Почему люди устают любить

- А почему люди устают любить друг друга? - с тревогой спросила Света.
Я снова почувствовал обманчивую лёгкость в единственном появившемся ответе о том, что просто заканчиваются силы. Меня спасла Людмила Григорьевна, воспитательница интерната, которая пришла забрать Свету на ужин. Я пообещал, что дождусь её. Света ушла, а у меня появилась пауза всё основательно обдумать.

Почему мы устаём
Очевидно, у нас заканчивается запас энергии. А мышцы устают, потому что из-за интенсивной нагрузки в них накапливается кальций, который "сковывает" мышечные клетки. Чтобы мышцам вернуть силу, нужно "сбросить" кальций - отдохнуть. Почему устаёт душа? Видимо и потому что заканчивается энергия, и потому что в ней накапливается много эмоций, которые нужно "сбросить".
Итак, придумав аналогию со стаканом воды, в котором рано или поздно заканчивается вода, я решил объяснить Свете, как заканчивается запас энергии. А потом объяснить, что у нас в организме есть целые бассейны с энергией. Но также у нас есть специальный отдел милиции, который следит за тем, чтобы никто не использовал энергии больше, чем полагается. Ведь энергия нужна нам и для того, чтобы дышать, смотреть, говорить. А когда кто-то использует энергии сильно много, этот отдел милиции посылает специальные отряды, которые "сковывают" работу расточителей энергии. И до тех пор, пока в бассейне опять не появится нужное количество энергии, специальные отряды удерживают нарушителей.
Довольный собой, выпив стакан чая, который мне принесла Людмила Григорьевна, я настроился объяснять Свете о том, почему люди устают любить.

Или потому что рушатся планы?
Света вернулась быстро. Она была очень оживлённой. Вместе с ней прибежала Настя, Ириша и Максим. Я наблюдал за тем, как они хлопотливо усаживались вокруг меня и удивлялся их желанию говорить на такие серьёзные темы.

- Я уже поела, но так и не поняла, почему же устают любить? - с капризной интонацией сказала Света.
- Вот смотрите - я поднял свой, наполовину полный стакан чая. - В этом стакане есть вода. Верно? И воды в стакане не может быть больше самого стакана. Верно?
- А можно придумать такой стакан, чтобы в него влазило сколько угодно воды? - спросил максималист Максим.
- Подумать над этим можно. И если ты, Максим, придумаешь такой стакан, обещаю, тебе на протяжении года каждый месяц будут дарить любые игрушки о которых ты мечтаешь. - ответил я.
- Я вот тоже подумала о воде - перебила нас Света. Вот в реке вода не заканчивается. Ещё не знаю почему, но она бежит там всё время?
- Ээээ...
Я понял, что весь мой выстроенный рассказ про бассейны энергии и специальные отряды милиции теряет смысл.
- И вот ещё о чём я думаю - продолжила Света - Если чувства в любви - это капельки разного цвета, тогда "Сила" это имя другой капельки, например, синей. Но ведь в речке капельки не заканчиваются.

Или потому что мы просим?
Вы знаете анекдот про то, как муравьи решили избить слона, и предводитель муравьёв воодушевлённо крикнул: "Главное его повалить, а потом мы его ногами забуцаем". Так вот я почувствовал себя слоном, которого повалили мурашки. Но тут как всегда, лучший выход найдёт тот, кто заводит тебя в тупик. Я улыбнулся и...

- Хорошо, давайте разберёмся с этим чудом. Смотрите, вот течёт наша река. Из неё берут воду растения, животные, люди и даже солнышко.
- И как это солнце берёт воду? - недоверчиво спросил Максим
- А солнышко сначала нагревает воду, чтобы она превращалась в пар, а потом вдыхает его. Пар поднимается высоко, высоко в небо, и там обратно превращается в воду, которая капает на нас дождём или падает снегом, или градом. И знаете в чём чудо?

Я замолчал, чтобы по выражениям лиц уловить понимание детей. Т. е. узнать - понимают ли они то что я говорю и интересно им это или нет. Они все замерли в ожидании чуда. Я продолжил.

- А чудо в том, что и солнышко, и растения, и животные и даже люди, сами отдают реке воду назад. Никто не просит солнышко, чтобы оно вернуло воду. Никто не просит дерево, чтобы оно вернуло воду. Каждый сам отдаёт воду, потому что знают - без воды река высохнет. Когда мы любим, то не должны ждать пока нас попросят. Мы должны сами давать интерес, защищёность, пользу, понимание и красоту.
- А я иногда прошу, чтобы был дождь - сказала молчаливая Иришка.
- Скажу вам по секрету, я тоже прошу, когда очень жарко - подхватил я её. - А кто скажет мне, вот если дождя нет, река перестанет давать оставшуюся воду?
- Нет. Нет. Нет - повторяя друг друга ответили мои слушатели.
- Настюш, а вот если ты дашь Максиму некоторые свои карандаши и он тебе их не вернёт, ты обидишься?
- Угу - кивнула застенчивая Настя.

Или потому что нам обидно?
- А если он у тебя попросит и другие карандаши, ты ему их теперь дашь?
- Нет - категорично ответила она.
- А кто мне скажет, а чем тогда отличаются люди от реки?
- Река не обижается - сказала первой Света.
- Верно. А люди обижаются - продолжил я её вывод. - И эти обиды собираются у нас в голове, и каждая жужжит как муха. А чем больше мух, тем громче их жужжание. И однажды человек уже не слышит любви, только противный шум мух. Хотя нужно было в самом начале выгнать первую муху.
- А ещё река не умеет думать, а люди умеют - высокомерно так сказал Максим.
- Верно, Максим. Действительно, этим люди и отличаются от всего живого и неживого. Ум нужен тебе, Максим, чтобы придумать безразмерный стакан. Именно благодаря уму мы можем строить новые дома и дороги, выращивать и сохранять урожай, лечить и учить друг друга. Для этого нужно много помнить. Но из-за ума мы иногда допускаем досадные ошибки. Например, наш ум забывает, что сегодня у кого-то день рождения, или что нужно вернуть карандаши. И очень часто наш ум обманывает нас...

Потому что у нас невоспитанный ум
- Обманывает? - удивлённо переспросил Максим.
- Да, да. Обманывает. Вот, взял я у Насти карандаши. Отдать должен не задумываясь. Но ум мне шепчет - "Отдашь когда она сама попросит, сейчас они ей всё равно не нужны". Или когда Людмила Григорьевна купила за свои деньги вам виноград, что нашептал вам ум?
- Что если бы у меня были деньги, я бы тоже себе купил - сказал Максим
- Что она захотела сделать нам приятно - сказала Света
- Что я когда-нибудь, тоже ей что-то подарю - сказала Ирина
- Очень хорошо! - сказал я - У вас хорошие, светлые мысли. Но ум вас обманул. В этот момент вам не нужно было думать и ждать, вам нужно было сказать ей - "Спасибо!".
Я замолчал, чтобы мои слушатели впитали до конца понимание своей ошибки.
- А что Вам нашептывает ум, когда Вы делаете кому-то приятное?
- Он шепчет, что это нужно сделать и, что мне потом тоже сделают приятно - сказал Максим и все с ним согласились.
- Верно. И именно из-за таких мыслей у нас появляются обиды, если нам в ответ не делают приятно или не благодарят. Поэтому, когда мы любим, мы должны реже прислушиваться к советам ума, он может нас обмануть, он может впустить мух.
- А как же научить ум не обманывать? - вдруг спросила Настя.

Потому что мы забываем смысл любви
- Насть, я не знаю ответ на этот вопрос. Никто его точно не знает. Многие ищут. Очень немногие чувствуют, но не могут объяснить. У вас чудесная жизнь, в которой, я бы очень хотел, вы сможете найти ответ на этот вопрос. Вот как ты думаешь что чучше: научить детей не крутиться на уроках или рассказывать такие интересные истории, которые хочется внимательно слушать?
- Рассказывать истории - нерешительно выбрала Настя.
- Я тоже так думаю. Поэтому считаю, что ум нужно научить помнить самый главный секрет про любовь, тогда мы просто не будем обращать внимание на все его обманы.
- Какой? Что за секрет? - все оживились.
- Истинная любовь - это... разлука.

На лицах детей застыло недоумение, и наступила тишина. Казалось, можно было услышать, как в их крохотных головках борются сомнение и готовность принять эту мысль.

- Все мы хотим, чтобы нас любили, и поэтому не удивительно, что каждый пытается найти оправдание, чтобы не расставаться. Но если человек ничего сам не делает ради любимого, он проявляет малодушие. Он поступает недостойно. Он никогда не сможет принять правильное решение, думая только о себе. Любящий человек расстаётся навсегда со всем, что делает для любимого и даже с надеждами, что это вернётся. Поэтому любовь - это разлука. Для таких поступков есть хорошее слово - дарить. А ещё, любящие друг друга люди помнят, что могут расстаться. Поэтому они не забывать дарить друг другу любовь каждый день, каждую минуту, когда они вместе. Поэтому любовь - это разлука. Для таких поступков есть хорошее слово - забота.

Я немного помолчал и решил подвести черту этой непростой беседы.

- Так как вы теперь думаете, почему люди устают любить?
- Потому что они устают ждать, когда же им будут делать приятно - сказал Максим.
- А в чём у любви смысл? Как считаете?
- Дарить столько любви, как будто делаешь это в последний раз - сказала Света.
- И не верить, что это можно сделать потом - закончила Настя.

Мы стали прощаться. Максим с уважением пожал мне руку, а девочки обняли со все сторон и Света сказала - "Я не знаю кто мой папа. Но я всем и своим будущим детям буду говорить, что это Вы". В душе что-то колыхнулось и на глазах сверкнули слёзы. "Вы плачете?" - удивлённо спросила Настя. "Это слёзы радости" - ответил я. "Значит в этих глазах скоро появится радуга" - радостно сказа Света. И мои собеседники побежали по коридору с криками "Людмила Григорьевна! Людмила Григорьевна! Спасибо за виноград! Давайте мы Вам чем-то поможем!".


Рецензии