Как слонозаврик Саша с друзьями в школу ходил

Был жаркий день. Слонозаврик Саша и жирафопотам Бега лежали под деревьями банакиви, спрятавшись от горячих лучей солнца, и дремали, когда над ними пролетел грифокрыс Крусь-Крусь. Он куда-то торопился, сильно махал крыльями и мотал в разные стороны хвостом, однако, увидев двух лежебок, затормозил и спикировал вниз, прямо к ним.
- Хо-хо, почему спим? – недовольным голосом спросил Крусь-Крусь, топчась по песку. – Почему бездельничаем? Эт-то оч-чень нехорошо! Не-про-дук-ти-вно!
Саша и Бега открыли глаза и только сейчас увидели грифокрыса.

- А-а-а, это вы, уважаемый Крусь-Крусь, – зевая, сказал Бега, он был знаком с этой птицей, которая часто летала по просторам Африки. – Здрасьте! О чем это вы нам говорите? Что за странные словечки мы слышим? Наверное, иностранные они!
Грифокрыс сердито покачал головой и защелкал клювом.
- Все звери готовятся к школе, а вы лежите, ничего не делаете, это безобразие! Хотите быть невежами и безграмотными? Не-обра-зо-ван-ны-ми?
Слонозаврик удивленно посмотрел на крылатого гостя:
- К какой школе? Что это такое – школа?

Крусь-Крусь чуть не поперхнулся от изумления. Он летает уже второй день по Африке, предупреждает зверей и птиц о наступлении нового учебного года, а эти двое даже не знают, что это такое. Конечно, это безобразие – не знать таких элементарных вещей.
- Позор и стыд! Стыд и позор! – в негодовании прокричал грифокрыс. – Вы даже не знаете, что такое школа! Это ужасно, ужасно! Я готов откусить себе хвост, слушая такие слова!..
- Да успокойтесь вы, уважаемый Крусь-Крусь, – попросил Саша, вставая с песка. – Ну откуда нам знать, что такое школа? Нам же никто об этом не рассказывал. Мы тут сидим у берега реки, кушаем банакиви, мечтаем, поем песни, и такая жизнь нам нравится.
Грифокрыс замолчал и крылом почесал затылок: да-а, а ведь эти двое правы. Действительно, а откуда им знать, что это такое? Ведь здесь никогда не было школы.

- Значит, так, – сказал он. – Я – старший администратор школы, веду все дела, связанные с ее посещением зверями и птицами, обеспечением учеников учебниками и прочими школьными принадлежностями. Я также слежу, чтобы никто не опаздывал, не дрался, не шумел на уроках, не пачкал на переменах. Ясно?
- Это интересно, – вежливо сказал Бега, стараясь скрыть зевоту. – А мы тут причем?
- Как причем? – возмущенно закричал Крусь-Крусь. – Как вам не стыдно такие вопросы задавать! Вы уже большие, а ни читать, ни писать, ни считать не умеете...
- Верно, не умеем, – растерянно произнес слонозаврик.
Тут грифокрыс успокоился:
- Так вас этому научат в школе...

Да только жирафопотам был в сомнении:
- А зачем это нам? Мы и раньше ничего из вами перечисленного делать не могли – и живем хорошо! Банакиви растут, мангококсы – тоже, и вообще – жизнь прекрасна!
Тут Крусь-Крусь опять стал возмущаться:
- Все это глупости! Нужно учиться! Как вы можете между собой поделить, например, связку банакиви, если не умеете считать? Скажем, у вас семь банакиви, сколько должно быть мне, жирафопотаму и слонозаврику?
- Э-э-э... – начал, было, Бега, но замолк. Он не знал. В чем и признался.
- А ты что скажешь, Саша? – спросил грифокрыс слонозаврика, который чесал хоботом уши – так он делал, когда оч-чень сильно задумывался.
- Ну, например, мне половину и Беге половину...

Было видно, как Крусь-Крусь хитро прищурился:
- А сколько это – половина?
- Половина это... э-э-э... половина... то есть сколько я и Бега скушать смогут, – попытался правильно ответить Саша. Он был в сильном смущении.
- И почему нет мне банакиви – вы что, жадные? – подозрительно спросил грифокрыс.
- Мы не жадные, просто... э-э-э... – слонозаврик не знал, что и сказать. – Мы не хотим кушать... вот... поэтому и делить не надо...
- Это сейчас, а потом? Как поделите? – допытывалась птица. Как старший администратор школы, она требовала конкретности и точности.
Тут Саша тоже признался, что не знает.

- Три съешь сам, три отдашь Беге, а один мне – потому что я меньше вас, и мне достаточно одного банакиви, – разъяснил задачу Крусь-Крусь. – И это будет правильно. Теперь ясно?
Слонозаврик и жирафопотам восхитились:
- Ух ты, вот это да, теперь нам ясно. А если у нас будет десять банакиви, то как делить?
- Вот для этого и существует школа – учить всех арифметике, письму и чтению, – поучительно сказал грифокрыс, подняв крыло. – Так что не мешкайте, ступайте в школу. Я вас запишу в первый класс. У нас – отличные учителя!
- А где она - школа?
Крусь-Крусь ответил:
- Пойдете на север, к долине Папоротников. Там увидите большую поляну с партами и кабинет учителей – хижину на краю, это и есть наша школа. Не опоздайте! Занятия начинаются утром! – и грифокрыс, попрощавшись, улетел.

Саша задумчиво посмотрел ему вслед и проглотил банакиви. Бега ткнул его в бок:
- Что скажешь?
- А что говорить, Крусь-Крусь прав, мы не сможем по-честному делить наши плоды, пока не умеем считать.
Тут из норы появился тушканпузик Лека. Он слышал разговор, и ему тоже захотелось в школу. Шевеля хвостом и ушами, он подпрыгнул к слонозаврику, сел ему на спину и попросил:
- Братцы, возьмите и меня с собой, – у него был такой молящий голос.
- Так ты маленький, таких в школу не берут, – сердито ответил жирафопотам. – Тебе рано еще в школу. Подрасти до нас, тогда и пойдешь...

- Но тушканпузики не могут вырасти до вас, вы та-акие большие, – Лека развел руками, показывая, какие по размеру они животные, что даже не объять. – Мы всегда были такие маленькие, как я, к примеру.
- Тогда тебе в школу не нужно идти, – парировал Бега. Ему не хотелось, чтобы какие-то карапузы путались под ногами и имели общие дела с ними, великанами. Смешно даже, что они могут сидеть за одной партой...
Только слонозаврик был иного мнения.
- Подожди, Бега, не обижай нашего друга Леку, ведь он тоже хочет учиться, – произнес он, хоботом гладя тушканпузика. Тот даже замурлыкал от счастья.
- А зачем? – с подозрением спросил Бега.

- А если у него будут мангококсы, то как он тебе даст поесть, если не умеет делить? – Саша хитро взглянул на жирафопотама.
Тот задумался. Было видно, что подобная ситуация ему не нравилась. Конечно, мангококсы – вкусные штучки, а если они будут у Леки, то... Беге может и не достаться плод. Ведь можно и неправильно посчитать, всем достанется, а ему – нет. Это нехорошо, неправильно, противно, можно сказать...
И тут Бега сдался:
- Хорошо, пускай идет с нами! Только, чур, не проспать и не отставать в дороге! Да, если будут мангококсы, то и мне дать... ну. Чтобы все было по-честному...
- Хорошо, Бега, я честно поделюсь, – согласился Лека.

- Нужно идти рано утром, чтобы попасть на уроки, – посмотрев на вечернее небо, произнес слонозаврик. – Поэтому нам лучше лечь спать, чтобы набраться сил.
Друзья согласились. Они легли под деревьями банакиви и быстро заснули. Всем снились почти одинаковые сны. Саше – как он сидит у телескопа и считает все звезды на небе. Ведь это так увлекательно – считать звезды. А Беге – как он пытается Леку уговорить отдать ему еще один мангококс, потому что тогда все будет правильно поделено, а тот в ответ кричит, что жирафопотам не умеет считать. Что касается тушканпузика, то ему снилась книга, которую ему подарили в день рождения и как он читал ее всем друзьям. Короче, у всех были интересные сны.

Первым проснулся слонозаврик. Солнце только-только поднималось из-за горизонта, его лучи не успели согреть листву, и поэтому на траве блестела роса. Саша тихо пошел к речке, хоботом набрал побольше воды и, вернувшись к спящим друзьям, окатил их водой. Вот они вскочили, как ужаленные, что аж смешно стало шалунишке.
- Ой, что, дождь? – спросонья спросил Лека, озираясь.
- Нет, это утренние водные процедуры, – ответил слонозаврик. – Обязательные, чтобы быть здоровым и начать новый день бодрым.
- А почему мы так рано встали? – вдруг поинтересовался Бега, щурясь на восход солнца. Он забыл о вчерашнем разговоре. – Мне спать хочется... Такие сладкие сны были у меня...
- Постой, какой там спать, – остановил его Саша. – Ты что, не помнишь, что нам говорил Крусь-Крусь?

- Какой такой Крусь-Крусь? – недоумевал жирафопотам, вертя головой: сны еще маячили перед глазами. – Что за рыба-зверь?
- Это птица, ты забыл наш вчерашний разговор?
- О чем?
- О школе!
И тут наконец-то Бега проснулся и вспомнил:
- А-а-а, теперь припоминаю. Так чего мы сидим – пора в школу! А то не научимся правильно делить банакиви и мангококсы!

- Давайте вначале банакиви соберем, чтобы по пути позавтракать, – предложил Лека. Слонозаврик, согласившись с этой идеей, хоботом сорвал с деревьев целую гроздь вкусных плодов, дал каждому пока понемногу – это чтобы остальные хватило на дорогу.
Они, жуя на ходу, поспешили на север, где располагалась школа. Нужно сказать, что на дорогу у них ушло два часа, но зато они успели на занятия. Правда, при этом съев и то, что оставили на обед. Сами понимаете, дорога отнимает много сил, хочется кушать, а Бега иногда так нетерпелив и ворчлив...
Долина Папоротников – это прекрасное место в Африке, туда все летают, идут, плывут и ползают как на курорт – отдыхать и играться. Поэтому неудивительно, что там организовали учебу для всех. Школа – это большая поляна, на которой были парты всех размеров (ведь звери и птицы отличаются по размерам, нельзя же бегезайца посадить на место лягушлитки – он просто не влезет!), а также большая доска. Там ходил Крусь-Крусь и всех считал, записывал в тетрадку – он, как администратор, отвечал за явку всех учеников. А их было много – ну, наверное сто зверей и птиц. И все галдели, шумели, радовались началу учебного года.

- Торопитесь, скоро звонок, – говорил грифокрыс, смотря на часы и на тех, кто только входил на поляну. – Быстрее рассаживайтесь. Сейчас придет учитель Кабаносик – он сейчас в хижине, готовится к занятиям.
Слонозаврик, жирафопотам и тушканпузик нашли свободные парты и сели, причем рядом друг с другом. Недалеко от них сел буйволк Марципанус – хулиган, дурная слава о котором шла по всей Африке. Он сразу достал бамбуковую трубку и стал плевать из нее косточками в присутствующих в классе. Школьники морщились от боли, хныкали и скулили, но опасались что-то сказать в знак протеста, потому что боялись – Марципанус любил драться и сейчас тоже провоцировал всех на стычку. Слонозаврик неодобрительно смотрел на соседа и хотел было сделать ему замечание, как тут прозвенел звонок и появился у доски Кабаносик – ёжипаха.

- Здравствуйте, – поздоровался Кабаносик, строго глядя на всех поверх очков.
- Здравствуйте, учитель, – ответили все.
- Поздравляю вас с началом учебного года, – продолжала ёжипаха. – В этом году мы будем учиться арифметике и правописанию. А начнем со считалочки. Повторяйте за мной:
Раз, два, три, четыре, пять,
Кто сейчас начнет считать?
Посчитаешь коль верно,
Кому бублик, а кому – зерно.
Справедливым нужно быть,
Смех, добро всегда творить!
Не собьешься ты с пути,
Счет коль знаешь до десяти.

Ученики прилежно повторили эту считалочку, а слонозаврик сразу ее выучил наизусть. Чего нельзя сказать о Беге: он все время путался, говорил после трех – раз, или после четырех – три... Что касается тушканпузика, то он пока открывал рот, но ничего не говорил – он не успевал повторять вслед за всеми. Ну, ничего, ведь это только первый день школы.
- Итак, сегодня мы будем учиться считать до десяти, – сказал учитель, строго глядя на учеников. – Значит, так. Я нарисовал на доске десять яблогруш. Видите?
- Ой, какие они вкусные! – воскликнул Лека, смотря на действительно аппетитные рисунки на доске. У него аж заурчало в желудке.
- Не отвлекайтесь! – строго ответил Кабаносик. – Итак, считаем их за мной. Одна яблогруша, две яблогруши, три...

- Четыре... пять... шесть, – говорили ученики. Им нравился этот процесс.
- Теперь представим, что нужно эти яблогруши поделить... Вот, к примеру, Марципанус, у тебя десять яблогруш, ты должен отдать... э-э-э... – тут учитель посмотрел на классный журнал в поисках ученика. – Э-э-э... Леке, тушканпузику... Сколько у тебя останется?
Буйволк насмешливо посмотрел на маленького тушканпузика и заявил:
- Ха, еще чего не хватало! Буду я там какому-то таракану давать вкусные плоды. Я сам все сожру!
- Я не таракан, – с обидой в голосе возразил Лека.
- Раз я сказал, что ты – таракан, то, значит, таракан! И не спорь, а то я тебе покажу, где ракрабы зимуют! – и Марципанус дыхнул на Леку так, что тот даже отпрыгнул. И не только от страха, но и оттого, что буйволк не чистил зубы и изо рта его страшно воняло.
- Фууу, – только и смог произнести тушканпузик.

- Ха-ха-ха, – довольно засмеялся Марципанус, стуча копытом по парте.
Пришлось учителю вмешиваться.
- А ну, Марципанус, ты что себе позволяешь! – нахмурилась ёжипаха. – Не смей обижать никого! В школе все должны быть дружными. Забиякам здесь не место! И тебе следует культурнее себя вести и быть гостеприимным. Нельзя быть жадным!
- Хо, еще чего, – прошептал буйволк, недобрым взглядом посмотрев на Леку. Тот вообще залез под парту и боялся высунуть нос. – Я с тобой потом разберусь, – пригрозил он. Видимо, у него чесались... копыта для драки.
Тут Бега повернулся к Саше и сказал:
- Смотри, какой нахал. Что он к нашему тушканпузику пристал?

- Ладно, – шепнул ему слонозаврик. – Потом разберемся, не будем мешать вести урок.
Кабаносик тем временем говорил:
- Нужно помнить, что вы учитесь арифметике, чтобы быть справедливыми и честными. Только так вы сумеете завоевать расположение других зверей и птиц, станете уважаемыми. Итак, будем считать, если от десяти отнять пять...
И тут учитель стал на доске чертить цифры и показывать, что будет, если делать операции с вычитанием и прибавлением. Было очень интересно. Никто не обращал внимания на солнце, которое уже к этому часу хорошо припекало. Слонозаврик увлеченно слушал и старательно записывал все в тетрадку. Жирафопотам был немного тугодумом, до него не сразу все доходило, он морщился, сопел что-то под нос, вертел ручку, даже кляксы наставил на листах и, заметив их, размазал по парте.
- Смотри, что ты делаешь, – шепнул ему Лека и своим хвостом быстро протер парту Беге. Тот с благодарностью посмотрел на маленького друга.

Увидев это, буйволк, который не делал попытки понять, а только вертел головой по сторонам и продолжал плеваться из трубки, хмыкнул:
- Ты будешь моим рабом! Чистить мне парту, чесать мне спинку, мыть копыта!
Но тушканпузик проигнорировал эти слова, чем сильно разъярил Марципануса.
- Ну, погоди, я с тобой разделаюсь! – злобно прошипел он.
Слонозаврик покосился на него, но пока вмешиваться не стал. Не хотел отвлекаться на хулигана и пропустить важное пояснение арифметических действий.
Так прошел первый урок. Раздался звонок, и Кабаносик сказал:
- Итак, у вас перемена, можете отдохнуть, размять крылья, лапы, ноги-руки и прогуляться. Не опоздайте на второй урок, – и ёжипаха вышла.

В этот момент Марципанус вылез из-за парты и, подскочив к тушканпузику, замахнулся трубкой.
- Сейчас ты попробуешь горячих пиробуреков! – заревел он, намереваясь ударить Леку. Тушканпузик закрыл глаза, ему было страшно, однако усилием воли он заставил себя не отпрыгнуть, чтобы никто не подумал, что он – трус. Ему не хотелось, чтобы другие школьники потом не уважали его.
Но слонозаврик и жирафопотам не могли допустить, чтобы их друга мог кто-то обижать. Саша хоботом выхватил из копыт Марципануса трубку, а Бега прижал буйволка к парте, да так, что тот не мог шелохнуться и рогами пошевелить.

- Знаешь, нам тоже не нравится, что ты такой нехороший, – негодующе сказал жирафопотам, – но мы не лезем в драку, пока нас не вынуждают к этому!..
- А у меня хобот чешется, чтобы проучить тебя, – добавил Саша, прижимая буйволка сверху к земле. – Знаешь, как я люблю драться с такими, как ты?
Конечно, слонозаврик говорил неправду – он был миролюбивым и добрым, ни с кем не дрался никогда. Но ведь Марципанус этого не знал. Он на себе ощутил силу двух животных и понял, что с ними лучше шутки не шутить.
- Эй, ребята, постойте, – дрожащим голосом произнес он. – Это была всего лишь игра...
- Странные у тебя игры, – заметил Бега. – Нам они не нравятся.
- А меня они сердят, – топнул ногой слонозаврик. Наблюдавшие за происходящим другие звери и птицы одобрительно захлопали.

- Так его, хулигана! Проучите его! – слышались их возгласы. Уж очень сильно достал этот буйволк местных жителей.
Тут до Марципануса дошло, что ему одному против всех школьников не противостоять. Особенно против слонозаврика и жирафопотама. Уж лучше не ссориться.
- Ну, я понял это и больше обещаю так не играть, – испуганно пробормотал он. – Пустите меня...
- И не плюйся, – продолжал Саша, рассматривая трубку. Он не стал ее ломать, а положил рядом с собой – пригодится для чего-нибудь.
- Не задирайся, – подчеркнул Бега, шаркая ногой. – Если услышим от кого-нибудь жалобу на тебя, то берегись! – и он угрожающе хрюкнул.

- Да я понял все, понял! – Марципанус был сильно расстроен.
И буйволка отпустили. Тот встал с земли, отряхнулся, растерянно огляделся, увидел осуждающие взгляды и... вернулся за парту и до конца уроков был спокоен, не шумел и не безобразничал. Он ощутил угрызения совести за то, что творил. Нужно сказать, что этот день изменил его жизнь, он стал более миролюбивым и прилежным.
А тем временем Лека поблагодарил друзей. На что те заметили, что просто обязаны защищать всех маленьких.
- Что здесь происходит? – раздался вопрос. Это прилетел грифокрыс, до которого дошли слухи, что здесь была драка. Он, как администратор, не мог допустить такого безобразия в школе. – Знаете, что за нарушение дисциплины я могу выгнать из школы?
Тут слонозаврик сказал:
- Успокойтесь, уважаемый Крусь-Крусь, все нормально! Ничего не произошло...

- Да, было только недоразумение, но все разрешилось, – поддержал его жирафопотам.
- Это точно, – добавил Лека. Им не хотелось ябедничать.
Грифокрыс с сомнением посмотрел на них: уж не врут ли? В школе всякое может быть... Но тут остальные звери закричали:
- Все хорошо, все проблемы улажены. Мы теперь будем дружить с Марципанусом...
- Правда? – встрепенулся буйволк.
- Правда, – ответил за всех Саша. – Если ты, конечно, не будешь никого задирать.
- Я обещаю, – поклялся Марципанус. – У меня раньше не было друзей, и поэтому я был таким злым... – и это признание все объясняло. Конечно, если нет друзей, как можно быть хорошим?

Все школьники обещали играть с ним и никогда не ссориться.
Но грифокрыс не успокаивался.
- А это что? – спросил он, указывая крылом на трубку, что отнял Саша у буйволка.
- Это? – растерянно переспросил слонозаврик. – Это... э-э-э... не знаю... трубка какая-то... – ему не хотелось говорить, что из нее Марципанус стрелял в школьников. Это уже было бы нечестно к новому другу.
- Хо, дай-ка мне ее, – попросил Крусь-Крусь. Слонозаврик подал ему трубку. Тот долго вертел ее, рассматривал, а потом говорит: – Хм, из нее получится отличная подзорная труба. Я добавлю сюда линзы, которые увеличивают все, и мы сможем по ночам смотреть на Луну и звезды. У нас теперь будет новый урок – урок астрономии! Я приготовлю программу учебы...

Эта идея пришлась всем по вкусу, особенно Саше, мечтавшему стать астрономом, и звери и птицы закричали:
- Ураааа! Мы будем изучать звезды! Это здорово!
Даже Марципанус улыбнулся. Ему было приятно, что из его трубки сделают полезный инструмент. Лека ему прошептал: «Ты хорошую вещь, оказывается, принес в школу, молодец!»
Крусь-Крусь довольно закашлял и, посмотрев на часы, встрепенулся:
- Ой, уже урок!
И стал звенеть в колокольчик, призывая сесть за парты.

Вернулся Кабаносик, и началось новое занятие – география. Знаете, очень интересный предмет – это о разных странах, морях, горах, пустынях и жителях. И слонозаврику было совсем не скучно.
И они начали учить стихи про географию:
- Вот река течет из гор,
Там ледник рукав простер.
Вот долина, что внизу,
Там пастух пасет козу.
Что в пустыне – океан?
То – оптический обман!
Там воды ни капли нет,
Вот таков тебе ответ.
Снега в Арктике полно,
Не сыграешь в домино.
Солнце там совсем не жжет,
Белый там медведь живет...

Вот так началась школьная жизнь Саши и его друзей. Ну, а как шла учеба дальше, так это в следующей истории.
(4.09.2008)


Рецензии