Там, под водой - по рассказу Oлега Mесмера

ТАМ, ПОД ВОДОЙ
(по рассказу Олега Месмера «Соло над водой»)


Человеческую природу можно сравнить с айсбергом. Видима только десятая часть. Всё остальное скрыто под водой. Именно это, скрытое, глубинное, предопределяет жизнь и судьбу.

Человеку свойственно задумываться над своей природой. «Познай себя и ты познаешь весь мир». Мысль тысячелетней давности, - манящая, лукавая и - неосуществимая. Инструментом познания является ум, логическое мышление, здравый смысл. Но природа человека неоднозначна. Есть в ней многое, что неподвластно рассудку.

Ретроспективное видение чужих ошибок и промахов никак не помогает реальному человеку соотнести посторонний опыт с собственной индивидуальностью. Нет ничего более ценного, чем человеческий опыт, но он не передаётся по наследству. Каждый приобретает его самостоятельно, вновь и вновь повторяя ошибки и заблуждения прошлого; всякий раз заново открывая для себя, казалось бы, прописные истины. И только пропущенные через индивидуальность, они приобретают ценность и смысл.

Восприятие себя и окружающего мира первично базируется на ощущениях и инстинктах, побуждениях и чувствах. Как они возникают, в каких глубинах сознания таятся до поры до времени, чтобы проявиться нежданно-негаданно? Чувства древнее и сильнее разума. И необъяснимы с этой точки зрения.
 
Краеугольным камнем истории человечества является любовь. Чувство врождённое, заложенное на уровне первичных человеческих эмоций. Без любви человек не может существовать. Видов этого чувства есть великое множество, начиная от естественной любви к себе, к родным- близким, к друзьям, к Богу, который, по одному из определений, сам есть Любовь, и - далее, далее к другим абстракциям. Основополагающая, неисчерпаемая, вечная тема любви. Без неё нет жизни. Без неё нет искусства.

«Соло над водой» Олега Месмера - рассказ о любви, определившей личность подростка. Это первое чувство спроектировало будущее, оставив неизгладимый след в памяти, в жизни, в судьбе главного героя.
 
«Первая любовь осталась невероятно ярким событием прошлого. Такого упоительного юного счастья и такого взрослого оглушительного отчаяния я больше никогда не переживал».

Из нескончаемого ряда подобных произведений «Соло над водой» выделяется удачно найденным заглавием и эпиграфом, поясняющим термин «deep water soloing». Оказывается, существует такой вид спорта, «стиль скалолазания, когда восхождение совершается рядом с водой, в одиночку, …без искусственных средств помощи».

Соло, вода, скалолазание, восхождение, одиночество, помощь.
Простые слова сухой справки преображаются в символы, являются ключевыми. Каждое несёт расширенную смысловую нагрузку, волнует воображение, становится образом.

«Соло над водой». Мелодия повторяющейся в названии рассказа гласной О, продолжена переливом согласного Л и обрывается одинокой нотой краткого И, звука сложного, единственного из всех, в котором таинственно сочетаются признаки гласных и согласных звуков. Загадочна и уникальна его природа, притягательна обособленность.
Сама фонетика служит камертоном для восприятия содержания. Настройка окончена. К рассказу!

Сюжет прост. В обычный класс обычной школы пришёл новый учитель физики. Чуткие детские души сразу уловили его неординарность. Новый учитель отличался одеждой, стрижкой, телосложением, трехдневной щетиной на мужественном загорелом лице. Образ наставника «…с цепким весёлым взглядом авантюриста, корсара, искателя приключений, героя Ильфа и Петрова», плюс доходчивое и увлекательное преподавание, плюс недюжинная харизма и могучее обаяние сильной личности. То, что он оказался ещё и мастером(!) спорта(!) по альпинизму(!), сразило наповал сердца впечатлительных мальчишек. В короткое время он сделался кумиром школы. Дети полюбили его.

Хорошие учителя знают, что для успешного обучения мало отличного знания предмета. Мало апеллировать к разуму. Самое эффективное восприятие происходит на уровне эмоций. Память сердца всегда сильней. Чтобы обучение было успешным, между наставником и учениками обязательно должны возникнуть доверительные отношения; они должны полюбить друг друга.
Так и художественное произведение невозможно без любви автора к каждому своему персонажу.

В раннем возрасте дети часто влюбляются в одного из родителей. В школьные годы – в учителей, в киногероев, в открыточные изображения знаменитостей. В этом нет ничего необычного. Подсознательно человек ищет образцы и примеры для подражания. Так вырабатываются идеалы. Так происходит становление личности.

Повествование в рассказе «Соло над водой» ведётся от первого лица.
Герой произведения даже не рассказывает, а как будто проговаривает для себя историю первой любви от начала и до конца, стараясь не упустить ни одной детали. Приход в класс нового учителя физики служит завязкой:
«Я старался держаться в стороне от ажиотажа вокруг нового учителя. И не потому, что он мне не нравился, а потому что, напротив, нравился уж как-то очень сильно. В его присутствии со мной творилось что-то невообразимое, и я боялся этой своей непонятной реакции».

Подросток Паша не понимает своего состояния. Он чувствует духовный подъём в присутствии учителя, он всеми способами старается привлечь к себе внимание, его поведение эпатирует окружающих, он ведёт себя неадекватно, потому что ему необходимо присутствие и признание именно этого человека. Потому что без него существование невозможно.
«А в дни, когда у него не было уроков, на меня нападала апатия. Всё казалось пресным и бессмысленным».
Желание быть всегда поблизости, рядом, вместе – примета зарождающегося чувства.

Учитель ищет подходы к трудному подростку, он заступается за ершистого мальчишку на педсоветах, ему удаётся вызвать воспитанника на откровенный разговор. Во время нормальной дружеской беседы на равных, перед которой Паша оказался безоружен, учитель предложил ему сменить вид спорта и пригласил в секцию по скалолазанию. Проявленное учителем доверие, его искренняя забота откликаются благодарностью в сердце подростка, повышают самооценку, дают надежду. Между учеником и учителем завязываются личностные отношения. Но странные мечты и смятение чувств, охватившие юношу, лишь только набирают силу.

Прозрение к герою рассказа приходит в болезненном полубреду тяжелейшего гриппа. Подросток наконец определил для себя состояние, в котором находится: «я гомо и я болею Воронцовым». Поначалу юноша воспринимает своё чувство как болезнь. Сравнение неновое в литературе. «Любовная лихорадка» - обиходное выражение.

Любовь – необходимое условие человеческой жизни. Стремление любить и быть любимым естественно. Так устроено природой. Только так можно спастись от одиночества, на которое обречён человек своей непохожестью среди всего живого. Только человеку дано животворное, преобразующее, великое чувство любви. Без неё жизнь пуста и бессмысленна.

Для любви нет срока и возраста, она не признаёт родственных уз, различия полов и социальных соотношений. Любовь всегда безрассудна, слепа, и она не знает преград.

Именно об этом рассказ «Соло над водой» Олега Месмера.
Тяготы переходного возраста подросток переживает самостоятельно. Ни школа, ни семья не могут ему помочь. Мужское влияние со стороны отца, так необходимое мальчику в период созревания и становления личности, полностью отсутствует. Общение отца с сыном определено одной фразой: «Молчать, если хочешь со мной разговаривать!» Этого достаточно, чтобы навсегда закрыть путь к взаимопониманию. Паша замыкается, оставаясь наедине с переживаниями, волнениями и сексуальными фантазиями, присущими его возрасту. Интуитивно ощущая свою непохожесть, он находит метод выживания среди сверстников: «В классе я занимал нишу «неуправляемого отморозка», «…репутация задиристого, безбашенного пацана помогла мне адаптироваться…». Под этой маской скрывается душа, кипящая страстями, душа ранимая, тонкая и нежная.
Одинокая, неразгаданная, возвышенная человеческая душа.

Глубокие переживания, напор чувств, с которыми невозможно бороться, их нетипичность и сила обрекают Павла на духовное одиночество. Необычная любовь не укладывается в общепринятые стандарты, ей тесно в узких рамках обывательских представлений. Могучее таинственное чувство не знает преград. Оно захватывает человека и подчиняет себе целиком.

Только в любви полностью обнажается та высшая сущность, которая является внутренним ЭГО индивидуума. Осознание себя, своей природы способствует дальнейшему развитию личности. Признав собственное Я, человек хочет добиться признания своей индивидуальности и её ценности в обществе. Человеческая природа социальна. Вне социума нет человека.
Особенно важна оценка того, кого любишь и уважаешь больше всех.

Несмотря на видимое противоречие, ярко выраженная индивидуальность всегда ищет похожую душу, подтверждающую её типичность.

Потребность понимания, непреодолимое влечение, чувственная неудовлетворённость требуют воплощения. Сильному чувству невозможно противиться. Противостояние ведёт к разрушению личности. Отношения должны развиваться.

Автор рассказа «Соло над водой» умеет скупыми словами определить состояние своего героя: «Я пошёл сдаваться». То есть, юноша понял и принял свою судьбу. Он храбро шагнул ей навстречу. Можно только догадываться, какая трудная внутренняя работа предшествовала такому решению, сколько сомнений, надежд и переживаний остались за короткой фразой.

Авторская манера письма последовательна, сдержана, без излишних эмоциональных всплесков и ложных красивостей. Тон повествования серьёзный, строгий, исполненный благородной простоты. Герой рассказа «Соло над водой» избегает высоких слов и общепринятых эвфемизмов, рассказывая о развитии интимных отношений. Это не портит впечатление, скорее, прибавляет достоверности в созданный образ, ничуть его не снижая.

Бессознательное влечение переросло в любовь, поначалу пугливую и робкую, потом всё более настойчивую, властную, сметающую препятствия, опровергающую устои, глухую к разумным доводам. Любовь нежную, страстную, бескорыстную. Всеобъемлющую, жертвенную, безоглядную.

Стремление к полноте ощущений, потребность выражения собственной сущности, желание единения и обладания сосредотачиваются на одном единственном человеке, и нет ничего важнее. Вообще ничего другого нет. Чувство развивается, становится страстью, достигает апогея, а затем, в силу различных причин и житейских обстоятельств, угасает. Не исчезая навсегда, уходит в глубокую воду подсознания.

Герой рассказа «Соло над водой» осознал своё странное чувство, которому невозможно было противиться, и принял вызов. Теперь всё, что бы он ни делал, сводилось к одному: быть рядом с любимым человеком. За исполнение сокровенного желания Паша готов платить любую цену: «да я за это бы душу продал». Выражение, конечно, образное, но оно говорит об отчаянии подростка, а также об известной начитанности.

Юноша ещё не ведает, что количество продавцов намного больше, чем потребность потенциального покупателя. Да и существует ли она? Предполагаемый покупатель без всяких заманчивых предложений испокон веков имеет своё определённое место в человеческих душах.

Интеллект склонен к соглашательству и самообману. Рассудок изворотлив и хочет утвердиться посредством сомнительной сделки. Характерно, что в качестве товара предлагается не он сам, а некая эфемерная величина другого измерения. Ему неподвластная, с ним несопоставимая. Разуму необходимо доказать своё первенство и значимость в судьбе человека, рационально утвердить своё превосходство. Однако сила чувств превышает возможности разума. Чувства первичны и не поддаются рассудочной логике.

Служат ли души предметом купли-продажи доподлинно неизвестно. Зато известно, что души бесполые и родовых различий не имеют. Но, при всей своей бесплотности, воздушности и отрешённости от грешной земли, для самовыражения они нуждаются в физическом воплощении. В телесной оболочке. Плоть живёт по своим законам и в целях самосохранения стремится избежать боли всеми правдами и неправдами. Чувства тесно связаны с плотью и через неё же выражаются.

Безнадёжная любовь выливается в робкое, неловкое признание:
«Сам не понимаю, как это произошло, я просто слегка качнулся навстречу и коротко клюнул его в губы». «Я сделал безумную попытку поцеловать его ещё раз, уже по-настоящему». «Не зная как передать то, что распирало меня изнутри, я рухнул коленками на засранный пол и обхватил тренера руками».

Растерянный педагог был «одновременно рассержен и сбит с толку».

Чувства, обуревающие Пашу, так сильны, что он без всяких образных выражений готов на всё для любимого. Перечисление звучит отчаянно и наивно: «Он может делать со мной, что угодно. Его власть надо мной безгранична. Я стану тем, кем он захочет меня видеть. Другом? У него не будет преданнее человека. Любовником? Пусть только свистнет. Рабом? Я готов лизать его ботинки и не посмею поднять глаз».

 После сцены в полумраке тамбура отношения развиваются стремительней. Чистое, светлое чувство подростка вызывает уважение и не остаётся незамеченными учителем: «Очень часто я ловил на себе его пристальный, изучающий взгляд». Взрослый мужчина, притянутый силой чужого чувства, начинает испытывать своеобразный интерес и физическое влечение к юноше. Оба пока не доверяют своим ощущениям, оба боятся назвать то, что испытывают, но соприкасаясь на уровне подсознания, неуклонно сближаются.

Память Паши бережно хранит воспоминания о первых прикосновениях, робких, пугающих и желанных. Физический контакт для него не цель, а средство максимального приближения к любимому.

«Всё было почти так, как в моих безумных гриппозных мечтах полуторагодовалой давности». Любовники буквально наощупь находят способы выражения охватившего их чувства: «Ни он, ни я опыта не имели, только какие-то приблизительные представления, как всё должно происходить.

Однако простое удовлетворение потребности тела не есть любовь.
Любовь - чувство высшее, оно не исчерпывается только физиологией. Оно включает её наряду с длинной цепочкой самых разнообразных эмоциональных переживаний, присущих исключительно человеку.

Подросток стеснительно признаётся: «Мне было волшебно хорошо, когда он своей шершавой рукой просто нежно гладил меня по попке». Сердце сжимается от этого полудетского желания ласки и нежности, от этого «просто» и от взрослого одиночества героя рассказа «Соло над водой».

Потому что то, что стало родом своеобразной игры для одного, было очень серьёзным для другого: «Авантюрист по натуре, человек, ходивший в горы и сплавлявшийся по бурным рекам, Воронцов решил испробовать ещё один экстрим – поиграть в мужской секс».

Открытость и незащищённость юноши, глубина его чувства покорили взрослого человека. Учитель увлечён возникшими отношениями. Он тактичен и бережен, он старается выразить благодарность и нежность, которую испытывает к Паше. Как-то юноша даже обнаружил рядом со своей миской походной каши несколько крошечных эдельвейсов. Все влюблённые знают, как памятны и дороги мелкие знаки любви. Такие моменты навсегда остаются в памяти.

Рассказ не размыт описаниями красот природы. Единственным исключением является намёк на расположение лагеря, да и то, это не прямое описание, а эмоциональное сравнение: «Я помню, какого цвета счастье. Оно неправдоподобно синее, как вода в высокогорных озёрах и как среднеазиатское небо в знойный день».

Автор сконцентрирован на истории первой любви своего героя, на его ощущениях, связанных с трудным, необычным (в любом смысле этого слова) чувством, которое окончательно сформировало характер и личность юноши. Характер замкнутый, глубокий и сильный. Паша испытывает ответственность за судьбу дорогого ему человека: «Я научился быть хитрым и осмотрительным. Ведь мне пришлось отвечать за нас обоих». Он не может допустить никакого риска для любимого. Он не навязчив и не притязателен в проявлениях чувств.

С возвращением из лагеря окончилось «лето взросления». В аэропорту учителя встречала жена с двумя детьми. Он явно был рад встрече с семьёй: "закуролесил с дочкой, подхватил сына на руки". И Паша остро ощутил свою ненужность, неуместность.
Одиночество, отступив на короткое время, снова охватывает юношу. Из дому его выгнал отец, когда нашёл откровенные рисунки в столе у сына. Мать вынуждена согласиться с решением мужа: «Павлик, ради меня… пожалуйста, уходи» …Я знаю, ты сильный, ты справишься… А я без твоего отца не выживу».

Гордость не позволяет герою рассказа просить посторонней помощи. Тем более у любимого учителя. Паша скитается, оставшись без крова и средств. Ему приходится забросить университет, он ищет работу, чтобы снять хоть какое-то жильё. Он живёт воспоминаниями и мечтает о том времени, когда сможет прийти к любимому и небрежно сказать: «У меня всё хорошо. Я сам справился. Ты можешь мною гордиться».

И время это настало. Встреча произошла, как и было задумано, но совсем не так, как представлялось в мечтах. Любимый человек не проявил понимания, более того, он оскорбил юношу грязными намёками и подозрениями; упрекал в неверности, ревновал и грубостью тешил своё уязвлённое самолюбие. Не спасла и физическая близость. На этот раз она обернулась жестокостью. То, что было серьёзным чувством со стороны Паши и составляло его жизнь, оказалось лишь не весьма удобным увлечением для его учителя.

Любовники ещё несколько дней провели на заброшенной даче вдвоём, занимаясь сексом: «Мы мало разговаривали. В основном, на посторонние темы. Я не осмеливался спросить, о чём он думает. Боялся ответа. У него не было больше взгляда флибустьера». Любовь нельзя обмануть физиологией.

Отношения зашли в тупик. Однажды учитель не приехал. Павел продолжал его ждать в каком-то оцепенении страсти, хотя понимал, что любимый не вернётся: «Но всё равно вечер за вечером выходил ему навстречу. Мне казалось, что, может быть, он тоже где-то там видит эти звёзды, и они передают ему мою мольбу: «Не покинь меня, не покинь…»

Финал любовной истории предопределён. Кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить. Для одного игра чувств осталась приключением, одним из эпизодов бурной жизни, для другого обернулась судьбоносным познанием себя и своих возможностей.
 
Любовь – род энергии, без которой человек не может существовать. Даже неразделённая, трагическая любовь делает жизнь богаче и содержательнее. Необычная, нетрадиционная, осуждаемая обывателем, любовь в талантливом рассказе Олега Месмера чиста и светла.

 Психологически убедительно выписан образ подростка. Выразительны также и образы второстепенных персонажей. Незаурядное писательское мастерство делает любую деталь рассказа зримой и выпуклой. Олегу Месмеру нигде не изменяет чувство вкуса и меры. Деликатно и правдиво, скупыми языковыми средствами, автор сумел раскрыть непростую тему однополой любви, сознательно игнорируя расхожие представления и табу, принятые лицемерами обоего пола.

Любовь есть любовь, квинтэссенция человеческого духа. Ею насыщена художественная ткань произведения. Любовь всегда заслуживает восхищения, преклонения, уважения.

Герой рассказа «Соло над водой» ни на что не сетует и ни о чём не сожалеет. Покинутый любимым среди житейских неурядиц, он не сдался и не погиб: «Не сразу, но, в конце концов, я вынырнул и выплыл».
Первая любовь сформировала характер, определила идеалы и обозначила судьбу, которая для каждого человека сугубо индивидуальна и единственно возможна. Заканчивается рассказ тепло и трепетно словами Паши, которые преисполнены благодарности за пережитое чувство: «Я всегда его помню, он навсегда со мной. Я нахожу его в каждом человеке, которого люблю».

Всё проходит. Всё имеет начало и конец. Но извечны чувства, и звучит, и разносится над глубокой водой подсознания соло человеческого голоса, такого слабого и, вместе с тем, - сильного, гибкого и страстного, славящего любовь, – основу основ бытия.
Наперекор, вопреки, вовеки.


Светлана Лось.
Торонто, 2008г.


Рецензии
Очень не хотелось писать о своём взгляде на рассказ "Соло над водой". Мне кажется, что есть темы в человеческой жизни, которые не обсуждаются. Мужеложество одна из них. Пишу только потому, что и я не обошёл эту тему.. у меня есть герой в повести " И увидел я новое небо и новую землю",похожий на героя рассказа.
Простите меня, Светлана, за то, что я против вашего мнения:"Любовь есть любовь, квинтэссенция человеческого духа. Ею насыщена художественная ткань произведения. Любовь всегда заслуживает восхищения, преклонения, уважения."
Я очень уважаю Вас, но принять такие отношения за Любовь не могу.
Вы сказали о квинтэссенции человеческого духа!!! Разве духовно развитый человек пойдёт на такие отношения?
Духовность подразумевает присутствие Святого духа ( по Библии, но можете разобрать её и в другом контексте) в человеке, т.е. частичку Творца всего живого, которого кстати зовут Любовь.
При слиянии мужчины и женщины присутствует Любовь и появляется новый человек
Где может быть Любовь в мужеложестве, которое противно Богу, или просто человеческому существованию.
Помню в детстве - мы мальцами рассказывали стишок, переделанный с Маяковского: Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо? Папы этого ответ слушайте, детишки: Пися в писю хорошо, пися в попу плохо! (Простите меня за стишок, но из песни слов не выкинешь)
Мы с детства это знали, и жаль героя рассказа, что у него был плохой отец.
Стиль рассказа подкупает, здесь и "мокрый, скользкий член" и другие взятые напрокат у Набокова сцены и давление на жалость (особенно у женщин, мужчина не будет жалеть гея и назвать его своим близким не позволит).
Это просто моё мнение и каждый может не брать его в расчёт, тем более что Содом уже не однажды уничтожался Творцом. Будем ли мы "Лотами", которого вывели из Содома, или останемся с теми кто ("любит" друг друга в попу) вот в чём вопрос? Быть или не быть!

Василий Бабушкин-Сибиряк   15.03.2017 15:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Василий Кузьмич!
Спасибо за высказанное мнение, которое я целиком и полностью разделяю.
Однако, явление мужеложества не вчера родилось. Оно известно нам из древнейших времён. Как и почему возникают такие отклонения от нормы? Современная наука утверждает, что не менее одного процента всего населения земного шара имеет неправильную половую ориентацию. Можно возмущаться по этому поводу и клеймить несчастных людей позором, что христианство и проделывало на протяжении веков, но можно и попытаться исследовать этот факт, найти ему объяснение, чем занимается литература. Я думаю, что Вы знакомы с писателем Томасом Манном, что читали кроме его превосходных романов и "Смерть в Венеции" как раз на скользкую тему гомосексуализма.
Мне тоже сделалось любопытно, когда я попала на талантливое произведение Олега Масмера по той же тематике на нашей "ПРОЗЕ".
Мне было интересно сделать полный литературоведческий разбор произведения.
Это помогло лучше понять содержание работы автора и прийти к выводу, что в основе педерастии лежит всё то же чувство любви, без которой человек немыслим.
Пусть любовь приняла уродливые с точки зрения нашей морали формы, но она присутствовала и в однополой любви.
И любовь возвысила любящего человека.
Ваша Светлана


Светлана Лось   15.03.2017 19:14   Заявить о нарушении
Вот убейте меня, но я этого никак не могу понять.. Я христианство не оправдываю и Библию уважаю, как сборник величайшей мудрости. Но скажите мне, Светлана, почему в животном мире нет гомосексуализма? Может виноват человеческий разум? Нет, пока я эту тему не разжую для себя - спорить не буду!!! С огромным к вам уважением

Василий Бабушкин-Сибиряк   15.03.2017 19:31   Заявить о нарушении
Говорят, что в животном мире есть гомосексуализм. Говорят, что среди обезьян он существует по настоящее время. И не только среди них. А среди кошек вообще нет понятия "родители-дети". Ну и т.д. Так что на природу ссылаться не приходится.
О христианской "бесплотной" морали даже и говорить не хочу.
Но знаете, что меня больше всего беспокоит? - Это стремление в наше время сделать нормой исключения из правил. Это борьба за так называемые права меньшинств. Любых. В том числе, борьба за однополые браки.
Мне даже кажется странным организация паралимпийских игр. Мне больно смотреть на увечных людей, утверждающих, что они здоровы, что они такие же как не инвалиды.
Мне вообще претит эта, такая модная сегодня, гласность и всеоткрытость.
Мне кажется, что не так уж она нужна. Не так уж и надо влезать в интимные подробности жизни человека. Они не имеют общечеловеческого значения.Св.

Светлана Лось   15.03.2017 20:34   Заявить о нарушении
"знаете, что меня больше всего беспокоит? - Это стремление в наше время сделать нормой исключения из правил. Это борьба за так называемые права меньшинств. Любых. В том числе, борьба за однополые браки.
Мне даже кажется странным организация паралимпийских игр."
Вот это - разумный подход. ( но это уже из пояснений к рецензии, справедливой и точной)

Нина Тур   16.03.2017 16:28   Заявить о нарушении
ЧТО написал О. Месмер - уже не прочитать. Исчез с прозы ру

Нина Тур   16.03.2017 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.