4400-летие Словенска Великого

4400-летие эпических Словенска Великого
и Русы у «студенца»,
5000-летие Боровичам как терему Борея
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110009.htm


Вероятно, в Интернете еще можно успеть найти иллюстрации к этому материалу.
В частности, обоснование памятника Словену и Русу над простором Ильменя на Юрьевской орамице у Перынского скита. Украина ведь не постеснялась поставить памятник легендарному Кию и его родичам. Рус - это символ многоэтничных народов России, хотя бы со времен Роша (Роса) библии.

На рисунке, с использованием Памятника Кию в Киеве, схематическое предложение по памятнику Словену и Русу. Памятник легендарным Кию, Щеку, Хориву и Лыбеди в Киеве давно стоит. Нет никаких объективных противопоказаний памятнику скифским князьям Словену и Русу на Руси (в России) на берегу Ильменя (эпического Мойско). Тогда отечественной истории будут возвращены её законные несколько тысячелетий, которые пока гипертрофией времён Рюрика тщательно недругами нашей истории из прошлого нашей Родины упорно исключаются. А реальное богатство истории - наше мощнейшее общероссийское достояние. И это дополнительный импульс для усиления туристического потока к округе Ильменя.
 
Исторические сказания обычно концентрируют многотысячелетнюю память народа, чему немало доказательств. Геродот почти 25 веков назад привел несколько эпических версий о происхождении сколотов-скифов. Затем известно немало античных преданий о началах народов и городов на землях нынешней России. Русские летописи относят появление языческого союза «Русь, чюдь и вси языци» ко временам сразу после потопа. А создание славянами Новгорода у Ильменя упоминают до рассказов о хождении апостола Андрея с учениками по землям будущей Руси. То есть – не позднее 1 века нашей эры.
По мере христианизации Великой Скифии византийцы, а затем и иные народы, стали именовать северную державу Росия – в память о библейском князе Росе (Роше). Арабские и персидские источники фиксируют отдельные сюжеты сказания о Словене и Русе в 9 – 11 веках, более тысячи лет назад. К концу средних веков в России оформилась историческая повесть, которая известна в десятках летописных списках. Она имеет даты, что позволяет отметить эпическому Словенску Великому в 2005 году 4400 лет. По сути, так можно отметить послеледниковое заселение Приильменья неолитическими людьми.

 Вот первые страницы одного из списков повести:
«Начало Словенску, что ныне Великий Новград именуется.
В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н. э.), во второе лето после потопа, Ной праведный — праотец наш, второй родона¬чальник (после Бога или Адама), разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца... Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана (русских в средние века именовали «ханаанцами»). Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи.
Годы спустя правнуки Афета — Скиф (по библии: Аскеназ, сын Гомера, внук Афета) и Зардан — отлучились от братии своей и рода своего в западных странах (отражена обратная волна миграций индоевропейцев). Коснулись полу¬денных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта (Черного моря). Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умно¬жились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая.
И возникли между ними распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен вы¬родком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у Геродота).
Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здеш¬них родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с под¬данными своими. И рекли сие:
«Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко все¬лению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благо¬словил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего за¬падного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего.
Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий праде¬дов наших (намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель). Куда нас приведет счастье и благословление праотца на¬шего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обита¬ния нам и потомкам нашим».

Можно указать с использованием известной карты из книги академика Б.А.Рыбакова три варианта (хотя путей миграций в неолите было и многим больше) маршрутов движения скифских князей.
Версия академика Б.А.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» все же слишком гипертрофирует западный путь гипербореев на юг, ведь немало путей – известны по археологическим и письменным источникам - шло вдоль Дона, Волги и Урала (рис.1). Обычно западный путь называют «янтарным», хотя янтарь добывался и добывается во многих местах, в частности – в Поднепровье. На времена Словена и Руса, действительно, начинается активное использование янтаря в округе Валдайской возвышенности, особенно носителями волосовской культуры (см.: наши книги 2004 года издания).

«Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: «Благой совет князей наших, добра их речь и угод¬ны премудрые указания».
И в лето от сотворения света 3099 (2409 г. до н. э.) Словен и Рус с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые ор¬лы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не об¬рели покой сердцу своему.
Четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец, вышли (в 2395 г. до н.э.; 4400 лет событию в 2005 году) к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с ро¬дом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом.
Поставили град (понятно, что так отмечается – как во многих других случаях - факт создания поселения примерно на месте будущего города; «не сразу и Москва строилась») и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий» (есть вариации по спискам).

       
Рис. 1. Возможные пути эпических скифов Словена и Руса на север

«Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти стадиях (точнее — верстах) от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Соз¬дал град между двумя реками. Нарек его по своему имени — Руса, что ныне именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя же¬ны — Порусья. Другую во имя дочери — Полисть. И иные город¬ки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и русии.
Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях н завладели многими странами. Пошли от них сыновья и внуки княжить по коленам своим. Обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему морю даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и Зеленовидиых вод. И по великим рекам Печере и Выме. И за высокими и непроходимыми горами в стране, нареченной Скирь (связывают с Сибирью). И по великой реке Оби и до устья Беловидной реки. Ее вода бела как молоко. Там брали доро¬гих мехами зверей, особо — соболей ( оценка реальности сюжета - в книге известного историка И. Я. Фроянова «Мятежный Новгород»; полные тексты повести в Интернете) .
Ходили и на Египетцкие страны воевать, и много храбрости по¬казывали во Ерусалимских и Варварских странах, наводили великий страх (это подтверждается античными сказаниями о Плине и Сколопите, Пале и Напе, других северных героях: Вестник древней истории. 1947 – 1948; указатель 1950 г.).
Можно много спорить о том, что в повести достоверно, а что нет.
Вместе с тем ее списки суммируют представления нескольких тысячелетий, в текстах выявляются следы очень древних эпох. Геродот от¬носил появление скифского царя Арпоксая и его братьев ко II тыс. до н. э. По библии, Арфаксад — третий после Элама и Ассура (ассирийца) сын Сима. Волга, по летописям, те¬чет именно в страны Сима. Арфаксад воспитывал сына Салу (Са¬ло), а затем внука — Евера. Евер имел двух сыновей — Фалека и Иоктана. У Фалека был сын Рагав — прадед Фарры, от¬ца Аврама. Христианские источники IV—V вв. н. э утверж¬дали, что в III тыс. до н. э. Фалек и Рагав ушли в Скифию, а возникшее учение, «скифство» (скитание), стало одним из первых философских учений на земле. Античности были хо¬рошо известны скифские философы: Замолксис, Токсарис, Анахарсис, Абарис... Они упоминаются и Геродотом (см.: наша книга «Философия Великой Скифии»).
Русские летописи на времена Иоктана и Фалека — период око¬ло 2650 г. до н. э. — указывают участие «нарцев еже суть словен» в числе 72 народов в строительстве Вавилонской башни. Оттуда славяне спустя много времени переселились к Дунаю, где затем возникли земли Венгерская и Болгар¬ская. А от Дуная уже расходились по различным землям. Попробуем проследить путь Словена и Руса от Черного моря на север.
Месторождения янтаря имеются на всех континентах. Бытует мнение, что янтарь имеет органическое происхождение от живицы отдельных видов деревьев. Но такие известные исследователи как Г. Агрикола, А. Аурифабер, А. Кирхер и другие относят основные месторождения янтаря к жидким битумам, выделяющимся из разломов земной коры и твердеющих на воздухе. Структурное расположение месторождений янтаря по земному шару заставляет задуматься об истинности существующих гипотез.
Дело в том, что месторождение янтароносных пород по земле располагается в виде своеобразной сетки из прямолинейных и криволинейных линий, которые имеются на всех континентах и связаны между собой (рис.2). Специалистам хорошо известна одна из таких янтароносных полос, которая проходит от Ютландского полуострова (Дания, Германия), через Калининградскую область, Финляндию, Кольский полуостров и далее под дном Северного океана к «Янтарной короне» Земли. У Ютландского полуострова эта янтароносная полоса разветвляется и идёт в северном и южном направлениях. Имеются и другие ответвления, включающие и концентрические формы. Невольно возникает вопрос: не разрушаем ли мы какую-то функциональную систему жизнедеятельности Земли, добывая янтарь? Подобный вопрос возникает также в связи с добычей и ряда других «полезных ископаемых», имеющих свои аналогичные сети месторождений внутри земной коры.
 
Рис. 2. Схема размещения в Центральной Европе основных янтароносных проявлений (по И.Е. Кольцову). Они указаны точками.http://tayni.nm.ru/Stat/magia.htm


 Прибалтийский янтарь находится в янтароносном слое «голубой земли» толщиной от 0,5 до 8 м. Он находится на глубине 6-30 м от поверхности земли, уходя наклонно под дно моря на глубину около 100 м. Месторождения янтаря приурочены к глинам, пескам и песчаникам. Встречается он и в каменноугольных слоях в малом количестве и в распылённом виде. Янтароносные породы залегают на разных глубинах и имеют разветвления. Конечно, люди времен Словена и Руса использовали найденный на поверхности янтарь.
Культуры среднего неолита представлены по книге известного российского археолога С.В.Ошибкиной (рис.3: есть и другие версии, отчасти отраженные нашими сборниками «Русь до Руси»), которая достаточно подробно представила и возможности исторической памяти от эпических глубин [Ошибкина С.В. Искусство эпохи мезолита // Искусство каменного века. М.: Наука, 1992. С. 7-40]. Ранняя дата для верхневолжской культуры - 7240 лет назад, поздняя - 5430 лет назад. Для ямочно-гребенчатой - ранняя дата - 6040 лет назад, поздняя - 4550 лет назад (т.е. примерно завершается временем Словена и Руса). Для волосовской (с активным использованием янтаря, особенно прибалтийского) - ранняя дата – 5065 (условно близка временам хождений Словена и Руса, поздняя - 3840 лет назад. По мнению Ю.Б.Цетлина, зоны перекрытия между культурами отражают периоды сосуществования этих культур (Цетлин Ю.Б. Периодизация неолита Верхнего Поволжья. Методические проблемы. М.: Инст. археологии РАН, 1991. 193 с.).
 
Рис. 3. Археологические культуры времен Словена и Руса

Добротный очерк освоения Русского Севера с учетом антропологических данных представлен в работе Г. Ф. Дебеца О путях заселения северной полосы Русской равнины и Восточной Прибалтики // Сов. этногр. 1961. № 6. С. 52-89. Интересны подходы в работе Т.И.Алексеевой, Н.А Макарова., Т.С Балуевой., С.П. Сегеды, В.Н.Федосовой, М.В.Козловской «Ранние этапы освоения Русского Севера: история, антропология, экология» ( Экологические проблемы в исследованиях средневекового населения Восточной Европы. М.: Инст. археологии РАН, 1993. С. 3-78).Интернет дает обилие соответствующей литературы.
Если Словен и Рус шли по Днепру, то вполне могли принять участие в формировании усвятской культуры (юг Псковской области). Там археологи во главе с замечательным исследователем А.М.Микляевым (который немало сделал для изучения реальных глубин российской истории) выявили немало интересного , например самую древнюю российскую лыжу , сделанную 4500 лет назад. Примерно к той поре относится и идол, который хранится в Эрмитаже.


Рис. 4 (фото). Идол .Псковская обл., Свайное поселение Усвяты IV (экспедиция А.М.Микляева). Неолит, вторая половина III тыс до н. э. Рог лося . Высота 9,3см .
Фигурка обнажённого мужчины с большой головой, узкими плечами и развитым торсом, вырезана из рога. Поверхность статуэтки тщательно заполирована. На лице мужчины выделяются брови, нос, пухлые губы. Рот приоткрыт, как бы взывающий к кому-то. Найдена фигурка при раскопках свайного поселения в заторфированной части древнего озера. Среди других антропоморфных фигурок, известных в лесной зоне, усвятская выделяется реалистичностью и выразительностью. Столь же высокое искусство характерно и ряду других глубинных регионов России времен Словена и Руса (рис.5).
 
Рис. 5. Голова лосихи (тоже из Эрмитажа) .

Свердловская обл., свайное поселение на Шигирском торфянике . Неолит, III тыс. до н.э. Рог . Длина 19,5см. Изображение тоже выполнено в реалистической манере, так что не возникает сомнения, что древний художник.изобразил голову лосихи (рога на голове зверя отсутствуют). Умело использовав естественную форму рога, древний мастер обозначил столь характерную для этой породы животных нижнюю губу, подчеркнул тревожно раздутые мягкие ноздри и испуганные маленькие глаза. А нижние пласты Шигиринского селения датируют 9 тыс. до н.э., оттуда происходит знаменитый огромный идол, ныне демонстрируемый в Екатеринбурге (есть на сайтах Интернета).
Эта скульптура могла украшать ручку ритуального сосуда или служить навершием жезла. Поверхность тщательно заполирована, возможно в процессе употребления. Моделировка рога создаёт мягкую светотень, что делает голову лосихи очень пластичной и живой.
Явная близость стиля и качества работы может быть одним из подтверждений сведений сказания о том, что родичи Словена и Руса участвовали в раннем освоении Сибири. И участие европеоидов в сибирских культурах неолита и энеолита ныне доказывается многими работами.
 
Рис. 6. Карта-схема распространение индоевропейских языков в 4 – 2 тысячелетиях до нашей эры (по анатолийской версии).

Есть версии (рис. 6) о распространении индоевропейцев именно из округи Кавказа и Каспия, что делает восточный путь Словена и Руса на север более предпочтительным.
Есть Киеву 1500 лет или нет, но киевляне с использованием летописной легенды юбилей отметили и памятник легендарным героям поставили (рис.7).
 

Рис.7. Памятник Кию и его родичам в Киеве.
Подобный памятник, но уже Словену и Русу мог бы стать у истоков Волхова из Ильменя.
 Вариант для Приильменья

Рис. 8. Возможные варианты памятника Словену и Русу у Ильменя
В любом случае, в 2005 году исполнилось 4400 лет с момента основания эпического Словенска Великого – предшественника нынешнего Великого Новгорода. Так считали летописцы более трех веков назад, задолго до Петра 1. И дата – наряду с 5000-летием «терема Борея» и 4400-летия Русы - достойна прочной памяти, как бы к ней официоз не относился.
Это посолиднее и по поздним летописям точнее разных 1150-летий будет.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110009.htm
и др. на сайте


Рецензии
Да-ааа... Верный призыв... Оценить и увековечить наконец-то свои истинные Родовые корни... ХОТЯ...
О чём мы тут говорим, когда более реальные даты мало кого из нынешних властей-оккупантов интересуют...
Как-то уж слишком незамеченной прошла дата разорения Рязани Батыем (770 лет)... зато в этот год правительство Рязани очень даже активно тратила деньги на благоустройство города и покупку памятников у Церители... (в том числе князю Олегу)... нужный памятник... НО... почему-то Великий Рязанский князь, не покорившийся Москве да самой своей смерти, смотрит со своего постамента в сторону Москвы, да ещё и с протянутой рукой... по нынешним временам очень даже символично...
Спасибо Пётр Михалыч что поднимаете своим Авторитетом подобные темы... может до кого-то что-то и Дойдёт...

Юрий Ульянов   08.08.2010 03:44     Заявить о нарушении
Юрий, Благодарю.

Петр Золин   08.08.2010 04:53   Заявить о нарушении
Очень надеюсь, уважаемый Пётр Михайлович, что, благодаря Вашим трудам и работам Ваших единомышленников, когда-нибудь, наконец-то, будет издан правдивый учебник истории! А как Вы оцениваете реальность этого?
... Кстати, ещё лет 20 назад читал, что немецкая земля и остров Рюген, в частности, перенасыщены памятниками древних славян, а немецкие музеи настолько перегружены памятниками славянской старины, что их впору выкидывать на свалку, поскольку российские власти и историки этими вещами совершенно не интересуются. К чести археологов, с начала 2000-х годов активно исследовался Южный
С уважением -

Лев Ольшанский   09.08.2010 05:07   Заявить о нарушении
Извините! Дополняю: "Южный Урал и наши археологи совместно с зарубежными сделали ряд ценных исторических открытий. Кто-то из учёных даже выразился: каждый кв. метр земли содержит в себе ценные археологические находки.
Да, уважаемый П.М.! Позвольте вопрос? В детстве я откопал (на Южном Урале) бронзовый меч. Обоюдоострый, прямой, длиной около полуметра, с явно очерченной рукояткой. Какова, по Вашему мнению, его принадлежность, его возраст?
С уважением -

Лев Ольшанский   09.08.2010 05:14   Заявить о нарушении
В Калининградской области та же проблема... Там один культурный слой и мифология накладывается на другой... В одном заброшенном костёле отвалилась штукатурка, а там древний лик православного святого... я сам фото видел... присылали... но никому до этого не было дела... и со временем строение совсем обрушилось...

Юрий Ульянов   09.08.2010 05:18   Заявить о нарушении
Спасибо. Венеды (праславяне и балты) взаимодействовали с германцами с античности, а в первой половине средневековья доминировали на германских землях. Рюген был Руяном. Но "дранг нах Остен" стал многовековой политикой, славяне на землях Германии ныне почти исчезли. Из коренных изо всех сил стараются выжит лужичане. Но усиливается поток переселенцев из славянских стран.

Петр Золин   09.08.2010 05:19   Заявить о нарушении
Юрий, индоевропейские лики - не индикаторы одних славян. Здесь много спорного.
Лев, "меч" вероятен из традиций http://ru.wikipedia.org/wiki/Сейминско-турбинский_феномен, но, вероятнее всего, из ранней скифской.

Петр Золин   09.08.2010 05:30   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, П.М.! Я почему-то полагал, что меч имеет более позднее происхождение - по крайней мере, сарматский. Сколько я не рассматривал рисунки древнейшего оружия, аналога моей находке так и не нашёл.
С уважением -

Лев Ольшанский   09.08.2010 05:31   Заявить о нарушении
Мне кажется Скифский вряд ли... у Скифов были Акинаки заточенные с одной стороны... это из обще принятой Археологической практики...

Юрий Ульянов   10.08.2010 03:54   Заявить о нарушении
Культур "скифского круга" разного времени хватает.

Петр Золин   10.08.2010 04:22   Заявить о нарушении