Граф Нулин

Инсценировка по поэме А.С. Пушкина

Действующие лица и исполнители
Граф Нулин – заезжий франт, следующий из Парижа в Петербург
Наталья Павловна – хозяйка имения
Муж – муж Натальи Павловны, помещик, охотник, любитель выпить, гостеприимный хозяин
Лидин – помещик, сосед Натальи Павловны
Пикар – слуга графа Нулина
Параша – служанка Натальи Павловны
Слуга – слуга мужа Натальи Павловны, обычный слуга, ничего особенного
Слуги, служанки, дворовые люди
 
Картина 1

Наталья Павловна, Муж, Слуги.

Дом Натальи Павловны. Слева постель Натальи Павловны, в ней спит хозяйка. Справа – постель ее мужа – он в ней спит. Посередине стол и два стула. Из-за кулис выходит слуга с подносом – на подносе стопка водки, подходит к правой постели и начинает будить хозяина.

Слуга. Барин,… барин…
Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

Барин просыпается, несколько секунд непонимающе смотрит на слугу, потом выпивает водку и начинает с помощью слуги одеваться. Слышаться односложные слова "Одеваться", "Сапоги", "Картуз", "Барин" и т.д. Одевшись важно выходит на авансцену и осматривает зал. Следом за ним идет слуга На правую и левую сторону сцены входят слуги и вполголоса обсуждают хозяина:

Служанка 1.
Выходит барин на крыльцо,
Слуга 1.
Все, подбочась, обозревает;
Служанка 2.
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Слуга 2.
Чекмень затянутый на нем,
Служанка 3.
Турецкий нож за кушаком,
Слуга 3.
За пазухой во фляжке ром,
Служанка 2.
И рог на бронзовой цепочке.
Муж.
Как своры?
Слуга.
Рвутся до зверья!
Муж.
А зверь-то есть?
Слуга.
Полны угодья!
Муж.
Ружье?
Слуга.
Тройной запал сготовил я!
Все в седлах уж! Нельзя ждать боле!
Муж.
Ну что ж! Седлайте мне коня!
Готово все! Пора в дорогу!
Прощай, жена! Не жди меня!
Мы выезжаем, слава богу!

Муж со слугой с криками "Вперед, ребята!", "Чтобы дичь была!", "Не подведем, барин!" и т.д. уходят. Наталья Павловна поднимает голову, сонными глазами провожает мужа и опять ложиться спать.

Картина 2

Наталья Павловна, Параша, Служанки.

Параша выгоняет служанок на сцену, и дает всем работу – одной мыть пол, другой вытирать пыль, третьей – протирать стол и т.д. Служанки работают и тихо переговариваются.

Служанка 1.
А что хозяйка не встает?
Служанка 2.
Уж день давно, а ей все спать бы…
Параша. А ну тихо! Разговорились… (служанки притихли)
(дальше спокойнее и с сожалением)
Наталья Павловна совсем
Своей хозяйственною частью
Не занимается, затем
Что не в отеческом законе
Она воспитана была,
А в благородном пансионе
У эмигрантки Фальбала.

Наталья Павловна медленно, зевая, встает. Берет большую книгу, идет с ней к столу садится и углубляется в чтение. Время от времени берет со стола яблоко, печенье и отправляет в рот.
Слышен звук колокольчиков на проезжающей тройке лошадей.
Наталья Павловна, Параша, служанки, все в радостной надежде бегут к авансцене и вглядываются вдаль.

Служанка 1.
Глядите, там вон, за рекой,
Служанка 2.
У мельницы, коляска скачет.
Служанка 3.
Вот на мосту…
Параша. (радостно)
к нам точно...
Служанка 3.
нет,
Служанка 1.
Поворотила влево.

Наталья Павловна разочарованно отходит, зло захлопывает книгу и в расстройстве садится на стул.

Параша. (громко)
Глядите! Радость!
Служанка 2.
Косогор!

Наталья Павловна быстро вскакивает и подбегает к авансцене.

Служанка 1.
Коляска на бок!
Наталья Павловна.
"Машка, Аська!
Кто там? скорей! Вон там коляска!
Сейчас везти ее на двор
И барина просить обедать!
Да жив ли он?.. беги проведать!
Скорей, скорей!"

Одна служанка убегает. Наталья Павловна с Парашей и оставшимися служанками начинают суетиться, бегать по сцене – убирают книгу, заправляют постель, убирают мусор. Вдруг Наталья Павловна обнаруживает, что она не одета (в одной сорочке), кричит, с помощью Параши и служанок одевается. Наконец, вроде, все готово. Наталья Павловна в ожидании – то сядет, то встанет, то пройдется, то остановиться.

Наталья Павловна.
Параша! Ну! Идут они?
Параша.
Не видно, барыня, простите…
Наталья Павловна.
Бог мой! Минуты как длинны!
Ну что? Да лучше вы глядите!
Параша.
Не видно
Наталья Павловна.
Скоро ль, мой творец?
Параша. (радостно)
Вот едут, едут наконец.

Картина 3

Наталья Павловна, граф Нулин, Параша, Пикар, Служанки.

Входит, прихрамывая, граф Нулин и Пикар. Перед ними выбегает служанка. Граф Нулин в сильном раздражении и бьет Пикара.

Граф Нулин. Все ты! Все ты! Я же говорил – осторожнее! Ну что теперь? А? Что? Застряли в этой глуши! Что теперь прикажешь делать? Ну что ты молчишь?
Пикар. Allons, courage!
Наталья Павловна. Здравствуйте. Мне приятно Вас видеть. С вами все в порядке?

Граф Нулин в удивлении смотрит на Наталью Павловну. Затем разглядывает ее через лорнет.

Наталья Павловна. (смущаясь и приседая в реверансе) Наталья Павловна.
Граф Нулин. (важно) Граф… Нулин.
Наталья Павловна. Пожалуйте в ваши комнаты. Вам, наверное, нужно переодеться. Располагайтесь, прошу Вас. А вашей каретой уже занимаются. И выходите обедать.

Граф Нулин вместе с Пикаром уходят в свои комнаты.

Картина 4

Наталья Павловна, Параша, Служанки.

Наталья Павловна. Параша, быстро накрывай на стол! На две персоны. Подай вина! Да приборы возьми праздничные.

Служанки под руководством Параши накрывают на стол (застилают новую скатерть, ставят приборы, вино, чашки и т.п.)
Через некоторое время все готово. Наталья Павловна прогоняет служанок и в нетерпении ходит по сцене, то и дело поглядывая в сторону комнаты графа Нулина.

Картина 5

Наталья Павловна, граф Нулин.

Входит граф Нулин.

Наталья Павловна.
Ну как вы, граф? Вам, правда, лучше?
Граф Нулин.
Конечно, да. Я рад, что случай
Привел меня сюда. Здесь мило…
Наталья Павловна.
Ах, что вы, граф, здесь так уныло!
А как нога? Болит все так же?
Граф Нулин.
Прошло, о ней забыл я даже!
Наталья Павловна.
Прошу к столу.
Граф Нулин.
Прошу садиться.
Наталья Павловна.
Ну что вы, граф! Так не годиться.
Вот Ваше место.
Граф Нулин.
Раньше Вас
Ни сяду ни за что! Прошу Вас.
Наталья Павловна. (садится)
Как это мило. Grand merci.
А наших мужиков и не проси.
Граф Нулин. (садится)
Вы правы. На Руси культуры нет.
Одно лишь хамство, грубость слышим мы в ответ.
Россия – дикая страна:
Весною – грязь, зимой – снега.
Как люди здесь живут, не знаю.
Неделю я уже страдаю!
Зато Париж! Прелестно! Чудно!
Соблазнов… Удержаться трудно.
Там высший свет! Там высший круг!
Вокруг хлопочут толпы слуг…
Наталья Павловна.
А что театр?
Граф Нулин.
О! сиротеет,
C'est bien mauvais, ;a fait piti; .
Тальма совсем оглох, слабеет,
И мамзель Марс – увы! стареет.
Зато Потье, le grand Potier !
Он славу прежнюю в народе
Доныне поддержал один.
Наталья Павловна.
Какой писатель нынче в моде?
Граф Нулин.
Все D'Arlincourt и Ламартин . –
Наталья Павловна.
У нас им также подражают.
Граф Нулин.
Нет? право? так у нас умы
Уж развиваться начинают.
Дай бог, чтоб просветились мы! –
Наталья Павловна.
Как тальи носят?
Граф Нулин.
Очень низко,
Почти до... вот по этих пор.
Позвольте видеть ваш убор;
Так... рюши, банты, здесь узор;
Все это к моде очень близко.
Наталья Павловна.
Мы получаем "Телеграф .
Граф Нулин.
Ага! хотите ли послушать
Прелестный водевиль?
Наталья Павловна.
Извольте…

Граф Нулин встает и поет. Куплет повторяется два раза, второй раз – вместе с Натальей Павловной.

По бульвару я гуляла,
Кавалера встретила.
И не думала, не знала,
Что ему ответила.
И теперь не знаю, как мне быть, –
Кавалера не могу забыть.

Граф Нулин приглашает Наталью Павловну на танец. Начинают танцевать.

Третий день я по Версалю
Все гуляю и гуляю.
Кавалерам смотрю вслед,
Моего же нет и нет!
А сегодня его встретила,
Но прошла и не заметила

Граф Нулин и Наталья Павловна все быстрей и быстрее кружатся в танце.

Шла под ручку с кавалером
Дама знатная, красивая.
Как невеста, была в белом,
И такая вся счастливая
Я узнала эту дамочку,
Так как это моя мамочка.

Граф Нулин и Наталья Павловна падают на стул. Причем Наталья Павловна оказывается на коленях у графа Нулина. Смеются. Затем граф Нулин осторожно обнимает Наталью Павловну за плечи.

Наталья Павловна. (пытается встать)
Да, граф, извольте ж кушать.
Граф Нулин. (удерживает Наталью Павловну)
Я сыт и так.

Граф Нулин снова с большей настойчивостью пытается обнять Наталью Павловну. Та сопротивляется.

Наталья Павловна. (пытается встать)
Пора, прощайте! (вырывается и встает)
(поправляет одежду) Ждут постели.

Граф Нулин делает несколько поспешных шагов в сторону Натальи Павловны с явным намерением обнять. Та отступает.

Наталья Павловна. (твердо)
Приятный сон!..

Некоторое время выжидающе смотрят друг на друга. Затем Наталья Павловна разворачивается и уходит. Граф Нулин смотрит ей вслед, потом подходит к столу, берет со стола что-нибудь (виноградинку, тартинку и др.), кладет в рот, и уходит в противоположную сторону.

Картина 6

Наталья Павловна, Параша.

С левой стороны входят Наталья Павловна и Параша. Наталья Павловна с помощью Параши начинает раздеваться.

Наталья Павловна.
Параша, знаешь кто таков
Граф Нулин?
Параша.
Из чужих краев,
Где промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казать, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь

С другой стороны входят граф Нулин и Пикар. Граф Нулин с помощью Пикара тоже начинает раздеваться. Граф Нулин явно расстроен.

С запасом фраков и жилетов,
Шляп, вееров, плащей, корсетов,
Булавок, запонок, лорнетов,
Цветных платков, чулок a jour ,
С ужасной книжкою Гизота ,
С тетрадью злых карикатур,
С романом новым Вальтер-Скотта,
С bon mots парижского двора,
С последней песней Беранжера ,
С мотивами Россини, Пера ,
Наталья Павловна.
Ну, хватит. Полно! Надоело.
Подай мне кофту и чепец
И вон пошла.
Параша. (в сторону, подавая кофту и чепец)
Видать, задело.

Картина 7

Граф Нулин, Пикар.

Граф Нулин уже раздет и лежит в постели. Он лениво отсылает Пикара. Берет роман и без интереса его перелистывает.

Граф Нулин. (размышляет)
Неужто вправду я влюблен?
Что, если можно?.. вот забавно;
Однако ж это было б славно;
Я, кажется, хозяйке мил

Граф Нулин пытается заснуть. Некоторое время ворочается в постели. Затем вскакивает, садится. Волосы всклокочены.

Граф Нулин. (раздраженно)
Не, право слово, я дурак,
Я должен был остаться с нею,
Ловить минутную затею.
(несколько секунд молчит, затем с надеждой)
Но время не ушло: теперь
Отворена, конечно, дверь

Граф Нулин вскакивает, надевает халат берет свечку и идет в сторону Натальи Павловны.

Картина 8

Граф Нулин, затем Наталья Павловна, Параша.

По сцене осторожно идет граф Нулин. Раз-другой вздрагивает. Подходит к кровати Натальи Павловны. Ставит свечку, смотрит на лежащую женщину. Затем падает на колени. Наталья Павловна просыпается и непонимающе смотрит на графа Нулина.

Граф Нулин. (горячо, с пафосом)
Наталья Павловна, вы чудо!
Я вас люблю, боготворю!
Я никогда вас не забуду!
Поверьте, правду говорю
(пытается стянуть одеяло, Наталья Павловна удерживает)
Доверьтесь мне! Молю! Прошу!
Любезная моя Наташа,
Я вам романсы посвящу…
Иди ж ко мне…
(Наталья Павловна дает графу Нулину пощечину)
О черт!
Наталья Павловна. (громко)
Параша!
Параша. (за сценой, недовольно)
Ну что там? Ночь-полночь зовут…
(граф Нулин убегает, падает, вскакивает, прибегает к постели и ныряет под одеяло)
Вы спали б, барыня, ну, право…
(Наталья Павловна заливисто смеется)
А вот того-то не поймут,
Что днем трудилась я на славу…

Выходит Параша. Подходит к Наталье Павловне.

Наталья Павловна. (с радостным испугом)
Параша, здесь граф Нулин был!
Параша. (заинтересованно)
Да что вы!
Наталья Павловна.
Я его прогнала!
Он говорил – меня любил!
Как было страшно, если б знала!
Параша. (серьезно)
Вам оставаться здесь не след.
А вдруг он снова заявится?
(Наталья Павловна встает)
Совсем стыда у франта нет!
(уходят)
Узнает барин – рассердится!

Картина 9

Наталья Павловна, Параша, затем граф Нулин.

Выходят Наталья Павловна и Параша. Обе веселые. Накрывают на стол, готовят завтрак. С другой стороны просыпается граф Нулин. Он раздражен, в дурном настроении. Небрежно одевается.
Стол к завтраку накрыт. Наталья Павловна отправляет Парашу. Параша делает комичный реверанс и уходит.

Наталья Павловна. (зовет) Граф! Вы проснулись?

Граф Нулин начинает нервно ходить. Видно, что он смущен.

Наталья Павловна. (зовет) Граф! Завтрак готов.

Граф Нулин не решается выйти. Смущен. Ему стыдно.

Наталья Павловна. (зовет) Граф! Давайте пить чай. Ну выходите же!

Граф Нулин, наконец, выходит.

Наталья Павловна. (насмешливо)
Как спали, граф?
Граф Нулин. (в растерянности)
Что? А-а-а… Прекрасно.
(в сторону)
И все же вышел я напрасно.
Куда мне деться от стыда…
Наталья Павловна.
У нас тут скучно. Не всегда
Такие гости приезжают к нам.
Привыкли к обществу вы светских дам…
Граф Нулин. (смелее)
Ну, что вы! Здесь все так чудесно!
(в сторону)
О, черт! Но как она прелестна!
Наталья Павловна.
Прошу к столу.
(граф Нулин игнорирует приглашение)
Простите нас, –
Не так мы принимаем вас.
(с намеком)
Парижских тонкостей не знаем
И по-простому отвечаем…
Граф Нулин.
Да, далеко вам до Парижа…
Но вы стараетесь, я вижу.
Хотите, я вас научу…
Наталья Павловна.
Чему?
Граф Нулин. (подходя ближе)
Галантности…
Наталья Павловна. (игриво)
Хочу.
Граф Нулин. (наступая на Наталью Павловну, та с улыбкой отступает)
Ну что ж, урок я первый дам,
(останавливается, Наталья Павловна тоже)
Послушайте меня, мадам.
(медленно идет к Наталье Павловне, та стоит на месте)
Допустим, рядом с графом вы.
Должны вы с графом быть милы…
(подходит в плотную к Наталье Павловне)
Но главное не то!
Наталья Павловна. (громким шепотом)
А что же?

Картина 10

Наталья Павловна, граф Нулин, Муж.

Входит муж.

Муж.
Наташа, здравствуй!
Наталья Павловна. (смущенно)
Ах, мой боже!
(подбегает к мужу)
Граф, вот мой муж. Душа моя,
Граф Нулин.
Муж.
Рад сердечно я...
Какая скверная погода!
У кузницы я видел ваш
Совсем готовый экипаж.
Наташа! там у огорода
Мы затравили русака...
Эй, водки! Граф, прошу отведать:
Прислали нам издалека.
Вы с нами будете обедать?
Граф Нулин. (расстроено)
Не знаю, право, я спешу.
Муж.
И, полно, граф, я вас прошу.
Жена и я, гостям мы рады.
Нет, граф, останьтесь!
Граф Нулин. Пикар! Пакуй чемоданы!

Граф Нулин выходит. Муж провожает его в недоумении, Наталья Павловна с игривой улыбкой.

Картина 11

Наталья Павловна, Муж, затем Лидин.

Наталья Павловна смеется, Муж удивлен

Муж.
Что здесь случилось, ангел мой?
Скажи, откуда этот граф?
Наталья Павловна.
Граф? Из Парижа, дорогой,
Он здесь проездом в Питерград.

Входит Лидин, с другой стороны Параша.

Муж.
Что ж он так быстро убежал?
А, Лидин! Заходи, сосед.
Как будто кто его прогнал.
Параша.
И надо б выгнать! Спасу нет!

Муж вопросительно переводит взгляд с Параши на Наталью Павловну. Со всех сторон входят слуги и служанки.

Наталья Павловна.
Петруша, ночью граф ко мне
В опочивальню приходил.
В любви он клялся. Звал к себе
И одеяло теребил.
Параша.
Но барыня его прогнала!
Потом и мой прервала сон.

Муж сердито, медленно ходит по сцене. Слуги и служанки притихли в ожидании.

Служанка 1. (тихо)
Таких нахалов я не знала…
Служанка 2. (тихо)
Вот почему уехал он.

Наталья Павловна и Лидин в стороне начинают оживленно беседовать.

Муж. (громко и зло)
Ах вот он что!.. Да граф дурак!
Молокосос! Да если так,
То графа мы визжать заставим!
Да псами мы его затравим!

Лидин целует руку Наталье Павловне. Муж обращает внимание и смотрит в недоумении.

Лидин.
Теперь мы можем справедливо
Сказать, что в наши времена
Супругу верная жена,
Наталья Павловна. (кладет голову на плечо Лидину)
Друзья мои, совсем не диво.

Пауза. Все выходят на поклон.

ВАН © 2002


Рецензии
Спасибо ВАМ...
имела честь постановку по Вашему сценарию обозревать...

Ольга Никитина-Абрамова   14.01.2012 12:34     Заявить о нарушении
Очень интересно!!!! А где, если не секрет? Я знаю только одну постановку, но она была показана всего один раз...
Спасибо, с уважением ВАН

Van   15.01.2012 15:34   Заявить о нарушении
это было 21 ноября на региональном конкурсе мастеров художественного слова в Новосибирске...талантливая постановка молодежного самодеятельного поэтического театра...ДК Р.П. Краснообск поэтический театр «Жираф», гимназия № 13, руководитель Иванова Елена Владимировна...

Ольга Никитина-Абрамова   15.01.2012 17:23   Заявить о нарушении
А я и ничего не знал. Мне очень приятно. Жаль, что не знал об этом раньше...

Van   15.01.2012 19:00   Заявить о нарушении
а Вы бы знали, что я-то думала, что они по поэме сами распределили роли, а нет...есть у текста думающий автор...

Ольга Никитина-Абрамова   15.01.2012 19:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.