О рыбалке!.. Записки непрофессионала

Я никогда не был фанатом рыбалки. Это тем более странно, что достаточно большую часть своей жизни, а точнее практически всю свою жизнь мне пришлось провести на больших водоемах – сначала 18 лет на Баренцевом море, а оставшиеся годы в среднем течение Волги. Тем не менее, периодически на меня нисходит блажь взять в руки удочку и тогда…, как говориться, «ловись рыбка». Несколько историй об этой самой рыбке и хотелось бы поведать. Все описанные истории являются чистейшей правдой…

История №1, Об экономическом кризисе и рыбной ловле…
В конце 80-х начале 90-х годов прошлого столетия, Северный Флот Российской Федерации практически встал на «вечный прикол». В городе ходили слухи о том, что практически все корабли уже списаны и предназначены для продажи на металлолом, но своим ходом до места назначения вряд ли дойдут. Так это или нет, не суть важно (тем более, что данная тема относится к области военной и государственной тайны). Важно то, что оставаясь у причалов, корабли не портили воду Кольского залива и, буквально за несколько лет она приняла едва ли не первозданный вид – даже крабы появились, которые там отродясь не водились.
По воле судьбы, времена эти совпали с началом периода тотальной невыплаты зарплат и прочего денежного содержания. Поскольку, в тот момент, я жил в городке 70% населения которого составляли военные, то не стоит долго объяснять, что весь город дружно перешел на «подножный корм». Ходили в сопки за ягодой и грибами, коих там всегда было в изобилии и, конечно же, на рыбалку.
Те, кто до того вообще не имел никакого доступа к водной стихии рисковали выплывать на залив на обычных надувных лодках. Таких называли самоубийцами. При хорошей волне, которая могла образоваться буквально в течение считанных минут, «резинки» переворачивались «на раз», а шансов выжить при температуре воды +3 градуса не было никаких.
Те, кто служил на больших судах, выходили на промысел на шлюпках – средствах проверенных и надежных. Однако, на веслах особо далеко не уплывешь, потому, в моду быстро вошли лодочные моторы.
Неожиданно в чести оказались работники т.н. «вспомогательного флота» (различные буксиры, мусоросборщики и т.п.). Они всегда имели небольшой запас соляры, повод для выхода на рейд и относительную свободу действий. Как правило, на рыбалку на таких судах отправлялись в составе экипажа + родственников, знакомых и даже знакомых знакомых. В общем, все зависело от наличия места на палубе. А уж увидеть такой буксир на какой нибудь «банке» вкруговую обвешанным самодельными снастями не было ничего удивительного.
О снастях стоит сказать отдельно. Поскольку рыбу ловили морскую, то привычные в средней полосе катушки, поплавки и прочая дребедень отметались сразу. Все было проще, грубее и действеннее. На мотовило (деревянный каркас, кусок доски или фанеры с вырезами с двух сторон) наматывалась «жилка» (самая толстая леска, которую только можно было найти), а то и просто веревка. К ней цеплялось приспособление, внешне похожее на якорь. В блестящую трубку вставлялись 3 – 4 самодельных стальных крючка (минимум см по 20 каждый) и все это заливалось свинцом. Вот, в принципе, удочка и была готова. Принцип ее действия заключается в том, что треска, пикша, зубатка и прочие обитатели залива – рыбы хищные, а потому увидев блестящую трубку подплывают к ним, вот в этот момент их и настигает крючок (рыбак наверху делает постоянные движения рукой ввер-вниз с амплитудой около полуметра). Ну а куда уж там этот крючок вонзится, не имело никакого значения – соскочить с него было практически невозможно.
Стоит отметить и еще одно обстоятельство. Глубина лова, в среднем, составляла от 30 до 100 метров, а вес рыбки мог быть и полкило, а мог быть и все 15 – 20 килограммов. Лично я, будучи 13-тилетним пацаном, пока тащил треску весом килограммов 5 – 6, руки изрезал вкровь. Но зато сколько удовольствия было! Таким образом, домашние запасы свежей рыбы и самодельных рыбных консервов пополнялись постоянно. Дефицитная печень трески мариновалась в трехлитровых банках, а излишки улова раздавались по друзьям и знакомым.
Особым случаем считался выход на рыбалку в открытое море…

(Продолжение следует…).


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.