Визитка американского джаза

       Пожалуй, в моем поколении нет такого музыканта, который не знал бы о радиопосылках радиостанции «Голос Америки» для советских джазменов. Ежедневно целый час неподражаемый баритон музыкального критика Уиллиса Кановера комментировал передаваемые джазовые композиции в исполнении лучших американских биг-бэндов. Все это тайно и жадно записывалось на примитивные магнитофоны вместе с треском помех и завываниями глушителей. У меня в коллекции джазовых редкостей такие записи сохранились, и берегу я их как зеницу ока. А начиналась эта программа всегда одинаково - звучанием джазовой композиции Билли Стрейхорна «Take the A-traine» в исполнении оркестра Дюка Эллингтона.
       История создания этой знаменитой пьесы весьма необычна. Джазмены рассказывают, что однажды композитору и дирижеру Дюку Эллингтону, давно искавшему подходящего пианиста и арранжировщика, позвонил неизвестный молодой музыкант и предложил свою кандидатуру. Знаменитый маэстро, будучи человеком пунктуальным, назначил место и время встречи и подробно объяснил, как и каким транспортом следует добираться. Однако музыкант все же умудрился опоздать, оправдав это тем, что размышляя над музыкальной темой, сочиненной на текст указанного Эллингтоном маршрута, проехал нужную остановку. В доказательство он тут же проиграл придуманную мелодию на фортепьяно, подпевая себе приятным голосом. Прослушав, Дюк воскликнул: - Простите меня! Я не сообщил, что вот в этом месте обязательно нужно делать пересадку на линию "А"! И он ловко присочинил к теме среднюю часть, после чего музыканты подписали контракт, весьма довольные друг другом. А мелодия, сочиненная как шутка, вскоре превратилась в солидную джазовую композицию. Вот так, в сущности – то благодаря счастливой случайности, появилась на свет жемчужина мирового джаза, ставшая музыкальной эмблемой радиостанции «Голос Америки» и визитной карточкой самого элегантного в мире биг-бэнда.
       В 70-е годы золотая лира на погонах помогла мне "в живую" увидеть и услышать этот знаменитый оркестр, единственный раз за все время существования приехавший на гастроли в Советский Союз. Без преувеличения скажу, - его концерты стали центральным событием джазовых биографий многих музыкантов моего поколения.
       В память об этом я до сих пор храню черно-белую фотографию с автографом саксофониста Пола Гонсалиса, сделанную в момент импровизации на знаменитую тему Билли Стрейхорна "Садитесь в поезд «А»". Подарил мне ее главный дирижер театра эстрады Олег Федорович Шимановский, рассказав при этом забавную историю о том, как во время утренней репетиции к нему с жалобой пришла одна из буфетчиц. Оказывается, выпив у нее рюмку настоящей русской водки, Пол Гонсалис рассчитался бумажкой в пятьдесят американских долларов, что и вызвало у патриотичной женщины справедливое возмущение.
Такие вот были времена…


Рецензии