У матери Александра

У матери Александра не было толстых альбомов в потертых бархатных переплетах со старыми фотографиями. Как вспоминает Александр, довоенных фото мать смогла сохранить три штуки. И все равно он безмерно ей благодарен, что, пережив столько мытарств, пройдя тяжелейшую жизнь, спасаясь в окопах и выдержав невыносимый рабский труд, она смогла сберечь частичку, мгновения ее молодости.
Со временем они не потеряли для нее ценность, а наоборот стали еще дороже, так как с тем далеким счастливым для нее временем смог немного соприкоснуться повзрослевший сын, когда рядом с ней был любимый муж, а потом и маленькая радость: родившийся сынок, которого нарекли в честь отца Шуриком.
Время необратимо идет вперед, оставляя позади детство, юность, события, судьбы, но прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к каждому человеку через воспоминания, предметы, старые фотографии.
Вот на одной мать с отцом большим планом. Александр видит, как красива и жизнерадостна одетая со вкусом его мать. На шее длинные бусы из жемчуга, связанные узлом на груди. Милая, добрая улыбка красит ее лицо.
Отец же, как и подобает кубанскому казаку, серьезный, лицом не располневший.
О чем они думали в этот миг? Где были их мысли? Предчувствовали ли что их ждет впереди?
На другом снимке Шурик голенький лежит на кушетке, накрытой белым покрывалом. Широко раскрыв глаза, он смотрит в объектив фотоаппарата. Его будто кто-то щекочет: он скет ножками и вот-вот безудержно засмеется. Сытенькое здоровенькое тельце так и хочется взять на руки и крепко прижать к груди. Глазенки блестят словно их покрыли лаком.
Да, когда это было? Александр смотрит и лицо его чернеет, накатывается печаль и проносятся прожитые годы с непредсказуемым завтрашним днем. Чему он радовался в то мгновение, запечатленное на фотке? Наверно тому, что появился на свет и что рядом мама и папа и все дороги жизни впереди с еще не известными для него рытвинами, колдобинами и крутыми поворотами.
И третий снимок. Его нет рядом, он оставлен у дочери на Урале. На нем родные отца: сестра, братья. Здесь, на чужбине, снимок может затеряться, бесследно исчезнуть, а там подрастают внук и внучка и может когда-то возьмут его в руки и какая-то искорка промелькнет в их головах: кто их предки?
Интересно смотреть на старое фото. И только уже ближе к глубокой старости понимаешь, как мало сбережено, сохранилось о родословной любого из нас.
Мало передается из поколения в поколение и это очень печально.
Александр Самохвалов


Рецензии