Воскресенье мое обычное

Воскресенье предполагалось спокойным и приятным.
Накануне записалась в парикмахерскую на удобное утреннее время, на 10.30. Потом планировались тихие кулинарно – уборочные труды по дому, сопровождаемые неизменным кормлением членов семьи. Кормление и общение со свекровью и котами на даче произошло в субботу, мыться дед не желал.
Младшее чадо обычно по воскресеньям уходит на конюшню, катать детей и скакать самой. Возвращается около трех, кормится и сидит в комнате с уроками и телевизором.
А я наметила поехать вечером в столицу, киноцентр Ролан на Чистых прудах. Хотелось посмотреть фильм- победитель венецианского фестиваля, а так же оторваться от быта и намечтать, что я повышаю свой культурный уровень, и, хотя бы на немного, самооценку. Для пущего удовольствия пригласила московскую подругу, всегда готовую на подобные подвиги. Подруга тоже в грязь лицом не ударила – в смысле повышения культурного уровня. «Я, говорит, с утра с подругами схожу в ЦДХ на какую-нибудь художественную выставку, потом где-нибудь по Москве погуляем, посидим где, а к вечеру пойдем в кино». На мой вопрос, не слишком ли сложно для нее совершить такие культурные подвиги, подруга ответила «Легко!», чем сразу подняла свой, и так достаточно высокий, имидж в моих глазах, а заодно и мой жизненный тонус.

Некие тревожные изменения воскресной программы наметились в субботу вечером. Переделав массив субботних дел по программе дом-общение со свекровью – дача (кормление котов) – друзья (забирание картошки из погреба) – рынок за продуктами (с картошкой в суме) – дом, кормление младшей после учебы, заготовка ужина, выдача указаний об ужине – я, наконец, убежала на рисование и увлеченно рисовала стеклянные сосуды с пяти аж до девяти вечера. Ощутив отсыхание правой руки и прочувствовав неумолимость времени (девять часов, семья хочет есть, но по привычке, ждет меня), я с сожалением вывалилась на темную улицу. Услышала в кармане зов телефона.

 «Мама, ты где ходишь, должна была домой полвосьмого вернуться…. Тебе твои подружки обзвонились… Какие-какие… Лена и Ольга». Звонки несколько напрягли. Ольга - еще ладно, это и есть заветная подруга - сопутчица культурного досуга, сговориться про завтра, наверное, хочет.. А вот Лена просто так в субботу не звонит. Почему – то я решила, что что-то стряслось и тут же начала ей названивать. Слава Богу, ничего не случилось, но она мне дело придумала – сочинить штук пять текстов, которые будут начинать отдельные кусочки слайд-шоу о жизни ее покойного мужа… «Я всю голову изломала, разные стихи перечитала, но как-то ничего не получается. А надо к утру понедельника дать текст исполнителям…». Конечно, я пообещала все придумать, благо впереди воскресенье.
С Ольгой договорились встретиться пораньше, часиков в 7 в метро, чтобы купить билеты и поболтать немного перед фильмом.
Вечером субботы что-то пыталась посочинять, так, наметки какие-то сделала и легла спать со спокойной душой.

Воскресенье началось с 8.30. Приготовила завтрак деду, дочери, выпила кофе, повозилась в компе – почта, избранное и т.п. Встала дитя, что-то клюнуло, ушла собираться на конюшню. Я пока начала варить обед, запустила стиральную машину…
И, уходя, дитя вдруг вспомнила «Да, мама, ты должна сегодня подготовить доклад об Иване Калите, и не просто биография, а почему он в Орду ездил….». «Ну что же ты раньше молчала, я в шесть вечера уеду и, вообще, делай сама!» «Ты что, мне знаешь сколько чертить?!» С этим она и удалилась.
Честно говоря, разные доклады и рефераты я изготовлять люблю. Особенно после прихода в жизнь Интернета. Процесс организации запроса, изучения нескольких документов, копирования кусков их них в Wordе, творческая обработка, сопровождаемая компромиссными решениями по противоречивым источникам – эта деятельность для меня весьма привлекательна. Я с большим удовольствием погружаюсь в мир знаний, ограниченный потребностями среднего, а теперь и средне-профессионального образования. Не с меньшим удовольствием я занимаюсь оформлением, вставление различных фото, рисунков и т.п. Но… Во первых, на это нужно время… Во вторых, ребенок теоретически должен это делать сам. Время для этого иногда и рабочее прихватывается. Благо под рукой Интернет. Правда, на выделенной машине, материал приходится или пересылать к себе же по электронной почте, или переносить на флешке, чтобы уже на своем рабочем месте изготовлять творение параллельно с осуществлением трудовой деятельности или последовательно после работы.
А насчет сама…. Обычно о наличии задания выясняется прямо накануне, Инет дома - нарасхват, других уроков не меряно, да и техникой изготовления докладов из разнообразных источников ребенок пока не овладел в достаточной степени, чтобы быстро и качественно все изготовить…

В общем, в основном это лежит на мне, в крайнем случае - на старшей сестре.
Ну, до парикмахерской я ваяла стихи. На одном четверостишье прямо зациклилась, и так и сяк кручу – не выходит. Убежала стричься, взяв с собой блокнот в надежде, что осенит по пути или во время стрижки. Во время стрижки осеняло плохо, очень спать хотелось. Пробежалась по магазинам, с полными сумами – домой. Время – 12. Дед жаждет кофе с бутербродами, бабушка и старшая - завтрака, крутятся на кухне. Первым делом обсудила со старшей проблему деления компа с Инетом . Уговорились, что пока я на раздаче, она смотрит почту и общается, потом отдает его мне для Ивана Калиты.
Подала деду, сварила бабушке кашу, пока ели, вытащила пылесос. Уборка пылесосом носит несколько символический характер, особенно в нашей комнате, где для его деятельности есть только узкая полоска ковровой дорожки вдоль кровати. Половина дорожки придавлена стопами книг, стоящими плотно и возвышающимися над уровнем пола сантиметров на пятьдесят – приданое старшей дочери. Есть еще приятный уголок возле письменного стола - мусор там забегает в пылесос с грохотом и некой веселостью, ибо в этом углу стоят коробки и пакеты с кормом для морской свинки, проживающей в пластиковой кювете на письменном столе. Вот этот корм обычно частично рассыпан по полу, собирать его – одно удовольствие. Иногда пылесос вхрюкивает – это в него пытаются забраться фантики от конфет. На этом обычно уборка комнаты заканчивается, иногда, правда, немного вожу щеткой по большому настенному ковру. В большой комнате пространства побольше, предметов для сбора гораздо меньше и они намного мельче. В основном – пыль и мелкие мусоринки. Ну, и конечно, крошки еды под дедушкиным столом.

Мучает стих, ну никак не получается. Время приближается к часу, надо бы за доклад садиться. Но драгоценная свинка смотрит уныло из своего дома-туалета, понимаю, что надо бы поменять наполнитель. Ищу на балконе, неприятно - почти кончился. Достаю старые опилки, выпускаю зверя гулять по кровати, мою кювету, насыпаю опилки, сверху остатки наполнителя. Меняю воду, сажаю свинку. Иду на кухню, ищу капусту, салат, огурчик – несу ей. Свинка довольна.
Дед, конечно, просит посмотреть программу. Это - зачитать наиболее интересные в моем и его понимании передачи пяти основных каналов, выискать футбольные матчи, старые и новые детективы, повторить несколько раз время начала, определить последовательность смотрения. Дед пытается запомнить, он слеп.

Ну, наконец, погрузилась в чудный мир Российской истории. Пытаюсь из четырех источников изготовить нечто небольшое и доступное пониманию дитяти….Открыто куча всего – статьи из Интернета, рабочий текст доклада, портреты как бы самого Калиты ( две штуки, на них изображены, на мой взгляд, совершенно разные бородатые мужики), рисунки Московского Кремля тех времен, фотография Успенского собора …
Звонок на сотовый…. Батюшки, совсем забыла… Сама же договорилась с приятелем, что он заедет на машине и заберет на хранение новую инвалидную коляску деда, которая ему не совсем подошла, и пока решили обойтись старой. Бросаю Калиту, встречаю приятеля и вместе с ним волоку большую коробку мимо всего дома на стоянку, запихиваем в машину, машу вслед рукой.

Около трех является пахнущая навозом и лошадьми младшая, опять отвлекаюсь от Калиты, наваливаю тарелку пищи, которую, в моем понимании, способна потребить голодная, но привередливая младшая дочь. Она снова радует «Да, мама, тебе еще нужно рисунок нарисовать по экологии, как люди вредят природе….» И добивает: « Да, к завтрашнему дню».
Киплю, ругаюсь, кричу, что не умею рисовать, могу только срисовать, а чтобы найти с чего, нужно время. « А мне в шесть выходить!» Но… уже сладостно что-то щекочет внутри, ибо рисовать рисунки, газеты, плакаты я тоже люблю, хотя получается страшно…
Лена приходит с кухни с несколько напряженным лицом - «Комп выключился».
 Да, это наша семейная беда – периодическое выключение компа. У него, видно, вентилятор засорился, он перегревается и без всякого предупреждения вырубается. Конечно, по своему уму, он пытается что-то сохранить, долго потом выпытывает, какие варианты оставить, что восстановлено, с ним нужно работать, разобрать все его потуги… Опять время. О, мои запасы знаний о Калите, они в каких-то промежуточных версиях, бросаюсь разбирать, поглядывая на часы. Нужно ещё какой нибудь ужин заготовить, опять же для всех разнообразный…

Время подходит к четырем. Калита как-то приведен в приличный вид, сбрасываю на флешку с поручением старшей дочери – распечатать, править, если надо, пока меня не будет.
Остается приготовить салат оливье - чтобы драгоценные дети им ужинали, и нарисовать загрязненный мир. Иду в комнату выяснять, в каком формате и виде. Чудная картина – дитя, согнувшись над столом, чертит что-то красиво-сложное, периодически оглядываясь на работающий телевизор.
«Ну, и как тебе видится картина? Ну, я в силах изобразить берег озера, на нем присел ребенок, а кругом грязь, бутылки….» «Да, хорошо, а в воде дохлая рыба» - подхватывает дочь, и продолжает « И он ее в руках держит….». «И грызет» – это я – «потому что мутант». Замолчали. «Нет, грызть не надо» - это дочь. « Нет, я этого ребенка не нарисую сроду… и что, это все в красках?»
«Конечно».
«Нет, свои новые краски и кисти я не дам!» - у мена припасена покупочка для художественной школы, куда я начала ходить. Но, во-первых, там мы срисовываем, а, во вторых, карандашом простым.
«Вот, у меня есть старая гуашь» - говорит добрая дочка.
«А кисточки?». Копаюсь в кладовке и обнаруживаю вполне приличную, почти новую акварель. Под такую и кисточки новые можно взять. Устраиваюсь на кухне. Осеняет, что у нас вроде была Аванта по экологии. Аванта – это такая толстая энциклопедия для детей. Спрашиваю у старшей - «Да, она в трюмо внизу лежит».

О, дело пошло веселее… Листаю с интересом толстенный том, но в нем все больше фотографии. Конечно, я и с них могу срисовать, но времени то нет. На мою радость, в конце книги плакаты детей с Чукотки. Это – дело, плакат я осилить могу. Вижу чудесную рыбу, разделенную пополам, как, впрочем, и вода – справа все красиво и ярко (со стороны хвоста), песочек желтый, водоросли зелененькие, слева – где морда - жуть и скелет, банки, бутылки, водоросли тухлые….
Принимаюсь уже с удовольствием, вожу кистью, приговариваю « А тут банки консервные, вот еще, бутылка в песок зарылась, сейчас дно коричневым замажем…»
Лена заглядывает с интересом «А что это за куча коричневая на дне?»
«Ну что…. Говно, к примеру…»
«Оно же не тонет?»
«А у меня тонет! Вот! Еще сверху нарисуем завод, трубы черные с дымом…. А справа – пригорки с березками и соснами…»
У рисунка вид страшноватый, и как будто ребенок третьего класса рисовал. « Ну-ка, дочь, неси камеру, засними, как мать мучается….». Камеру мы в основном используем, как фотоаппарат, делаем несколько кадров страдающей матери с жутким рисунком в руках.
«Все. Больше ничего рисовать не буду. Как хочет. Несем»
Пытаясь сохранить серьезное выражение лица, и держа картину за спиной, заходим в комнату. Младшая наша временами бывает очень суровой и требовательной. Вот, хмурит брови: «Ну, и что там у вас?» «Оно еще не высохло….» «Давай, показывай!» Показываю. Молчание. «Не нравится, рисуй сама… И вообще, мне уже уезжать скоро, а еще салат делать…»
Убегаю на кухню, начинаю рубить оливье, поглядывая на часы. Ожидаемые шесть кажутся волшебным раем, к которому стремится душа и тело…. Сяду в электричечку, и буду додумывать стишок подруге.

«Сходила бы ты, дочка, проведала Соню, я что-то не решаюсь…». Соня – бабушкина подружка восьмидесяти трех лет (моложе на год моей мамы – долгожителя), проживающая под нами и накануне вернувшаяся из больницы.
Ну, мама - то моя вообще еще не знает, что я скоро уезжаю. Мои вечерние отлучки на концерты или в кино, вызывают у нее изумление с небольшим недовольством. Сначала несколько изумленно «Да???», потом вопрос типа «И нравится тебе там?», и последнее «Опять ночью вернешься?». Обычно я оттягиваю известия об убывании до последнего момента, при этом пытаясь переделать все, что можно, чтобы задобрить родителей…Дети даже довольны бывают моими отъездами, и голодная смерть их не страшит… Вот какие у меня смелые дети! Главное, чтобы старшая организовала питание младшей, не любящей выходить из нашей комнаты по причине полувражды с «бабкой».
Минут через 15 выходить, но бегу «проведывать» Соню. Мудро выбегаю из подъезда на улицу, с радостью вижу темные окна первого этажа, возвращаюсь домой со словами « У нее в окнах темно, может, нет ее или спит, я звонить в дверь не буду». Бабушку это вполне устраивает.
Наступает кульминация. Иду в комнату в халате, возвращаюсь в рубахе и брюках. Бабушка бдительна, а мне того и надо. « Никак, собралась куда-то?». «Да, мы с Ольгой идем в кино». Опять изумление: «Куда же? В Москву?» «Ну, мама, конечно в Москву, куда же еще…. В «Ролан» на Чистые пруды». Под «охота же вам…» уже одеваюсь в прихожей. «Все-все, я убежала…»

Свобода! Несколько омраченная недописанным стихом для подруги, но все же….
Еду, пытаюсь сочинить. Ну, не идет и все. Звоню подруге, проясняю ситуацию по срокам. Определились, что завра к девяти утра шлю ей всё на рабочую почту. Времени - вагон. В вагоне и успокаиваюсь, дремлю…
Встретились с подругой, взяли билеты, присели в кафетерии кинотеатра. Пьем кофе, рассказываю о фильме «Ирина Палм», который я смотрела в предыдущее воскресенье. Фильмы эти посмотреть насоветовала моя любимая бардэсса Вероника Долина на последнем концерте. Я ее концерты посещаю регулярно, и советы по поводу фильмов, книг стараюсь осуществить, ибо она женщина высоко интеллигентная и пытается тянуть наши, в основном, серые массы к прекрасному и яркому. Вот и сегодняшний фильм "Вожделение" режиссера Ли, взявший (неожиданно) главный приз Венеции, мы смотрим по ее совету – «У кого есть силы, посмотрите фильм с не до конца запоминающимся, но красивым названием «Вожделение». Это все-таки китайского происхождения режиссер Энгли Ли, последний победитель Венеции. Это сильно красиво, сильно…».
Вот и силы нашлись, чего же, раз сильно красиво….

Фильм длинный, красота как-то завуалирована, пытаюсь разглядеть… Конечно, что-то как-то…. Вот любовь кроватная прямо во всей красе, но поскольку тут драматическая завязка, как-то эти сцены не волнуют… Ну, Китай 1942 военного года, борьба молодежи с предателями посредством внедрения девушки в логово…Страшная сцена неумелого, первого для этих мальчиков, убийства ножом….
Закончился фильм трагически, да и по времени почти к одиннадцати…К двенадцати добираюсь домой, вроде на обратном пути что-то сочинилось для подруги…

Дома жизнь кипит. В ванне со страшной силой льется вода, по этому звуку можно определить, что моется младшая. А руки помыть, а в туалетик сходить? Уточняю у старшей, давно ли пошла. «Да недавно». Черт! Теперь жди, спать не ложись. Ополоснула руки на кухне. Бабушка, конечно, читает. Старшая в нашей комнате в «волшебном ящике» - так я любовно называю наш ноут, и вообще компы…Кровати не разобраны. « Ну, хоть реферат то распечатали? Она его посмотрела?» Ну, конечно – «Нет еще». Для них жизнь в разгаре, хотя утром тоже вставать, ехать на учебу… В руганью включаю принтер, печатаю, оставляю все на экране на случай коррекции… Стучу в дверь ванной с криком «Ты скоро?!» Ответ «Скоро» не совсем радует, это может и еще минут двадцать, но все же…Начинаю гневиться, со злорадством выключаю большой комп и принтер, приговаривая «Все. Если что не нравится, пусть утром включает, правит и распечатывает». Разбираем кровати, старшая изгоняется на кухню. Наконец, в 0.40, является доча из ванной.. Деловито берет доклад, включает верхний свет, усаживается читать. «Иди читать на кухню!». «Ну какой смысл, всё равно я еще не собирала учебники, чертежи, опять свет включать, шуршать…». Как всегда, смиряюсь. Укладываюсь, пытаюсь дремать под одеялом, но там душно… И к комнате душно, форточку дети откроют на ночь, когда улягутся, а так им дует….

Всему приходит конец. В 1.30 гасится свет, я привычно поджимаю ноги, двигаюсь к краю, дитя прыгает в кровать, узнездивается…. Спим.
Можно бы и закончить этот день…Но поскольку просыпаюсь около 4 утра, верчусь тихонько, думаю, досочиняю стих подруге, что-то свое вертится, сочиняется – день предыдущий кажется плавно перетекшим в сегодняшний….
В 5 решаю встать, чтобы все сочиненное уложить в ноут и отправить подруге, а то мало ли, вдруг на работу добираться долго придется, не успею к 9…
Встала. Но это уже вроде понедельник.


Рецензии