Николай Бердяев публицист, писатель, философ...

23 марта исполнилось шестьдесят лет со дня смерти замечательного русского философа Николая Александровича Бердяева.
Николай Бердяев появился на свет в 1874 году в Киеве. Ему довелось жить в Петербурге и в Москве, где он сотрудничал с издательством «Путь». В 1922 году Бердяев был вынужден покинуть родину и отправиться в эмиграцию: вначале в Берлин, а затем в Париж. Именно в парижском пригороде Кламар философ окончил свои дни. Славу авторитетного мыслителя Бердяев заслужил еще в России. Самая известная его работа «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» вышла из печати в 1916 году.
Философскую позицию Бердяева можно раскрыть даже из одной его цитаты, например, вот этой: «в центре моей философии всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна проблема – проблема человека, его назначения, оправдания его творчества» (5. С. 119)
Бердяев – подлинный певец человеческой личности. Он определяет личность, как сочетание неизменного и изменяемого, но при этом выступает против субстанциализма. Личность не есть субстанция – утверждает он, противореча Вл. Соловьеву. Бердяев широко разводит понятия «личность» и «индивид». Для него понятие «индивид» является не только биологическим, но и социологическим Индивид рождается, а личность проходит процесс становления, реализовывается. Реализовать личность без ее желания, усилиями других личностей, невозможно, ведь, «реализация личности и есть достижение внутренней свободы, когда человек не определяется уже извне» (7. С. 153).
Но самоосуществление личности не тождественно ее самоутверждению. Приводя пример героя романа «Бесы» Николая Ставрогина Бердяев показывает, что личность безмерно себя утверждающая, одновременно себя утрачивает. «Обоготворяющая себя личность, отвергнувшая всякое высшее бытие, ничего кроме себя, не признавшая, явно идет к небытию, лишает себя всякого содержания, тлеет, превращается в пустоту» (1. С. 205)
Мыслителя особенно страшит растворение личности в природно-космической стихии, поэтому он критикует взгляд на человека, как на часть космоса. Бердяев утверждает, что человек не является дробной частицей вселенной; он выше космоса и не зависит от космической бесконечности: «Личность связана с Логосом, а не с космосом, со смыслом, а не с пленяющей природной объективностью» (4. С. 282).
В отличие от Вл. Соловьева, полагавшего, что «общество есть дополненная и расширенная личность, а личность – сжатое и сосредоточенное общество» (8. С. 204) Бердяев определяет общество, как продолжительное сообщение людей в объективированном мире как некоторую реальность, обладающую «онтологическим ядром», а не просто совокупность личностей. Он говорит, что совершенно ложно понятие симфонической личности, прилагаемое к обществу. «Я не могу жить в «великом целом», «великое целое» должно жить во мне» (2. С. 546), т. е. не личность должна находиться в обществе, а общество в личности. Поэтому проблема отношения личности и общества – это не только проблема социологии, но и экзистенциальной философии.
 Для Бердяева общество непосредственно связано со столь нелюбимой им объективацией, но он согласен с утверждением, что общество является и благом. Без общества и вне общества человеку очень сложно бороться за жизнь с угрожающими стихиями мира. Общество имеет две цели - кооперацию, т. е сотрудничество людей в борьбе и общение - единение людей.
Немало страниц из книг Бердяева посвящено вопросам теологии и религии. Для Николая Александровича незыблемо существование Бога, ведь, без высшей сущности личность утрачивает свою ценность. «Если нет Бога, как источника сверхличных ценностей, то нет и ценности личности, есть лишь индивидуум, подчиненный родовой, природной жизни»(3. С. 93).
Из религий Бердяеву более всего импонирует христианство. Поскольку оно открыло миру истинную Богочеловеческую Личность - Христа. Христианство персоналистично, в отличие, например, от буддизма. Буддизм боится страдания и поэтому отказывается от бытия, отрицает личность, чтобы избавиться от страдания. Буддизм знает сострадание, но не знает любви. Христос же владеет властью любви, а это единственная власть, которая совместима со свободой. В письме к Вяч. Иванову Бердяев писал: «существует в мире таинственное общество живых, умерших и нарождающихся, связанное консервативно, и единый глава этого общества, источник любви и жизни – Христос, конкретный, реальный и единственный. (Новый мир. С 231). Для Бердяева, невозможно принять Бога без Христа. «Без Христа Бог страшен и далек, и не может быть оправдан. Христос единственная теодицея» (6. С. 167).
Но Бердяеву ближе не евангельский образ Христа, а образ Христа из «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского, что неоднократно подмечалось критиками философа. Исследователь Титаренко, даже говорит, что Бердяев сам создал свое собственное христианство.
Впрочем, Бердяев никогда не претендовал на место теолога, он всегда считал себя религиозным философом. В работе «О назначении человека» он писал: «если философ – христианин и верит в Христа, то он не должен согласовывать свою философию с протестантской, католической или православной теологией, он может приобрести ум Христов, и это сделает его философию иной, чем у философа, ума Христова не имеющего» (3. С. 10).
       Литература

1. Бердяев, Н. А. Великий Инквизитор // Миросозерцание Достоевского. – М., 2006
2. Бердяев, Н. А. Дух и реальность – М., 2005
3. Бердяев, Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. – М., 2006
4. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека М., 2006
5. Бердяев, Н. А. Самопознание. – Спб., 2007
6. Бердяев, Н. А. Смысл творчества. – М., 2006
7. Бердяев, Н. А. Я и мир объектов //Дух и реальность. – М., 2005
8. Письмо Н. А. Бердяева к Вяч. Иванову // Новый мир. С. 330-231.
9. Соловьев, В. С. Оправдание добра. – М., 1996

 


Рецензии
Этот философ был безусловной и важной вехой в русской философии, в советское время вся духовная жизнь России продолжалась по большей части за пределами страны. И да, Христа он принимал больше с искушениями Серебряного века. В отличие от его младшего последователя Ивана Ильина...

И ведь как и многие представители русской интеллигенции родом из Киева - неужели и его украинцы в "свои" зачислят? Собственно, неплохо, если в свои, но тогда надо принять единое духовное пространство с "москалями".

Вера Сергеевна Мещерская   11.04.2022 10:58     Заявить о нарушении