Где была сегодня, киска?..

       Она догадывалась, что некрасива. Хотя никто и никогда не говорил ей об этом прямо. В детстве любила она часами простаивать перед зеркалом, рассматривая себя, придавая лицу различные выражения. Тогда делала она себе какие-то немыслимые прически, крутила волосы в разных направлениях, украшала себя мамиными бусами, надевала туфли на высоких каблуках и представляла себе, что в один прекрасный день вдруг преобразится и все увидят перед собой принцессу. Но чуда не происходило. Из зеркала на нее смотрело длинное худое личико с упрямо закушенной губкой. "Вечно надутая злючка",- так говорили мама и ее знакомые. Мама сетовала, что у дочки толстый носик, как у негритянки. Она понимала, но не верила, что уже никогда не сможет быть красивой. В душе она знала, что она никакая не злючка, а лишь обижается на обидные замечания. Она вообще очень остро реагировала на все, даже на незначительные оттенки мимики людей.Еще в раннем детстве возникла у нее потребность путем телодвижений пытаться телом выражать чувства. Это стало необходимостью. И вот, стоя перед зеркалом, не зная еще, что такой вид выражения существует, она принимала разные позы, кувыркалась, изгибалась , стараясь выразить что-то , что было внутри и что словами нельзя выразить. В семь лет она впервые увидела балет и по-настоящему заболела им на всю оставшуюся жизнь. Совершенно случайно однажды днем попали они с мамой в кинотеатр. Там шел фильм-балет "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева. Она сидела не дыша. Да. да. это именно то, о чем она мечтала, что в снах представляла себе. Не нужно слов. Можно лишь протянуть руки, всем телом сделать движение навстречу, встретить протянутые в ответном движении к тебе руки, можно быть таким счастливым, когда во взаимном порыве чувства становятся бесконечными. За это можно умереть.
Она пошла в школу. На задний план отошло стояние перед зеркалом, мечты о принцах и принцессах. Она столкнулась с реальностью. Училась она отлично, хотя без особой страсти. В школу ходить не любила. Это отвлекало от мечтаний о чем-то прекрасном. Часто бывала задумчива, не участвовала в шумных играх и мальчики на нее, как на девочку не реагировали. Она замечала, что другие девочки нравятся, на них украдкой посматривали мальчики и по-своему, грубо, пытаясь скрыть свое пристрастие, дергали тех за косички, после уроков пытались отнять у тех портфель и пронести некоторое время за девочкой, когда она шла домой. С ней никогда такого не происходило. Через несколько лет она уже четко поняла, какие девочки нравятся. И эти девочки ей тоже начали казаться недосягаемыми красавицами. Чаще всего это были девочки с прямыми, гладко зачесанными светлыми волосиками, со вздернутыми носиками. Они уже поняли свою силу и власть над мальчишьими страстями и, чувствуя свое преимущество, кокетничали и игриво отклоняли неявные предложения дружбы со стороны мальчиков. Такие предложения дружбы казались ей очень ценными. Ей хотелось дружбы, внимания, но никто не предлагал. К этому времени она превратилась в очень худую девочку с узким лицом и глазами навыкате. Свои пышные, вьющиеся волосы она никогда не могла пригладить так, как у других девочек, хотя заплетала их в косы. Мальчикам не нравились вьющиеся волосы. Ее школьная форма всегда была длинной, ниже колен. Мать считала, что неприлично ходить в коротком платье. У других девочек были короткие юбочки и они смотрелись очень мило и аккуратно. В пятом классе с восторгом и некоторой завистью смотрела она на девочку Свету Королеву, которая нравилась всем мальчикам. Эта девочка была дочерью военного, что придавало ей еще больший ореол в глазах мальчиков. В классе ее избрали звеньевой. Много лет спустя, вспоминая это круглое широкоскулое уверенное личико со вздернутым широким носиком и круглыми ничего не выражающими серыми пуговками-глазками, вспоминая ее апломб и уверенность в себе, она представила себе Свету взрослой и вдруг отчетливо поняла, что та стала некрасивой женщиной и, возможно, встретила впоследствии трудности в личной жизни, как и многие из тех девочек, которые когда-то казались мальчикам принцессами. Но тогда все было по-другому.
       С замиранием сердца каждый новый учебный год она приходила в школу. Солнечный сентябрь, цветы, белые переднички девочек, банты, поздравление директора школы, торжественная линейка во дворе, запах свежей краски на блестящих в солнечных лучах партах, новые, чистые еще тетради,- все это заставляло сердце трепетать. замирать и надеяться на что-то очень хорошее впереди.
       Начался новый учебный год. Она была уже в шестом классе. На всю жизнь запомнила она класс на втором этаже школы. Она сидит за второй партой в третьем ряду парт, около стены. Урок литературы. Ей интересно, но она не любит этот предмет. Когда ее вызывает учитель к доске, она испытывает необычайные муки. Она не умеет связно и красиво говорить, кроме того, всегда стесняется, когда на нее смотрят столько глаз. Дома приходится много времени тратить на этот предмет, который она так не любит, чтобы не ударить в грязь лицом, когда вызовут отвечать. Учительница литературы- Римма Тимофеевна, позерка, умеющая красиво говорить, рассказывает с пафосом о любви Татьяны к Онегину. У нее с учительницой взаимная нелюбовь. Слишком они разные. Недавно она получила свою единственную за все время учебы в школе двойку за сочинение. Сочинение было о пограничниках. Перед этим был дан план этого сочинения, а она, вдруг вдохновившись, написала еще о пограничных собаках, о которых в тексте ничего не было. Учительница высмеяла ее, зачитав перед всем классом это сочинение, как пример чего-то курьезного. Это отступление от темы в сочинении было единственной вольностью, которую она себе позволила за все время обучения в школе. Еще в пятом классе они проходили произведение Короленко. Там было написано об одном бедном и не очень удачливом еврее. Когда Римма Тимофеевна читала это, многие в классе начали смеяться. Это слово вслух старался никто не произносить. Когда каждый новый учебный год ученики подвергались унизительной для некоторых процедуре, когда нужно было встать и на вопрос учителя ответить, кто твои родители, где они работают и твою национальность, в классе звучал сдавленный смех, когда кто-то произносил слово"еврей". Теперь в ответ на смех Римма Тимофеевна сказала:"Зря смеетесь, ребята. Среди них иногда попадаются тоже хорошие люди". Римма Тимофеевна была классным руководителем. У нее, как у всех учителей, были свои любимчики. Она очень любила самую симпатичную девочку в классе- Танечку. Таня была круглой отличницей. Мать Тани была самым уважаемым врачом-терапевтом в этом городке. Таня хотела, как и ее мать, стать врачом, когда вырастет. В Таню был влюблен мальчик Сережа, давно и серьезно. В классе все об этом знали. Таня к его любви относилась спокойно, не придавая этому большого значения. Она хорошо знала себе цену и не спешила отдавать свои чувства кому бы то ни было. Это ведь от нее никуда не денется.
 Итак, на уроке литературы сидела она в ряду около стены. Ей было скучно. Любовь Татьяны к Онегину сильно не трогала. И вдруг ее взгляд упал на вторую парту в среднем ряду, почти прямо перед столом учителя. Она начала разглядывать его, Вовочкин профиль. А профиль у него был не очень правильный. Большой, с горбинкой нос сильно выдавался на лице. Она сидела, долго изучая его профиль. Глаза у Вовочки были замечательно красивые. Большие карие глаза с очень длинными ресницами. Несколько дней подряд смотрела она задумчиво на него. Было в нем что-то детское, девичье. И вдруг она почувствовала свою сопричастность к нему. Она почувствовала, что это стало необходимостью- смотреть на него, что в душе родилось тепло, появилось что-то близкое , жизнь стала ощущаться полнее. Окончилась пустота поиска. Она влюбилась.
       Начались муки душевной неудовлетворенности, надежд, неясных мечтаний. Все последующее слилось в непрерывный поток ожидания чего-то впереди. Ее подруги каждый день были осведомлены о том, сколько раз и как он на нее посмотрел, что означал каждый взгляд, что он сказал и.т.д. Он превратился в божество. Она уже ни о чем другом не могла думать. Несколько раз он прошел в школу по ее улице, мимо ее дома. Медленно, что-то насвистывая, шел он, посмотрел несколько раз на ее окна. Для нее это стало событием на долгое время. Она удивлялась, как другие девочки могут спокойно с ним разговаривать. Она всегда при его приближении краснела, сильно начинало стучать сердце, словно отсчитывая последние минуты жизни, и она теряла дар речи, замолкала, каменела. Все удивлялись и добродушно посмеивались над ней. Несколько раз на школьном вечере он пригласил ее танцевать. Прямая, вся негнущаяся перебирала она еле ногами.
       Прошло несколько лет. Ничего не изменилось. Все так же страдала она. Подруги удивлялись, не понимая, что же происходит. Потом она перешла в другую школу. Теперь она узнавала о нем только из рассказов друзей. Она тосковала, гуляла иногда недалеко от его дома, но попыток сближения не предпринимала. Она стеснялась и не знала, как это сделать.
Сергей продолжал ухаживать за Татьяной. Она ему милостиво разрешала это.
       Вскоре все окончили школы. Володя, Таня и она окончили школы с золотыми медалями. Они разъехались в разные города в институты учиться.
       Приехав домой на зимние каникулы, первым делом побежала она к бывшим одноклассникам, чтобы узнать о нем. Известия были неутешительны для нее. Оказывается, Римма Тимофеевна еще в последнем классе школы неоднократно говорила, что он с Таней будут прекрасной парой. Затем она пригласила их обоих к себе домой в гости. Ушли они вдвоем. и теперь заходит он часто к Тане в гости. гуляет с ней. Володя с Сергеем были приятелями. Поэтому, захаживали они к Тане вдвоем, что Сергею не очень нравилось.
       Она сильно страдала. Понимая почти полную безнадежность своей ситуации, все равно часто думала о нем и переживала. Приехав на каникулы летом, гуляла она как-то под вечер в центре города и вдруг увидела их, Володю и Таню. Взявшись за руки, они, счастливые, шли ей навстречу. Увидев ее, они обрадовались, замахали руками, но она, ускорив шаг, почти пробежала мимо них, лишь кивнув головой. Тонкие струны, натянутые в душе, пели, плакали и стонали. С тяжелым сердцем уехала она обратно. Она решилась и написала ему письмо, где признавалась в своей многолетней любви, почти письмо Татьяны к Онегину. Ответа она так и не получила. Теперь эта любовь тяготила, пригибала к земле. Она уже была бы рада разлюбить, но ничего не получалось. Он по-прежнему оставался для нее идеалом человека чистого и прекрасного, умного и сдержанного. Но тут помог вдруг счастливый случай: приехав домой в очередной раз на каникулы, она пришла к однокласснице в гости. Разговорились, и снова заговорили о нем, о ее неизменном идеале. И тут одноклассница рассказала ей, что он совсем не идеал сейчас. К нему легко получила доступ, когда приехала в Одессу, где он теперь учился, одна из общих подруг, довольно легкого поведения, с которой он приятно провел несколько ночей. Лед тронулся. Такого она от своего идола не ожидала. Его образ начал рассыпаться, как карточный домик. Кроме того, уехал далеко, на другой конец страны Сергей, который оказался третьим лишним. Причем Таня принципиально не возражала против любого из них. Когда Сергей решительно поставил вопрос о том, кто здесь лишний, Таня попросила мальчиков разобраться между собой. "Я останусь с тем, с кем вы решите между собой. Это ваши проблемы",- сказала она обоим Хотя поверить трудно, что это было так. У Сергея была одна мать и жили они бедно, Володин отец был к этому времени уже генералом и командовал эскадрильей. Таня уже училась в мединституте, как всегда, отлично.
       После получения такой информации она тихо провела несколько ночей в раздумье. Карточный домик рассыпался окончательно. Однажды утром проснулась она с приятным чувством легкости и хорошего настроения, чего не было уже давно. Она глубоко вздохнула и вдруг поймала себя на том, что уже не думает о нем, что душа свободна и нет занозы в сердце, она снова способна принимать мир и любоваться им. И она счастливо рассмеялась. Окончился восьмилетний добровольный плен. Их пути разошлись навсегда.
       Через несколько лет она вышла замуж. Приехав на каникулы, она встретила Володю. Но теперь она уже не убежала прочь. На душе было легко и спокойно. К ней подошел высокий красивый парень. Ни один мускул не дрогнул на ее лице. Он испытующе вглядывался в нее. Она улыбалась, рассказала, что вышла замуж. Он поздравил ее. Они немного поговорили и расстались. Вскоре он женился на Тане.
       Мужа своего она любила. Слыша разговоры других о первой любви, она удивлялась, что у нее не так, как у других. Интересно, что после многолетних страданий любви она смогла снова полюбить, как в первый раз. Шрамов в сердце первая любовь не оставила. Завоевать любовь мужа ей не удавалось долгие годы. Она не привыкла с детства быть принцессой. Она шла навстречу открыто, прямо и по-товарищески. Ее нельзя было назвать красивой, но и некрасивой она уже не была. Лишь после сорока она начала замечать, что вызывает в мужчинах какой-то интерес. Затем было несколько случаев убедиться в этом. Она стала нужна. Теперь ее пышные волосы нравились многим. Но не только волосы привлекали. Было в ней что-то, чего не хватило прежним принцессам детства, чтобы удержать свое счастье, любовь и восхищение навсегда. Теперь мужчины признавались ей в своих ошибках. От этого она не становилась счастливее. Муж же наоборот, всю жизнь любил принцессу юности, и не имея другого опыта, считал высшим счастьем несостоявшиеся детские школьные мечты, что другими мужчинами было уже пройдено на практике. Нелюбовь мужа оставила .глубокие шрамы в душе. В муже она раньше никогда не разочаровывалась и очень страдала. Она твердо знала, что новой любви уже не будет. Что-то изменилось в душе и она уже по-другому чувствовала и видела мир. Там не было места ничему лучшему. Лучшее было с ней. И она твердо знала это. Любовь и страдание смешивались, мирились и ссорились, но теперь она давала свою истинную цену явлениям и чувствам и дорожила каждой минутой своего счастья с мужем.
       Ей было уже за пятьдесят, когда жизнь подарила ей еще одну встречу с Володей. Отдыхая у моря, стояла она как-то днем на набережной и смотрела вдаль, туда, где небо встречалось с водой. Кто-то подошел и встал рядом. Она подняла глаза. С первой минуты они узнали друг друга. Вечером он пригласил ее погулять. Они шли медленно по берегу, он рассказывал о своей жизни, успехах. Таня была уже зав. отделением большой больницы, он был инженером. Они прожили счастливую жизнь.
       Она шла и думала, что действительно, она бы не подошла ему, что Римме Тимофеевне было виднее. Он заглядывал ей в глаза, словно желая услышать что-то. Все темы для разговор были исчерпаны. Она смотрела на бесконечное черное небо, на яркую большую луну, и в душу пришло полное освобождение от своих страданий. Она почувствовала вдруг себя такой сильной и свободной. Больше душа не болела от нелюбви мужчины. Она поняла великую истину:-"каждому-свое". Как в той детской английской народной песенке:
Где ты была сегодня, киска?
-У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?
-Видала мышку на ковре.
 У каждого своя высота в душе, и если тебе чего-то кто-то не смог дать, значит -не твой это человек, не твоя судьба. И пусть сердце по нему не плачет, пусть душа будет спокойна. Каждый ищет и видит что-то свое, только то, что ему нужно. Ну а ошибки? Ошибки, конечно, возможны. Но они не должны заслонять жизнь.
Тепло пожав ему на прощание руку, она повернулась и пошла назад. В свою жизнь.


Рецензии