С 8 января по 23 марта. Былинка

С 8 ЯНВАРЯ ПО 23 МАРТА
У меня в Питере три двоюродных сестры и два двоюродных брата, все выбились в люди, живут нормально, но близости между нами нет. Мы не ссорились, нам нечего делить, но встречаемся только на редких торжествах и похоронах родителей, почти не звоним друг другу. Раньше я на это обстоятельство не обратил бы внимания, но годы идут, и человек наполняется невеществен-ным, и кровная связь обретает силу. Я скучаю по близким, напо-минаю о своем существовании, но они отвечают: «Некогда!» Нам и вправду некогда — за житейской безконечной суетой мы глотаем время. Но моя жажда близких с годами становится сильнее.
Еще в Латвии жива тетя со стороны мамы, Мария Петровна Сироткина, единственная, с кем я переписываюсь, двоюродный брат и сестра. Тете девятый десяток, но я не перестаю удив-ляться ее жизнестойкости и женской красоте, которую она сохра-нила на протяжении жизни. Вернее, была она очень красива в мо-лодости, красива и ныне, а мы знаем, что Господь не одаряет людей попусту. За последние годы мы только раз встретились, но тут уже граница помехой.
И вот что я заметил в себе: есть в моей жизни люди, кото-рые совсем не мои родственники, но по ним я скучаю не меньше. Это и иеродиакон Никон, и монахиня из далекого монастыря, и духовник о.Иоанн Миронов, который по-настоящему заменил мне родного отца; нас объединил Христос. Видимо, духовная связь сильнее слабых родственных уз. И все равно жаль…
†«Мой ближний — не только тот, кто близок мне по родству, сколько тот, кто признает со мной того же Отца и имеет общение к той же Трапезе; эта связь крепче родства, равно как и не-сходство нравов ведет к отчуждению гораздо более, нежели раз-личие по рождению». Свт.Иоанн Златоуст †407
«Кто братья мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12,48-50).
Мне кажется, что мир еще в лесах,
На камень камень, известь, доски, щебень.
Ты строишь Дом, Ты обращаешь прах
В единый мир, где будут петь молебен.

Растут медлительные купола…
Не именуемый, нездешний, Некто,
Ты нам открыт лишь чрез Твои дела,
Открыт нам, как великий Архитектор.

На нерадивых Ты подъемлешь бич,
Бросаешь их из жизни в сумрак ночи.
Возьми меня, я только Твой кирпич,
Строй из меня, непостижимый Зодчий.
Елизавета Кузьмина-Караваева †1945
(фото о.Иоанн исповедует)
Я пришел в храм и встал в конце длинной очереди на испо-ведь. Теперь мне нравится стоять в конце неспешного движения к таинству: Господь вытаскивает на свет Божий грехи, о которых ты успел забыть. И вчера я долго припоминал свои прегрешения. Но — странное дело — в этот раз ничего припомнить не смог; спокойно было на душе и несговорчивая совесть молчала. Конеч-но, можно было на исповеди отделаться ничего не значащими для Бога словами, но это была бы не исповедь, и я честно признался священнику, что не знаю, в чем каяться.
— Господь, — сказал священник, — иногда попускает такое состояние, но свв.Ефрем Сирин и Паисий Святогорец предупрежда-ли нас, чтобы мы, по возможности, избегали его: очень легко впасть в прелесть. Вам надо, Александр, быть внимательнее к своей духовной жизни.
Батюшка, конечно, прав, но всю ночь за меня молился ду-ховник, и я твердил за ним безконечное «Господи, помилуй», и проснулся перед исповедью в приподнятом, вернее, в праздничном настроении — была память святого праведного Иоанна Кронштадт-ского. А делюсь с вами потому, что и вы, возможно, испытывали подобное. Еще не спрашивал духовника, а когда получу ответ, обязательно расскажу вам, читатель…
« — Геронда, некоторые люди не знают, что им говорить на исповеди? Почему?
— Это показывает, что они не занимаются тонкой работой над собой и не замечают за собой даже грубых погрешностей. Нам нужно очистить очи нашей души. Слепой человек не видит ничего. Человек одноглазый что-то уже видит, однако лучше других видит тот, у которого оба глаза. Ну а уж если у такого человека есть под рукой и телескоп с микроскопом, то он будет видеть очень четко и то, что находится далеко, и то, что находится очень близко. Духовное делание не имеет конца. Чем больше человек духовно преуспевает, тем чище становятся очи его души, и тогда он видит свои грехи все большими и большими. Таким образом че-ловек смиряется, и к нему приходит благодать Божия». Старец Паисий Святогорец †1994, «Духовная борьба», 2001, стр.176.
… И все же, как червяк из яблока, выполз мой давний грех: будучи в Иерусалиме в 1995 году, в Гефсиманском храме Успения Божией Матери я взял на память свечку, а жертвы не положил. И все эти годы мне вспоминалась эта несчастная свечка, но я за-гонял грех внутрь. На исповеди, набравшись смелости, я в нем признался. Прости меня, Матерь Божия!
       НА ИСПОВЕДИ
Как ребенок больной, просит помощи женщина эта,
Свой печальный рассказ все не может окончить никак.
В покаянии плачет. И тихое облако света
Покрывает ее, отгоняя отчаянья мрак.

Чудотворец с иконы взирает участливо-строго,
Сколько веры вместилось в его непреклонных зрачках.
Я по Воле святой отпускаю, помедлив немного,
Согрешенья ее, сам повинный во многих грехах.
О.Анатолий Трохин, СПб

Я считаю себя честным человеком и говорю правду — так мне думается. Но как только вспоминаю, как я обманул батюшку, жар-кая волна стыда красит щеки. Я привез к духовнику знакомую из Берлина — она хотела познакомиться с батюшкой, но времени у отца Иоанна уже не было: в тот день праздновали память равно-апостольной княгини Ольги, и он торопился на службу к сыну на престол. Знакомая села в батюшкину машину, а я должен был сле-довать за ней. Но, хотя я получил от батюшки приглашение и дал согласие, я поехал домой. На другой день духовник огорченно спрашивает: «Сашенька, я тебя искал после службы. Ты куда по-девался?» Никогда больше не буду лгать…
Тут же и другой случай припомнился. Я был дома один, си-дел за компьютером и только намеревался нажать «мышкой» на картинку красавицы, чтобы полюбоваться покрупнее, как слышу негромкий батюшкин голос: «Сашенька, десять поклончиков!» Упав на колени, я сделал положенное число поклонов. А «мышкой» брольше «не туда» не двигал — батюшка-то все обо мне знает-ведает…
В людские распри не вникая,
Скорбит, земную видя боль,
Знать, у Всевышнего другая,
Своя небесная юдоль.

Но восприяв моря и сушу
Всем безконечным существом,
Он каждый час врачует душу
Своим присутствием во всем.
Анатолий Краснов, СПб

Есть расхожая фраза: «Потомки нам не простят!» Но наши потомки — это наши дети, поколение next, с прытью необыкновен-ной растаскивают по кускам народное достояние, продают за гра-ницу вековой лес, строят особняки в прибрежных водах, идут во все тяжкие денег ради.
Когда перебродит в уксус вино
И нечего будет поджечь глаголом,
Придет поколение next, и оно
Выберет пепси-колу.
Екатерина Полянская, СПб
 Да это еще Бог с ним, если бы совесть была — исчезла она, совесть. Почитайте пьесы А.Н.Островского: любое движение души «униженного и оскорбленного» находило отзвук у злодея и часто переворачивало его душу. Вспомните, какие дискуссии в обществе вызывали статьи Белинского, Чернышевского, Писемско-го. Я не беру идеологическую сторону — но отклик! Прошлые по-коления были намного совестливее нас. И те, кто грешил, пре-красно сознавали свою греховность. Поразительный случай приво-дит в книге «Современная практика православного благочестия» Н.Е.Пестов: один бродяга убил в лесу девочку, забрал ее узелок с едой. В узелке были хлеб, огурец и яйца. Когда убийцу пойма-ли, на вопрос полицейского: «А почему ты не съел яйца?» — бро-дяга ответил: «Была пятница — постный день».
Сейчас полное безразличие охватило людей: в том ворохе, нагромождении лжи очень трудно различить правду; люди не в со-стоянии разобраться и пытаются во лжи найти ложное успокоение. Да и нужна ли теперь людям правда?..
Вы можете возразить мне: «А совесть православных людей?» Но давайте посмотрим той самой правде в глаза: нас ничтожно мало, минус те, кто во имя моды называет себя православными. Мы все подвержены развращающему духу времени. И, когда на меня нападает «православная» эйфория, я спрашиваю себя: «Как ты по-ведешь себя при приходе антихриста? согласишься ли ради вре-менной жизни продать жизнь вечную?» И спесь на время оставляет меня.
 А потомки? Преподобный Серафим научил нас: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Время близко…
От безответственной свободы
Темнеют страхом небеса,
Дрожит земля, бунтуют воды,
Кричат безрукие леса.

Идет разлад небес и суши
В тисках обители людской,
Обезнадеживая души
Неотвратимою тоской.

Идет грабеж земли и неба.
И не видать конца беды
Незаменяемости хлеба
И отравления воды.

В беде теряет силу сила.
Срывают скорость тормоза.
…И видят в зеркале — дебила —
Еще разумные глаза.
Михаил Дудин, СПб †1993

Наконец дозвонился до отца Иоанна. Его матушка Нина, зор-ко стоящая на страже его покоя, вдруг милостиво передала ду-ховнику трубку. Хотел подъехать, но о.Иоанн устало перечислил, сколько народу приедет к нему и попросил встречу отложить. Хо-рошо, что у меня были заготовлены вопросы, и батюшка неспешно на них ответил. Помните, я обещал вам рассказать, как посту-пать тогда, когда на исповеди ты не можешь назвать своих гре-хов? Я начал с него, надеясь, что духовник как-то поддержит меня.
— Сашенька, ну как это — нет грехов? — удивился о.Иоанн. — Понервничаешь — вот уже грех; слово без любви вырвется — грех; вот ты мне сны свои рассказываешь и хочешь им верить — большой грех; священников обличаешь на исповеди — а это вели-кий грех; осуждаешь многих… На себя смотри! Сколько раз тебе повторять! На себя! Вот ты жалуешься, что чувствуешь плохой запах во сне — это грехи наши смердят, ну и враг тебя запуги-вает. Великое множество грехов в нас; одни исповедуем, и опять грешим, если не этими грехами, так другими. Помоги нам Госпо-ди! И вот еще что. Зачем деньги просишь у сильных мира сего? Все равно не дадут. А Господь тебя и так не оставляет. Не надо просить денег, особенно у власть предержащих! Зря ты к губер-натору обратился…
Ну почему я сам не мог понять? Духовник сказал — и все открылось. Надо идти на исповедь и каяться в том, как я «испо-ведовался»…
† «Кто осмелиться считать себя без греха, тот виновен бу-дет в пороке хулы и гордости, присваивая себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу». Прп.Иоанн Касси-ан †IV век.
Ужели мы безгрешны?
И мир не на крови?
В нем Вера без Надежды,
А Счастье без Любви?
Ужели он расколот,
Разъят на мрак и свет,
И это жизнь — оковы,
А там другой — и нет?
И, может быть, напрасно
И под надзором чьим,
Надсадно и так праздно
Мы краткий век влачим?
О нет, мы не безгрешны,
А потому и кровь…
Но в этом есть надежда
И — может быть — Любовь.
Андрей Грунтовский, СПб

Теперь пришло время честно рассказать о том, о чем в пре-дыдущих книгах я говорил вскользь. Речь идет о моем двухлетнем увлечении НЛО и оккультизмом в целом. И вовсе не раскаяние за-ставляет меня сделать это — раскаялся я давно, — а стремление уберечь от опасности других людей.
Все началось в конце 80-х с рукописи первого «уфолога» СССР Владимира Ажажи. Машинописные листы ходили по рукам и по-пали ко мне. В стране сверхсекретности они показались открове-нием. Откуда-то появилась масса других материалов, фотографий, образовалась группа единомышленников. Происходило доселе не-мыслимое: газета «Светлана» опубликовала серию моих статей об НЛО; география моих публикаций расширилась от Владивостока до Болгарии; в Лениздате большим тиражом опубликованы две моих книжки: «ЧП в пустыне Калахари», «Мы пришли с миром», 1991. Я увлекся «агни-йогой» Елены Рерих, учением Блаватской, другой оккультной литературой. Начали происходить «чудеса»: «братья по разуму» отвечали на мои вопросы, особым способом я мог свя-заться с ними в любое время; они «лечили» меня, помогали мате-риалами для статей. Я «побывал» на «летающей тарелке», видел ее сложное устройство и три шестерки на ее борту. Вот когда впервые шевельнулось во мне первое недоверие к «высшим брать-ям». Я спросил тогда: «А почему вы не уберете цифры с борта?» И мне ответили, что Бог не разрешает этого сделать…
Приведу эпизод из нашего «полета». С огромной скоростью мы приближались к неизвестной планете. Видны концентрические круги невиданных по красоте цветов, а в центре стоит пустое кресло — и становится ясно, что оно предназначено для меня.
Всяким способами «они» подпитывали мою гордыню, давали понять, что я — особенный, не похожий на других, лучший в сво-ем роде. И все равно — к чувству восхищения «братьями» приме-шивался непонятный, тревожащий душу страх, который не могли затмить даже «чудеса» «братьев».
Довелось побывать и в так называемых «полтергейстных» квартирах, где тоже происходили невероятные вещи — с огромной скоростью перемещались предметы, вода могла превратиться в чернила, книги падали с полки и разбивались, как стеклянные, сам по себе щелкал затвор фотоаппарата. И там мне было неверо-ятно страшно. Вот этот нечеловеческий страх и является одним из показателей бесовской силы. Только если в квартирах с «до-мовыми» веселятся бесята, то НЛО — явление высшей бесовской иерархии.
Праздное любопытство открывает путь для проникновения бе-сов в душу. Бойтесь любопытства! «Хочу увидеть НЛО!» — и просьба выполняется. «Хочу знать, откуда они прилетели!» — и вас засыпают сведениями. «Хочу жить с домовым!» — и ваш дом превращается в склад «чудес». И конечно, причинами проникнове-ния того мира в наш является неверие в Бога и нераскаянные грехи: православный, ведущий праведную жизнь, не встречается с подобными «чудесами», разве что по особому Промыслу Божию.
А меня это увлечение привело к Богу — у каждого человека свой путь. И вот еще что: Господь дал мне возможность искупить грех выпуском трех книжек-сборников — «Православная Церковь об аномальных явлениях, или Что надо знать о дьяволе», «Сатис», 1994, «Дороги, ведущие в ад», «Сатис», 1996, «Четыре ответа на приглашение в ад», «Диоптра», 1999. Духовник запретил больше заниматься этой темой.
Я вспомнил об этом для того, чтобы предупредить вас: не играйте с огнем! Иисус Христос на просьбу апостолов научить их молиться преподал им — и всему миру — молитву «Отче наш». Ее последнее прошение звучит так: «…и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Помните и повторяйте слова Спаси-теля.
Пришествие беззаконника, «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины ради своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуж-дения, так что они будут верить лжи» (2 Фес,29-11).
†«НЛО — не что иное, как новейший медиумический прием, с помощью которого дьявол вербует сторонников своего оккультного мира. Это ужасный знак того, что человек стал доступен демони-ческому влиянию как никогда до этого с начала христианской ве-ры. В наши дни человечество растеряло остатки понимания основ христианского учения и теперь пассивно предоставляет себя в распоряжение любым «силам», которые только могут спускаться с неба. «Послание» НЛО заключается в подготовке пути антихристу; «спаситель» отступнического мира должен прийти, чтобы править им. Возможно, он сам придет по воздуху, чтобы полнее уподо-биться Христу. Так или иначе послание современному человечест-ву таково: ждите избавления, но не через христианское открове-ние и веру в невидимого Бога, а от пришельцев с неба». Прп. Серафим (Роуз) †1982
Нечего больше тебе притворяться,
За непонятное прятать свой лик.
Узнавшие тайну уже не боятся,
Пусть ты хитер, и умен, и велик.

И не обманешь слезинкой ребенка.
Не восстановишь на Бога меня.
Падает с глаз наваждения пленка,
Все я увидела в четкости дня.
Елизавета Кузьмина-Караваева †1945

Человечество всерьез интересует, есть ли жизнь на других планетах, в то время, как жизнь на самой Земле потихоньку схо-дит на нет. С лица Земли исчезают целые классы рыб, животных, растений, насекомых; воздух становится непригодным, недостает воды и продовольствия, исчерпаны запасы полезных ископаемых, высыхают моря… Почти загубив жизнь у себя, мы упорно хватаемся за чужую, словно она сможет продлить нашу.
 Не обнаружив признаков жизни на Луне, Венере и Марсе, ученые запустили ракету к спутнику Сатурна Титану.
Чем выше взлетают ракеты,
Тем дальше от Бога сердца,
Чем ближе до дальней планеты,
Тем явственней чувство конца.
Александр Солодовников †1974
 Пролетев за семь лет миллиарды километров, зонд успешно опустился на его оранжевую поверхность. И люди впервые увидели метановые моря, нечто похожее на русла рек, россыпи инопланет-ного льда. Признаков жизни, слава Богу, обнаружено не было. Я с ужасом думаю, что бы произошло на Земле, если бы зонд опре-делил на Титане наличие хотя бы одной бактерии. Ее существова-ние перевернуло бы жизнь на нашей планете. Стали бы возникать политические партии — одни в защиту, другие против титанской бактерии; человечество разделилось бы на два лагеря, и это не-избежно привело к мировой войне немыслимых масштабов, после которой ничего живого на Земле не осталось. «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр,3,10).
Но вот однажды, много-много веков спустя, на безжизненную планету Земля почти без атмосферы приземлился инопланетный зонд и начал исследовать, есть ли здесь признаки жизни. К ра-дости исследователей, зонд обнаружил существование бактерий. На основании полученных данных инопланетные ученые сделали вы-вод, что в далеком будущем на этой планете не исключено зарож-дение жизни…
Все, словно должное приемля,
Без передышки, в полчаса,
Мы губим океан и земли
И прожигаем небеса.

Мы добираемся до точки,
Своих размеров не тая.
Скрипят, как обручи на бочке,
Круги земного бытия.

Чем мы еще потешим души,
Каких наделаем чудес,
Куда мы двинемся без суши,
Без океанов и небес?..
Михаил Дудин, СПб


Рецензии