Чайка родилась в Таганроге
Первый полет «Чайки» состоялся 18 октября 1960 года с сухопутного грунтового аэродрома. Серийное строительство Бе-12 продолжалось более 10 лет до 1973 года. Всего было построено 143 самолета девяти модификаций. На самолете-амфибии Бе-12 были установлены в разные годы 42 мировых рекорда. Освоение этого самолета и других видов специальной техники потребовали внедрить на заводе такое уникальное в те годы оборудование, как гидропресс для изготовления листовых обшивок методом обтяжки с растяжением, электровоздушные агрегаты взамен термообработки в селитровых ваннах, автоматы и полуавтоматы для сварки, электроимпульсный станок для обработки ковочных штампов, установка плазменной резки, фрезерные станки с ЧПУ и т.д. Освоены были новые техпроцессы: групповой метод обработки деталей, гибка трубопроводов с гидронаполнением, химическое фрезерование, ультразвуковая пайка и пр. Впервые в авиапромышленности были внедрены напыление полиуретаном конструкции самолета, создана установка для прессовой клепки в закрытых контурах и т.д.
В эти годы идет быстрое развитие завода. Создаются новые производственные площади. Был построен новый цех окончательной сборки, большие работы велись по расширению гидробазы и строительству нового отработочного корпуса, построена новая моторноиспытательная станция, строились цех метизов и другие. Удивительным долгожителем оказалась «Чайка».
Первый самолет Бе-12 взлетел в таганрогское небо 18 октября 1960 года и летает до сих пор.
В 1970 году завод принимал участие в строительстве самолета Бе-30. Совместно с ОКБ было построены для эксплуатационных испытаний новые пассажирские самолеты Бе-30 с двигателями ТВД- 10. Это для коллектива завода была новая работа, осваивали строительство «воздушного микроавтобуса», применялись впервые новые материалы и технологии. В частности сотовые конструкции, легкие синтетические материалы, новые виды антикоррозийного покрытия и т.д. Завод к декабрю 1970 года выполнил план, построил совместно с ОКБ 5 самолетов. Предполагали большую долговременную программу строительства, Ведь Бе-30 должен был заменить безнадежно устаревший Ан-2, а их нужно было построить не одну сотню. Но этот замечательный самолет, успешно прошедший летные испытании и, показанный на международной выставке в Ля Бурже, по конъюнктурным соображениям не был запущен в серию. Как это не раз бывало, планы остались на бумаге. Труд инженерно-технических работников, рабочих, организаторов производства остался невостребованным. В судьбу самолета и завода вмешалась опять высокая политика. Ведь это было время социалистического содружества и нужно было поддержать легкомоторную авиапромышленность Чехословакии, которая к этому времени создала ни-чем не лучший самолет Л-410. В связи с этим Правительство в 1972 году принимает решение - дальнейшие работы по Бе-30 прекратить. Все пришлось выбросить на свалку.
Один из этих самолетов, простояв на стоянке более 20 лет, недавно был восстановлен и сумел снова поразить на Парижском авиасалоне зрителей и специалистов. На нем была выполнена петля Нестерова.
Только через двадцать лет ОКБ имени Бериева вернулось снова к этой теме, и начали с восстановления единственного чудом сохранившегося самолета Бе-30. И наш завод тоже вроде бы включился в новую работу, началась подготовка производства нового усовершенствованного самолета Бе-32К. Но на этом все и кончилось.
Свидетельство о публикации №208083100468
Галина Прокопец 27.09.2008 22:34 Заявить о нарушении
А гидропресс для изготовления листовых обшивок методом обтяжки с растяжением был отечественного производства. Завод точно не помню. Хотя там видимо была кооперация с ГДР. Станки с ЧПУ были нашего производства, а именно Ивановского и Горьковского станкостроительных заводов, а также производства Швейцарии, Японии и ГДР. Конкрет-но фирмы назвать затрудняюсь, т.к. меня это не интересовало.
Ну а привет Таганрогу принимаю только откуда?
Сергей Николаевич Емельянов 28.09.2008 12:21 Заявить о нарушении
Галина Прокопец 28.09.2008 23:54 Заявить о нарушении
Сергей Николаевич Емельянов 29.09.2008 12:28 Заявить о нарушении