Духовный писатель Пимен Благово

Жизнь и произведения известного духовного писателя и историка Дмитрия Дмитриевича Благово, в иночестве архимандрита Пимена, тесно связана с Николо-Угрешским монастырем, где он был послушником в течение 13 лет. По благословению преподобного Пимена Угрешского он тщательно изучил исторические документы, касающиеся обители, и стал автором знаменитой книги «Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря», вышедшей в Москве в 1872 году.
 
Дмитрий Дмитриевич Благово родился в 28 сентября / 10 октября 1827 года в Москве в знатной дворянской семье, имевшей родственные связи со знаменитыми родами Волконских, Римских-Корсаковых, Щербатовых, Татищевых, Мещерских, Милославских, Салтыковых, Толстых. В младенчестве лишившись отца, Дмитрий остался на попечении матери Аграфены Дмитриевны и бабушки Елизаветы Петровны Яньковой, правнучки известного историка В.Н. Татищева. Детство будущего духовного писателя прошло в подмосковном имении Горки Дмитровского уезда. Получив под руководством матери хорошее домашнее образование, в 1845 году Дмитрий поступил на юридический факультет Московского университета, который успешно окончил в 1849 году. Два года он служил в канцелярии московского гражданского губернатора А.А. Закревского, внешне ведя обычную светскую жизнь. Со студенческих лет он дружил с С.М. Загоскиным, сыном известного писателя, часто посещал салон замечательной поэтессы Евдокии Петровны Растопчиной. Его внутренняя духовная жизнь для большинства окружавших его людей оставалась как бы «за кадром». С.М. Загоскин писал: «Ни единого дурного слова не исходило из уст скромного Благово; его чистая, честная душа гнушалась всего безнравственного и порочного».
Молодого Благово все больше захватывает литературная деятельность. Занимая с 1852 года должность директора Дмитровских богоугодных заведений, он подолгу живет в родовом имении Горки, пишет стихи, в которых предается философским размышлениям о мире, о религии. В его стихах прослеживается влияние В.А. Жуковского, раннего М.Ю. Лермонтова, Е.П. Растопчиной. В них преобладают грустные элегические мотивы, в которых сквозит разочарование в свете, хотя личная жизнь автора тогда еще не была ничем омрачена. В 1858 году в Петербурге под псевдонимом вышла в свет первая публикация Д.Д. Благово «Два стихотворения Лаго».
В 1857 году Благово женился на соседке по имению баронессе Нине Петровне Услар, восемнадцатилетней красавице. В это время он пишет цикл любовных стихотворений, свидетельствующих о его чистой любви:

…Отныне, чуждый для вселенной,
Я для нее лишь буду жить.

В 1859 году Благово вышел в отставку. В том же году в молодой семье родилась дочь Варвара, в 1861 году – сын Петр, который скоро умер. Смерть младенца стала началом разрушения семейного счастья. В 1862 году произошло событие, отравившее личную жизнь писателя: его жена влюбилась в молодого гусара и бежала с ним, навсегда покинув мужа и дочь. Дмитрий Дмитриевич переехал с Варенькой в Москву, где его ждало новое горе: вскоре умерла его мать Аграфена Дмитриевна.
Свет все менее прельщает его. По отношению к своей жене он поступает великодушно, предоставив ей в январе 1863 года документ, в котором «вину» за случившееся берет на себя. Он надеется, что это оправдает скомпрометировавшую себя женщину, поможет ей получить развод и выйти вторично замуж. Однако Синод этому документу не поверил, в результате чего бракоразводный процесс длился почти 20 лет до 1882 года.
В 1867 году, оставив бывшей жене все имения, включая любимые Горки, Д.Д. Благово решает удалиться в монастырь. Незадолго до этого он пишет:

Не соблазнил меня свет ложный
Своей мишурной суетой,
Своею пышностью ничтожной,
Своею важной пустотой!

Д.Д. Благово становится послушником подмосковного Николо-Угрешского монастыря. С архимандритом обители преподобным Пименом (Мясниковым) у него складываются очень близкие и доверительные отношения. В своем духовном наставнике он очень ценит мудрость, душевность, внимание к людям, поистине монашеские нестяжание и благочестие, практический ум и деятельную натуру, которая помогла ему возродить древний монастырь, основанный великим князем Дмитрием Донским в 1380 году, после многолетнего упадка и добиться его нового процветания и славы. Учитывая литературные дарования нового послушника, прозорливый архимандрит Пимен дает ему послушание: изучить и систематизировать документы и предания по многовековой истории Николо-Угрешского монастыря. Эта работа стала продолжением и семейных традиций для Д.Д. Благово, предком которого был историк Татищев. В 1872 году вышел в свет «Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря», по сей день являющейся ценнейшим источником по истории обители, без ссылок на который не обходится ни одна публикация о ней. Имя автора на титульном листе не значится, и лишь предисловие скромно подписано: «Один из меньшей Угрешской братии Дмитрий». Известны и другие исторические труды Д.Д. Благово, написанные во время его 13-летнего послушничества на Угреше: «Дворцовое село Остров, историческое описание» (1875), «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию» (1875), «Угреша» (1881). В 1883 году вышла отдельным изданием его книга «Архимандрит Пимен», настоятель Николаевского Угрешского монастыря. Биографический очерк», в 1880-1883 годах по частям публиковавшийся в журнале «Русский вестник», в котором примерно в тот же период печатается одно из самых интересных и популярных его произведений – «Рассказы бабушки», вышедшие отдельным изданием в 1885 году. С юных лет Дмитрий Дмитриевич кропотливо записывал рассказы своей бабушки Е.П. Яньковой, видной старомосковской светской дамы и хранительницы семейных преданий. Опыт предварительной работы над книгой, которая воспринимается читателями как мемуары самой рассказчицы, а не творение ее внука, пригодился Д.Д. Благово, когда он в 1870-х годах записывал и приводил в порядок «Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря», вышедшие в свет в Москве в 1877 году. Свою работу Дмитрий Дмитриевич выполнил весьма деликатно, намеренно оставаясь в тени и нигде не обнаруживая себя как действующее лицо, хотя он был непосредственным свидетелем многих событий. Книга, передающая оригинальный и очень образный строй речи архимандрита Пимена, стала ценнейшим источником сведений о повседневной жизни Угрешской обители в 1830-ые – 1870-ые годы.
Период послушничества на Угреше стал самым плодотворным в творчестве Д.Д. Благово. В 1873 году он сочинил во многом автобиографическую поэму «Инок». Она написана хорошим литературным слогом, в котором чувствуется влияние поэзии М.Ю. Лермонтова. Думается, автор не случайно взял строки из произведений великого поэта в качестве эпиграфов к первой и четвертой частям своего сочинения.
Поэма была впервые издана в 1874 году. Стереотипное второе издание вышло в свет в 1903 году. В 2005 году Николо-Угрешский монастырь выпустил третье издание поэмы (в современной орфографии), снабженное вступительной статьей профессора В. Троицкого и комментариями к тексту. Отрывки из поэмы, непосредственно касающиеся Николо-Угрешского монастыря и его насельников, опубликованы также в первом выпуске альманаха «Угрешская лира», вышедшем в 2007 году.
 Первая глава поэмы начинается с описания затерянной среди лесов «на берегу реки широкой в долине мирной между гор» древней обители, некогда основанной перешедшим в православие татарином на месте, где татарское войско потерпело поражение от русского князя. Образ обители здесь собирательный, вобравший в себя черты нескольких монастырей. География местности и связь основания с победой над татарами дает право предположить, что одним из прообразов обители в поэме является Николо-Угрешский монастырь. Описывая события, происходящие с героями поэмы, автор погружает их в дорогую его сердцу среду. Сосновый бор за рекой, село на пригорке, овраг, пруд неподалеку от угловой башни, настоятельские кельи в одном корпусе с трапезной, расположенный несколько ниже их соборный храм, – все это можно было увидеть тогда на Угреше.
Скромное материальное состояние обители, ее отдаленность от города (более 300 верст) и суровость климата, основание крестившимся татарином наводит на мысль о том, что вторым прообразом обители в поэме мог быть Кожеезерский Богоявленский монастырь Архангельской епархии, существующий с 1660-х годов. Одним из его основателей был бывший пленный казанский царевич Тургас Ксангарович, принявший православие с именем Сергий, в иночестве Серапион. Упраздненная в 1764 году обитель была возобновлена в 1851 году. В 1853-1854 гг. на Угрешу приезжал для сбора средств иеромонах Митрофаний, причем его миссия увенчалась успехом: благотворитель Николо-Угрешского монастыря московский купец П.М. Александров пожертвовал значительные суммы на возрождение Кожеезерского монастыря. Данное обстоятельство, вероятно, и обратило внимание Д.Д. Благово на эту обитель.
Прототипом главного героя поэмы, князя Василия Слуцкого, ставшего послушником в монастыре и принявшего иночество с именем Варлаам, несомненно, является сам автор. Отречься от мирской жизни Василия побуждает семейная трагедия: Анна, горячо любимая красавица-жена, покинула его, убежав с соблазнителем-гвардейцем и бросив двоих детей, которые умерли от болезни через два года. Не выдержав такого горя, умерла вскоре и старушка-мать Василия. Испытывая душевные страдания и чувствуя всю пустоту светской жизни, Василий уходит в отдаленный монастырь, где у него складываются доверительные отношения с настоятелем и с духовником схимонахом Гавриилом. Здесь он обретает душевный покой и находит свое призвание в служении Богу:
Когда он скорбью был томим,
И сердце снова, как бывало,
Тоски язвительное жало,
Предтечу тяжких долгих мук,
В себе внезапно ощущало,
Он прибегал к святым отцам,
Он брал их мудрые писанья,
Дар их любви простым сердцам;
И доблих старцев назиданья
Он с наслаждением читал,
И, как кору, он слой за слоем
Печаль с души своей скидал,
И дух, палимый скорби зноем,
Слезой отрадной прохлаждал...
Выбор фамилии главного героя, вероятно, не случаен: в православных святцах есть праведная София, княгиня Слуцкая. Не следует полностью отождествлять князя Василия с автором поэмы: в их судьбах есть и существенные отличия. В отличие от героя поэмы у Д.Д. Благово осталась любимая дочь Варенька. Василий выполнял обычные монашеские послушания, не связанные с изучением истории монастыря и литературной деятельностью. Вполне возможно, описывая служение о. Варлаама после пострига в сане иеромонаха, Д.Д. Благово полагал, что его собственная судьба сложится подобным же образом, но Бог судил иначе. После кончины своего наставника архимандрита Пимена в 1880 году, писатель переходит послушником в Толгский монастырь под Ярославлем. В 1882 году он наконец-то получил развод. Дочь Варвара к тому времени была уже три года замужем за известным историком, профессором Казанского университета Д.А. Корсаковым. Препятствий для принятия монашества у Д.Д. Благово больше не было, и он постригается с именем Пимен в память своего духовного наставника. В том же году его рукополагают в иеромонахи, а спустя два года возводят в сан архимандрита. С 1885 года он живет в Риме, являясь настоятелем русской посольской церкви. Свою литературную деятельность он продолжает, издает жизнеописания нескольких святых и книгу о Ярославском Толгском монастыре.
Бывшая супруга Д.Д. Благово баронесса Н.П. Услар является прообразом княгини Анны Слуцкой лишь отчасти. Героиня поэмы «Инок», как и Нина Петровна, отличается привлекательной внешностью, живет девичестве по соседству с будущим мужем, оставляет своего мужа и детей, увлекшись военным. Этим сходство и ограничивается. Второй брак Н.П. Услар, вероятно, был для нее счастливым: она родила еще двоих детей, имела несколько внуков и поддерживала впоследствии неплохие отношения со своей старшей дочерью Варварой. Иначе складывается судьба героини поэмы Анны Слуцкой, которую аферист-любовник вскоре бросает, воспользовавшись ее деньгами. Испытывая материальные затруднения, княгиня узнает, что ее бывший супруг уже семь лет подвизается в монастыре. Она предпринимает попытку вернуть его, а если не удастся, то в отместку хотя бы искусить и смутить душевный покой. Однако служба в монастыре, во время которой игумен проникновенно читает акафист Пресвятой Богородице, настолько поражает княгиню, что приводит ее к глубокому осознанию собственной греховности и желанию изменить свою жизнь, уйти в монастырь. С помощью игумена она эти намерения исполняет и через два года послушничества постригается с именем Феодора. Так бывшие супруги становятся братом и сестрой во Христе.
Есть сходство судьбы главной героини поэмы с некоторыми эпизодами жития святой преподобной Марии Египетской, которая в молодости была распутницей, но, духовно преобразившись после молитвы перед иконой Богоматери в Иерусалиме, круто изменила свою жизнь, удалясь в пустыню, где в молитве, посте и лишениях провела более 40 лет, достигнув высокой степени духовного совершенства. Сходство есть и в том, что Мария Египетская отправилась в Иерусалим на корабле вовсе не с целью поклонения иконе, она стремилась продолжать распутство во время путешествия, поскольку среди паломников было много мужчин. Придел во имя преподобной Марии Египетской был устроен в Успенском храме Николо-Угрешского монастыря в 1850-1851 годах.
Одним из главных героев поэмы «Инок» является игумен монастыря. Хотя его имя автор ни разу не называет, в нем отчетливо угадывается архимандрит Пимен, любимый наставник Д.Д. Благово. Даже внешне бодрый и моложавый старец-настоятель походит на преподобного Пимена. Единственное отличие, может быть, состоит в том, что о. Пимен, страдавший болезнью почек, не был худощав. Эта черта напоминает внешность епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), близкого друга архимандрита Пимена, многократно бывавшего на Угреше и освятившего в монастыре несколько храмов. Преосвященный Леонид был известен своим аскетизмом.
Биографические сведения об игумене монастыря в поэме практически полностью совпадают с житием преподобного Пимена: он пришел в монастырь в молодом возрасте, был келейником прежнего игумена, от которого многому научился, прошел множество всевозможных послушаний и, став настоятелем, мудро и рачительно управлял обителью, являясь также благочинным нескольких монастырей. Интересно, что архимандрит Пимен, как и игумен в поэме, прожил в Николо-Угрешском монастыре почти полвека. Образная и живая речь игумена в поэме напоминает своим складом язык «Воспоминаний архимандрита Пимена». Размышления об иночестве, его достоинствах и имевших тогда место пороках, о его целях, задачах, добродетельности, нестяжании словно взяты из записок «Мнение о современном состоянии монашества», написанных преподобным Пименом в 1873 г., когда Д.Д. Благово сочинил свою поэму «Инок». Некоторые черты характера и особенности биографии архимандрита Пимена роднят его с еще одним персонажем поэмы – простым смиренным схимником старцем Гавриилом. Подобно этому литературному герою, преподобный Пимен не отличался высокой светской образованностью, но черпал мудрость в духовных книгах, в Священном Писании, многому научился у окружавших его людей, пройдя «жизненные университеты»:
Обогащён умом природным,
Он сам себя образовал
И словом, ясным и свободным,
Живую мысль передавал.
Его боялись и любили,
Он был и строг, и справедлив,
По Богу ревностно-строптив.
К нему нередко приходили
Порой весьма издалека,
Чтоб только видеть старика,
Его беседой насладиться,
Благословение принять
И не притворно подивиться
Его уменью управлять.
Как и старец Гавриил, преподобный Пимен однажды пострадал от клеветы. Старец Гавриил – образ, скорее всего, собирательный. В период своего послушничества на Угреше Д.Д. Благово был знаком с монахами-долгожителями, подвизавшимися здесь на покое.
В третьей части поэмы «Инок» в качестве персонажа второго плана упоминается настоятельница женского Успенского монастыря, где подвизалась главная героиня поэмы. Про эту настоятельницу известно, что она была знатного рода, но, испытав много скорбей, презрела светскую жизнь и 40 лет провела в монастыре, отличалась строгой подвижнической жизнью, была мудрой духовной наставницей вверенных ее попечению сестер. Вполне вероятно, что прообразом этой героини была Маргарита Михайловна Тучкова, в иночестве игуменья Мария, основательница Спасо-Бородинского женского монастыря, входившего в благочиние архимандрита Пимена. М.М. Тучкова была вдовой геройски погибшего в Бородинском сражении генерала Александра Алексеевича Тучкова. Первый храм монастыря во имя Спаса Нерукотворного был заложен ею на месте его гибели. В 1826 году умер в возрасте 15 лет единственный сын Николенька, и Маргарита Михайловна окончательно переселилась на Бородинское поле. Став настоятельницей учрежденной ее стараниями обители, игуменья Мария была настоящей духовной матерью своих монахинь. Из-за слабости ее здоровья митрополит Филарет (Дроздов) запрещал ей носить вериги, однако она надевала их, если между сестрами возникал раздор или кто-то из них серьезно грешил. Так, страдая за проступки других, она воспитывала духовных дочерей в добре и послушании. Хотя пострижена она была только в 1836 году, ее подвижничество продолжалось около 40 лет: с 1812 по 1852 год, когда в возрасте 72 лет она скончалась.
В поэме «Инок» нет ни одного отрицательного героя из числа монашествующих. Может сложиться впечатление, что Д.Д. Благово идеализирует монахов и монашескую жизнь. На самом деле это не так. Уже в первой главе настоятель обители в своей начальной беседе с князем Василием говорит о всевозможных пороках монашествующих. Интересно отметить, что в похожих выражениях об этом же пишет архимандрит Пимен в отдельных главах своих «Воспоминаний», в основном посвященных греховному поведению Угрешских настоятелей Израиля и Аарона, приведших монастырь в плачевное состояние в первой трети XIX века.
Главным отрицательным персонажем поэмы является соблазнитель княгини, из-за которого она покинула от мужа. В последней части упоминается его имя – Андрей Петрович. Трудно определить, кто же был его прототипом. Вероятнее всего, это образ собирательный. Велики были злодеяния этого человека: несколько брачных афер и мошенничеств, принесших горе и гибель многим людям. Можно предположить, что Д.Д. Благово использовал сведения о реальных преступлениях, совершенных разными людьми, чтобы показать, сколь греховна была жизнь героя поэмы. Встретившись по воле Провидения с умирающим злодеем в доме благочестивого старика-крестьянина Федота, ни Варлаам, ни Феодора не осуждают его, а, напротив, прощают. Старец Варлаам в продолжительной беседе помог ему, некогда врагу и виновнику всех страданий, осознать свою порочность, прийти к искреннему покаянию и умереть по-христиански.
На первый взгляд, такой финал может показаться надуманным, маловероятным, начиная от самой встречи трех главных героев в одном доме и кончая раскаянием злодея. Однако можно взглянуть на эту ситуацию иначе. Глубоко верующий и стремящийся исполнять заповеди Господни крестьянин Федот постоянно привечает у себя паломников, монахов и разных страдальцев, терпящих горе и лишения. Поэтому неудивительно, что инокиня Феодора и иеромонах Варлаам останавливаются именно в его доме, что именно он взял на попечение умирающего странника Андрея Петровича, от которого отказались односельчане. В судьбе этого персонажа можно найти параллели с эпизодами жизни князя Юрия Смоленского, наместника Торжка. Зимою 1406 года князь Юрий совершил тягчайшее преступление: во время пира он коварно убил своего друга и соправителя князя Симеона Вяземского, чтобы овладеть его красавицей-женой Иулианией, которая хранила верность супругу, несмотря на настойчивые приставания Юрия. Защищаясь, святая праведная Иулиания ранила убийцу мужа, за что была им зверски убита. Боясь позора, Юрий Смоленский бежал в Золотую Орду, однако хан не принял его на службу. Около года преступный князь скитался, всеми презираемый, пока не обрел приют в Веневе монастыре под Тулой, настоятель которого игумен Петр наставил его молиться и побудил к покаянию. В 1407 году князь Юрий умер в нищете, плача перед смертью о своих великих грехах.
Поэму «Инок» (по аналогии с известным выражением В.Г. Белинского о романе в стихах «Евгений Онегин») можно назвать «энциклопедией духовной жизни» того времени. В поэме отражено увиденное и прочувствованное автором в Николо-Угрешском монастыре: красота архитектурного ансамбля и окружающей его природы, своеобразие уклада монашеской жизни, радость духовного общения с мудрым настоятелем обители и многое другое.
Архимандрит Пимен (Благово) скончался в 1897 году в Риме, где и похоронен. На Угреше он оставил по себе добрую память. Его произведения помогают нам не только получить глубокие познания по истории родного края, но и окунуться в многовековую духовную жизнь Угреши, лучше ее понять и принять сердцем.

Опубликовано в газете "Угрешские вести" за 11 и 18 октября 2007 г.


Рецензии
Многие выкладывают тут же и тексты, о которых упоминают. Возможно ли, уважаемая Елена Николаевна, выложить здесь скан "Рассказов бабушки"?

Эра Сопина   25.03.2011 15:30     Заявить о нарушении
Думаю нет, это же толстая книга. Она ещё выходила в конце 1980-х годов в серии "Литературные памятники", так что должна быть в библиотеках. Очень интересная книга.Советую взять почитать.

Елена Николаевна Егорова   25.03.2011 23:27   Заявить о нарушении
Спасибо, она нужна для работы. Но в интернете её нет из-за комментатора, у которого на неё вдруг образовалось авторское право. Думаю, тут пахнет плагиатом. Текст без комментариев имеет право быть воспроизведённым здесь. Конечно, это не для широкого круга читателей будет, но тот, кто работает с темой может иметь возможность самому разобраться.
Примерно такая же ситуация с "Дневником Долли Фикельмон", где комментариев по объёму не меньше, чем текст дневника. И здесь комментатор тоже не "выпускает" в интернет то, что ей вовсе не принадлежит - дневник Фикельмон.
Вы так не считаете, Елена Николаевна?

Эра Сопина   26.03.2011 09:37   Заявить о нарушении
Вы совершенно правы. Ну, конечно, любые авторские права на произведения 19 века давно в прошлом, надо всё публиковать. Что касается комментариев, то пусть и без них, коли авторы возражают. Но вот они совершенно неправы. Такое отношение только уменьшает их популярность. В конце концов,для чего работали то? Разве только для денег? Публикация в интернете ничему не мешает, на мой взгляд, если нет плагиата со стороны других авторов. Но на прозе и стихире ведь дают соответствующие документы, в случае чего, могут в суд обратиться.
Я все работы публикую с комментариями. Пусть их читают те люди,которым интересно и нужно. В конце концов, книгу в библиотеке взять не проблема, особенно жителям крупных городов. Если уж кто вздумает перепечатать и имеет деньги, то отсутствие текста в интернете не остановит.

Елена Николаевна Егорова   26.03.2011 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.