Исповедь взрослой женщины. часть 4

       Студенчество, как много в этом слове. Нам всем по пятнадцать лет. Впервые мы одни без родителей и далеко от дома. Я сама решаю все житейские проблемы. Меня ни кто не ругает за ошибки. Важность покупок и расход денег решаю я. В первый же месяц деньги, оставленные отцом, ушли за неделю. Дальше было трудно
       . Завтрак в столовой за двадцать копеек это котлета, чай и хлеб. Обед на пятьдесят – гороховый суп, пирожок и компот. А ужин, как бог пошлет. Часто в комнате мы жарили картошку. Благо она стоила семь копеек килограмм, овощи были, почти даром. На улице шагал одна тысяча шестьдесят пятый год. По выходным мы позволяли себе вольность и кушали вкуснейший узбекский плов или шашлык. Плов готовился из баранины на хлопковом масле. Зернышки риса были прозрачными. А какая приправа! Даже сейчас я помню тот вкус. За свою жизнь я кушала много разных блюд, но много бы дала, чтобы еще раз испытать то наслаждение.
       Общежитие представляло собой, бывшее здание то ли тюрьмы, то ли следственного изолятора. Коридор на весь этаж и двери комнат с двух сторон. В каждой комнате по девять – десять человек. Койки стоят одна к одной. Я описываю так подробно это потому, что бы вы представили себе картину, когда случится беда.
       Учеба давалась мне легко, да и двойки получать было нельзя. Я была старостой в группе, и сразу лишали стипендии. Это целых двадцать пять рублей. Для студента тех лет – целое состояние. Как мне девчонке хотелось красиво одеться. Для меня в то время, самый лучший наряд шила мама. Мечта была – баллоневый плащ.
Стоил целое состояние.
       После двух месяцев учебы, у меня появился поклонник. Звали его Валера. Он окончил к тому времени наш техникум связи и работал. Жил рядом с общежитием, поэтому все свободное время мы были вместе. Какие это были чувства? Нежность, забота и любовь окрыляли меня. Да и в то голодное время Валера, как мог, помогал мне,
 не требуя ничего за это. Весной он должен был уйти в армию и берег мою девичью честь с учетом длительного расставания.
       Мое шестнадцатилетие, мы отметили вместе. Вся комната гудела до утра. Вот тогда я впервые пила вино. Это был самый простой кагор, но каким вкусным он был, и как кружилась голова от всех впечатлений. Жуть вспомнить!
       Потом пришла беда. Мы ее совсем не ждали. Была весна, мы готовились к сессии. Ночью, около четырех утра - землетрясение силой какой еще не знала страна. И вот эта заставленная комната, девять человек и крепкий девичий сон под утро. Страх за жизнь я познала впервые. Гул, шум и крик слышался везде. Стены рушились. Кто-то прыгал из окна. Я бежала со всеми по длинному коридору, в голове было только одно - добежать до конца коридора, там дверь на первый этаж. Я жила на втором.
       Бог подарил мне жизнь, я успела выскочить на улицу. Где-то во время бега, меня по ноге ударил отвалившийся кирпич. Рана была не большая. Хромала две недели. Ну, все это пустяки, по сравнению с тем, что пережили люди. Разрушение, смерть, ужас за будущее, паника вот, что было страшным. Сколько людей
 приехали помочь Ташкенту! Я была горда за свою страну и благодарна людям за помощь.
       Общежитие почти развалилось. Поставили громадные палатки, где мы и жили. Кругом горе, а у нас студенческое веселье. Мы никогда не были так дружны, как тогда. Деревянная сцена и концерт на Майские праздники. Мы, как могли, старались облегчить горе людей. Сессию сдали экстерном, чтобы родители могли нас забрать домой. Связи с Ташкентом не было.
       Отец приехал за мной через семь дней и забрал в Душанбе.
 Он твердо решил уехать из Средней Азии. Весь ужас последствия землетрясения его потряс. На Украине жили его друзья, куда он и поехал искать нам новое счастье. О моей учебе и о любви ему дела не было. Валера приехал в Душанбе свататься. Отец выгнал его, меня даже не спросив согласия. По меркам Азии я была взрослая, а как по понятию родителей - то ребенок. Я долго плакала и страдала. Против воли отца не пошла. Валера уехал, и сразу по приезду его забрали в армию. Написать он мне не мог - я не знала адреса в Украине. Его армейского адреса у меня не было. Мы расстались, казалось навсегда.

       Судьба подарит нам встречу - через долгих десять лет………….


03.09.2008


Рецензии
Вот интересно, только советские дети были зависимы от родителей, от предрассудков и от того,"а что люди скажут"? Может быть поэтому весь наш сайт - стон о прошлом? Необъятные расстояния нашей Родины и мизерные зарплаты стали причиной крушения многих судеб. Читаю... Переживаю... Жду продолжения.

Ярослава Туманова   14.09.2008 13:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.