Жизнь еврейской общины

Еврейский культурный центр и Хэсед, который называ-ется «Ха-Яд», что означает «Рука дающего» объединяет евреев-иркутян, которым небезразличны традиции и исто-рия своего народа, сохранение национальных обычаев, родного языка, кто отмечает национальные праздники так, как это делали деды и прадеды. Люди, чьи предки оказа-лись волею судеб на Иркутской земле, кого ссылали на ка-торгу в Сибирь, а кто приехал в Иркутск, в поисках лучшей жизни, да так и остались, считают Прибайкалье своей ро-диной, согретые теплом добрых друзей-россиян, которые нас окружают здесь. Конечно, мы не забываем, и нашу ис-торическую родину, свои корни, свой язык, свои молитвы, свои национальные блюда, свои танцы и песни, всеми си-лами направляем свои усилия на укрепление дружбы евре-ев и всех народов России, чтобы не происходило в нашей непростой жизни.
Желание общаться, встречаться, помогать друг другу, изучать что-то новое, проводить Встречи Субботы, фести-вали еврейской книги, презентации книг, интересные кон-ференции, обсуждения, экскурсии и многое другое – вот что приводит людей в наш центр. Кроме этого, что тоже немаловажно для нашей общины, это то, что он способст-вует воспитанию уважения у молодого поколения к тради-циям и обычаям нашего народа. С 2007 года ЕКЦ возглав-ляет Вячеслав Юрьевич Эдуардов.
Подробную информацию о создании ЕКЦ, о его первых организаторах и инициаторах, о программах и многом дру-гом дала мне почётный председатель ЕКЦ Ольга Моисе-евна Сосна. Это интервью я привожу полностью, и наде-юсь, что вы найдёте для себя много интересного в нём.
- Когда был организован в Иркутске ЕКЦ? Кто стоял у его истоков?
- ЕКЦ был организован в самом начале 90-х годов про-шедшего столетия, у его истоков стоял доцент К.Н. Дано-вич. Вместе с ним работали Тамара и Яков Лахтер. Они ор-ганизовали кружок по изучению иврита, воскресную шко-лу, социальную помощь, клуб пожилого человека. Собст-венно, ЕКЦ начинался с клуба пожилого человека. Он раз-мещался на 1-вом этаже синагоги, где работали воскресная школа, клуб пожилого человека, люди, которые раздавали продуктовые посылки. ЕКЦ имел в своём распоряжении три комнаты. Клуб посещало 10-15 человек, в воскресную школу ходило человек 25. В ней преподавали иврит, исто-рию и традиции нашего народа. Воскресная школа при-нимала участие в проведение традиционных еврейских праздников совместно с синагогой.
Вначале нас было немного, а позднее когда центр начал работать в полном объёме, количество участвующих в его работе увеличилось до 60-70 человек. Все мы были волон-тёрами и добровольцами, мы не получали никакой зарпла-ты, никакого пособия.
Где-то в 1999 году Тамара Лахтер меня попросила, как врача принимать участие в деятельности клуба, поскольку она работала в медицинском институте на кафедре общест-венных наук. Мы с ней познакомились на государственных экзаменах, поскольку я была членом Государственной эк-заменационной комиссии, как главный стоматолог города. Первый председатель Хэсэда – Клим Белинский. После отъезда Лахтеров в Израиль в 2000 году, непосредственно руководителем клуба стала я. К этому времени изменился статус клуба, он был переименован в Еврейский культур-ный центр (ЕКЦ) и деятельность этого центра постепенно расширялась, поскольку мы работали на 1-вом этаже сина-гоги, то очень многие мероприятия проводились совместно с синагогой, например, все наши праздники. Более активно стала посещаться религиозная служба. Очень весело про-ходили национальные праздники: на театральных площад-ках Иркутска выступали самодеятельные и профессио-нальные артисты. Отмечались не только религиозные праздники, особенно торжественно отмечались семейные праздники, связанные с золотыми свадьбами (Сара и Саве-лий Березовские, Фаина, и Борис Рейнгольды). Отмечали дни рождения участников нашего клуба Очень много рабо-тали: Алла Захаровна Скаллер, которая руководила и про-должает в настоящее время руководить клубом пожилого человека, Дина Борисовна Астрахан. Она возглавляла ме-дицинские программы (патронаж - посещение больных людей на дому и оказание необходимой помощи), лекарст-венное обеспечение, медицинские консультации. Также очень активно сотрудничали с клубом Федосия Моисеевна, Евдокия Гедальевна Зеллер, Любовь Петровна Губерман. На базе культурного центра города была проведена научно-практическая конференция, посвящённая иудаике, она прошла в лагере «Ёлочка».
- С какой целью был создан ЕКЦ?
- Прежде всего, наш центр был создан с целью возрож-дения национальных традиций, национальных праздников и развитие национального самосознания.
- В чём заключались социальные программы клуба? Расскажите, пожалуйста, о программах клуба «Тёплый дом» и «Семейный клуб». Какие программы в ЕКЦ также были созданы?
- Социальные программы заключались в помощи нуж-дающимся, была организована столовая. Для людей, кото-рые не могли самостоятельно передвигаться организовали программу «Горячее питание на дому», кроме этого таким людям оказывали на дому помощь. Мы посещали евреев, которые находились в домах престарелых. Затем мы стали посещать и еврейских детей-сирот, была создана програм-ма «Зимняя помощь». Нуждающихся людей снабжали тёп-лыми вещами, дровами и углём. Позднее была организова-на программа «SOS», куда входил не только «Взрослый SOS», но также и детский.
Кроме социальных программ, проводились общинные программы: продолжал работать клуб пожилого человека, «Тёплый дом» (на квартире у кого-то из членов общины собирались несколько человек и обсуждали интересующие их вопросы). Начал работать «Семейный клуб», затем «Компьютерный клуб». Его руководителем стала Мария Пупко. Люди, приходившие в этот клуб изучали компью-тер, выходили в Интернет. «Семейный клуб» занимался тем, что люди, которые в нём состояли, обсуждали семей-ные традиции, семейный быт. Кроме того, «Семейный клуб» занимался тем, что организовывал выходы в театры с последующим обсуждением спектаклей, вместе отмечали национальные праздники (Пурим, Хануку и.т.д.), семей-ные, например дни рождения. Вначале руководителем «Семейного клуба» был Денис Колягин, потом этот клуб вела Мария Шарпанская. Работала и продолжает работать библиотека, которой бессменно руководит Евгений Соло-мон, был создан «Литературный салон», где выступали Марк Сергеев, Изяслав Лившиц и многие другие. Затем проводились интересные встречи, на которых читали док-лады о Марке Шагале, Сергее Иоффе, прошли вечера, по-свящённые памяти А.С.Пушкина, А.А. Ахматовой. С 2002 года начала работать программа «Живая история семей и родов иркутской еврейской диаспоры», инициатором и ис-полнителем её является Евгений Соломон. Издано уже 4 книги, при издании книг всегда проводятся презентации.
Кроме этого изданы две книги Александром Давидови-чем Табачника «Незабываемое прошлое» Светлана Викто-ровна Аврутик издала несколько брошюр со своими стиха-ми.
- Расскажите немного о сотрудничестве ЕКЦ с Му-зеем истории города Иркутска.
- Клуб до последнего времени тесно сотрудничал с Му-зеем истории города Иркутска, где открывались экспози-ции о различных исторических моментах еврейской жизни, например, была организована выставка о деятельности ЕКЦ, о людях работающих там, о воскресной школе, её учениках, о ветеранах Великой Отечественной войны и многом другом. Надеждой Петровной Куклиной была раз-работана программа «Экскурсии по еврейским местам го-рода», а позже в плане молодёжных программ – «Вирту-альная экскурсия».
- Как организована работа с детьми?
- Ежегодно в летнее и зимнее время организуется се-мейный лагерь с выездом за город, где проводятся меро-приятия, посвящённые еврейским традициям.
- Принимает ли ЕКЦ участие в Фестивалях дружбы народов? С какими национально-культурными центрами Иркутска сотрудничает и контактирует ЕКЦ?
- При областной и городской администрациях имеются комитеты по связям с общественностью и национальным отношениям, которые объединяют все культурные нацио-нальные центры и все мероприятия проводятся совместно по инициативе руководителя центра. Во всех фестивалях «Дружба народов» ЕКЦ принимал активное участие. Ад-министрация города и «Комитет по связям с общественно-стью и национальным отношениям» прилагает все свои си-лы для объединения всех культурных национальных цен-тров. Так сотрудничают друг с другом все центры города: русский, таджикский, армянский азербайджанский, бурят-ский и многие другие. Всего имеется 24 центра. Понятно, что все они сотрудничают и с нашим центром.
- Есть ли у ЕКЦ своя газета?
- С конца 2002 года до июля 2006 года выпускалась га-зета «Менора». Последний номер вышел в июне 2006 года. Очень жаль, что она перестала выходить из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Газета знакомила чита-телей с жизнью еврейской общины в Иркутске, с деятелями культуры и искусства, с национальными кулинарными ре-цептами и так далее.
- Кто оказывает ЕКЦ помощь работе?
- Нам помогает администрация города, комитет по свя-зям с общественностью и национальным отношениям, а также оказывает помощь благотворительна комитет Джойнт .
- Последний вопрос: какое у вас мнение о журнале «Со-звездие дружбы» и что бы вы хотели пожелать ему?
- Я считаю, что журнал «Созвездие дружбы» объединяет все национальные центры города и не зря он называется «Созвездие дружбы». Этот журнал знакомит с историей, бытом, жизнью других народов всех желающих. Чем больше мы будем знать о разных культурных центрах, тем больше мы будем их понимать, а, следовательно, прони-каться уважением к традициям других народов и всё это будет способствовать исключению межнациональной вра-жды. Я желаю журналу дальнейшего процветания и прав-дивой информации о жизни национальных общин.
Л.Ф.: Большое спасибо.

Лилия Фрайзингер, студентка ИГУ.
Было опубликовано в "Созвездие дружбы"


Рецензии
Лилия! Как будущему филологу, это может быть Вам интересно:
Вам удачи во всех Ваших начинаниях. С Уважением Леонард П.
НЕЕВРЕИ О ЕВРЕЯХ
Куприн А. И. (из рассказа «Жидовка»)
Собр. соч., стр. 225 - 227, ГИХЛ, М., 1958
О еврейском народе
«Удивительный, непостижимый еврейский народ!... Что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделались достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, ... не только существует, но сохранил повсюду крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг, сохранил свою мистическую азбуку, от самого начертания которой веет тысячелетней давностью! Что он перенес в дни своей юности? С кем торговал и заключал союзы, с кем воевал? Нигде не осталось следа от его загадочных врагов,… а он гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье – то сверхъестественное предопределение. Его история вся проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью: столетние пленения, насилие, ненависть, рабство, пытки, костры из человеческого мяса, изгнание, бесправие... Как мог он остаться в живых?... Почем знать: может быть какой-нибудь высшей силе было угодно, чтобы евреи, потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении?»
О еврейской женщине.
«...Сколько тысячелетий ее народ должен был ни с кем не смешиваться, чтобы сохранить эти изумительные библейские черты... Но еврейская женщина стережет дух и тип расы, бережно несет сквозь ручьи крови, под гнетом насилия, священный огонь народного гения и никогда не даст потушить его. Вот я гляжу на нее и чувствую, как за ней раскрывается черная бездна веков. Здесь чудо, здесь какая-то божественная тайна... Что я значу... в сравнении с этой живой загадкой, может быть, самой необъяснимой и самой великой в истории человечества?»
Марк Твен
«О еврея»
Журнал «Harpers magazine», сентябрь 1899, выдержки
«Еврей – не бродяга и не бездельник, он не пьяница, не скандалист или бунтарь, он не сварлив. В любой стране в статистике преступлений еврей фигурирует крайне редко. К убийствам и прочим актам насилия он практически не бывает причастным…»
«И уж никто не станет оспаривать тот факт, что дом еврея - это дом в истинном смысле слова. Еврейская семья спаяна самыми сильными чувствами, ее члены оказывают друг другу всяческое уважение; почтение к старшим - нерушимый закон в доме»
«Христианская Европа во все века должна была ограничивать деятельность евреев. Если еврей начинал работать в области механики или машиностроения, христианам приходилось бросить это дело. Если еврей становился врачом, он оказывался лучшим и к нему переходила практика. Если он брался за сельское хозяйство, другие фермеры вынуждены были подыскивать себе иное занятие. Поскольку было совершенно невозможно конкурировать с евреем в какой бы то ни было отрасли, приходилось призывать на помощь закон и спасать христианина от работного дома. Одно ремесло за другим отнимал закон у евреев, и, наконец, для него почти ничего не осталось. Еврею запретили заниматься сельским хозяйством и юриспруденцией. В медицине оставили возможность обслуживать только своих собртьев-евреев, не допускали к ремеслам. Пришлось даже закрыть двери учебных и научных учреждений перед этим чудовищным противником. Но, несмотря на это, будучи почти лишенным возможности найти работу, еврей изыскивал пути делать деньги и даже становился богатым.»
«Если статистика верна, евреи составляют не более 1% человеческой расы. Это напоминает смутное облачко космической пыли, затерянное в великолепии Млечного Пути. Нормально о еврее должно быть едва слышно, но о нем слышно, о нем всегда было слышно. Он так же заметен на планете, как любой другой народ, и его коммерческие достижения крайне непропорциональны его мизерному количеству. Его вклад в мировой список выдающихся имен в литературе, науке, искусствах, музыке, финансах, медицине и углубленных исследованиях - вообще вне всяких пропорций с его численностью.
- 2 -
Он великолепно боролся в этом мире во все века; и делал это со связанными руками. Он мог бы кичиться этим, и это было бы для него простительно. Египтяне, вавилоняне и персы возникли, наполнили планету шумом и великолепием, затем поблекли как сон и исчезли; за ними последовали греки и римляне, которые произвели много шума, но и они ушли; другие народы выскакивали, держа высоко свой факел на протяжении некоторого времени, но затем их факел догорал, и ныне они сидят в потемках или исчезли совсем. Еврей видел их всех, победил их всех, и остается сегодня таким же, каким он был всегда, не проявляя ни признаков распада, ни возрастной дряхлости, ни слабости членов, ни снижения энергии, ни притупления его живого и агрессивного ума. Все вещи смертны, кроме еврея; все прочие силы уходят, но он остается. В чем секрет его бессмертия?» (Сегодня евреи составляют примерно 0,2% населения мира.)
В. Шульгин. «К евреям и о них»
(до революции - главный редактор антисемитского журнала
«Киевлянин»)
«Вы сильнее нас, вы нас забьете, поэтому нельзя допустить уравнения в правах...»
«...народ этот обладает огромной волей и удивительной выносливостью; его природе свойственна великая трудоспособность, ненасытная любовь к деятельности; нервная система его необычайна, и в этом отношении он превосходит, кажется, все другие народы»
Ф. М. Достоевский.
(из дневника писателя - антисемита.)
О евреях
«Видите ли, чтобы существовать сорок веков на земле, то есть во весь почти исторический период человечества, да ещё в таком плотном и нераздельном единении, чтобы, терять столько раз свою территорию, свою политическую независимость, законы, почти даже веру, терять и всякий раз опять соединяться, опять создавать себе законы и почти веру—нет, такой живучий народ, такой необыкновенно сильный и энергичный народ... не мог существовать без «статус ин стату», который он сохранял всегда и всюду, во время самых страшных тысячелетий рассеяний и гонений своих.»
«Не настали еще все времена и сроки, несмотря на протекшие сорок веков, и окончательное слово человечества об этом великом племени еще впереди».
Лев Толстой.
О евреях.
(из переписки с Герцем, 1890-94гг.)
«Думаю я об еврейском вопросе то,... что нравственное учение евреев и практика их жизни стоит, без сравнения, выше нравственного учения и практики жизни нашего квази-христианского общества».
Марина Цветаева.
«С последним евреем мы похороним последнего русского интеллигента».
М.. Горький.
О евреях.
«На долгом и трудном пути прогресса человечества еврей всегда оказывался мятежником. В его руках, высоко поднятых над Вселенной, всегда сверкал неугасимый факел страстного протеста против подлости и низости, против грубого насилия над личностью».
«Главная, а может быть, единственная: причина вражды к евреям: они нарушают покой сытых и самодовольных и бросают луч света на темные стороны жизни. Своей энергией и воодушевлением они внесли в жизнь огонь и неутомимое искание правды. Они будили народы, не давая им покоя и, наконец,- и это главное!,- этот идеализм породил страшилище для властей – социализм». («Несвоевременные мысли», СП, 1991, стр.194)
«Народ поголовно грамотный в эпоху безграмотности, народ предприимчивый, энергичный и рассеянный по всему свету - евреи направили массу свободных сил своих на развитие ремесел, торговли и промышленности.» (из предисловия к «Агасферу»)

Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)
(Французский писатель и философ)
«Не обвиняйте меня в том, что я не люблю вас, евреев; я люблю вас настолько, что хочу, чтобы вы были в Иерусалиме вместо турок, которые окончательно разрушили вашу страну».
Оноре де Бальзак.
«Страшную, непримиримую борьбу ведет посредственность со всем, что ее превосходит».

Леонард Позолотин   15.04.2024 20:20     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо за эту рецензию и за интересную информацию в ней. У Куприна в этом рассказе я не согласна в том,что наш народ-евреи брезгливо обособляется от всех наций, а в остальном я с ним полностью согласна. А в высказываниях о нас-евреях: Марка Твена, В Шульгина о наших качествах, Достоевского (о наших качествах) ,Льва Толстого,Марины Цветаевой и Вольтера (Мари Франсуа Аруэ) я полностью согласна. А с высказыванием о нас евреях,Оноре де Бальзаке я полностью не согласна. У меня 8 марта умерла моя любимая мамочка. Я и мой папа с другими людьми её похоронила 14 марта.Я сейчас напишу Вам 2-ве рецензии и добавлю Вас в список своих избранных авторов на Прозе ру. Я желаю Вам удачи во всех Ваших начинаниях, вдохновения,новых творческих успехов и всего самого наилучшего, С Уважением.

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:03   Заявить о нарушении
Я сейчас добавила Вас в свой список своих избранных авторов на Прозе ру.

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:05   Заявить о нарушении
У меня 8 марта умерла моя любимая мамочка. Я и мой папа с другими людьми её похоронили 14 марта.

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:07   Заявить о нарушении
Я прошу у Вас прощения за опечатку.

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:07   Заявить о нарушении
Я сейчас написала Вам рецензию на Ваше произведение Рецензия на «Рамбам Рабби Моше бен Маймон» (Леонард Позолотин. С уважением,

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:38   Заявить о нарушении
Мной сейчас написан Вам отзыв на Вашу миниатюру о Гиллеле. И я принимаю Ваши соболезнования,

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:56   Заявить о нарушении
Пожалуйста исправьте эту опечатку в Вашей миниатюре о Рамбаме. Очень важно её Вам исправить.И у Вас опечатки есть в Вашей миниатюре о Гиллеле. Пожалуйста их Вы тоже исправьте.С уважением,

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 11:59   Заявить о нарушении
Я не филолог, а журналист,закончила специалитет Иркутского государственного университета и магистратуру Иркутского ИНФИЯМА по медиакоммуникациям. С уважением,

Лилия Фрайзингер   16.04.2024 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.