Ночь на Ивана Купала
Да-да, не удивляйтесь, в некоторых селах, правда немногих, ещё устраивают гуляния в праздник Ивана Купала. Всю ночь парни и девушки, как принято сейчас говорить, тусовались у реки, разжигали костры и, взявшись за руки, парами прыгали через полыхающее и, стреляющее яркими обжигающими искрами, пламя. По древнему поверью, если во время прыжка, руки не разъединятся, то быть любимым вместе навек. Кто-то верил, а кто-то совершал такие прыжки просто ради спортивного интереса. Всем было весело и легко, многие в тайне надеялись на чудо и ждали его. Приходили на молодёжные сборища пожилые люди и даже совсем старики и старухи, пытаясь возродить давно забытое и счастливое время юности. Правда, через костры они уже не прыгали, по причине своей дряхлости, да и хороводов не водили, а вот песни пели с удовольствием.
Люся помнила, как светлело лицо её бабушки в такие моменты, как задорно и весело блестели её, когда-то яркие васильковые, а теперь бледно-голубые глаза. Особенно любила бабушка песню, которую поют после того, когда влюблённые, обменявшись венками, опускали их на воду. Пели песни девушки, а парни стояли и слушали, наблюдая, вместе ли, рядом ли плывет его венок, с венком возлюбленной, да не дай бог, чтобы не утонул ничей, а то не быть тогда им вместе. Пускали венок на воду и те девушки, которые не нашли себе пару. В какую сторону венок поплывёт, там и её суженый.
- Бабушка, а почему праздник так называется? – с любопытством спросила Люся.
- Так по церковному календарю. Церковь празднует рождество Иоаннa Крестителя. Отец Иоанна Захария, первосвященник Иерусалимского храма, жил с женой Елисаветой в Иудейских горах. Они просили Господа, чтобы тот даровал им ребёнка. И вот однажды, когда Захария проводил в храме службу, явился ему Архангел Гавриил: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей»
Захария не поверил посланнику, и в наказание лишился дара. Заговорил священник только после того, как у него родился Иоанн.
Подросший Иоанн стал ближайшим предвестником Иисуса Христа.
Согласно легенде, внешним знаком покаяния и духовного обновления он избрал крещение, то есть омовение в воде, через погружение. Сам Христос принял крещение от Иоанна.
Купала — древнейший праздник, когда играет солнце, когда самая короткая ночь в году. А ещё в эту ночь, вернее в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!" И хорошо бы искупаться в утренней росе, чтоб не болеть и сил много стало.
- Бабушка, а в реке тоже ведь купаются?
- Купаются, кто посмелее Старые люди рассказывали, что в этот день большой праздник и у русалок. А ночью они танцуют, радуются, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке. Этой ночью проводятся русалочьи любовные игры. Поэтому, чтобы русалки не защекотали - в воду лучше все-таки не лезть.
- Ну и страсти ты рассказываешь, бабуль.
- Так ты ж сама просила, егоза – ласково улыбнулась бабушка.
- Интересно ж ведь. В городе такого не услышишь.
- Давай лучше споём, внученька, - говорила бабушка – голос разработаем, чтоб не оконфузиться на празднике-то. И тут же заводила песню высоким и по- молодому звонким голосом, а следом вплетался мелодичный грудной голос Люси.
«Ой на святого
Ой на Купалу
Девки гадали
Венки кидали
Кидали в воду
В воду быструю
Скажи, реченька,
Про жизнь молодую
С кем, наша река,
Век вековати
Кого, наша река,
Любым назвати
Долго ль я жити
Долго ли буду
Неси, река, венок
Не дай потонути.
- Ох, и люблю я этот праздник, - говорила бабуля, дотянув последнюю ноту – больше других праздников люблю.
- А за что же ты его так любишь? – подыгрывала ей внучка, прекрасно зная, о чём говорит бабушка.
- А то ты не знаешь, - усмехалась бабушка – суженого своего я там нашла.
- А как же ты его нашла-то? На дорожке валялся, что ли?
- Скажешь тоже, венки наши на реке столкнулись, знаешь ведь, - сделала притворно-сердитое лицо бабушка – он в жисть нигде и никогда не валялся, даже если выпьет, то домой, бывало, дойдёт и не качнётся, не то, чтоб упасть. Крепкий был Иван-то мой. Если б не потонул, детей спасая, так и жил бы до сих пор, как дуб могучий. Видишь, внученька, как оно в жизни: река дала, река и забрала – горестно вздохнула бабушка. - Что ж, видно судьба такая, от неё не убежишь и не спрячешься. Зато жили мы как счастливо. Любил он меня, а уж как я его любила, словами не передать.
- Вот бы мне такую любовь встретить – мечтательно протянула Люся.
- Да знаю я твою любовь, - засмеялась бабушка – в Лёшку, небось, соседского втрескалась.
- Ну, бабушка, - смущенно потупилась Люся – от тебя ничего не утаишь.
- Так я ж ещё не слепая пока, слава тебе господи, вижу, как твои глазёнки сияют, когда его видишь. А что, парень он видный, работящий, да спокойный. Не зевай девка, а то уведут.
- Что он, телок что ли, чтоб его уводить. И не буду ж я к нему первая подходить.
- А почему б и не подойти, коль он такой робкий. Ну да гляди сама, а то потом будешь локти кусать, ан поздно будет – сказала бабуля, выходя в сени.
А Люся задумалась, как бы дать понять Лёшке, что он ей нравится. Она надеялась, что сегодня ей поможет сам Иван Купала, очень надеялась.
И вот настала эта волшебная ночь. К реке стайками бежали девушки, с шутками и прибаутками шли парни, степенно шли пожилые матроны и потихоньку двигались старики и старухи, страдающие бессонницей. Начинались гулянья. Молодежь играла в «Ручеек», так как другие старинные игры со временем забылись. Были когда-то ещё «Ящер» и «Коняшки», да только никто уж и не помнил, как в них играть.
Когда подошла очередь Люси выбирать себе пару в «Ручейке», она вздохнула и, словно действительно нырнула в студёный ручей. Дойдя до Лёшки, она несмело протянула руку и потянула его за собой.
- Смотри, прям, как русалка, в омут потянула – сказала бойкая Катька, имея в виду длинные распущенные волосы Люси, которые являлись жгучей завистью её, коротко стриженой. – Смотри, Лёша, утянет – не вернёшься.
- А и пусть, - весело ответил парень – я согласен. С такой русалкой, так и в омут не страшно.
Люся мгновенно вспыхнула от его слов, а сердце забилось радостными толчками. Его слова значили, что он к ней неравнодушен, а это значит… значит, возможно её чувства небезответны.
А уж когда пустили сплетённые венки на воду, то уж совсем уверилась, что Лёшка будет её. Пущенные каждый по отдельности, венки Люси и Лёши, как будто притянутые невиданной силой сцепились, запутались своими веточками и листочками, да так и поплыли неразрывно связанные.
Почти до самого рассвета продолжались игры да пляски Потом настало время прославлять Купалу и отправляться на поиски цветка папоротника, который, по поверью, цветёт только раз в году всего несколько мгновений. Кто его найдёт, тот добудет клад и найдёт счастье.
И вот поплыла мелодия над рекой.
Гой Купало красен
Стань во небе ясен
Папороть искрящий
Огнецвет купавый
Во ночи горящий
Клады выпростаны
Кади выкачены
Копны жита золотого
Котлы пива хмеляного
Во ночи еси чудесной
Купы многи составлятись
Под куполищем небесным
Благо рода совершатись
Повели почать купанье
Здраву чисту за старанье
Славься сам Купалец
Великой удалец.
Допев песню, молодёжь отправилась в лес, а более пожилые остались у реки, подводя итоги и вычисляя, кто с кем останется, да сколько пар сложится.
Вместе со всеми отправились на поиски цветущего папоротника и Люся с Лёшей. Они шли, взявшись за руки и разговаривали.
- А что, если мы найдём этот цветок? Какой бы клад ты хотел найти – сыпала от волнения вопросами Люся. Где ты думаешь он зарыт? И что ты с ним будешь делать, с кладом, если найдёшь?
- Отвечу сразу на последний твой вопрос, – немного волнуясь, промолвил Лёша – я буду любить этот клад до конца своей жизни. И нигде он не зарыт, а на земле.
- Да откуда ж ты знаешь? И как можно любить клад, да то что ещё не видел, не нашёл?
- Видел я свой клад и сейчас вижу.
- И где же он? Где его искать?- взволнованно спросила девушка.
- Глупенькая, да вот же он, - тихо прошептал Лёшка, слегка притягивая Люсю к себе – ты мой клад. И другого клада мне не надо.
Свидетельство о публикации №208082400396
Денис Логинов 05.09.2010 15:42 Заявить о нарушении
Ольга-Джесси Левина 05.09.2010 17:17 Заявить о нарушении