Окраина - сказка о том, как должно быть

«У Николая Коннова с хутора Казанского жена рожала. Сидел он дома, ждал, тут женщины вдруг выбежали, кричат: беги сына встречай. Он заходит в дом и видит: жена его родила овцу. Лежит овца на постели, вся в крови и блеет, а жена плача гладит ее. Выбежал он из дома: Боже ты, Боже, ведь мы еще все живы, что же ты делаешь, — и поскакал в степь. Не знаю, сколько он ехал, только видит: на холме хутор заброшенный и церковь на площади. Выехал он на площадь, а возле церкви люди, все лицами темные и молча роют землю ножами. А рядом мальчик сидит, лет десяти, на лавке и на него смотрит. Подъехал он ближе, а мальчик встал и говорит: езжай домой, Коннов. Бог отвернулся от русских, я ваш последний ангел остался. Езжай и живи, как есть, лучше не будет. Перегнулся тогда Коннов с седла и ножом хватил его по горлу. Раз отвернулся, то и ангела нам последнего не надо, мы другова Бога сыщем. И ускакал».
Алексей Саморядов. «Сказка про последнего ангела»

Наиболее поразивший меня фильм – "Окраина" Петра Луцика. Не знаю даже, можно ли поставить что-либо рядом по силе эмоционального воздействия. За время существования российского кинематографа (спесиво отбрыкавшегося от былого наследия) не выходило картины столь русской по духу, советской по форме, наполненной не то горькой иронией, не то жаждой правды, не то руководством к действию. Особый поклон – Николаю Олялину, замечательно сыгравшему одну из главных ролей. Впервые я увидел его в фильме "Обратной дороги нет", который оставил неизгладимое впечатление в юном возрасте, очень любим и до сих пор. Сам же сюжет "Окраины" незамысловат – деревенские мужички в поисках правды (кто землю нашу отнял у нас?) доходят до самого Кремля (гнездо антинародной власти), получают ответы на свои простые вопросы – земля ваша вам не принадлежит, потому как за неё уплочено – вот и бумага с печатью. Мужички разрешили всё очень просто. Как может быть только в кино. И вот, счастливые, на тракторах пашут свою родную земельку. Воплощение русской мечты?

Чем же поразил так меня малобюджетный фильм, снятый в традициях "советского кино"? Своей похожестью на тот самый "красный смех" из одноимённого рассказа Леонида Андреева, который нашёл здесь своё воплощение. Тем, что был снят в 1998-ом – в то время, когда другие режиссёры и заикнуться на данную тему боялись (ещё бы – боязнь лишиться президентского корыта сильна и по сию пору). А ещё я узнал, что нет в живых ни оператора, ни режиссёра, снявших этот шедевр. Мне, в своё время обчитавшемуся всевозможной конспирологической литературы, и тут увиделась мохнатая лапа Кремля. Ещё бы! Посмели! Один "сорвался" с балкона (любимый трюк спецслужб), у второго "не выдержало" сердце (прямо-таки по-шукшински).

И вот маховик демократии унёс ещё несколько лет после появления этого фильма. Тема стала вроде как устаревшей – в Кремле новые лица. Фильм вышел на DVD. Только заметят ли его нынешние потребители жизни, а если и заметят, что изменится? Тронет за сердце, или прошелестит усмешичками после сорокинских виршей, преподносимых за последние откровения? Позовёт на подвиг или аукнется обсуждением на форумах мировой паутины (этакого интеллектуального онанизма последних лет)?

2006

(с) http://www.redut.info


Рецензии