города Гнева, или, по-немецки, Меве, которую вел Иоганн граф фон Венде (в действительности - Фридрих фон Венден - В.А.), командор гневский; его подручными были жители и горожане Гневского округа; она была набрана из рыцарей, прибывших из Франконии; на ее знамени были две белых скрещенных стрелы на красном поле, одна заостренная, другая без железного острия, только с древком". В данном случае Длугош опять ошибается - комтуром (командором) Меве в 1407-1410 гг. был не Фридрих фон Венден, а Сигизмунд фон Рамунген.

По мнению ряда немецких историков, данная хоругвь в действительности была знаменем отряда орденских арбалетчиков (подобно хоругви 28).

40.Хоругвь городка Гейлигенбейль - аналог. 32, но лезвие топора несколько уже.

Согласно "Истории" Длугоша, "сороковая ("тевтонская" хоругвь - В.А.) - города, называемого Свента Секирка, по-немецки Хейльгебейт (правильно: Гейлигенбейль - В.А.), имела знаменем на черном поле белую секиру".

41.Хоругвь комтурства Бр(а)унсбергского (в "Истории Польши" Яна Длугоша она ошибочно названа "хоругвью комтурства Брауншвейгского"!) – красный, с серебряными полосами, восстающий лев с золотой короной, в лазурном поле – герб немецкой области Тюрингии, в память об основателе Брунсберга – ландграфе Конраде Тюрингском, Верховном Магистре Тевтонского ордена в 1239-1240 гг.

В "Истории" Длугоша о ней сказано буквально следующее: "Сорок первая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Брунсвика, имела знаменем на лазурном поле красного льва с белыми полосами в трех местах, именно на груди, животе и на одной ноге, и с желтой короной на голове".

44.Хоругвь городка Ортельсберг (Щитно) – скошенная справа в червлень и серебро.

В "Истории" Длугоша сказано буквально следующее: "Сорок четвертая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Щитно, имела знамя, разделенное наискось на белое и красное поле; вел ее Альберт фон Эчбор, командор Щитна, иначе Ортельсбурга".

46.Хоругвь города Книпгоф (Кнейпгоф, по-польски: Книпава), со временем слившегося с Кенигсбергом - золотая чешская королевская корона в серебряном поле и прямой серебряный крест в красном поле - что в сочетании опять-таки дает геральдические цвета Богемии-Чехии, как напоминание об основателе города – чешском короле-крестоносце Оттокаре II Пшемысле.

Согласно "Истории" Длугоша, "сорок шестая (хоругвь - В.А.) - города Книпова, имела в верхней части знамени красную корону на белом поле, а в нижней части - белый крест на красном поле". В то же время в своих "Прусских знаменах" Ян Длугош относит данное знамя к городу Кенигсбергу (по-польски: Крулевцу), а знамя города Кнейпгофа (Книпавы) вообще не упоминает.

47.Хоругвь рыцарей-крестоносцев - "военных гостей" ордена - из Рейнской области Германии - дважды пересеченная в золото, серебро и червлень; в "Истории Польши" Яна Длугоша сорок седьмая хоругвь орденского войска ошибочно названа "хоругвью ливонских рыцарей", хотя братья-рыцари Тевтонского ордена из Ливонии в битве при Танненберге не участвовали, поскольку их глава – ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Конрад фон Фитингоф(ен) – заключил сепаратный мир с Великим Князем Литовским Александром-Витовтом; к тому на хоругви ливонских рыцарей были изображены, с одной стороны – Небесная покровительница ордена - Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом на руках, а с другой – святой мученик Маврикий (покровитель рыцарства и рижского купеческого братства "Черноголовых") с орденским щитом и копьем святого Лонгина.

В своей "Истории Польши" Ян Длугош пишет о знамени сорок седьмой "тевтонской" хоругви буквально следующее: "Сорок седьмая (хоругвь - В.А.) - состоявшая из ливонцев, имела знамя в три поля: верхнее светло-голубое, посредине - белое и нижнее - красное".

48.Хоругвь баллея (бальяжа) Дишауского и городка Дишау – четырехкратно рассеченная в чернь и серебро.

В "Истории" Яна Длугоша о ней говорится: "Сорок восьмая (хоругвь - В.А.) - фогтства и города Тчева, имела знаменем четыре белых и черныъх чередующихся поля, наподолбие частокола; ее вел Матиас фон Беберах (правильно: фон Беберн - В.А.), тчевский фогт".

49.Хоругвь города Альт-Алленштейн (по-польски: Старый Ольштын) – дважды пересеченная в чернь, серебро и червлень, цветов рода фон Паннвиц.

В "Истории" Длугоша о ней сказано следующее: "Сорок девятая (хоругвь - В.А.) - города Большого Ольштына, иначе Мельзак, имела знамя из трех полей: вверху - черное, посредине - белое и нижнее - красное". В данном случае Ян Длугош ошибочно объединил в своем описании два разных города - Старый Ольштын (по-немецки: Альт-Алленштейн), названный им Большим (в отличие от меньшего, Ольштынка, или, по-немецки, Алленштейна), и Мельзак (по-польски: Пененжно).

50.Хоругвь рыцарей-крестоносцев ("военных гостей" ордена) из Мейссена (четвертованная в лазурь и червлень – геральдические цвета маркграфства Мейссенского).

В "Истории" Длугоша в данной связи говорится: "Пятидесятая хоругвь - наемных рыцарей, имела знамя с четырьмя квадратными полями, двумя лазурными и двумя красными, расположенными крест-накрест".

51.Хоругвь комтурства Бранденбургского и городка Бранденбург (одноглавый червленый бранденбургский орел в серебряном поле – в память об основании маркграфом Бранденбурга одноименного замка на землях Тевтонского ордена в ходе Крестового похода).

В "Истории" Длугоша о пятьдесят первой хоругви говорится следующее: "пятьдесят первая (хоругвь - В.А.) - командорства и города Бранденбурга, имела знаменем красногоь орла на поле (без указания цвета поля - В.А.); ее вел Марквард фон Зальцбах, командор бранденбургский".

В части своей "Истории Польши", посвященной битве при Танненберге, Ян Длугош упоминает еще одну хоругвь Тевтонского ордена Приснодевы Марии, которой не довелось принять участие в судьбоносном сражении 15 июля 1410 г. - хоругвь комтурства Швец, о которой пишет буквально следующее: "Хоругвь же командорства и города Свеца, знамя которой состояло только из белых и красных полей, расположенных крест-накрест, не участвовала в настоящей битве, ибо командор свеценский Генрих (Рейсс - В.А.) фон Плауэн со всеми местными воинами и рыцарями Свеценского командорства был оставлен на месте, чтобы защищать Померанскую землю от нападения и опустошения, которого опасались со стороны Януша Бжозоглового из замка Быгдощи (по-немецки: Бромберг - В.А.), так что командор свеценский со своей хоругвью и воинами не мог принять участие в битве".

Как известно, комтур Швеца брат Генрих Рейсс фон Плауэн, происходивший из графского тюрингского рода, после гибели большей части орденского войска и самого Гохмейстера Ульриха фон Юнгингена под Танненбергом, возглавил успешную оборону орденской столицы Мариенбурга-на-Ногате от польско-литовского войска короля Владислава II Ягелло и Великого Князя Александра-Витовта, а после снятия осады был избран новым Верховным Магистром ордена Пресвятой Девы Марии Тевтонской.

Весной и летом 1411 г. польский король Владислав Ягелло и его двоюродный брат Великий Князь Литовский Александр-Витовт совместно объехали свою союзную державу, повсюду демонстрируя трофейные орденские  хоругви. 25 ноября 1411 г. прусские баннеры (или, по-латыни, бандеры, banderia) украсили собой стены часовни святого Станислава - храме королевского замка Вавель в Кракове. Там они провисели, по крайней мере, до 1603 г., что засвидетельствовано многочисленными очевидцами. Существует версия, согласно которой трофейные знамена были похищены в 1655 г. солдатами шведского короля, взявшими и разграбившими Краков в ходе одной из польско-шведских войн (описанной в романе Генрика Сенкевича "Потоп").

Впоследствии поляки, однако, изготовили копии пропавших орденских хоругвей и хранили их в Кракове. В 1939 г., после разгрома Польши гитлеровской Германией, нацистские власти распорядились торжественно перенести шестнадцать уцелевших копий "прусских бандер" из Кракова в Мариенбург. В честь этого события было даже произведено спецгашение почтовых конвертов. Штемпель представлял собой изображение тевтонского рыцаря в сфероконическом шлеме с бармицей на фоне щита с орденским крестом и надписи "Возврат хоругвей Тевтонского рыцарского ордена" (хотя в Средние века орден Девы Марии "рыцарским" официально не назывался).В 1945 г. копии знамен исчезли и из Мариенбургского замка. Пришлось полякам изготовить очередные копии, с тех пор хранящиеся в краковском Вавеле.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сравнительно недавно мне попалась на глаза скромная по объему, но неплохо изданная (даже с цветными иллюстрациями, правда, не все из них хорошего качества) книжка «Грюнвальд 15 июля 1410 года», изд-е 2-е, исправленное, Минск, «Харвест», 2010.

Как это часто делается, Ваш покорный слуга стал листать эту книжку с конца. И сразу же выяснил следующее.

Поставивший свои инициалы и фамилию на первой странице обложки этой книжки, весьма плодовитый современный белорусский популяризатор истории А.Е. Тарас - откровенный плагиатор. Ознакомившись с содержанием его сочинения, Ваш покорный слуга убедился в том, что книжка эта более чем наполовину состоит из прямых заимствований (слово в слово и безо всяких ссылок на подлинного автора!) из статей «не существующего» по мнению пана Тараса «Вольфганга Акунова», опубликованных в разные годы в российском геральдическом журнале «Гербоведъ» и в российском же военно-историческом журнале «Рейтар», а также выложенных в Интернете на сайте Проза.ру и на сайте Международной Военно-Исторической Ассоциации (МВИА), а именно:

1)Вольфганг Акунов «"Псы-рыцари" или кавалеры Святой Девы Марии?», опубликовано в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №1 (2003);

2)«Тевтонский Орден - "псы-рыцари" или Божьи дворяне?» (часть 1 © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008, Свидетельство о публикации №2807220012 и часть  2 © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008, Свидетельство о публикации №2807220016);

3)«Тевтонский Орден - мифы Танненберга». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2807240453

(Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был, под названием «Мифы Танненберга», опубликован в материалах XXIII Международной генеалого-геральдической научной конференции на страницах московского геральдического журнала «Гербоведъ» №84 (6'2005).

4) «Хоругви Тевтонского ордена под Танненбергом». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2808230030.


5)«Тевтонский Орден в битве при Грюнвальде». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2807240456)

(Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был, под названием «"Дева Мария" против "Богородицы"», опубликован в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №15 (3/2005).

6)«Тевтонский орден - "Погонь" на Танненберг». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2008
Свидетельство о публикации №2807240458

(Первоначальный вариант данной исторической миниатюры В.В. Акунова был, под названием «"Погонь" на Танненберг», опубликован в московском военно-историческом журнале «Рейтар» №19 (7/2005); второй, сокращенный, вариант, под названием "Битва под Танненбергом", - в пензенском журнале «Реванш» №4 (20006); третий, значительно расширенный и переработанный, вариант - под названием «"Погонь" на Танненберг: геральдика польско-литовско-русского войска в битве под Танненбергом» - в московском геральдическом журнале «Гербоведъ» №91 (5'2006).

7)«Разгром под Танненбергом».© Copyright: Вольфганг Акунов, 2009
Свидетельство о публикации №2908150072

8)«Тевтонский Орден. История и наследие». © Copyright: Вольфганг Акунов, 2009
Свидетельство о публикации №2911180029.

Я, Вольфгшанг Викторович Акунов, родившийся 1 октября 1955 года в городе Москве и до сих пор там проживающий (именно под этими именем, отчеством и фамилией), во всеуслышание объявляю Анатолия Ефимовича Тараса из Беларуси беспардонным плагиатором и готов, если у него хватит - не скажу «совести», но хотя бы чувства юмора судиться с человеком, существование которого он отрицает, судиться с ним за нарушение моих авторских прав.
 
29 июля 2012 г., г. Москва.


Рецензии