Угреша в истории России

Места, где расположен подмосковный Николо-Угршеский монастырь, обитаемы с древнейших времен. Близость реки, плодородная почва в ее пойме, заливные луга, девственные леса издавна привлекали сюда славянские племена. В ходе археологических раскопок в Томилинском лесопарке, проведенных в 1950-е гг. при строительстве испытательного полигона, было открыто Дьяковское городище. Извлеченные из земли предметы домашней утвари, фрагменты посуды, женские украшения представлены в фондах Люберецкого краеведческого музея. Наши предки вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. О той далекой эпохе напоминают курганы в окрестных лесах - языческие захоронения славян-вятичей. Первые культурные слои Дьяковского городища относятся к IV в. до Р.Х., последние - к XI в. после Р.Х. Далее на два-три столетия прерывается связь времен: не дошли до нас сквозь толщу веков ни предметы, ни предания о жизни людей в ту эпоху, хотя славяне, несомненно, продолжали обитать в этой местности.

С основанием Москвы и усилением ее роли в формировании и развитии единого Российского государства получили известность и близлежащие территории. В духовных грамотах великих князей московских с 1328 г. упоминаются села Остров, Ориненское, Капотенское и другие. В 1356 г. великий князь Иван Иванович Красный завещал эти владения своему старшему сыну, Дмитрию Ивановичу, основавшему в 1380 г. Николо-Угрешский монастырь. Духовный писатель Д.Д. Благово, автор обстоятельных исторических исследований нашего края, в своей книге “Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужского монастыря” так пересказывает дошедшее с тех времен предание: “на том месте, где икона возле Николаевского собора (у нынешней Никольской часовни - прим. автора), там явилась великому князю московскому Дмитрию Иоанновичу икона святителя Николая над сосною в звездном сиянии в то время, когда великий князь вел свои войска на приближающегося врага Руси - Мамая, и смущаемый сомнениями насчет исхода войны, он был так обрадован видимым явлением благоволения Божия, что воскликнул, внезапно оживленный надеждою, что сия вся Угреша сердце его, отчего с тех пор и место, где было явление, прозывается Угреша. На возвратном пути, после Куликовской битвы и славной победы над врагом, когда великий князь снова пришел на место, ознаменованное чудесным явлением иконы, совершено было молебное пение, и велел Дмитрий Иоаннович воздвигнуть храм во имя святителя Николая и устроить обитель иноческую”. В книге Д.Д. Благово приведен и полный текст предания на церковнославянском языке. Прочесть его можно также в брошюрах “Святитель Николай на Угреше”, “Дмитрий Донской на Угреше”, “Обитель на Угреше”.

Предание об основании монастыря подтверждается Пискаревским летописцем, который повествует о походе Дмитрия Донского:”И совокупився со всеми князьями русскими и со всею силою и поиде противу их (татаро-монголов - прим. авт.) вборзе с Москвы хотя оборонити своей отчины. И прииде на стан на место Угрешю, где ныне монастырь стоит, и тут ему явися Никола и хваля его совет и хождение на безбожново Мамая, и с того времени ста монастырь на Угреше“. Существует и та самая чудотворная икона Николая Чудотворца, которая “сошла сама с высоты в честные руки князя” и в течение пяти с половиной столетий была главной святыней обители. Ныне икона хранится в фондах Третьяковской галереи. Специалисты относят время ее написания ко второй половине XIV века.

Дмитрием Донским, предположительно, были отданы во владение Угрешскому монастырю некоторые ближайшие села, дарована честь иметь подворье в Кремле, расположенное у теперешней Петровской башни, и из великокняжеской казны выделены средства на строительство каменного храма. Вероятно, возведение собора началось уже в следующем 1381 году. Скорее всего, это был однокупольный небольшой белокаменный храм с позакомарным покрытием - один из самых ранних каменных храмов в Московии. В середине XIX века при перепланировке монастырской площадки под метровым слоем земли был открыт четырехугольный фундамент этого древнего собора, неизвестно когда разрушенного или разобранного. На его месте в 1880 г. в день 500-летия обители был заложен величественный Преображенский собор.

Первое документальное упоминание о Николо-Угрешском монастыре относятся к 1430-м годам. Это собственноручная надпись угрешского игумена Ионы в книге “Жития святых”, которую он переписывал по благословению игумена Зиновия, настоятеля Троице-Сергиевой лавры. Следующее упоминание об Угреше относится к 1479 году: Новгородская летопись повествует о трагических событиях 9 сентября, когда в 6 часов вечера в Кремле у церкви митрополита Петра Чудотворца, что на Угрешском подворье под горою, вспыхнул пожар, который мгновенно распространился на соседние деревянные постройки. Великий князь Иван III с сыном выехали верхом на тушение пожара, продлившегося до 4 часов утра.

С уверенностью можно предположить, что существовала дорога из Москвы в Рязань, проходящая через Угрешу. Об этом косвенно свидетельствует такой исторический факт, отмеченный в Воскресенской летописи: когда зимой 1497 г. великая княгиня Анна Васильевна Рязанская, сестра Ивана III Васильевича, возвращалась к себе из Москвы, великий князь Московский посылал своего брата Юрия Васильевича провожать сестру до Угрешского монастыря.

О возрастающей роли Угреши в конце XV - XVI веке не только в церковных, но и в важных государственных делах, свидетельствуют все более частые упоминания обители и ее настоятелей в письменных источниках: десяти летописях, духовных и жалованных грамотах московских государей, постепенных списках. Показательно, что четыре игумена в этот период были возведены в епископский сан. Из летописей мы узнаем, что 16 ноября 1491 г. угрешский игумен Авраамий был хиротонисан Московским митрополитом Зосимой в епископа Коломенского. Игуменом на Угреше стал старец Силуан, который 4 мая 1493 г. был хиротонисан в епископа Крутицкого. В 1495 г. епископы Авраамий и Силуан присутствовали на торжествах по случаю возведения на кафедру митрополита Московского Симона. 14 февраля 1520 г. угрешский игумен Тихон был посвящен митрополитом Московским Варлаамом в сан епископа Коломенского. Другой угрешский игумен Тихон (Хворостинин) в июле 1575 г. был хиротонисан в архиепископа Казанского и Астраханского.

Николо-Угрешский монастырь сыграл значительную роль как оборонительная крепость, был одним из самых укрепленных форпостов на опасных юго-восточных подступах к Москве. Имея прямые оси видимости с церквями в селах Остров, Беседы и Петровское, он входил в главную дозорную систему столицы. Предположительно, к XV веку относится строительство первых каменных крепостных стен с щелевидными окнами-бойницами, а также белокаменных Государевых и Патриарших палат, крытых тесом и имевших слюдяные оконца. Монастырь не раз подвергался он нападениям врагов и разорению в период татаро-монгольского ига, польской интервенции, страдал от крестьянских восстаний и стрелецких бунтов.

В 1521 году войска крымского хана Магмет-Гирея после завоевания Казани и опустошения рязанских и коломенских земель сожгли село Остров и соседний с ним Николо-Угрешский монастырь. При пожаре 1521 г. на Угреше сильно пострадал каменный храм. Об этом имеются сведения в “Типографской летописи”: “... Монастырь святаго чудотворца Николы на Угреше пожгоша, церковь же падеся от великого пожара”. Другая подробность о нашествии Магмет-Гирея на Угрешу содержится во Владимирской летописи: “... у церкви каменной верх завалися”. Эти сведения могут относиться как к Никольскому собору, так и к древнейшему каменному храму, построенному при Дмитрии Донском. События 1521 г. отражены в “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина (всего в этом труде Угреша упоминается в 10 эпизодах - прим. авт.) и в “Истории Москвы” И.Е. Забелина, который писал: “Когда пришли вести о приходе Магмет-Гирея и о том, что татары уже воюют около Николы-на-Угреше, сидящие в осаде москвичи в церквах и в домах, и по келиям стали воссылать непрестанные усердные молитвы об избавлении о приходящей скорби... И во время общего молитвенного настроения в Москву пришли вести, что татары, никем не гонимые, побежали от города”.

В “Летописи царствования царя Иоанна Васильевича”, на которую опирался Н.М. Карамзин и другие историки, неоднократно упоминается Угреша. Эта летопись рассказывает о том, что в 1546 г., когда пронесся слух, будто крымский хан Девлет-Гирей собирается совершить набег на Московское государство, шестнадцатилетний царь Иван IV Васильевич Грозный решил сам возглавить войско. 6 мая, перед отъездом в свой стан, он отправился по Москве-реке на судах на богомолье в Угрешу, а оттуда отплыл в Коломну, где простоял до августа в ожидании нападения татар, которое так и не состоялось.

Может быть, это было и не первое посещение Угреши Иваном Васильевичем, т.к. он мог ребенком приезжать сюда на богомолье с отцом, великим князем Василием III Ивановичем. Известно, что в мае 1519 г. Василий III выехал из Москвы на Угрешу, а оттуда в свою родовую вотчину, село Остров. Событие, правда, случившееся задолго до рождения Ивана IV, упоминается в Никоновской летописи.

В 1572 г. овдовевший Иван Васильевич Грозный собрался жениться в четвертый раз на боярышне Анне Григорьевне Васильчиковой. Поскольку по православным законам венчаться можно было лишь трижды, для решения этого вопроса в Москве был созван Собор, на котором присутствовал угрешский игумен Тихон (Хворостинин): он 11-м подписался под разрешительной грамотой, данной царю. Интересно, что по этому случаю был составлен первый Постепенной список, определяющий место самых влиятельных, так называемых степенных, обителей в своеобразной духовной иерархии. Игумен Тихон значился в списке на высоком 13-м месте. В 1589 г. царь Федор Иванович решил учредить в России патриаршество, для чего созвал Великий собор, в котором в числе других принял участие угрешский игумен Лаврентий, подписавшийся под решением собора 36-м в соответствии со своим местом в новом Постепенном списке. Он же участвовал в избрании патриарха Иова и его интронизации. Отметим, что и 36-е место игумена Лаврентия весьма почетно, ведь монастырей на Руси было несколько сотен (известно, что накануне реформы 1764 г. действовало 953 монастыря. - прим. авт.). В 1598 г. на грамоте Великого собора об избрании царем Бориса Годунова имеется подпись угрешского игумена Елиазара. Как видим, в XVI веке настоятели Николо-Угрешского монастыря имели довольно высокие ранги в церковной иерархии и участвовали в важнейших государственных событиях.

В середине XVI века Свято-Никольский Угрешский монастырь был уже богат и широко известен, имел вотчины под Москвой, Коломной, Переяславлем и Костромой: всего 14 сел и деревень с приселками и угодьями, среди которых село Капотня с деревнями Гремячево, Кишкино и Денисьево. К монастырю были приписаны две пустыни: Предтеченская Дюдиковская в предместье Вологды и Леонидовская в Тотемском уезде, иначе именуемая Спасо-Николаевским Ефремовым монастырем. Монастырские владения расширялись не только за счет имений, пожалованных великими князьями и царями, но и за счет приобретения земель. Так в начале 1540-х годов игумен Зиновий подписался под купчей на села Сьяново и Хонятино. Монастырь вел активную хозяйственную деятельность, которая обеспечивала его благосостояние. Московские государи даровали обители своими жалованными грамотами особые привилегии. Первый из сохранившихся документов - это так называемая Опасная грамота, которой запрещалось ездить без позволения в монастырские леса и рощи и производить там порубку. Она пожалована 26 января 1545 года Иваном IV и подтверждена им в 1551 г., а в 1563 г. ее подтвердил его сын, царь Федор Иванович. Опасная грамота интересна тем, что в ней дано описание владений обители.

Николо-Угрешский монастырь вел широкую торговлю своими товарами. В 1567 г. царь Иван Грозный даровал обители беспошлинную грамоту, дающую право свободно торговать по всей России, кроме Нижнего Новгорода, и также беспошлинно ловить рыбу на Волге. В 1599 г. грамоту подтвердил царь Борис Годунов, а в 1606 г. - царь Василий Шуйский, при венчании на царство которого присутствовал угрешский игумен, имя которого неизвестно: вместе с двумя архимандритами он подавал на золотом блюде Животворящий крест.
В конце XV - XVI веке Угреша играла уже заметную роль в политической, церковной и экономической жизни Московского государства, а также в обороне Москвы от вражеских набегов.
Однако “золотой век” Угреши наступил позже - в XVII столетии. Его начало называют “смутным временем”. Угреша находилась в самом эпицентре трагических событий. Именно здесь обрел свое первое пристанище бежавший из Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который стал позднее Лжедмитрием I. Самозванец короновался на русский престол в 1605 г. вместе со своей женой Мариной Мнишек. В 1606 г. Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками во главе с Василием Шуйским.

Во время крестьянской войны 1606-1607 гг. на Угреше располагался один из лагерей предводителя мятежников, крестьянина Ивана Болотникова. Восстание получило широкую поддержку окрестных жителей. В обители в ту пору попеременно хозяйничали то повстанцы, то войска Василия Шуйского. После подавления восстания многие его участники, ожидавшие решения своей участи, содержались в подземельях древнего Никольского храма.

В 1610 г. на Угреше поселился Лжедмитрий II. Вскоре сюда приехала и Марина Мнишек, признавшая нового Самозванца “чудом спасшимся мужем”. К тому времени Лжедмитрий II стал врагом короля польского и шведского Сигизмунда III, который намеревался возвести на русский престол своего сына, королевича Владислава. На Угреше Самозванец принимал послов коронного гетмана польского Станислава Жолкевского, убеждавших Лжедмитрия отказаться от притязаний на царство, обещая ему в удел Самбор и Гродно. На это Самозванец гордо ответил: “Скорее соглашусь просить хлеба у холопа, чем милости у короля”. “Тут Марина вбежала в горницу, пылая гневом, - пишет Н.М. Карамзин в “Истории государства Российского”, - злословила, поносила короля и с насмешкой примолвила: “Теперь слушайте мое предложение: пусть Сигизмунд уступит царю Дмитрию Краков и возьмет от него, в знак милости, Варшаву!” Переговоры едва не закончились кровопролитием у стен обители. Однако, видя превосходство пятнадцатитысячного войска гетмана над дружиной Самозванца, сподвижник последнего, польский воевода Ян Петр Сапега “выехал из рядов, снял шапку перед Жолкевским, дал ему руку в знак братства - и через несколько часов все усмирилось”. 26 августа 1610 г. Лжедмитрий II, покинутый своими основными союзниками, бежал в Калугу, где вскоре был убит.

11 сентября 1610 г. угрешский игумен Иона, по словам Никоновского летописца, “муж разумный и грамоте досужий”, направился в Польшу в составе русского посольства во главе с митрополитом Ростовским Филаретом, будущим патриархом. Посольство собиралось предложить юному королевичу Владиславу перейти в православие и принять венец русского царя. Однако Сигизмунд III, который теперь сам претендовал на русский трон и хотел насадить на Руси католичество, отправил русских посланников в заточение в Киев. Игумен Иона не дожил до освобождения.

В 1611 г. Угреша стал одним из центров сопротивления польской интервенции. 27 марта сюда сошлись дружины Первого земского ополчения: войска Прокопия Ляпунова из Коломны, Ивана Заруцкого из Тулы, а также воинство князей Трубецких и Волынских. 28 марта объединенные дружины двинулись к опустошенной пожаром Москве.

После окончания смуты Николо-Угрешский монастырь вновь возрождается, его постройки быстро обновляются. Юный царь Михаил Федорович Романов в 1613 г. подтвердил жалованные грамоты, данные обители его предшественниками. 5 мая 1614 г. государь со свитой впервые посетил Угрешу, где состоялось освящение храма - предположительно, восстановленного и обновленного собора во имя святителя Николая. Это был первый Угрешский поход.

В особых летописных книгах - Дворцовых Разрядах и Выходах Государей - упоминается 9 посещений Угреши царем Михаилом Федоровичем. Угреша стала называться “царским монастырем”, “государевым богомольем”. Как правило, Угрешские походы совершались на Николин день 9 мая или накануне. Так было в 1616, 1620, 1622, 1623, 1625, 1628 и 1629 годах. Исключением стало паломничество 14-16 июля 1634 года. Обычно государь стоял на литургии, потом, откушав праздничную трапезу, отбывал на отдых в свое потешное село Остров или возвращался в Москву. В 1616 г. в свите царя Михаила Федоровича был князь Дмитрий Михайлович Пожарский, герой войны с польскими интервентами, прославленный предводитель Второго земского ополчения. Его род был включен в синодик монастыря.

Особенно знаменателен Угрешский поход 1620 г., когда государь пожелал идти на Угрешу пешком. Его мать, инокиня Марфа Ивановна, и вся свита: бояре, окольничьи, стольники - тоже шли пешком, и лишь некоторые московские дворяне ехали за царем на лошадях. Царь совершал пешее паломничество по обету, данному в честь освобождения своего отца, патриарха Филарета, из восьмилетнего польского плена. Сохранились письма Михаила Федоровича и Марфы Ивановны патриарху Филарету, написанные во время этого Угрешского похода. 8 мая, находясь неподалеку от монастыря, царь писал: “... по вере нашей ... радостен и удобошествен путь показался; разумехом бо, яко молитвы ваши шествуют с нами, и благословение вашего преподобия зело облегчевает нам прехождение... и неже обещахомся дойти честныя лавры великого во святителех и чудотворца Николы, уж близь есьмя, паче же и надеемся праздновати светло в радости духовней...”

28 сентября 1645 г. угрешский игумен Дионисий участвовал в венчании на царство Алексея Михайловича. Новый государь подтвердил в 1646 г. жалованные грамоты Николо-Угрешского монастыря. Он весьма благоволил обители и часто бывал здесь. В Дворцовых Разрядах и Выходах Государей сохранились записи о 13 Угрешских походах. В 1647, 1648, 1652, 1653, 1657, 1663, 1664, 1669, 1671 гг. царь посещал Угрешу на Николин день, обычно прибывая еще накануне. В 1661 г. Алексей Михайлович приходил в монастырь 2 мая, а в 1662 г. - 29 апреля. Интересно описание последнего Угрешского похода этого государя в мае 1675 г., за год до его кончины. 14 мая царь отправился в село Остров и на Угрешу. Ему сопутствовали бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки, стольники, походные стряпчие и многочисленная челядь. Государь ехал в английской карете, запряженной шестью гнедыми лошадьми, с ним сидели князья Яков Никитич Одоевский и Михаил Юрьевич Долгорукий. Ехали еще запасной и постельничий возки, за которыми шли вооруженные стрельцы и стрелецкие военачальники - головы и полуголовы. Далее следовал обычный обоз: на телегах ехали ключники, чарочники, стряпчие из всех дворцов. Поход продолжался 5 дней. 19 мая в 7 часов вечера царь вернулся в Москву.

Не все царские выезды на Угрешу упомянуты в Дворцовых Разрядах и Выходах Государей. Из “Жития” протопопа Аввакума, главы раскольнического движения, известно, что Алексей Михайлович побывал в монастыре в 1666 году. 13 мая по решению Собора мятежного протопопа и двух его единомышленников предали анафеме и вывезли из Москвы на телеге. “... Повезли нас ночью на Угрешу к Николе в монастырь... - писал Аввакум, - Везли ... болотами да грязью, чтоб люди не сведали... Держали меня у Николы 17 недель... И царь приходил в монастырь, около темницы моея походил и, постонав, опять пошел из монастыря. Кажется потому и жаль ему меня, да уж на то воля Божия так лежит”. В июле следующего 1667 г. мятежный протопоп вновь дважды кратковременно сидел в заточении на Угреше. Два раза: в начале июля и в августе 1667 г. Аввакума с двумя староверами, Лазарем и Епифанием, содержали также на Угрешском подворье в Кремле, где раскольников тщетно уговаривали отказаться от своих убеждений. 26 августа 1667 г. государь подписал указ об их высылке в суровый северный Пустозерск.

Самое важное посещение Угреши царем Алексеем Михайловичем состоялось 11 июня 1668 г., когда он прибыл сюда вместе с тремя вселенскими патриархами: Московским - Иоасафом, Антиохийским - Макарием и Александрийским - Паисием. У Святых ворот царя встретил игумен Викентий в торжественном облачении, дьяконы с кадилами и другие члены братии. Алексею Михайловичу подносили крест и кропили святой водой. Придя в церковь, царь прикладывался к чудотворной иконе святителя Николая и местным иконам, потом принимал благословение трех патриархов. Торжественную литургию служили святейшие Иоасаф и Макарий, а также митрополит Сарский и Подонский Павел и настоятели нескольких монастырей. Святейший Паисий не служил, а стоял рядом с царем в храме. По окончании богослужения Алексей Михайлович отбыл с патриархами на трапезу в село Остров.

В монастырской ризнице хранились богатые царские вклады: вышитый золотом воздух, два покровца из красного бархата, унизанные мелким жемчугом, напрестольный восьмиконечный серебряный крест с 16 частицами мощей, позолоченный и украшенный крупным жемчугом, рукописные книги “Толковый Апостол” и “Житие и Чудеса Святителя Николая в лицах” с иллюстрациями, раскрашенными и прописанными золотом. Примечателен вклад, сделанный в 1664 г. дьяком Богданом (Захарией) Силиным - икона “Алексия, человека Божия” кисти Симона Ушакова. Еще одна икона - “Спаса Всемилостивейшего” - была написана в 1672 г. этим известнейшим мастером на Угреше. Были здесь и другие иконы древнего письма: “Спас Нерукотворный” (предположительно кисти Андрея Рублева - прим. авт.), “Положение во гроб Спасителя”, “Богоматерь Владимирская”, “Святой Иоанн Предтеча”. Чтились прихожанами иконы “Богоматерь Угрешская” (“Взыграние”) и “Одигитрия” (Смоленская), славившиеся чудесными исцелениями. Особенно почиталась бесценная реликвия обители - икона Святителя Николая, явившаяся великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому, а также позолоченный ковчег с частицей мощей святителя Николая.

В правление царя Алексея Михайловича Угреша достигла наибольшего расцвета. В монастырском владении находилось около 40 селений, где числилось более 3700 крепостных. В синодике значилось 26 княжеских, 53 дворянских рода и 12 родов старцев из разных уголков России. Об общерусской известности монастыря свидетельствует то, что рядом с такими знаменитыми родами, как Волконские, Трубецкие, Голицыны, Вяземские, Мстиславские и Шуйские, значатся имена людей самого разного звания: дьяков Горохова, Максимова и Дурова, старицы Каптелины, духовенства, купцов и крепостных крестьян, внесших свою лепту на обитель. Только благодаря синодику и дошли до нас их имена.

Монастырь, окруженный белокаменной стеной высотой около 3 метров и протяженностью около 700 метров, отражался в водах четырех прудов, расположенных по руслу речки Угреши. На Святых воротах были установлены две иконы в железных киотах - Святителя Николая и Живоначальной Троицы. Южные ворота выходили к пристани, что на Москве-реке. С внешней стороны над ними находился Деисус с изображением Господа Саваофа и святых, а с внутренней стороны - икона Рождества Богородицы. Над стенами возвышался покрытый железом Никольский собор с главой, крытой жестью, и колокольня, устроенная над церковью Спаса Нерукотворного. Блестели на солнце слюдяные окошки узорных Государевых и Патриарших палат, купола каменной Успенской церкви, которую называли еще Крестовой или “что у Государя на сенях”. В трапезной при этой церкви царь иногда угощался во время Угрешских походов и потчевал братию. Немало было и других каменных построек в обители: братские кельи, две гостиные палаты, погреб, квасоварня, поварня, две житницы. За территорией монастыря находились выстроенные из дерева скотный и конюшенный дворы, избы монастырской слободы. В монастыре плодоносили фруктовые сады, в прудах разводили рыбу.

Беды также не обошли Угрешу стороной. В 1655 году во время эпидемии чумы скончалось более 50 насельников, в том числе проживавшие на покое митрополит Сильвестр, архимандриты Ферапонт, Илия и Серапион. По этой цифре можно оценить численность братии. Известно, что в Саввино-Сторожевском монастыре два моровых поветрия унесли тогда жизни 130 из 300 монахов. Исходя из примерно такой же смертности, можно заключить, что в Николо-Угрешском монастыре проживало более 100 монахов и послушников.

В течение 15 лет после смерти царя Алексея Михайловича Угрешский монастырь не терял своего влияния. Хотя сведений о паломничествах сюда царя Федора Алексеевича не сохранилось, известно, что при его венчании на царство 16 июня 1676 г. игумен угрешский Герасим (Гордеев) подавал скипетр патриарху. Во время венчания на царство малолетних царей Петра и Ивана 25 июня 1682 г. настоятель Угрешской обители Иосиф (Шохнев) вместе с архимандритом Андроньева монастыря Авраамием подавал бармы царя Ивана.

Петр I был последним русским государем, посещавшим обитель. 2 мая 1683 г. 11-летний царь вернулся в Москву из Угреши в третьем часу ночи. 27 апреля 1690 г. 18-летний Петр Алексеевич отправился до Угреши по Москве-реке на знаменитом Измайловском боте. Впереди плыли стрельцы на лодках, а за царским парусником следовали бояре, царедворцы и иноземцы на гребных судах. На закате флотилия причалила к берегу близ монастыря. 2 мая царь вернулся в Москву. В 1691 г. Петр I совершал в бурную погоду прогулку по Москве-реке до Угреши на яхте.

Итак, на XVII век стал периодом наивысшего расцвета Угреши, ее “золотым веком”. Достигло своего пика влияние обители на политическую, религиозную, культурную и экономическую жизнь России, что подтверждается участием настоятелей в важнейших государственных событиях, частыми паломничествами царей, высшего духовенства, а также князей, дворян и людей разных сословий со всей Руси, значительным расширением владений монастыря, увеличением количества святынь обители, в числе которых замечательные иконы, написанные Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым. С окончанием “смутного времени” и укреплением мощи Российского государства значение монастыря как оборонительного сооружения стало постепенно утрачиваться.

Церковные реформы, проведенные Петром I в первой четверти XVIII века, положили начало периоду оскудения Николо-Угрешского монастыря после трехсотлетнего процветания и общероссийской известности. Было упразднено патриаршество, а для управления церковными делами в 1721 г. введена особая духовная коллегия - Святейший Синод, функции, цели и задачи которого определялись Духовным Регламентом. В числе подписавших этот документ был престарелый угрешский игумен Феофан. В Прибавлении 1722 г. на довольно высоком 22-м месте значится подпись его преемника - игумена Варлаама (Овсянникова).

В результате реформ в числе других обителей Николо-Угрешский монастырь лишился царского покровительства, льгот по сборам и податям. Прежние владения были формально оставлены за монастырем, но возможности распоряжаться доходами с них значительно уменьшились. С переносом столицы в Петербург монастырь стал гораздо реже посещаться знатью и высшим духовенством, получал все меньше пожертвований. Обитель постепенно беднела, чему способствовала также частая смена настоятелей: 39 человек за 1700-1833 годы. Нередки были злоупотребления, расточительство и своеволие управителей, келарей и подьячих, жестокое обращение с крепостными крестьянами, несправедливые доносы и другие недостойные духовных лиц интриги, падение нравов монашествующих. Игумен Аарон за соучастие в краже, случившейся в 1825 г., был отстранен от должности, лишен сана и сослан.

Братия монастыря уменьшалась. В 1713 г. при игумене Мефодии здесь было 33 насельника, в основном немолодого и старческого возраста. Эти данные взяты из Ландратской книги, где описана также Угрешская слобода, в которой было 28 дворов и проживало 89 лиц мужского пола (женщины тогда не учитывались). Поселение по тем временам было немаленькое: например, из указа царицы Елизаветы 1753 г. следует, что в селах Ново-Преображенское и Люберцы вместе числилось 216 душ мужского пола.

Строения обители пришли в ветхость, чему способствовали недостаток средств на ремонт и порча в результате стихийных бедствий. Настоятель Варлаам (II) трижды в 1737-1739 гг. подавал духовным властям доношение об этом. Трижды приезжал в монастырь архитектор Иван Мичурин, все осматривал и представлял сметы, но денежные средства были выделены только в 1842 г. после обращение игумена Ионы с прошением к царице Елизавете. В ходе работ многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными. В 1754 г. при игумене Илларионе (Завалевиче) на Угреше была построена часовня возле Святых ворот. В 1758 г. по проекту архитектора Ивана Жеребцова начато строительство колокольни.

В 1763 г. при игумене Гедеоне братия состояла из 23 человек. В том году сделали опись монастырских строений, где было отмечено, что в церкви Спаса Нерукотворного богослужения не ведутся из-за ветхости. Две другие каменные церкви - Никольская и Успенская - находились в довольно хорошем состоянии. Колокольня оставалась недостроенной.

В ходе церковной реформы 1764 г. все монастырские имения отошли к казне, более 60% обителей были закрыты, а для остальных учреждены классы и штаты. В монастырях третьего класса, к которым причислили Николо-Угрешскую обитель, количество монашествующих вместе с настоятелем не должно было превышать 12 человек. На их содержание из государственной казны ассигновалось 950 рублей в год. Это втрое меньше, чем получал монастырь до реформы. В собственности обители осталась только земля в черте ее стен и немного за их пределами.

В 1771 г. в связи со строительством Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова, которое не было завершено, прекратило свое существование Угрешское подворье в Кремле. В том же году во время страшной эпидемии чумы в Николо-Угрешском монастыре был открыт лазарет и позднее приют для содержания нищих, бездомных и сирот. В 1778 г. по именному распоряжению императрицы Екатерины II на обустройство и ремонт зданий Николо-Угрешского монастыря, еще более обветшавших во время эпидемии, была выделена значительная сумма - 9835 рублей 20 копеек. Вероятно, на эти средства была достроена колокольня. 7 февраля 1781 г. архиепископ Московский Платон (Левшинов) заново освятил обновленную Успенскую церковь. В 1782 г. отреставрирован Никольский собор.

 Сведения о Николо-Угрешском монастыре в конце XVIII - начале XIX века довольно скудны и относятся в основном к малозначительным постройкам. В 1810 г. на пожертвования купца Федора Ивановича Крутицкого при Успенской церкви была устроена трапезная. Во время Отечественной войны 1812 г. ризницу Николо-Угрешского монастыря вывезли в Вологду. Обитель была занята конным отрядом французов, которые значительных разрушений не произвели. В 1820 г. построили новый деревянный странноприимный дом для паломников. В 1827 г. пришлось разобрать обветшавшие братские кельи, а камень и кирпич использовать на починку других строений и ограды.

Однако вопреки всем нестроениям Николо-Угрешская обитель не прекратила своего существования. Здесь даже велось новое строительство, пусть и не очень значительное. К началу XIX века увеличилось число святынь Николо-Угрешского монастыря. Сюда был доставлен деревянный гроб преподобного Николы Святоши, черниговского князя, преставившегося в конце XII века. В начале XIX века графиня Румянцева-Задунайская пожертвовала в монастырь старинную икону “Успение Пресвятой Богородицы”, принадлежащую ее покойному мужу, фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому, который брал этот образ во все свои военные походы.

В 1833 г. на Угреше осталось всего 10 насельников, среди которых собственно монашествующих было 6 человек. Стоял даже вопрос об упразднении обители и приписке строений к соседней церкви в селе Капотня. Но Бог судил иначе. В марте 1834 г. на Угрешу прибыли новый настоятель Иларий и его молодой послушник Петр Дмитриевич Мясников, происходивший из семьи вологодских купцов. Они нашли обитель в очень запущенном состоянии: через тесовые крыши ограды и некоторых строений свободно пролетали птицы. На Угреше Петр, который отличался нравственной чистотой, особой сметливостью и исполнительностью, принял сразу несколько послушаний: состоял одновременно келейником, трапезным, погребничим, келарем и свечником. 26 марта 1838 г. игумен Иларий постриг Петра, дав ему имя Пимена, что означает “пастырь”. В начале 1839 г. монах Пимен был посвящен в иеродиакона, в 1840 г. - в иеромонаха, а в 1844 г. его утвердили в должности казначея.

Простосердечный и доверчивый игумен Иларий гораздо больше радел о духовной жизни вверенной ему братии, чем о хозяйственных делах обители, которые легли в основном на плечи отца Пимена. Угреша постепенно восстанавливалась, благодаря его сметливости, архитектурному и организаторскому таланту, умению привлекать благотворителей, на которых он производил необыкновенное впечатление своим природным обаянием и каким-то особым духовным светом, словно исходившим изнутри. К октябрю 1840 г. не только здания, ранее существовавшие в обители, были приведены в порядок, но и освящена новая церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, устроенная во втором ярусе колокольни на пожертвования московского купца Ивана Петровича Пятницкого. В 1843 г. заново освящен митрополитом Московским Филаретом реконструированный Никольский собор. В 1849 г. на пожертвования московской купчихи Анисьи Михайловны Зубовой храм был заново расписан.

16 сентября 1851 г. придел к Успенской церкви во имя Марии Египетской, построенный на средства московской купчихи Марии Григорьевны Александровой, был торжественно освящен митрополитом Филаретом при большом скоплении народа: за длинными столами была устроена трапеза на 8000 человек. Супруг Марии Григорьевны, Павел Матвеевич Александров, очень подружился с отцом Пименом и стал щедро благотворить За 10 лет Александровы пожертвовали очень крупные средства - около 400 рублей.

10 августа 1852 года обновленная Успенская церковь была вновь освящена при еще большем скоплении народа: вся территория монастыря была усеяна густой толпой, а трапеза была приготовлена на 12000 человек. Это свидетельствует о том, что известность Угрешской обители росла с каждым годом.

В ноябре 1852 г. слабый здоровьем игумен Иларий по собственному прошению был уволен на покой. Настоятелем Николо-Угрешского монастыря был назначен отец Пимен, который стал прилагать еще большие усилия к возрождению прежней славы обители совершенствованию духовной жизни в ней. Начался своеобразный “серебряный век” Угреши.

Преподобный Пимен был убежденным сторонником более строгого общежительного устава в монастыре, когда все средства обобщались, из казны монахам выдавались деньги на выполнение послушаний и поручений, они снабжались монахов всем потребным за счет обители, что избавло от необходимости заботиться о вещественном. Настоятель участвовал в общей трапезе с братией. 16 октября 1853 г. Николо-Угрешский монастырь стал общежительным, благодаря стараниям отца Пимена и пожертвованиям П.М. Александрова. Открывая общежитие, митрополит Филарет одновременно возвел преподобного Пимена в сан игумена.

Под руководством преподобного Пимена Николо-Угрешский монастырь преображался на глазах. В 1854 г. была построена на средства Александровых трапезная церковь во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. В 1855 г. Святые ворота надстроены шатровой башенкой и совершено освящение водопроводного канала у южных Водяных ворот. В 1855-1857 гг. возведен двухэтажный первый братский корпус на 48 келий. 14 июля 1857 г. был заложен больничный корпус с церковью во имя иконы Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радости”. Освящение храма произошло 24 июля 1860 года. Больница была первоначально рассчитана на 12 коек, но их количество в случае необходимости можно было значительно увеличить.

В конце 1850-х годов возведен второй братский корпус, где помимо келий и хозяйственных помещений располагалась богадельня, где первоначально на пожертвования П.М. Александрова содержалось 10 старцев. В 1855 г. начали разбирать старую обветшавшую ограду с северной стороны. Возведение стен закончилось в 1866 году, когда была завершена сияющая белизной Палестинская (Иерусалимская) стена со стороны дороги на Москву. Это уникальное сооружение построено по мотивам изображения городов на русских иконах и символизирует Иерусалим. Общая протяженность ограды высотой 15-19 м, имеющей 16 башен в древнерусском стиле и 8 ворот, составила 1700 м. На значительно расширенной территории обители оказались два пруда из четырех - средний и нижний.

Весной 1859 г. был заложен скит и деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, которую освятил 15 сентября 1860 г. митрополит Филарет. Это было его последнее посещение Угреши. Скит строился в основном на средства купца Петра Ивановича Куманина, подхватившего “эстафету” благотворительности от ушедшего из жизни Александрова. Всего Куманин пожертвовал на обитель 110 тысяч рублей. В скиту был принят особенно строгий устав. Женщины допускались туда лишь дважды в год: 26 мая/8 июня (в день кончины Куманина) и 29 июня/12 июля (в день храмового праздника).

В 1858-1859 гг. велись работы по перестройке колокольни, которая стала шестиярусной и достигла высоты 79 метров. На колокольне тогда имелось 11 колоколов, позднее их число колоколов увеличилось до 18. Самый большой колокол “Благовестник” весом около 20 т. находился в третьем ярусе. Высокая стройная колокольня стала украшением архитектурного ансамбля Николо-Угрешского монастыря, звон ее колоколов был слышен далеко окрест.

Кипучая деятельность преподобного Пимена принесла достойные плоды. Доходы Николо-Угрешской обители многократно увеличились: если за 1843 год монастырь получил 6608 рублей серебром, то за 1875 г. - более 40000 рублей. Если в 1843 г. братия состояла из 23 человек, в 1853 г. - из 36 человек, то в 1870 г. число насельников увеличилось до 92 человек. В 1875 г. в монастыре проживало 130 монахов и бельцов (представителей белого духовенства), 45 старцев на покое. Всего в монастырском владении в 1875 г. было три каменных и два деревянных дома в Москве, мукомольная мельница под Бронинцами и две дачи с общей площадью угодий 374 десятины (более 400 га). Монастырь снова стал крупным собственником. В честь монастыря была названа улица Большая Угрешская (ныне Стройковская) в районе Таганки.

В 1860-е-1870-е годы слава Николо-Угрешского монастыря уже настолько возросла, что он стал часто посещаться представителями высшего духовенства и знатью. 3 июня 1861 г. на Угреше побывали юные представители царской фамилии - великий князь Сергей Александрович и великая княжна Мария Александровна Романовы. Им очень понравилась обитель, они отметили удивительный порядок в ней и весьма приветствовали открытие богадельни, в которой благодаря пожертвованиям П.М. Куманина содержалось уже 50 старцев. С лета 1868 г. довольно часто приезжал на Угрешу вновь избранный митрополит Московский Иннокентий.

В марте 1868 г. в селе Остров был выгодно куплен с торгов графский дом из толстого соснового дерева на каменном основании. Он был разобран и перевезен на Угрешу. Из этих материалов здесь построили красивый двухэтажный Архиерейский дом для приема владык, где устроили небольшую домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Деревянная лестница с застекленной галереи второго этажа вела в обширный фруктовый сад, засаженный яблонями, вишнями, ягодными кустарниками.

Николо-Угрешский монастырь постепенно становился центром духовности и просвещения всей округи. 8 мая 1866 г. было открыто монастырское училище, где преподавание было построено по программе уездных приходских училищ. Это явилось большим благом для бедных семей, которые получили возможность дать начальное образование детям. Около четверти учеников, мальчиков из беднейших семей, были “полными пансионерами”, находились на содержании монастыря и получали бесплатно даже одежду и обувь. Около 70 ребят, которые получали за счет монастыря только питание, считались “полупансионерами”. Были еще “своекоштные” ученики, которые за питание 2 рубля в месяц, и “вольноприходящие” ученики из соседних сел, которые получали во время трапезы бесплатно хлеб и квас, а вечером возвращались домой.

Монастырь приобрел у крестьян деревни Гремячево одну из горок к северу от монастырских гостиниц, где в 1868-1873 гг. построили по собственным чертежам архимандрита Пимена большое каменное здание училища, напоминающее сказочный терем. Оно было рассчитано на 220 учеников. На обширной поляне с южной стороны позднее соорудили спортивную площадку. 3 июня 1873 г. состоялась церемония открытия нового училища, в которой принял участие Московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков. С 1866 по 1874 гг. в училище обучалось 750 человек. Лучшие ученики поступали в учебные заведения более высокого ранга. 1 июля 1876 г. монастырское училище было торжественно передано в ведение Министерства народного просвещения.

Особая духовная атмосфера Николо-Угрешской обители привлекала сюда творческую интеллигенцию. В 1870-е гг. здесь были послушниками Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891), выдающийся русский философ, публицист и писатель, и Николай Яковлевич Соловьев (1845-1898 гг.), писавший в соавторстве с А.Н. Островским. В 1867 г. послушником на Угреше стал духовный писатель и историк Дмитрий Дмитриевич Благово (1827-1897), который много усилий приложил к изучению история обители на основе архивных документов и летописей - таково было послушание, назначенное ему архимандритом Пименом.

Благодаря стараниям отца Пимена и пожертвованиям благотворителей в Николо-Угрешском монастыре содержалась богадельня для старцев и немощных из белого духовенства, монашествующих и мирян. Богадельня находилась во втором братской корпусе. При ней было две церкви, расположенных на углу первого и второго братских корпусов. Верхняя церковь во имя иконы Казанской Богоматери была освящена митрополитом Московским Иннокентием 6 сентября 1870 г. Средства на эту церковь пожертвованы потомственным почетным гражданином Москвы Д.П. Рогаткиным. Небольшая нижняя церковь в 1876 г. была устроена во имя святителя Василия Парийского по предложению московского купца Василия Лукича Васильева.

В 1871 г. селе Остров была открыта большая владычная богадельня по инициативе архимандрита Пимена, которого назначили председателем комитета по устройству этого благотворительного учреждения. Оно предназначалось для призрения бедных вдов, сирот, немощных и престарелых из белого духовенства и мирян. Первоначально это было квадратное одноэтажное здание с двором посередине. В богадельне помимо жилых комнат на 90 семей имелось много служебных помещений: общая столовая и поварня, больница и аптека, кладовые и погреба, баня и прачечная. В юго-восточном углу действовала домовая церковь во имя святителей Петра, митрополита Московского, и Иннокентия Иркутского, чудотворца. Торжественное освящение богадельни и церкви состоялось 12 декабря 1871 г. При этом впервые после 1668 г. в Острове служили три владыки: митрополит Московский Иннокентий, епископ Можайский Игнатий и епископ Дмитровский Леонид. В 1875 г. благодаря неутомимым заботам архимандрита Пимена было построено второе здание Островской богадельни на 30 семей. Всего в 1882 г. здесь призревалось около 300 человек.

Этим миссия милосердия не исчерпывалась. Во время Балканской войны с Турцией в 1877-1878 гг. был устроен лазарет, для которого освободили оба этажа богадельни, находившейся во втором братском корпусе. На лечение раненых из монастырской казны было выделено 8000 рублей и еще 7000 рублей получено из других обителей. Братьями милосердия были угрешские монахи, прошедшие обучение на фельдшерских курсах.

К концу 1870-х годов Николо-Угрешский монастырь стал одной из самых красивых и благоустроенных обителей Подмосковья. Сюда приезжало множество паломников, для которых к северу от Святых ворот к 1875 гг. были возведены три кирпичные благоустроенные гостиницы на 160 номеров, различных по цене. От станции Люберцы Рязанской железной дороги паломники, направляясь в обитель, шли семь верст пешком или ехали на конных линейных экипажах. Поток богомольцев все возрастал, и многочисленные, но небольшие храмы Угреши уже не вмещали всех верующих. 8 ноября преподобный Пимен получил благословение митрополита Московского Макария (Булгакова) на строительство нового Спасо-Преображенского собора. Был приглашен известнейший архитектор - Александр Степанович Каминский (1829-1897), с которым отец Пимен перестраивал Вознесенский монастырь в Кремле в 1863 г.

К 8 августа 1880 г. все подготовительные работы были закончены, и на церемонию закладки собора прибыли многочисленные гости: митрополит Московский Макарий, епископ Можайский Алексий, настоятели многих монастырей и представители властей. К огромному сожалению, архимандрит Пимен, вложивший много сил в организацию строительства собора, сильно хворал и в день торжества был не в состоянии покинуть свою келью, но настоял на том, чтобы отпраздновать 500-летие обители и заложить Преображенский собор.

9 августа 1880 г. состоялась закладка Спасо-Преображенского собора, в которой участвовали митрополит Макарий, выдающийся богослов своего времени, московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков, попечитель Московского учебного округа князь Н.П. Мещерский. другие приглашенные. В этот же день в монастыре была открыта новая богадельня - приют для неизлечимых старцев из монашествующих, и учреждено 15 стипендий для учащихся народного училища. Перед отъездом митрополит Макарий дважды посетил болящего отца Пимена, беседовал с ним минут по десять, потом благословил его и простился - уже навсегда.

17 августа 1880 г. Пимен Угрешский скончался в возрасте 70 лет. Он был тожественно погребен в резной деревянной часовне на братском кладбище. Почитание преподобного началось сразу же после его смерти. Могила преподобного Пимена была посещаема вплоть до полного закрытия храмов монастыря в 1925-1926 гг. Были известны случаи исцелений больных по молитвам перед нею. Спустя 120 лет, 28 мая 2000 г. решением Синодальной комиссии по канонизации архимандрит Пимен (Мясников) был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии.

Ученики преподобного Пимена Угрешского продолжили его дело. При архимандрите Ниле, настоятельствовавшем в 1880-1893 гг., было осуществлено строительство Спасо-Преображенского собора. Началось оно на средства монастыря и на небольшие пожертвования паломников, но вскоре нашелся щедрый и бескорыстный благотворитель - потомственный почетный гражданин Москвы Владимир Васильевич Пегов. В основном благодаря его содействию и вкладам, которые составили около 400 тысяч рублей, был возведен и отделан собор. К лету 1894 года величавый белый храм высотой 77 метров, увенчанный торжественным пятиглавием, стал украшением архитектурного ансамбля Угреши. 24 августа 1894 г. при архимандрите Валентине, настоятельствовавшем в 1893-1905 гг., был торжественно освящен митрополитом Московским Сергием главный престол Спасо-Преображенского собора.

Старая сосна, крону которой еще в 1880 г. в память чудесного явления образа Николая Чудотворца святому благоверному князю Дмитрию Донскому украшала икона святителя, засохла. На ее месте по проекту А.С. Каминского была возведена Никольская часовня, освященная 19 сентября 1893 г. Спилы сосны хранились в часовне как святыня. Сюда стремились паломники на поклонение иконе святителя Николая, называвшейся Радонской. Она особенно почиталась с тех пор, как по молитве перед ней произошло исцеление младенца.

После освящения Преображенского собора на Угреше стало действовать 11 храмов (13 престолов). Количество паломников увеличилось почти вдвое. Пароходство Н.Э. Бромлей организовало сюда один из первых туристических маршрутов, начинающийся от Большого Устьинского моста в Москве. Ежедневно пароход “Ярославль” отчаливал на Угрешу в 11 часов утра, обратный рейс начинался в 8 часов вечера. В воскресные и праздничные дни устраивался дополнительный рейс.

Очерки о Николо-Угрешском монастыре стали появляться в московских газетах и журналах, сведения о нем помещались в справочники, книги и путеводители. События революции 1905-1907 гг. не оказали на монастырскую жизнь существенного негативного влияния. О широкой известности обители говорит такой факт. В честь обители была названа самая близкая к ней платформа Угрешская Московской окружной железной дороги. Цветная литография и альбом с фотографиями, выпущенные издательством И.Д. Сытина, свидетельствуют о цветущем состоянии монастыря, который представал перед глазами паломников подобно величественному древнерусскому городу среди зеленеющих лесистых холмов и полей.

Итак, после периода упадка в XVIII - первой трети XIX века, Угрешская обитель пережила своеобразный “серебряный век” благодаря трудам преподобного Пимена Угрешского и его последователей. Во второй половине XIX - начале XX века известность Угреши вновь возросла как в Московской губернии, так и за ее приделами, хотя монастырь больше не был оборонительной крепостью и непосредственно не участвовал в важных политических событиях. Угреша стала крупным центром религиозной и культурной жизни, просвещения, широкой благотворительности для окрестных населенных пунктов, Москвы и Московской губернии.

В книге “Житие и чудеся святителя Николая Чудотворца и слава его в России”, где в числе других дано описание Угрешского монастыря, читаем: “...обитель, ныне хотя третьеклассная, по внешнему своему благоустройству, благотворительности и благолепию снова может занять место среди первоклассных наших обителей”. К сожалению, этого не случилось. “Серебряный век” Угреши был прерван Октябрьской революцией в 1917 г. и Гражданской войной. Несмотря на тяжелое положение, богослужения в 1918-1925 гг. проводились во многих храмах, хотя братия обители значительно поредела: по воспоминаниям епископа Арсения (Жадановского), из прежних 200 насельников осталось около 40 человек. В монастыре в 1918 г. была открыта детская колония, затем в 1924 г. Красный детский городок МОНО.

Этот трудный период истории Угреши ознаменовался пребыванием на покое в ее стенах в 1917-1925 гг. Московского митрополита Макария (Невского-Парвицкого), великого просветителя, миссионера и апостола Алтая, ныне причисленного к сонму святых. Поселившись в Архиерейском доме, 82-летний святитель терпеливо переносил все лишения: унижения, оскорбления, голод, холод, обыски, ограбление, конфискации и даже рукоприкладство. Иноки Угрешского монастыря нашли в нем доброго пастыря, по очереди приходили служить с ним и относились к нему с большой любовью. Теплые отношения связывали старца с настоятелем монастыря, архимандритом Макарием, а также с педагогами и воспитанниками детской колонии, некоторые из которых посещали службы и пели в церковном хоре. Приезжал к святителю Макарию на Угрешу Святейший Патриарх Тихон, последние богослужение которого состоялось в Николин день 1924 года.

7 июля 1925 г. постановление Президиума ВЦИК все основные храмы обители были закрыты, а в 1926 г. перестала действовать последняя церковь - Петропавловская. Название Угреша еще в течение десятилетия было в употреблении, пока существовал Угрешский сельсовет, пока называли Угрешской трудовую коммуну № 2 при ОГПУ-НКВД, размещавшуюся в зданиях Николо-Угрешского монастыря. В 1936 г. коммуне присвоили имя Ф.Э. Дзержинского, а слово Угреша стало выходить из употребления, но не было окончательно забыто благодаря трудам краеведов Изместьева, Терентьева, Антоновой и других. Их публикации стали той нитью, которая не позволила окончательно “разорвать связь времен” в советский период, на которой держалась память о славном прошлом Угреши и ее заметной роли в истории России. Эти труды внесли немалую лепту в дело возвращения Николо-Угрешского монастыря Русской православной церкви, его возрождения на наших глазах и нового расцвета в последнем десятилетии XX - начале XXI века.


Рецензии