Эмпирические диалоги

Эмпирические диалоги.
(пьеса в 1 действии (но зато каком;)!)

Тем, кто не пьет и не курит, с уважением посвящается

Действие первое и единственное.

Пространство действия – лестничная площадка обычного многоэтажного дома в одном из спальных районов. Тусклый свет треснувшей лампочки под самым потолком, испещренным множеством черных расплывчатых пятен. В центре каждого пятна висит спичка. В наспех залепленное скотчем разбитое окно дует. Холодно. Пол усыпан пеплом, окурками и пробками. Из распахнутой настежь двери квартиры на последнем этаже все время кто-то выходит покурить. Слышно: гул, крики, музыку, топот, смех, плач.
Время действия – полночь, несколько секунд от начала отсчёта.
Образ действия – затяжной перекур, переходящий в диспут.
Причина действия – курить можно только в подъезде.
Действующие лица:
  Джон Локк, Джордж Беркли, Давид Юм, хозяин, соседка.
Итак, лестница, полночь, зима…
 
Стараясь не прикасаться к грязнейшим перилам, по лестнице спускается Локк. Он одет в майку психоделической расцветки и видавшие виды джинсы. Волосы вьются по плечам.
Локк. Вот черт, опять забыл куртку! Зверский холод… Ну, не возвращаться же… И почему на этом треклятом сейшне всего трое курящих?
Слышны шаги.
Локк. Вася, это ты?
Беркли. Это Беркли.
Локк. А, Джордж, это вы. Вот и чудненько! Спускайтесь скорее, и, если вас на затруднит, захватите чью-нибудь куртку… Поговорим о природе человеческого знания!
Беркли. У вас есть курить, сударь?
Локк. А иначе что бы я забыл в этом холодильнике в первом часу ночи?
На лестничной площадке появляется Беркли в рваных джинсах и меховой жилетке. Он приветствует Локка, затем они располагаются на подоконнике, закрыв окно чьей-то шубой, закуривают и начинают неспешный разговор о принципах человеческого знания.
Локк. (задумчиво) Так как разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает само себя: необходимы искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его собственным объектом.
Беркли. Не состоит ли реальность чувственных вещей в том, что они воспринимаются? Или она есть нечто отличное от их воспринимаемого бытия и не состоит ни в каком отношении к разуму?
Локк. (стряхивая пепел) Если слова «находиться в разуме» имеют какой-нибудь смысл, то они значат «быть понятым». Так что находиться в разуме и не быть понятым, быть в душе и никогда не быть осознанным – это все равно что утверждать, будто что-нибудь и находится и не находится в душе или разуме.
Беркли. А разве может какое-нибудь ощущение существовать вне разума?
Локк. Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувствами, то я полагаю, что идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие.
Беркли. Но причины наших ощущений не суть непосредственно воспринимаемые вещи, и потому не чувственны.
Повисшее недоразумение нарушается оглушительным хлопком двери в квартиру и появлением Юма в вязаном свитере и потёртых кожаных штанах. Сердито нахмурившись и держа в руках сразу три бутылки пива, он пинает дверь ногой и присоединяется к курильщикам.
Юм. (недовольно) Нет ничего более обычного и естественного для людей, претендующих на то, чтобы открыть миру что-либо новое в области философии и наук, чем путем порицания всех систем, предложенных их предшественниками, набивать цену собственным.
Локк. (оживленно) Пиво есть? Как вы кстати, Юм.
Пивные пробки летят на пол.
Беркли. (со вздохом) Природа, очевидно, не предназначала нас для умозрения. Как там обстановка?
Юм делает выразительную гримасу, означающую, что достойных собеседников там нет.
Юм. (достает зажигалку) У вас не будет сигареты?
Локк. (протягивает Юму пачку) А мы здесь всё о своём – о познании, об идеях… Я, знаете ли, считаю, что первой и основной проблемой является установившаяся деспотия рационализма. Следует же исследовать эмпирический метод опыта, исходить в своих суждениях только из опыта, на том основании, что познание осуществляется только в опыте. Сказать правду, опыт это единственный, какой я сумел открыть, путь, которым идеи вещей проникают в разум.
Беркли. Вы излишне реалистичны, Джон. Я полагаю, что человек способен к познанию, но источником знания является чувственная сфера. Ошибка философии, по моему мнению – абстракция. Существовать – значит быть воспринимаемым и воспринимать. Чувственные объекты – следствие субстанции духа, следовательно, материя противоречива и не может быть представлена в опыте. Все познаваемые нами вещи есть, во-первых, мысли, во-вторых, способности воспринимать мысли, в-третьих, способности вызывать мысли, причём ничто из перечисленного в любом случае не может существовать в инертной, лишённой чувств вещи.
Юм. (стряхивая пепел под ноги Беркли) Источником знания является опыт, но только опыт ощущений. Он и есть единственно верная картина реальности, но верная только в пределах конкретного разума отдельного человека. Единственное непосредственное действие опыта – ассоциирование наших идей друг с другом.
Локк. (в сторону) Нет, курит мои сигареты и со мной же спорит! (Юму) Источник знания – опыт, внутренний и внешний! Мы познаем первичные качества, вторичные качества зависят от нашего восприятия. Опытом обладает субъект, который обладает сознанием и самосознанием. Я не отрицаю понятия вещественности… Я призываю в свидетели опыт и наблюдение, ибо лучший способ прийти к истине – это изучать вещи, как они есть в действительности, а не решать, что они таковы, как мы их воображаем себе сами или как нас научили воображать их другие.
Беркли (которому надоел стряхиваемый пепел) Согласен, что познание имеет опытную природу, и единственные качества, которые мы можем познавать – это вторичные качества. Но только с помощью ощущений. Вещь – комбинация наших ощущений. В нашем сознании есть идея высшего существа. Нет понятия материальная субстанция, но есть понятие субстанция, и единственная высшая субстанция – это бог. А понятие материи усложняет всё. Мы можем даже утверждать, что существование бога воспринимается гораздо очевиднее, чем существование людей, потому что действия природы бесконечно многочисленнее и значительнее тех действий, которые приписываются человеческим деятелям. Сотворённость человека в том, что бог даёт человеку возможность познавать этот мир. Существовать – значит быть воспринимаемым…
Локк и Юм. (хором) Кем?
Беркли. (стараясь сохранять спокойствие) Богом!!! Человек подобен богу, так как ему дана возможность воспринимать. Наука носит договорную природу, а то, что есть на самом деле, мы не знаем. Бог воспринимает всегда. Свойства всех вещей существуют в боге, т.е. в божестве находятся как разум, так и воля.
Локк. (нервно курит) Договорились…
Беркли. Конечно, природа – упорядоченная последовательность идей, и её законы – это правила или методы, по которым у нас порождаются ощущения. Если существовать – значит быть воспринимаемым, следовательно, объективного мира нет, главным является восприятие. Существует один человек, для которого мир существует только в его восприятии, и мир существует только тогда, когда мы его воспринимаем. Вещи и идеи не существуют! Существование наших идей заключается в их воспринимаемости, воображаемости и мыслимости, и всякий раз, когда они воображаются или мыслятся, они существуют. Ну, то есть они существуют, но только потому, что воспринимаются богом.
Юм. Вот вы, Локк, отвлеченный философ, у вас всё построено на индукции, но стоит накосячить в одном утверждении, и будет ошибочный вывод. Единственное, что является врожденным – наши ощущения, и они многообразны, они каждый раз разные. Мысль всегда беднее ощущения, она всегда первична и единична. Но хотя наша мысль по видимости обладает безграничной свободой, при более близком рассмотрении мы обнаружим, что она в действительности ограничена очень тесными пределами и что вся творческая сила ума сводится лишь к способности соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый нам чувствами и опытом. По сути, любая вещь – пучок перцепций, и человек есть пучок перцепций.
Локк. И реальность – пучок перцепций?
Юм. (пожимает плечами) Ну да.
Локк. Я с вами обоими не согласен насчет бога. Бог – это то, что мы мыслим. Мышление состоит в сознании того, что мыслят.
Беркли. Разъясните.
Локк. Это надолго. А пиво-то заканчивается.
Беркли. Нужно отправить засланца. Юм, вы согласны быть засланцем?
Юм. Почему опять я? То есть, почему всегда я?
Локк и Беркли. (в один голос) Потому что вы солипсист!
Юм, скрипнув зубами, исчезает за дверью и спустя пару минут появляется оттуда с двумя бутылками креплёного вина и тремя пластиковыми стаканчиками. Это вызывает всеобщее оживление, и, пока Юм открывает бутылку и наполняет стаканы, летает философская мысль Локка.
Локк. Как я уже не раз говорил, всеобщее согласие – не критерий врождённой идеи. Врождённых идей нет. Сознание человека от рождения – Tabula rasa, где опыт пишет свои знаки. Идеи могут быть признаны врождёнными лишь в процессе обучения, в процессе опыта. Они мыслятся или принимаются врождёнными в результате договора или согласия. Не являются врождёнными и моральные принципы. Ребёнок может быть воспитан любым под влиянием среды. Моральные правила принимаются по согласию и вере. Будь они врождёнными истинами, они должны были бы быть врождёнными мыслями, ибо в уме не может быть истины, о которой бы он никогда не мыслил. Не является врождённой и главная идея – идея бога, значит, никакая другая идея не может быть врождённой. Бога мы может помыслить, следовательно, он есть, то есть бог – то, что мы мыслим.
Юм. А как, по-вашему, образуются сложные идеи типа идеи бога?
Локк. Идея – объект мышления, интеллектуальный образ вещи, возникающий в процессе опыта. Да, идеи возникают в результате опыта. Опыт бывает внутренний и внешний. Внешний опыт – это опыт наших ощущений. Благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления.
Беркли. (с интересом) Сенсуализм?..
Локк. (не обращая внимания, продолжает) Если критерием истины является опыт ощущений, некоторая вещь обладает качествами, которые даны нам в ощущениях, то есть вторичными, продуктами деятельности субъекта под действием объекта. Мы не можем поручиться за истинность наших ощущений. Ибо, хотим мы или нет, объекты наших чувств большей частью навязывают нашей душе свои особые идеи.
Беркли. Наше познание – познание, конечно, идей, а не фактов, объекты познания – идеи. Но идеи берутся из ощущений, это суть ощущений, происходящая от органов чувств. Так появляется то, что мы называем вещами и предметами – устойчивые сочетания идей. Человеческий разум не обладает способностью к абстракции, все ощущения – иллюзия. Мы познаем идеи, они совпадают с впечатлениями, а чувственные впечатления единичны, индивидуальны и конкретны. Общая идея не является абстрактной. Мы всегда должны учитывать конкретное, частное. Люди верят в существование материи, как будто непосредственная причина их ощущений, которая ежеминутно оказывает на них действие и так близко к ним находится, есть неощущающее и немыслящее сущее. Материя – инертная, лишенная разума субстанция, в которой якобы наличествуют движение, форма, протяженность и прочее.
Юм. (жестикулируя стаканом) Субстанции нет! И самосознания тоже нет. Нет никакого «я». Внутри себя можно наощущать массу аффектов. Отправной точкой познания может стать любое наше ощущение. Это уже гибель субъекта, потому что реален только опыт наших ощущений. Мы не можем ни воспринять какой-нибудь цвет, ни испытать какое-либо ощущение, просто думая о них.
Локк. И всё-таки в природе вещи есть и первичные качества, которые принадлежат самой идее вещи, не зависимо от того, воспринимает кто-либо эту вещь или нет. Чтобы познать первичные качества, нужен внешний и внутренний опыт, комбинация идей. Внутренний опыт – это рефлексия, мышление по поводу мышления или деятельность интеллекта внутри самого себя и о самом себе. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии.
Юм. (роняет стакан) Рефлексия – это психологическое переживание, осмысление внутренних страданий.
Локк. (с досадой) Конечно, стакан был лишний…
Беркли. (критично) А вы не цепляйтесь за вещи! Вы вообще склонны к материализму, друг мой.
Локк щелкает зажигалкой.
Беркли. Ведь вы считаете, что первичные качества – плотность, протяженность вещи даются в ощущениях, и сходны с вещами. Вообще, форма и прочее – не отчуждаемы от первичных качеств. Но их надо искать в разуме. Вещи – постоянные комбинации идей. Все вещи имеют своё существование только в сознании. Вещи существуют, так как их воспринимаю я сам, другой человек, а если нельзя этого делать, то они могут быть восприняты богом. Всё может быть воспринято богом! Бог есть бытие трансцендентных и неограниченных совершенств: его природа непостижима для конечных духов. А материю я вообще отрицаю. Свойства предметов не существуют отдельно от предметов.
Локк. Идея бога вообще изгнана за пределы философии. Верования человека происходят в процессе воспитания и образования, следовательно, являются частным делом частного лица. В философию тихо, но успешно входит материализм. В силу того, что критерий истины – ощущения, истина – результат договора или личное дело каждого человека. Философия же должна решить, что такое договор и как его достигнуть. Ибо, я полагаю, мы так же обоснованно можем надеяться познавать чужим разумом, как видеть чужими глазами.
Юм. (сметая вниз по ступеням смятый стакан и допивая все, что осталось в стакане Беркли) Либерализм, однако.
Локк. Слова постоянно употребляются без идеи! Слова, которые характеризуют модусы, употреблять надо соответственно в связи с субстанциями, то есть, проясняя значения модусов. Так как слова от природы не имеют значения…
Беркли. (недоумевающее глядя в пустой стакан) Понеслось…
Юм. Господа философы, а не сходить ли еще?
Локк. (проясняя значение и широко улыбаясь) Конечно, и вы нас очень обяжете, если сделаете это лично.
Юм. Опять я?
Локк. Не опять, а снова.
Юм забирает пустую тару и исчезает за дверью.
Беркли. Продолжим пока делиться мнениями? Итак, мы воспринимаем качества, а не вещи. Только через органы чувств мы можем познать вещи, но при помощи знания. Но ни чувство, ни воображение не достаточно могучи для того, чтобы обнять безграничное протяжение со всем его блестящим содержимым. Материальная субстанция непознаваема и нереальна. Причиной идеи не может быть материя. Она не может быть основанием бытия вещей и чувственных качеств. Так что познание реального объективного мира в принципе невозможно.
Локк. Всегда можно договориться.
Беркли. Но всё останется как прежде, меняется лишь интерпретация мира. Можно вообще обойтись без материального мира, его существование нельзя доказать рационально, оно не является очевидным. Чувственно воспринимаемый мир – иллюзия человеческого сознания. Все существующие вещи существуют лишь в духе, т.е., только мыслимы.
Локк. А что вы тогда скажете о боге?
Беркли. Бог существует, так как человек имеет ощущения.
Локк. А почему, по-вашему, важна роль бога?
Беркли. Внешний мир – иллюзия, как я уже сказал. Причинность – порядок, в котором Бог порождает у нас ощущения.
Локк. (хитро) Есть ли вещь, которую никто не ощущает?
Беркли. (по возможности твердо) Вещь есть, если её ощущает бог. Всё реально существует в боге. Но бог не ощущает материи – значит, её не существует как абстрактной идеи. Физический мир – это совокупность идей. Высший дух – Бог, порождающий идеи внешних вещей. Законы природы – порядок и связь идей, создаются и воспринимаются богом. Действительные вещи – идеи, которые запечатлены в человеке опять же богом. Я заключаю о бытии бога на том основании, что все чувственные вещи должны восприниматься им.
Локк. (делая вид, что отлично всё понял) То есть вы хотите сказать, что без бога человек не будет знать, куда идти и что зачем существует в мире, а идеи имеют происхождение в боге? Вы полностью отождествляете свойства предметов с ощущением этих свойств человеком.
Беркли. (пожимая плечами) Я, в некотором смысле, усугубляю вашу философию, Джон, с изрядной долей критики. Но – знаете, всё относительно.
Локк. Относительно чего?
Беркли. Дух относительно бога, ощущение относительно духа, вещи относительно ощущений. Впрочем, существование ощущений тоже под сомнением.
Локк. (хитро) Дух, значит, существует, относительно бога, а бог?
Беркли. А бог существует абсолютно.
Появляется Юм с бутылкой коньяка. Его приветствуют восторженными возгласами. Коньяк незамедлительно разливается по тем же самым пластиковым стаканчикам. Причем, Юму самому стакана не достаётся, и они с Беркли пьют из одного.
Локк. Дефицит стаканов?
Юм. (спокойно) И не только.
Локк. Мы тут с господином Беркли договорились до абсолютного существования бога…
Юм. (скептически) Кажется, я многое потерял…
Беркли. Давайте объясним господину Локку, как избежать рефлексии.
Юм. (справедливо) Нам бы самим её избежать, а господину Локку уже поздно. Впрочем, слушайте. Всё время пытаясь упорядочить факты, идеи и ощущения, мы их размещаем в пространстве. Время – последовательность, порядок, в котором выстроены наши ощущения. Идея пространства, или протяжения, не что иное, как идея видимых или осязаемых точек, распределенных в известном порядке. Пространственно-временную сетку мы набрасываем на наши ощущения, и мир становится более упорядоченным, но эта сетка у всех разная, и люди договариваются о единых нормах.
Локк. (кивает) Сверим часы?
Юм. Эта пространственно-временная сетка, наброшенная на хаотическую реальность, означает цивилизацию. Познавательная деятельность человека направлена, таким образом, на отыскание причинно-следственных связей и зависимостей.
Беркли. Их не существует.
Юм. Есть соседствующие факты, возникают пространственно-временные ассоциации, которые создают вера и воображение. Всё знание базируется на вере и привычке. Верить – значит переживать непосредственное впечатление чувств или повторение этого впечатления в памяти.
Беркли. Хотите сказать, стремление к познанию – стремление формировать познавательные привычки… Юм. … а необходимость существования мира – результат познавательной деятельности человека. Я не отвергаю науку, а ставлю под сомнение имеющуюся методологию. Нет ничего определенного раз и навсегда.
Локк. (прикуривает, с озадаченным видом пересчитывает сигареты в пачке) Как появляются абстрактные идеи в нашем воображении?
Юм и Беркли. (радостным хором из одного стакана) Репрезентативная абстракция!
Юм. Некоторые ощущения и идеи по нашей привычке или нашему выбору, являясь особенными по природе своей, являются репрезентантами (представителями) класса идей.
Беркли. (прикуривает от сигареты Локка) Это к вопросу о том, как избежать рефлексии.
Юм. Все абстрактные идеи имеют образную природу, репрезентант – единичное представление, следовательно, знание носит вероятностный характер. Ни одно из доказательств не может быть стопроцентным.
Локк. Так ведь и ваше, Юм, в том числе.
Юм. Я и не отрицаю. (разливает коньяк)
Локк. Нравственные представления вы тоже помещаете во впечатления рефлексивной деятельности?
Юм. Мораль – продукт деятельности разума, продукт познания. Познающий разум и практический разум – разное. Практический разум исходит из субъективных желаний, стремлений, исходит из вторичной рефлексии. Добродетель не может быть основана на таких вещах как долг, польза, общественное осуждение.
Беркли вопросительно смотрит на Локка.
Локк. Полностью согласен с предыдущим оратором. Добродетель – общественный договор, результат социальных процессов.
Юм. Людям необходимо договориться об определенном образе жизни. Люди не могут жить без общества, они договариваются, и возникают правила жизни…
Локк и Беркли. (хором) …и привычка им следовать.
Юм. Но объективно в природе человека нет склонности к добродетели и нравственному поведению. Наши поступки возникают из нравственного чувства переживания аффектов. Так что в оценке морального поступка важен мотив, моральное чувство. Нравственные поступки нужно оценивать исходя из мотива, а не из общепринятых социальных норм.
Локк. Существует ли свобода?
Юм. Нет понятия социальной необходимости в силу привычки, следовательно, понятие свободы таково, что человек ВСЕГДА свободен в своих ощущениях. Человек предельно свободен. Он ограничивает себя сам. Ощущение свободы сознательно.
Беркли. Ощущение необходимости – тоже следствие привычки?
Юм. Конечно. Никакое познание не может определить наши цели и наши нравственные условия. Философия познания бессильна в моральной сфере, где нужно верить в созданную ситуацию.
Беркли. Различаете теоретический и практический разум?
Юм. (кивает) Познающий и моральный. Скепсис бессмысленно переносить в практическую сферу. В гносеологии – предельный скепсис, в морали – психологизм.
Едва Юм произносит эту фразу, на лестнице вырубается последняя живая лампочка. Искры, треск. Из квартиры выглядывает хозяин.
Хозяин. Вы чего тут орёте? А это (кивает на мёртвую лампочку) кто сделал? И где (угрожающим тоном) коньяк?!
Все трое переглядываются и синхронно пожимают плечами.
Локк. У меня есть тост!
Взгляды фокусируются на Локке.
Локк. За идею!
Юм и Беркли. (хором) За идею!
Хозяин. (восхищенно) Подождите, я сейчас за стаканом сбегаю!
Играет музыка. В квадрате света из распахнутой двери Беркли и Юм пьют на брудершафт. Открывается дверь соседней квартиры и появляется соседка.
Соседка. Это что за безобразие?! Весь подъезд прокурили!!! Два часа ночи, а у них музыка на полную! Где хозяин?! А ну пошли все отсюда к чёртовой матери!!! Вот поезжайте в Голландию и курите там где угодно и что угодно!!!
Вновь появляется хозяин, неся в руках стакан и непочатую бутылку коньяка.
Хозяин. (широко улыбаясь) А мы уже уходим! (Локку, Беркли и Юму) А знаете что? Курите-ка вы лучше на кухне!
Все четверо, обнимаясь и распевая Yellow Submarine, скрываются в дверях квартиры. Подъезд погружается во тьму.

З А Н А В Е С

Sid Night, 2006 г.









Рецензии