Человек, который рассказал про войну

ЕВГЕНИЙ ГЕРМАН - http://www.proza.ru/author.html?j2207

Он всегда ходил на Парад Победы 9 Мая.
Нет, конечно, и на 1 Мая и на День Октябрьской Революции он тоже всегда ходил. Но на День Победы он всегда ходил по-особенному.
9 Мая он надевал не планки, а настоящие ордена и медали. Причем все.
Точнее, даже не так.
9 Мая он надевал специальный костюм – на костюме хитроумным манером были закреплены все знаки отличия. Но так, чтобы ордена держались, а на пиджаке не было дырок от креплений.
Этот костюм весь год висел в шкафу, рядом с парадной офицерской формой. А сверху, на полке, лежала фуражка.
Я никогда не видел, чтобы дедушка надевал военную форму.
Так он и ходил на Парад Победы, в смешном полосатом костюме абсолютно мирного цвета.
Мне очень нравился этот костюм - я хотел себе такой же.
Но меня наряжали в курточку и коричневый берет. Думаю потому, что второго такого костюма, как у дедушки, в мире просто не было. Тем более, моего размера.
Я нес в одной руке воздушный шарик, а в другой красный флажок и с любопытством рассматривал всех ветеранов. Я хотел, чтобы у дедушки было больше всех медалей.
А дедушка был в новой, специально купленной, шляпе и очень серьёзно со всеми здоровался.
Шляпа не подходила к костюму, но этого никто не замечал.
Дедушке все дарили гвоздики. И мы приходили домой с целой охапкой цветов.
Сейчас я вспоминаю еще одну особенность:
Он никогда не рассказывал про войну. Ни баек-междусобойчиков, ни официальных докладов перед школьниками или коллегами.
Всегда находил отговорку.
Даже когда все внуки собирались вместе и наперебой просили дедушку рассказать про его геройские похождения.
- Деда, а ты фашистов настоящих видел?
- Пару раз – пленных мимо вели на эшелон, - сухо отрезал он.
- А из автомата стрелял? – не унимались мы.
- Когда в атаку шел, - говорил дедушка, и просил нас переключить телевизор.
- А сколько ты фрицев убил?
- Переключайте телевизор, архаровцы! Там фильм про войну начинается!
Особо упрямых к телевизору пересаживали мамы. Или папы.

Дедушка вообще не очень любил рассказывать.
Помню, я сидел на кухне и ел дыню. Я хотел съесть её всю. (Ну, чтобы мама опять не сказала, что я не доел еду до конца)
Дедушка сидел рядом и учил меня правильно резать дольки. Я пересилил себя и сказал:
- Дедушка, бери дыню, а то мне неудобно, что я один ем.
Дедушка сделал вид, что не заметил моего вранья:
- Нет, спасибо, я дыни не люблю. Ешь-ешь.
Я решил, что дедушка, как и все взрослые, просто не понимает ничего во вкусных вещах. Взрослые ведь любят горчицу или маслины.
ДУРАКИ.
А вслух я, чтобы утешить дедушку и восстановить справедливость, сказал:
- Я знаю почему ты не любишь дыни - просто ты столько съел дынь в детстве, что они уже и не вкусные для тебя.
Дедушка засмеялся и вышел из кухни.
А потом зашла мама и спросила, что я такого натворил, что дедушка плачет в дальней комнате.

Лишь однажды дедушка разговорился. Он уже не мог ходить на парады и просто смотрел их по телевизору.
Он вдруг сказал вслух:
- Война - очень страшная вещь. Потому, что на ней убивают людей.
Он помолчал несколько секунд и продолжил:
- Мы стояли в Германии, в маленькой деревушке, километрах в 50 от Берлина. Война уже кончилась. Я, как старший офицер, совершал обход территории с двумя бойцами. Между деревней и лесом было болото. Мы услышали шум камышей, и заметили силуэт человека в фашистской форме. Я крикнул по-немецки: «Стой! Руки вверх!» и выстрелил в воздух. Человек побежал. И мы стреляли на поражение. Следствие установило, что это деревенский сумасшедший. Он работал на ферме уборщиком. А форма на нем была старая, отданная ему какими-то солдатами.

Я не знаю, как закончить рассказ. Думаю, что дедушкиными словами:
«- Война - очень страшная вещь. Потому, что на ней убивают людей»


Рецензии
война и дедушка с усами
уходит время - не помочь
а правды о войне не знаем
но знаем горечь её слёз...

У меня отец всю войну воевал, до войны три года служил, и после войны еще год служил, а нам с братом рассказал всего три ключевых эпизода из этого периода своей непростой жизни. Наверное он просто не хотел травмировать нашу психику, пусть, думал наверное, дети не знают ужасов войны, не отягощают свою душу этим знанием. Сейчас я понимаю, что в этом есть своя логика, он не запрограммировал нас своими переживаниями и рассказами. Детство и юность наши были беззаботными и счастливыми. А с годами пришло полное понимание действительности...

С уважением...

Владимир Нургалиев   10.09.2008 16:52     Заявить о нарушении