Великая Отечественная война

       Великая Отечественная война - годы лишений и страданий.
(Из воспоминаний близких родственников)
       Когда началась Великая Отечественная война, моим дедушке - Кузьмину Виктору Ивановичу, было 5 лет, а бабушке - Катышевой Лидии Николаевне - 4 года. Многие события той поры в их памяти живы до сих пор.Немецкие войска заняли Шапки в конце 1941 года. До этого Шапки подвергались бомбардировкам и обстрелам с самолетов, так как через Шапки проходили в сторону Мги-Ленинграда отступающие части Красной Армии. Большинство жителей Шапок и соседних деревень не были эвакуированы. Некоторые семьи, в том числе семья Кузьминых, пешком направились в сторону Ленинграда. Но механизированные немецкие части их перегнали и всем пришлось вернуться домой, но не попали в свои дома, так как они уже были заняты немецкими солдатами и офицерами. В первую очередь немцы отобрали мелкий домашний скот, а кур они расстреливали из автоматов прямо на участках.
       Вскоре гитлеровцы в центре Шапок повесили шестерых местных активистов. Были расстреляны председатель сельсовета И.А.Федоров и участковый милиционер С.З.Бурила, на местном кладбище на их могиле установлен обелиск.
       Немцы прошли за Шапки еще 20 километров и были остановлены в районе станции Мга. Шапки оказались в прифронтовой полосе. Они использовались для концентрации войск перед отправкой на фронт, а так же для кратковременного отдыха фронтовых частей и лечения раненых.
       С приходом немцев в районе Шапок стали действовать рейдовые партизанские отряды. На автодороге Шапки-Любань действовали отряды студентов Ленинградского Политехнического института. В декабре 1941 года отряд В.И.Дорофеева взорвал железнодорожный мост на реке на ветке Тосно-Шапки.
       В современных Шапках две улицы носят имена юных партизан: Нины Куковеровой и Маркса Кротова. Нина Куковерова пятнадцатилетняя школьница за помощь партизанам была казнена на станции Изрица. М.Кротов, школьник из Доброго Села, был казнен фашистами на берегу озера Белое в 1942 году за то, что сигнализировал нашим летчикам о местонахождении немецкого аэродрома.
       Из-за высокой концентрации немецких войск даже в окрестных лесах связи местного населения с партизанами практически не было. Да и выход из деревень был запрещен. Только детям было разрешено посещать близлежащие леса за грибами и ягодами. Это было малым подспорьем в питании семей, так как паек, выдаваемый взрослому работающему населению был очень скудным, а есть хотелось постоянно.
       После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года немцы даже в Шапках стали чувствовать себя неуверенно и летом того же года, практически все население Шапок и окрестных деревень вывезено в Прибалтику, в Германию и Австрию. Там все были размещены в концлагерях в бараках. Взрослое население и подростки были заняты на принудительных работах в песчаных карьерах и на строительстве дорог.
       Семья моего дедушки попала в концлагерь в Эстонии, недалеко от станции Реола. А семья бабушки - в концлагерь в Латвии, недалеко от города Мадонна. Там они пробыли до освобождения войсками Красной Армии в августе-сентябре 1944 года.
       За несколько часов до освобождения, барак, в котором находилась семья дедушки, был окружен фашистским карательным отрядом. Все население барака, около 100 человек, было выстроено перед бараком и приговорено к расстрелу: пулемет и пулеметчик были на месте. Около барака стояли канистры с бензином. Но фашисты не успели сделать свое дело: вовремя подошли танки Красной Армии, а каратели в спешке разбежались. Пришло освобождение!!!
       В Шапки семья Кузьминых вернулась только в мае 1948 года, так как из Эстонии все освобожденное население было отправлено в город Вязники Владимирской области на работу на льнопрядильные фабрики. Семья моей бабушки в Шапки вернулась весной 1945 года.
       Освобождены Шапки были в январе 1944 года Омской 364 дивизией под командованием полковника В.А.Вержбицкого (1906-1933 гг.), в последствии ему было присвоено звание генерал-майора.
       Перед отступлением фашисты сожгли в Шапках и соседних деревнях все жилые дома и хозяйственные постройки.
       Возвращавшихся в Шапки жителей встретили пожарища сгоревших домов, руины взорванной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, да одиночные и братские могилы красноармейцев, погибших при освобождении Шапок.
       Такого Шапки не видели за всю свою пятивековую историю. Надо было начинать все с начала!!!


Рецензии
Очень понравилось!
По словам А.Суворова война не закончится, пока не будет похоронен последний солдат. В этом районе война будет еще долго давать о себе знать, ведь до сих пор там находят останки солдат, снаряды, оружие...

Серафима Трунова   05.11.2010 17:29     Заявить о нарушении
Единственное замечание: Маркс Кротов был жителем деревни Смердыня Любанского района. Вместе с Альбертом Купшей и Колей Рыжовым он помогал партизанам и был казнен фашистами.

Серафима Трунова   05.11.2010 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.