Протогорода типа Аркаима

Аркаим – символ Скифии Плина и Сколопита. Подобные ему протогорода примерно 40 - 38 вв. назад выявлены десятками на Южном Урале, выявляются и в других местах России. Но данные демонстративно не суммируются, тем более - не пропагандируются. Про Аркаим, правда, немало сведений в Интернете. Даже В.В.Путин специально этот выдающийся памятник отечественной истории посетил.

Римский истороик Помпей Трог в 1 в. н.э. , а за ним и Юстин, давали к 3 веку нашей эры Скифии такое определение:
« Она очень велика и в длину и в ширину. Между отдельными народами нет никаких границ: они но занимаются земледелием, у них пет ни домов, ни других жилищ, ни постоянных мест жительства, так как они постоянно пасут стада крупного и мелкого скота и по привычке кочуют по невозделанным степям. Жен и детей они возят с собой на повозках, которые покрываются кожами для защиты от дождей и зимних холодов и служат им жилищами (у цыган есть немало оснований считать себя продолжателями таких традиций Скифии, но так в античности кочевали многие народы, включая и праславян: П.З.).
 Понятие о справед¬ливости внушено им собственным умом, а не законами (но чутье на справедливость – великое благо: П.З.). Самым тяжким , преступлением у них считается воровство: в самом дело, у народа, не прибегающего под защиту кровли и владеющего крупным и мелким ско¬том, что оставалось бы в лесах (не в горах и степи: П.З.), если бы воровство считалось позволитель¬ным? К золоту и серебру они не питают страсти подобно остальным смертным ( хотя драгоценностей и в Скифии хватало: П.З.) . Пищей им служат молоко и мед (традиционны и у славян: П.З.); употребление шерстяных одежд им неизвестно, и, хотя они страдают от постоянных холодов, но упо¬требляют для одежды только звериные и мышиные шкуры (здесь археологи находят немало аргументов против такого мнения: П.З.).
Эта воздержанность произвела у них и справедливость нравов, именно отсутствие страсти к чужому: ведь страсть к богатствам бывает только там, где умеют ими пользоваться.
О, если бы у остальных смертных была бы подобная умеренность и воздержание от чужого; конечно, не столько войн происходило бы во все века и во всех землях, и железо и оружие не похищали бы больше людей, чем естественные условия их судеб.
.Весьма удивительным кажется, что сама природа дает им то, чего греки но могут достигнуть путем длинной науки мудрецов и наставлений философов, и что необразованное варварство при сравнении оказывается выше образованных нравов: настолько первым полезнее незнакомство с пороками, чем последним знание добродетели» (Вестник древней истории. 1949. № 1. С.250).
Этот пассаж шел сразу за доказательствами того, что скифы – древнее египтян. И сравнение скифов еще и с греками (не в пользу греков) могло быть отголоском споров мудрецов Скифии и Греции о праведности человеческого бытия.
Далее позднеантичные римские авторы констатировали
«Владычества над Азией скифы добивались трижды; сами они постоянно оставались или не тронутыми, или не побежденными чуждым вла¬дычеством. Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии; Кира перерезали со всем войском; Зопириона, полководца Алексан¬дра Великого, точно так же уничтожили со всей армией; оружия римлян узнали только по слухам, но не почувствовали. Сами они основали Парфянское и Бактрийское царства.
 Все племя (огромный народ: П.З.) отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой; они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять, а оставаясь по¬бедителями, ничего не желают, кроме славы. Первый объявил войну скифам египетский царь Везосис ( сюжет имеет массу трактовок: П.З.), послав наперед послов предложить врагам изъявить покорность; но скифы, уже ранее получившие от сосе¬дей известие о нашествии царя, ответили послам:
 Предводитель столь богатого народа лишь по высокомерию начал войну с нищими, войну, которой ему более следовало бы опасаться дома, так как исход войны сомнителен, награды за победу нот никакой, а вред очевиден. Поэтому-то скифы не будут ждать, пока придет к ним враг, от которого им следует желать гораздо большего (чем врагу от них), но сами пойдут навстречу добыче («идем на Вы» в духе Святослава и иных русских князей: П.З.) .
Дело не замедлило последовать за словами. Царь, узнав, что они приближаются с такой быстротой, обратился в бегство и, покинув войско со всеми военными приготовлениями, спасся в свое царство. Болота не пропустили скифов в Египет.
Возвратившись оттуда, они покорили Азию и сделали ее своей данницей, наложив умеренную дань скорее в виде доказательства своей власти, чем в виде награды за победу.
Употребив 15 лот на умиротворенно Азии, они были отозваны оттуда просьбой своих жен, которые объявили им чрез послов, что если мужья не возвратятся, то они постараются прижить потомство с соседями и не допустят, чтобы в будущем скифское племя погибло по вине женщин. Азия платила им дань в течение 1500 лет; конец уплате дани положил ассирийский царь Нин» (там же. С.251).
Павел Оросий века через полтора после Юстина – в самом конце античности – уже с позиций христианина уточнял «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин …, поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севре опустошил и покорил Эвксинский Понт и научил варваров-скифов, дотоле невоинственных и безвредных , не умевших проявлять свою жестокость, познать свои силы и пить уже не молоко животных, а кровь человеческую, наконец, научил побеждать поражениями…» С позиций христианства такой образ скифов (вынуждаемых к войне) был привлекательнее. Войну скифов с Весозом Оросий отнес к 480 г. до основания Рима (ВДИ. 1949. № 4. С.267).
В итоге же выходило, что скифы властвовали в Европе и Азии с 3553 г. до н.э. (за 2800 лет до основания Рима, что относят к 754/753 г. до н.э.). В свете тезиса о большей древности скифов по отношению к египтянам такой итог исследований римских историков имеет право на существование. Да ныне все больше подтверждается археологическими и иными данными, особенно явными успехами жителей будущей Скифии в одомашнивании лошадей несколько тысяч лет назад. Люди-кони (кентавры) типа Хирона рассматривались в античности как символы мудрости, древней образованности, педагогического мастерства.
Оросий повторил и версию, которую Юстин трактовал так:
« В это время двое скифских юношей из царского рода, Плин и Сколопит (Сколопетий - у Оросия: П.З.), изгнанные из отечества происками вельмож (партией оптиматов из родной страны – у Оросия: П.З.), увлекли за собой множество молодежи, поселились на каппадокнйском берегу у реки Териодонта и заняли соседнюю Темискирскую равнину (по побережью Причерноморья – у Оросия: П.З.). Там они в течение многих лет грабили соседей и потом были изменнически убиты вследствие заговора народов ( заговором соседей из засады – у Оросия: П.З.). Жены их, видя, что к изгнанию приба¬вилось сиротство, сами взялись за оружие и стали защищать свои владе¬ния сначала оборонительными войнами, а потом и наступательными ( при этом убили и своих оставшихся мужчин – у Оросия: П.З.).
 Они но хотели и думать о брачных связях с соседями, называя их раб¬ством, а не браком. Представляя единственный в своем роде для всех веков пример, они решились править государством без мужчин и даже с презрением к ним; для того, чтобы одни не казались счастливее дру¬гих, они перебили и тех мужчин, которые оставались дома, и отомстили за избиению мужей избиением соседей.
Но затем, оружием сни¬скав мир, они вступают в половые отношения с соседями с целью предотвратить гибель своего рода. Если рождались дети мужского пола, они их избивали, а девочек воспитывали в одних с собой нравах, именно приучали не к безделиц или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте, причем выжигали правые груди девочек, чтобы не было помехи при стрельбе из лука; от этого они и получили название амазонок…» (ВДИ. 1949. № 1. С. 251).
Амазонки как продолжательницы отчасти традиций матриархата явно происходят из глубин палеолита. Женщины-воительницы типа Ио-Исиды фигурируют среди богоматерей и матерей первых царей самых древних государств. Амазонки известны задолго до Троянской войны, что гарантирует древность Плину и Сколопиту хотя бы от времен хеттов-хаттов. Среди первых хеттских царей-индоевропейцев, кстати, почти 40 веков назад известны Питхан и Анитта с именами, созвучными Плину и Сколопиту – и это еще один аргумент в пользу древности «скифских царевичей» (по Оросию).
 Орития (затем жена бога северного ветра Борея, жившего на горах Рипах – ныне частью Валдайских), узнав о том, что против ее сестер начата война и что похитителем [ее сестры Ипполиты] был афинский царь [Тезей-Тесей], «обраща¬ется с увещаниями к спутницам и говорит,
что напрасно порабощен и Понтийский залив и Азия, если они будут открыты не столько для войн, сколько для грабежей греков. Затем она обращается к скифскому царю Сагилу за помощью на том основании,
что сами они — скифского происхождения;
она выставляет на вид гибель мужчин,
 необходимость защищаться,
причины войны
и тот факт, что, благодаря их доблести скифские женщины считаются не хуже мужчин.
 Увлеченный славой своего племени, Сагнл посылает на помощь сына своего сына Панасагора с огромной конницей.
Перед битвой амазонки были покинуты своими вспомогательными войсками вследствие происшедшей ссоры и потерпел» поражение от афинян, но нашли убежище в лагере союзников (скифов Скила-Панасагора: П.З.), с помощью которых возвратились в свое царство, не потерпев вреда от дру¬гих народов.
После Оритии овладела царством Пентесилея, о доб¬лести которой во время Троянской войны среди храбрейших мужей, когда она пришла на помощь против греков, имеются веские свидетельства. После убиения Пентесилеи и истребления ее войска немногие, оставшиеся на родине, с трудом отбивая нападения соседей, влачили свое существование вплоть до времен Александра Великого» (ВДИ.1949. № 1. С.252).
Оросий об амазонках из родов Плина и Сколопита уточнял следующее.
Первоначально, у них были две царицы, Марпесия и Лампето (вероятные жены погибших: П.З.), которые разделили войско на две части и поочередно заботились о войне и оберегали родную страну.
И вот, покорив большую часть Европы и захватив несколько государств в Азии (повторив деяния ранних скифов: П.З.), они, основав сами город Эфес и другие города, главную часть своего войска, отягощенную громадной добычей, отозвали домой; прочие, оставленные для защиты власти в Азии, с царицею Марпесией, подверглись нападению врагов и были перебиты.
Место Марпесии заняла ее дочь Синопа, которая славу своей отменной доблести увеличила еще постоянной девственностью. Молва о ней взволновала все народы, внушила такое удивление и вселила такой страх, что даже Геркулес (Геракл у греков фигурировал как родоначальник народов Скифии: П.З.) , получив от своего владыки приказ отнять оружие у царицы, как бы обреченный на неминуемую гибель, собрал со всей Греции отборных и знаменитых юношей и заготовил девять военных кораблей, но тем не менее, не довольствуясь своими силами, предпочел неожиданно на них напасть и обойти ничего не ожидавших (амазонок-скифянок: П.З.)
Во главе царства тогда стояли две сестры, Антиопа и Оритийя (вероятность обыгрывания имен Ант и Орит-Орус: П.З.). Геркулес приплыл к ним по морю и захватил их врасплох безоружными и неподготовленными вследствие царившей в мирное время беззаботности.
Среди многих убитых и плененных две сестры Антиопы были удержаны – Меланиппа (Смалянка-Смуглянка: П.З.) Геркулесом и Гипполита (Всадница: П.З.) Тесеем. Тесей вступил в брак с Гипполитой, а Геракл возвратил Меланиппу сестре и получил оружие царицы в виде выкупа. После Оритийи (как помним, стала женой Борея: П.З.) царством владела Пентесилея, знаменитые подвиги которой среди героев Троянской войны мы знаем из истории…» (ВДИ. 1949. № 4. С. 267 – 268).
Мифы о Тесее и амазонках – мифы времен крито-микенской культуры, которые сохранены греками и в период развитой античности. Глубина памяти в них связана с 3 – 2 тыс. до н.э. Имя Марпессы (созвучие Марфам-Марфушам: П.З.) сохранило античное бронзовое зеркало, находящееся в Парижской национальной библиотеке. Город в честь ее известен в округе Трои. Марпессой звали и дочь этолийского речного божества Эвена-Овена, которую связывали с культом Артемиды Оргитии (тоже божества плодородия с северными индоевропейскими корнями; там же. С.267; прим. 9 – 10).
Все эти раннеантичные имена (и их связи со Скифией) антироссийская наука упорно замалчивает или игнорирует. Есть у нас в учебниках сведения такого рода ?
« По данным позднеантичных римских историков Помпея Трога и Юстина, войска скифского царя Сагила и его сына Панасагора помогли амазонкам Причерноморья защитить независимость в борьбе с пращурами греков. Амазонка Орития, по данным мифов, стала женой бога северного ветра Борея, жившего на горах Рипах ( где были истоки Борисфена-Днепра , Танаиса-Дона, Ра-Волги и других крупнейших рек Скифии). Крылатые дети Борея и Орифии – Зет и Колоид – участвовали в походе аргонавтов, на обратном пути проходили протоку в горах Рипах».
Эпическая память индоевропейцев весьма глубока будет.
Академик Г.М. Бонгард-Левин и Э.А. Грантовский в книге "От Скифии до Индии",(Москва:Мысль, 1983; и переиздания) на уровне современной науки подчеркнули и – и многие другие авторы наряду с ними - подчеркивают наличие многотысячелетней памяти у индоевропейских народов. Этому посвящены и фундаментальные труды Б.А.Рыбакова, В.В.Седова, О.Н.Трубачева и других крупнейших ученых. Как-то странно получается, что наука это признает, а вот на конкретных территориях России признания права словено-русов помнить какие-то яркие события своей многотысячелетней истории нет. Хотя историческая Повесть о Словенске Великом (о Словене и Русе) замахивается всего лишь на 3 тысячелетие (2395 год до нашей эры). Шумеры вели счет исторических лет на сотни, греки в эпосе – на десятки тысячелетий.
Ильмень (Илмер), Мста, Волхов, Валдай и т.д. – многое на Новгородской земле объявляется исконно финно-угорскими словами, как и связывают с этими словами и финно-уграми здешние неолитические и энеолитические культуры. Хотя «ставень», «плетень», «мера ила», «место-място-мост» (как поселение и мосты-мостовые), «ольха-ольхов», «волхвы-волхвов», «подай» и бездна иных созвучных слов явно относятся к индоевропейским языкам, прежде всего – русскому. А культуры все чаще обнаруживают полиэтничный характер уже несколько тысяч лет назад.
Доктор исторических наук, известный специалист по индоаристике Н. Р. Гусева в книге «Славяне и арьи: путь богов и слов» ( М.: Фаир-Пресс, 2002. – 336 с.) еще раз подчеркнула близость культуры и языка славян исходному индоевропейству, примерно с ностратического уровня. Это не некий «любительский подход», а достаточно аргументированная позиция известного индолога и этнографа, доктора наук, лауреата Международной премии им. Джавахарлала Неру, автора свыше 150 научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян. Работа непосредственно в Индии помогла ей глубоко ознакомиться с индуизмом и выявить в разных течениях этого вероисповедания следы языческих представлений индоевропейцев, сохранившиеся со времен глубочайшей древности – возможно со времен гипербореев климатического оптимума несколько тысяч лет назад или даже теплого межледниковья времен Валдайского оледенения 35 – 25 тысяч лет назад (культуры Сунгири, Костенок, Мальты и т.д.). Это не больше, чем глубина памяти в греческих мифах.
В книге основное внимание уделено сопоставлению древних форм культуры славян и арьев, что иллюстрируется многочисленными примерами сходства в языке и религии. Корни этого сходства уходят в глубину тысячелетий, в эпоху совместной жизни в Заполярье предков всех индоевропейцев, что доказывает эпическая память индоевропейцев. Борея объединяла будущих финно-угров, северных тюрков и семитов, индоевропейцев, что затем тысячи лет и сохраняла как культурную традицию округа Бярмии (отчасти и нынешней Перми).
Полиэтничный характер объединения дает возможность находить в нем истоки самых разных народов России, зачастую древности Бярмии однозначно трактуются как древности «заволочской чуди». Но далеко не все ясно в самой чуди, ее происхождении и исчезновении. Особенно с учетом того, что в многотысячелетнем языческой союзе «Русь, чюдь и вси языци» (по контексту недатированной части летописей союз существовал с первого послепотопного времени – более 5 тысяч лет назад, хотя бы представлен волосовской и близкими ей культурами) «чудь» (тхиуды в державе Германариха 4 века) явно играли вторую по значимости роль. Они были среди народов, изгнавших варягов за море. Их представители были в числе послов, приглашавших Рюрика за морем на русское княжение (Русская земля, по летописям, заявила вновь о себе с 852 года, во время императора Михаила Ш - Третьего).
Уже 5 – 7 тысяч лет назад не господствовали на Русском Севере одни финно-угры, а шли полиэтничные и достаточно сложные процессы, где свои корни могут обнаруживать разные народы, включая и словено-русов.
Санскрит и авестийский язык являются мертвыми языками и с момента их фиксации в священных писаниях они практически не изменялись. Так оба этих письменных языка закрепили собой некую архаичную форму индоевропейского праязыка примерно трехтысячелетней давности. Это – по законам «корпоративной лингвистики» - должно еще более отдалить от них живой русский язык. Но вот - лингвистическое чудо, о котором не любят вспоминать европейские лингвисты: современный русский оказался чрезвычайно архаичным.
Известный переводчик гимнов Ригведы, древнейшей части Веды (риг - изреченное, веда - знание), на русский язык Т. Я. Елизаренкова отметила прямо: "По глубочайшему убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несомненных преимуществам перед западноевропейскими языками. Эти преимущества определяются как большей степени соответствие между ведийским и русским в силу лучшей сохраненности в нем архаизмов, чем в славянских языках, так и большей близостью русской (славянской) мифо-поэтической традиции к индоиранской".
Один из крупнейших современных американских лингвистов П. Фридрих считает, что праславянский язык лучше всех других индоевропейских языков сохранил свою индоевропейскую систему названия деревьев, из чего он делает вывод, что предки славян в общеславянский период жили в такой природно-климатической зоне, которая соответствует прародине индоевропейцев, и "после славянского периода носители различных славянских диалектов в существенной степени продолжали жить в подобной области".
Выдающейся лингвист первой трети ХХ века А. Мейе был убежден, что древнеславянский язык является одним из самых древних в общеиндоевропейской семье и продолжает "без какого-либо перерыва развитие общеиндоевропейского языка: в нем нельзя заметить тех внезапных изменений, которые придают столь характерный вид языкам греческому, итальянскому (особенно латинскому), кельтским, германским. Славянский язык - это индоевропейский язык, в целом сохранивший архаический тип".
Советский языковед Б. В. Горнунг считал, что предки арьев (индоиранцев) в конце III тысячелетия до н. э. заселяли северо-восток Европы и находились где-то возле Средней Волги, а другой выдающийся лингвист В.И. Абаев тоже констатировал: "Через ряд столетий пронеслись арии память о своей прародине и её великой реке Волге". Ещё в 20-х годах прошлого века академик А.И. Соболевский говорил о том, что на громадных просторах европейской России, вплоть до северных областей господствуют названия, в основе которых лежит какой-то древнеевропейский язык. Он писал в работе "Название рек и озер Русского Севера" (1927 г.): "Исходный пункт моей работы - предположение, что две группы названий родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейский семьи."
Нет ничего удивительного в том, что академик Н.Я. Марр определял, что древняя подоснова славянства имеется далеко на севере, "в тех местах, которые до последнего времени считались отнюдь не славянскими и занятыми славянами уже на заре так называемого исторического времени." Древние этнические группы восточноевропейского севера, предшествующий славянизации и финнизации, Н.Я. Марр называл иногда "северными сарматами" или, что ещё интереснее, - "руссами". За это его противники древнейших «руссов» и не любят.
Кого-то эта многотысячелетняя память словено-русов не устраивает. Так – вероятно – есть смысл не подстраиваться под этих кого-то.
По самым скромным оценкам, во втором тысячелетии до н.э. уже в Северо-западную Индию со своей Восточноевропейской прародины приходят племена скотоводов и земледельцев, именующих себя "арьями", что значит "благородные". Часть арьев, и не малая, ушла со своей прародины в поисках лучшей доли, но, как пишет доктор исторических наук Н.Р. Гусева, трудно представить себе ситуацию, при которой все население значительной части Восточной Европы покинуло бы ее. Скорее всего такая ситуация просто невозможна, потому что "не выявлено исторических причин, которые могли бы вызвать обязательный всеобщий их (арьев ) уход из своей прародины".
Вероятно, часть арийских племен осталась дома, на просторах Восточной Европы, чтобы стать предками будущих народов этой земли. С этой родной для них земли, уходили (по неведомым нам причинам) тысячелетия назад племена арьев, чтобы обрести новую родину в Иране (правильно - Арьяна, земля арьев) и Индии. Уходили и уносили с собой свои предания, сказки, мифы, верования, обряды, свои песни, танцы, своих древних богов. На новой для них земле, среди других народов они свято хранили память о своем прошлом, о своей прародине. Хранили свою и нашу память!
К сожалению, ученые стали прослеживать в своих трудах лишь в последние 25-30 лет расовые, языковые, культурные и другие арья-славянские параллели, а также исследования значительно расширяют границы наших знаний о нашем собственном прошлом. Интернет ныне активно на профессиональном уровне обсуждает эту проблематику. Например, в материалах историков Алексея Германовича Виноградова и Светланы Васильевны Жарниковой, которой отчасти принадлежит обоснование русского Деда Мороза (http://www.cultinfo.ru/index.htm).
Древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально шло повествование о междуусобице народов Куру, живших более 5 тысяч лет назад (завершающим событием повествования была грандиозная битва на Курукшетре в 3102 г. до н. э ) между Гангом и Индом. Постепенно к основному тексту прибавлялись новые — и Махабхарата включила почти 200 тысяч строк в 18 книгах. В одной из них - "Лесной", описаны священные источники — реки и озера страны древних арьев, т. е. земли, на которой и разворачились события, рассказаные в эпосе.
По научным данным, арийских племен на территории Ирана и Индостана в это время еще не было, и жили они на своей прародине — достаточно далеко и от Индии и от Ирана. Они жили в какой-то Бха-рате. Еще в середине 19 века была высказана мысль о том, что такой прародиной являлась территория Восточной Европы. В середине 20 века к мысли о том, что прародина всех индоевропейцев находилась на землях России, вернулся немецкий ученый Шерер. Правда, есть некая странность российской ментальности: если какой иностранец что сказал, то это – только тогда - и заслуживает внимание.
«Русская река» Волга вплоть до 2 века н. э. носила имя, под которым её знала священная книга зороастрийцев Авеста — Ранха или Ра. Но Ранха Авесты — это Ганга Ригведы и Махабхараты! Как повествует Авеста, по берегам моря Воорукаша ("Молочного моря" Махабхараты) и Ранхи (Волги) располагался ряд арийских стран — от Арьяна-Вэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате уже как земли между южными Гангой и Ямуной, на Курукшетре. О них говорится: "Прославленная Курукшетра. Все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов", или "Курукшетра — святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы — мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали". Это древние греки говорили и о гипербореях. Тюрки запомнили жителей у Ра как «урас», «орус», «урыс» и т.д. – это до сих пор обозначение русских в тюрских языках.
Древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганги (Волги), текущим с юго-запада. Допускают, что это – Ока. В ее течении попадаются реки с названиями: Ямна, Ям, Има, Имьев. Согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. И до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы. Кроме того Ямуна в среднем течении называлась Вака, и так же зовется в Рязанской области река Ока. Это следы исходного индоевропейства (таблица).
Криница Река в Поочье Париплава Плава
Агастья Агашка Плакша Плакса
Акша Акша оз. Рама оз. Рама
Апага Апака Сита Сить
Арчика Арчиков Сома Сомь
Асита Асата Сутиртха Сутерки
Ахалья Ахаленка Тушни Тушина
Вадава Вад Урваши Урвановский
Вамана Вамна Ушанас Ушанец
Ванша Ванша Шанкхини Шанкини
Вараха Варах Шона Шана
Варадана Варадуна Шива Шивская
Кавери Каверка Якшини Якшина
Кедара Кидра оз. Рама оз. Рама
Кубджа Кубджа Сита Сить
Кумара Кумаревка Сома Сомь
Кушика Кушка Сутиртха Сутерки
Мануша Манушинской Тушни Тушина
Таблица. Совпадение ононимов России и индийского эпоса
Упоминаются в Ригведе и Махабхарате и другие крупные реки. Так недалеко от истока Ямуны (Оки) размещался исток текущей на восток и юг и впадающей в Червоное (Красное) море реки Синдху ("Синдху" на санскрите — поток, море). В ирландских и русских летописях Черное море называлось Черемным, то есть Красным. На берегу моря задолго до нашей эры жил народ синды и раполагался город Синд (часть современной Анапы). Предпологают, что Синдху древнеарийских текстов — это Дон, чьи истоки находятся недалеко от истока Оки. Тем более, что в поздеантичных и римских текстах Дон иногда называют Синдом.
Заметно почти буквальное совпадение названий священных криниц Махабхараты и рек Средней России, даже и соответствие их взаимного расположения, Так, в санскрите и в русском языке слова с начальной "Ф" чрезвычайно редки: из списка рек Махабхараты только одна имеет "Ф" в начале названия — Фальгуна, впадающая в Сарасвати. Но, согласно древнеарийским текстам, Сарасвати — единственная большая река, текущая к северу от Ямуны и к югу от Ганги и впадающая в Ямуну у ее устья. Ей соответствует только находящаяся к северу от Оки и к югу от Волги река Клязьма. Среди сотен ее притоков только один носит название, начинающееся на "Ф" — Фалюгин. Несмотря на 5 тысяч лет, это необычное название практически не изменилось. Как и сохраненные по состоянию на 2 – 3 тыс. до н.э. другие индоевропейские ононимы.
В Волго-Окском междуречьи есть множество рек, над именами которых тысячелетия как бы оказались не властны. Сравнивают названия рек Поочья с названиями "священных криниц" Махабхараты, точнее, той ее части, которая известна как "Ходение по криницам". Именно в ней дано описание более 200 священных водоемов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганги и Ямуны ( по состоянию на 3150 г. до н. э., времен «Руси, чюди и всих языцей» в летописях ):
Согласно Махабхарате, к югу отсвященного леса Камьяка (здесь есть шансы даже у Камы и Яика Бярмии-Бореи-Перми) , текла в Ямуну река Правени (то есть Пра-река), с озером Годавари (где "вара"— круг на санскрите). А что же сегодня? По прежнему к югу от Владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь. По эпосу, мудрец Каушика (Ковшик) во время засухи обводнил реку Пару, переименованную за это в его честь. Но далее эпос сообщает, что неблагодарные местные жители все равно называют реку Парой и течет она с юга в Ямуну (Оку). До сих пор течет с юга в Оку река Пара и так же, как и много тысяч лет назад, называют ее местные жители.
В описании криниц пятысячелетней давности говорится, например - о реке Пандье, текущей недалеко от Варуны, притока Синдху (Дона). Но река Панда и сегодня впадает в крупнейший приток Дона — реку Ворону. Описывая путь паломников, Махабхарата сообщает: "Вон Джала и Упаджала, в Ямуну впадающие реки". Есть ли ныне где нибудь текущие рядом реки Джала ("джала" — река на санскрите) и Упа-джала? Есть. Это река Жала (Таруса) и река Упа, впадающие рядом в Оку. Именно в Махабхарате впервые упомянута текущая на запад от верховьев Ганги (Волги) река Саданапру (Великий Данапр) — Днепр. Греки называли ее Борис-фен – «Борея поток», «Борея дуновение». Борей же жил в тереме на горах Рипах (ныне частью Валдайских), о нем отчасти и напоминают Боровичи – «потомки Борея».
Если в эпосе сохранились топонимы, если сохранился язык населения, то, наверное, должны сохранится и сами народы? И, действительно, они есть. Так, в Махабхарате говорится, что к северу от страны Пандьи, лежащей на берегах Варуны, находится страна Мартьев. К северу от Панды и Вороны по берегам Мокши и Суры лежит земля Мордвы (морденс в державе Германариха 4 века, Мортвы средневековья) — народа, ныне говорящего на финно-угорском языке, но с огромным количеством русских, иранских и санскритских слов. Это один из следов ностратического содружества, определенного на послепотопное время летописями как «Русь, чюдь и вси языци».
Кстати, страна между Ямуной, Синдхом, Упаджалой и Парой назывлась А-Ванти. Именно так — Вантит (А-Вантит) уже в средние века именовали землю Вятичей между Окой, Доном, Упой и Парой арабские путешественники и византийские хроники. Махабхарата и Ригведа упоминают народ Куру и Курукшетру. Курукшетра — дословно "Курское поле", и именно в центре его стоит город Курск, куда "Слово о полку Игореве" помещает курян — знатных воинов. Кстати, для шумеров «куру» - гора, возвышение, что имеет созвучие с южным «курень» - дом на возвышении, главный дом.
По эпосу, союзником кауравов в великой войне с пандавами был народ саувиров, живших в стране Синдху. Но именно так — саувирами называли вплоть до 15 века русских-северян, откуда родом был герой "Слова о полку Игореве" князь Игорь Святославович. Упоминается этот народ — саувиры и Птолемеем во 2 в. н. э. Напомним, что Ригведа сообщает о воинственном народе Криви. Латыши и литовцы так и называют всех русских — "криви" (Россию – Кривейя), по имени соседнего с ними русского этноса кривичей, чьими городами были и Смоленск, и Полоцк, и Псков, и некоторые прибалтийские земли. Есть версии о связях кривичей в античными кробизами (частью фракийцев), «криватеинами» Подунавья и даже «анро-фагами» (людоедами) времен Геродота.
Археологические культуры мезолита-неолита-энеолита России, как и многих стран, в известном смысле абстрактны. А ведь здесь уже 5 – 10 тысяч лет назад жили реальные люди, которые рождались и умирали, любили и страдали, воевали и роднились, и как-то оценивали себя, свою жизнь, сами называли себя какими-то конкретными именами. Очень далекое от нас прошлое было для них суровым и не слишком суровым настоящим. Так – по аргументированному мнению науки - древнеарийские источники дают возможность пролить свет на некоторые темные страницы примерно семи тысячелетий (с 10 по 3 тыс. до н. э. ).
Одно из сказаний Махабхараты гласит: "Мы слыхали, что когда Сам-варана, сын Ракши, правил землею, для подданых наступили великие бедствия. И тогда от всякого рода бедствий разрушилось царство, пораженное голодом и смертью, засухой и болезнями. А войска врагов разбивали потомков Бхараты. И, приводя в сотрясение землю своими силами, состоящими из четырех родов войск, царь панчалов быстро прошел через всю страну, покоряя её. И с десятью армиями он победил в битве того. Тогда царь Самварана вместе с супругой, советниками, сыновьями и родственниками бежал в великом страхе. И стал жить у великой реки Синдху (Дона) в роще, расположенной близ горы и омываемой рекою.
Так потомки Бхараты жили долгое время, расположившись в крепости. И когда они прожили там целых тысячу лет, потомков Бхараты посетил великий мудрец Васиштха. И когда он прожил там восьмой год, сам царь обратился к нему: " Будь нашим домашним жрецом, ибо мы стремимся царства. " И Васиштха дал свое согласие потомкам Бхараты. Далее нам известно, что он назначил потомка Пуру царем-самодержцем над всеми кшатриями (воинами), по всей земле. И тот вновь вступил в обладание столицей, которая ранее была обитаема Бхаратой и заставил всех царей платить ему дань. Могущественный владыка страны Аджамидха, овладев всей землей, совершил затем жертвоприношения ".
Царствование Самварана относится, по принятой в Махабхарате хронологии, к 6 - 4 тыс. до н. э. Затем, после разгрома и изгнания, народ Самвараны живет в бассейне р. Дона в крепости Аджамидха целых тысячу лет, вплоть до 5 - 4 тыс. до н. э. Все это тысячелетие на их родных землях господствует другой народ-завоеватели и пришельцы панчалы. Но после 5 - 4 тыс. до н. э. кауравы отвоевывают у панчалов свою родину и вновь живут на ней. Это времена культур Винчи, Лепен, Триполье и подобных, укрепления которых отражают назревавшие военные угрозы.
Правдивость древних преданий в наши дни невозможно абсолютно ни подтвердить ни опровергнуть (хотя опровергающих немало). Но современная археологическая наука обращает на эпос все большее внимание. Л. В. Кольцов пишет: " Одним из крупных культурных проявлений в мезолите Волго-Окского междуречья была бутовская культура. Обращает на себя внимание локализация описанных памятников бутовской культуры в западной части Волго-Окского междуречья. Абсолютная хронология ранних этапов бутовской культуры определяется рамками от середины 8 тысячелетия до н. э. до второй половины 7 тысячелетия до н. э " ( т. е. перед нами время правления царя Самвараны — 6400 г до н. э). "
Во второй половине 7 тысячелетия до н. э. в Волго-Окское междуречье вторгается другая группа мезолитического населения, которая располагается в этом регионе, в его западной части, оставив археологическую культуру, которую мы называем иеневской. С появлением пришельцев население бутовской культуры вначале отходит на восток и юг региона. Под давлением иеневской культуры бутовское население распалось, вероятно, на несколько изолированных групп. Часть их, видимо, даже покинула Волго-Окский бассейн, свидетельством чему являются факты появления типично бутовских элементов в других соседних регионах. Это затрагивает Новгородскую землю ?!
Затрагивает.
Таковы – например - памятники с бутовскими элементами в бассейне Сухоны или Боровичская стоянка в Новгородской области. Как это в области осмысляется и пропагандируется ?!
 " Что касается вытеснивших бутовцев иеневцев, то происхождение их представляется археологам "не вполне ясным". Они отмечают, что: "По-видимому где-то во второй половине бореального периода (6 - 5 тыс. до н. э. ) часть населения Верхнего Поднепровья двинулась на северо-восток и заселила часть Волго-Окского междуречья, потеснив бутовские племена. "Но "замкнутость иеневского населения, отсутствие мирных контактов с окружающими его культурами привели в конечном счете к упадку культуры и обратному его вытеснению окрепшими к концу существования "иеневцев" "бутовцами". Таким образом в конце 6 тыс. до. н. э. "позднебутовское население снова начинает "реконкисту" — повторный захват своей исконной территории".
По сути, "иеневская культура, находившаяся во враждебных отношениях с бутовской и потерявшая связь с "материнской" территорией, по-видимому, постепенно выродилась, что привело в дальнейшем к облегчению движения "бутовцев" обратно на запад и ассимиляции ими остатков "иеневцев". Во всяком случае в ранненеолитической верхневолжской культуре, сформировавшейся в регионе в 5 тысячелетии до н. э. , мы уже практически не находим элементов иеневской культуры. Бутовские же элементы резко доминируют".
До наших дней дощли названия и других поселений древних арьев. На слиянии рек Упы и Плавы стоит город Крапивна. Но в одной из книг Махабхараты рассказывается о городе Упаплаве — столице народа матсьев, проживавшего в царстве Вираты. А слово "вирата" на санскрите и значит — "лубяное растение, крапива".
Самым великим из семи священных городов древних арьев был город Варанаси — центр учености и столица царства Каши, то есть "сияющего". Эпос утверждает, что Варанаси основан в глубочайшей древности, при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии Махабхараты Варанаси как столица существовал уже за 12 тысяч 300 лет до наших дней. Название его производят или от слова "варана", что значит "лесной слон" (мамонт), или от наименования рек Вараны и Аси, на которых и стоял этот город, или возможно, что оно происходит и от сочетания "вара-нас", что означает "круг (крепость) наш".
Если посмотреть на берега реки Вороны (по ней и Воронеж), то там следов античного Варанаси нет. Но вот Костенки под Воронежем уже в палеолите достигали площади 90 гектаров вдоль берега Дона. Сейчас на территории и самого Воронежа насчитывается, по меньшей мере, четыре древнерусских городища. Есть и памятники предшествующих эпох (могут помочь и новые исследования). Само название Воронеж более близко к древнеарийскому Варанаси (Варанаши), нежели современное индийское Бен-Арес (город Ареса), хотя для скифов задолго до нашей эры Арес был одним из главных богов.
Древнеарийский эпос указывает в районе Варанаси ряд ононимов, отсутствующих в самой Индии. Помимо реки Вараны (Великой Вороны) возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. Но у самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица. Не далеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья ("дурья"—гора) и горы Дева-сабха ("сабха"— сопка). Но и сейчас по Воронежской и Липецкой областям течет река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона зовутся Девогорье.
В одной из книг Махабхараты говорится о Варанаси как о городе в области Видеха. Но эпическая страна Видеха со столицей Митхилой располагалась в краю семи устьев Ганги (Волги) и тысячи лотосовых озер и как считали санскритские комментаторы никакого отношения к царству Каши не имела. Но, напомним, и сейчас в дельте Волги растет множество лотосов, а в 5-6 тысяч лет назад уровень Каспийского моря был ниже современного на 20 метров и делта Волги смыкалась с дельтами Терека и Урала в один огромный озерный край. Это кажущееся противоречие имеет обяъснение. У Воронежа в Дон впадает река Ведуга, по имени которой, судя по всему, и была названа область Видеха.
Рядом с городом Варанаси был расположен город Хастин (в античности водная система, включавшая и Волхов, называлась Хесин), ставший столицей арьев после битвы на Курукшетре (Курском поле) в 3102 году до нашей эры. Рядом с Воронежем вновь привлекает село Костенки (Касти-Хасти; в 17 в — город), знаменитое своими археологическими памятниками, древнейшие из которых относятся к 30 тыс. до н. э. Культурные слои этого селения идут из глубокой древности до наших дней почти без перерыва, что свидетельствует о приемственности культуры и населения.
Названия Липецк нет в Махабхарате. Зато есть город Матхура (Матура), также один из семи священных городов древних арьев. Он распологался на Курукшетре (Курском поле) к востоку от Ямуны (Оки). Но и сейчас в реку Воронеж у Липецка впадает река Матыра. Эпос говорит о том, что для захвата города Матуры Кришне необходимо было вначале овладеть пятью возвышенностями в его окрестностях. Сегодня, как и много тысяч лет тому назад, пять холмов к северу от Липецка продолжают господствовать над долиной.
Велика вероятность, что многочисленные сведения по этногенезу, сохраненные Махабхаратой, помогут археологам в индентификации тех археологических культур Восточной Европы, которые носят пока свои условные археологические названия. Так по Махабхарате в 6 - 5 тыс до н. э. "все эти панчалы произошли от Духшанты и Парамештхина". Так некоторым образом подтверждается возникновение племени или народа, названного археологами "иеневцами", непосредственно перед их вторжением на территорию Волго-Окского междуречья, т. к. Духшанта непосредственно предшевствовал Самваране.
Сюжет отчасти повторен газетой "Новый Петербургъ" ( №18 (485), 26.04.2001 г.; http://newspb.boom.ru/485/arii.htm; уточнения
http://navigator.gramota.ru/navigator.html?subsection=29
http://www.vologda-oblast.ru/main_prn.asp?V=280&LNG=RUS;
Ныне цитировать Интернет в поддержку многотысячелетней памяти в эпосе разных народов можно бесконечно. Но для одних – это очень давно азбучная истина. А для других – принципиально вредная концепция. Думается, ближе к истине все же те, кто видит отражение многотысячелетней этнической памяти в эпосе. Авеста , как и весь индоарийский эпос, это во многом подтверждает.

АРКАИМ (Арkайым) – археологический комплекс энеолита 18 – 15 вв. до н.э. , времен Таргитая скифского эпоса, Плина и Сколопита, Сагила и Панасагора – у римских историков. Это один из десятков протогородов Приуралья (и сотен подобных, но не изученных, по всей России), включающий укрепленное поселение (рис. 1) и прилегающие хозяйственные площадки, могильник, ряд неукрепленных селищ.
Название, возможно, от тюрского (башкирского.) "арка" ("арkа") - "хребет", "спина", "основа" - дано по названию сопки и урочища, хотя корень может относиться и к ностратическому уровню. Комплекс расположен в Челябинской области (правда, считается - на территории исторического Башкортостана). Радиоуглеродные даты - 3600-3900 лет тому назад (пусть не Плин, но Сагил – вероятнее всего).
Комплекс исследуется с 1987 археол. экспедицией Челябинского университета под руководством Г.Б.Здановича. Укрепленное поселение общей площадью более 2 га. Поселение фиксируется в виде двух, вписанных друг в друга, колец земляных валов с 4 проходами внешнего рва, двух кругов жилищных впадин и центр. Валы являются остатками оборонительных стен, сложенных из грунта, сырцовых блоков и дерева. Диаметр внутренней стены (стены цитадели) - 85 м, внешней - 143-145 м, толщина стен по основанию - от 3 до 5 м, высота грунтовой части в древности была не менее 3-3,5 м.
К фортификационным сооружениям относятся радиальные стены, которые разбивали внешнее кольцо жилищ на 5 или 7 секторов. Жилища в плане трапециевидные, наземные, по 110-180 кв. метров (подобной площади известны Костенкам), сооружены из бревенчатых каркасов и грунтовых блоков. Смежные жилища имели общие длинные стены. Около трети площади жилища отводилось под общее пользование. Здесь расположены колодец, погреб, очаг, совмещенный с металлургической печью.
Рис. 1. (здесь и дадее см. Интернет) Аэрофотоснимок городища Аркаим А Кох
Автор Евгений Чибилев www southural ru
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02110003.htm
Жилища цитадели обращены выходами к центральной площади. Площадь имела прямоугольную форму (25х27 м) и предназначалась, очевидно, для ритуальных действий, как в трипольских и иных протогородах. Жилища внешнего кольца обращены выходами к круговой улице, которая связывала все входы в поселение и все жилища с центральной площадью. Под настилом круговой улицы обнаружен ров ливневой канализации со сточными колодцами. На поселении археологами исследовано 29 жилищ: 17 во внешнем и 12 во внутреннем круге (рис. 2). Геофизическими методами установлено, что всего во внешнем круге было 35 жилищ, во внутреннем - 25 (19 - больших и 6 небольших, встроенных между осн. жилищами в процессе роста нас.). Собрано 9 тысяч фрагментов керамики, изделия из кости и камня, орудия из металла (ножи с перехватом, серпы-струги, шилья, украшения), множество предметов, связанных с металлургией и металлообработкой: литейные формы, шлаки, сопла, молотки и наковальни. Этим же затем отмечаются и города средневековой Руси, но по возрасту они уступают Аркаиму и его соседям примерно 3 тысячи лет, трипольским протогородам – 5

Рис. 2. Общий план поселения Аркаим.
Насыщенность культурного слоя материальными остатками невелика. Хозяйство насеселения базировалось на пастушеском скотоводстве с элементами земледелия. 96% палеозоологических находок составляют кости домашних животных: 60-65% - крупного рогатого скота, 20-25% - мелкого рогатого скота, 15% - лошадей. На территории аркаимской долины в радиусе 5-6 км от укрепленного центра зафиксировано не менее 5 многослойных поселений бронзового века с остатками слоев 17-16 вв. до н.э. Вероятно, это были небольшие по размерам поселения без фортификац. сооружений. Не исключено, что с укрепленным центром были связаны и более удаленные неукрепленные поселения. Хотя в трипольской культуре и центры-«протогорода» были неукрепленными.
Могильник Аркаим расположен на левом берегу р. Б.Караганка, в 1-1,5 км к С.-В. от поселения . Исследовано 5 курганов. Господствующее положение в могильнике занимают крупные, диаметром 17-19 метров могильные поля, объединяющие 12-20 ям. Своеобразие погребальной архитектуры определяют глубокие - до 3,5 м - могильные ямы с обширными полыми погребальными камерами, уступами, с несколькими деревянными перекрытиями. Сверху ямы были перекрыты индивидуальными грунтовыми насыпными конструкциями, либо ложносводчатыми куполами из глинобитных блоков.
Захоронения в ямах одиночные, парные, групповые; трупоположение - на боку, в слабо- или средне-скорченном положении. Антропологический тип погребенных – протоевропеоидный, что иногда кого-то и не устраивает. Погребения сопровождаются богатым инвентарем, особенно в центральных ямах: бронзовые листовидные ножи, топоры-тесла, долота, шилья, гарпун, наконечник копья, другие изделия из бронзы, наконечники стрел из камня и кости, каменная булава, принадлежности конской упряжи, украшения и т.д. В керамических комплексах доминируют острореберные горшки, украшенные геометрич. орнаментом. Многочисленны остатки жертвенных животных (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот, собака). Исследованы также могильные поля, объединяющие по 7-8 могильных ям со сравнительно бедным погребальным инвентарем.
Культурный комплекс Аркаим входит в группу укрепленных поселений Южного Урала, названную уральской "Страной городов" (скандинавский эпос называет Гардарикой – «городов страной» - и средневековую Русь). Уральская «страна» расположена к югу от реки .Уй, занимает, в основном., водораздел рек Урал и Тобол. Здешняя "Страна городов" состоит из двух десятков комплексов. Протяженность занимаемой территории 350-400 км в направлении север-юг и 120-150 км - западно-восток. Расстояние между одновременно существовавшими укрепленными поселениями составляло 50-70 км. Радиус освоенной терр. соответствовал 25-35 км (пл. ок. 2000 кв. км). Культурные комплексы аркаимского (синташтинского) типа с их иерархией поселений и могильников ученые рассматривают как территориальное образования с элементами ранней государственности, близкие к "вождеству" или "чифдому". Но все это известно трипольским комплексам за 2 тысячи лет до Аркаима. И римские авторы обозначили изначальность государственности Великой Скифии тезисами, что «скифы древнее египтян» и «скифы достигли господства в Европе и Азии» за 2800 лет до основания Рима (Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий; Вестник древней истории. 1947 – 1949; указатель 1950).

Рис. 3. План поселения Синташта.

Синташта, близкая Аркаиму (рис.3)- культурно-архитектурный памятник, включающий укрепленное поселение, грунтовые и курганные могильники, большой курган (храмовопогребальное сооружение). Открыт в 1968 экспедицией Уральского госуниверситета под рук. В.Ф.Генинга. Памятник расположен на реке Синташта (лев. пр. р. Тобол). Основной поселенческий и погребальный комплексы датируются 18 – 15 вв. до н.э. по находкам дисковидных псалиев микенского типа, пастовых бородавчатых бусин и медных наконечников копий. Поселение сильно разрушено. Жилую ч. поселения (площадью в 1,5 га) окружало кольцо оборонительных сооружений, основу которых составляли стена, сложенная из грунта и дерева, и ров.
Сохранилось два въезда: южный, обращенный к реке, и северный, - к храмово-погребальному сооружению и могильникам. Исследованы участки круговой улицы с ливневой канавкой и 24 жилища. Трапециевидные в плане дома (пл. 90-140 кв. метров) располагались длинными осями радиально к центру поселения (подобная планировка прослеживается на Софийской стороне Новгорода, но на больше площади). Сооружения наземные, стены сложены из глиняных блоков, иногда с использованием столбов. Жилище разделено перегородками. Один из отсеков - хозяйственный, в нем расположены колодец, очаг, погреб. Погребальный комплекс включает 2 грунтовых могильника: большой (40 могил) и малый (9 могил) с ритуальным сооружением в центре. Затем курган, содержащий одно коллективное захоронение (5 погребений), и несколько грунтовых и курганных захоронений.
Умерших хоронили в больших ямах глубиной до 2,5-3 м, внутри которых - деревянные камеры, глиняные обмазка, облицовка. Характерно трупоположение на левом боку, зафиксированы расчлененные погребения. Могилы отличаются богатством инвентаря. Много глиняных сосудов, бронз. ножей-кинжалов, шильев, игл, наборов кремневых наконечников. Среди находок - каменные булавы, медные вислообушные топоры, втульчатые копья, остатки боевых колесниц и большая серия костяных пластинчатых псалиев.
Большой курган представлял собой полусферическое возвышение (диаметром около 85 м и высотой 4,5 м) с плоской площадкой размером 40х50 м на вершине и кольцевым рвом вокруг. Храм-святилище был воздвигнут на развалинах погребального комплекса. Он имел вид 9-ступенчатой усеченной пирамиды высотой не менее 9 м, сооруженной из бревенчатых срубов-клетей, грунта и камыша. На верхней площадке диаметром 24 метра реконструируется купол. Ступени пирамиды и верх. площадка использовались для ритуальных действий.
Материалы Синташтинского культурного комплекса являются эталонными для выделения синташтинско-аркаимской культуры бронзового века. С. тесно связаны с памятниками петровского типа Северного Казахстана и Западной Сибири, с культурой многоваликовой керамики Украины. Этот блок культур определил формирование срубно-алакульской культурно-исторической общности. Материалы комплекса хранятся в фондах Уральского госуниверситета, Челябинского пединститута, в Музее археологии и этнографии Башкиртостана. Подобные артефакты не попадают в поле зрения маститых средневековедов, задающих вектор историческому сознанию россиян.


Какие шансы, например, у Новгорода (с его директивным 859 годом) – с учетом трипольских «протогородов» 4 тыс. и реальных городов 2 тыс. до н.э. типа Аркаима – быть «древнейшим русским (российским) городом» ?! Можно еще на вранье и спеси продержаться несколько лет. Но в целом версия «древнерусскости» для средневековья России (как наследницы – наряду с Украиной, Белоруссией, Молдавией, Казахстаном - Великой Скифии) в условиях информационного общества обречена.
Эпические Словенск Великий и Руса уступают реальным трипольским «протогородам», но входят по времени в число малых протогородов, предшествовавших городам типа Аркаима и Синташта (площадью всего-то 1 – 2 гектара, примерно как Рюриково Городище со слоями неолита и раннего железного века).


Рецензии