Мудрец Шанкарачарья и тело царя

Великий мудрец Шанкарачарья был просветленным мастером, имевшим много учеников. Они жили небольшой общиной, и каждый день мудрец давал свои наставления ученикам, помогая в их продвижении к Божественному свету. Он указывал ученикам на необходимость постоянной работы над собой и своими привычками и часто сетовал на то, что ученики поддаются слабостям своего тела, не в силах устоять против мощного напора инстинктов и желаний.
– О нерадивые, – восклицал Шанкарачарья, – воистину, вы тратите драгоценное время на утоление сиюминутных импульсов своего бренного тела, вместо того, чтобы всем сердцем устремиться к Единому! К Тому, Кто пребывает во веки! Вы размениваете бесценную монету жизни на то, что через мгновение развеется в пыль! Остановитесь, пока не поздно! Остановите этот круговорот страстей, сжигающий вашу бессмертную душу!
– О, Учитель! – отвечали ученики, – Позволь нам объяснить тебе. Влияние нашего тела еще очень сильно. Мы просто не в силах противиться ему. Ты, о мудрейший, очистил свое сознание от бренных желаний задолго до рождения в этом теле и потому ты не можешь нас понять.
– Это все отговорки, вы просто оправдываете свою нерадивость и лень! – воскликнул Шанкарачарья. – Я докажу вам, что это не так! Я продемонстрирую вам, что, пребывая в любом теле, я не утрачу ясности своего духа и смогу справиться со всеми его влияниями.
Так сказал Шанкарачарья и приступил к делу.
Как раз в это время умирал царь той местности, где была расположена община. Мудрец сказал, что войдет в состояние самадхи и покинет свое тело, вселившись в тело умирающего царя. Он повелел оставить свое «спящее» тело в хижине, под присмотром двух учеников, пока его душа будет находиться в теле царя. А остальным он повелел придти на аудиенцию к царю, как только объявят, что он выздоровел, и убедиться в правильности слов мудреца.
Так он и сделал. На излете души умирающего царя, душа Шанкарачарьи вселилась в его тело.
В это время придворные и приближенные царя горько оплакивали его, как вдруг они заметили, что румянец возвращается на щеки их повелителя. Его веки задрожали, и он открыл глаза.
Через некоторое время во дворце был устроен пир по случаю чудесного выздоровления правителя царства. Было приглашено множество гостей, музыкантов, фокусников и искусных танцовщиц. Праздник продолжался день за днем, и веселье не умолкало ни на миг. Шанкарачарья, в теле царя, ел и пил, принимал ласки красавиц, услаждая свой слух звуками чарующей музыки, а взоры свои – прекрасными движениями танцующих женщин.
Любое его желание торопились удовлетворить, еще прежде, чем оно будет произнесено. И все вокруг радовались, что их любимый правитель снова жив и здоров. И Шанкарачарья радовался вместе с ними, он и думать забыл, кто он такой.
На третий день придворный распорядитель сообщил ему, что группа святых паломников просит аудиенции у царя, но Шанкарачарья велел их гнать прочь.
– Что толку от святых монахов? Они нагонят скуку одним своим постным видом. Пусть ступают прочь! – так сказал Шанкарачарья.
Тогда ученики, поняв, какая беда постигла их Учителя, решили переодеться музыкантами и поэтами и таким образом проникнуть во дворец. На этот раз их пустили, ибо царь любил творческих людей и его двор был всегда открыт музыкантам, поэтам, жонглерам и прочим интересным личностям.
Ученики, переодетые музыкантами, вошли и принялись играть. Чтобы придворные не заподозрили чего-нибудь, они приблизились к царю и стали петь песни, вплетая в их текст слова обращения к духу Шанкарачарьи, заблудившемуся в теле царя.
– О, драгоценный Учитель! – пели они, – Очнись, очнись, ибо это пришли мы, твои ученики. Вспомни, кто ты! Ты – великий мудрец, осененный мудростью Господа! Ты повелитель Вселенной, а не одного лишь царства. Очнись, очнись, умоляем тебя!
Так пели ученики, и, наконец, взор царя прояснился. Он посмотрел на них глазами Шанкарачарьи и подмигнул им. А затем повелел приблизиться, дабы получить награду из рук самого царя.
– Следуйте обратно к месту, где находится мое тело, – сказал он на ухо одному из приблизившихся учеников, – я вскоре прибуду.
С этими словами Шанкарачарья отпустил музыкантов и объявил, что он отправляется в опочивальню. Там он лег на ложе и покинул тело царя, вернувшись в свое тело, пребывавшее в самадхи в хижине под присмотром учеников. Так царь умер, а Шанкарачарья познал силу воздействия бренного тела на бессмертную душу.


Рецензии
Замечательно значение и смысл этой притчи.
Несомненно правы были ученики, говоря о сложности борьбы с желаниями и инстинктами. Это знает всякий, вступающий на духовный путь.

И всё же, мне думается, просветлённый ум Шанкары не мог впасть в забвение в теле царя. Шанкара как мастер, провёдший длительное время в отрешении от всех иллюзорных личин Абсолюта, в "снятии" и отбрасывании слоёв поверхностного бытия, добившийся невероятной устойчивости сознания, - такому мастеру под силу совладать и с чужим телом.

Но в итоге - прав учитель, правы ученики. Как есть побеждающая сила духа (на главном этапе), так есть побеждающая сила материи (на промежуточной стадии).

Андрей Денисов   05.09.2008 23:18     Заявить о нарушении
Что там у мастера происходит, честно говоря, не знаю, а по поводу изложенного - я просто пересказал историю, которая существует вот уже более 1000 лет. В этой истории как раз и говорится об этом вопиющем факте забвения. Впрочем, Бог его знает, о чем там говорится на самом деле.
Спасибо, Андрей за Ваши слова.

Александр Кувшинов   06.09.2008 13:37   Заявить о нарушении