Боже, царя храни!

«Боже, царя храни!» - так звучала одна из строк Русского гимна до революции 17 года. В этой фразе заложено нечто большее, чем просто слова. Это даже не молитва – это отражение народного самосознания, совокупность тех черт, которые называют модным словом – «менталитет».
Царь издавна в глазах народа был на Руси батюшкой, благодетелем, радеющим за благополучие простых людей… в то время, как тот же «царь-батюшка» подписывал закон об «урочных летах», к примеру. Эти идеи патриархальности и составили русский менталитет раз и навсегда. В 17-18 веке появляются просветленные умы, интеллигенция, выступающая за два пути развития: западники и славянофилы. Однако пути развития России заповедованы нам не решениями государя, его соратников или противников. Эти пути продиктованы, и никак иначе, продиктованы России свыше. Рок, божественное слово, карма – рассуждать не берусь. Но судьба России решена задолго до появления восточных славян чем-то весьма далеким от человеческого понимания. Как бы не старались Петр I, Екатерина II – западный путь развития не мог стать главным путем для нашей великой державы. Определенные следы политика этих великих, нисколько не умоляя их достоинство, правителей остаются в нашей жизни и по сей день, однако ж никогда европейский уклад жизни не мог бы стать для нас родным. Мы прекрасно помним, что петровские реформы вызвали повсеместные недовольства. Это была трагедия русского консерватизма.
Итак, Россия не могла пойти иным путем, кроме своего собственного. Но что же за путь – путь России? Можно ли вообще найти ответ на такой вопрос?
Я не знаю. Я слишком еще, наверное, молода, чтобы судить о таких вещах. Но одна черта менталитета русского народа мне известна и я уверена, что эта черта способна привести меня к разгадке.
«Боже, царя храни!» - так я назвала свой очерк неслучайно. В этой строке из национального гимна и заложена частичка, определяющая судьбу целого народа.
«Боже, царя храни!» - именно эта фраза живет в подсознании людей на протяжении веков и продолжает жить до сих пор.
Что, в сущности, изменила октябрьская революция? Она в корне изменила устройство общества. Если раньше люди делились на аристократию и крестьян, то здесь все внезапно стали равны перед законом? А если посмотреть шире? Разве действовал закон равенства на генеральных секретарей? Пример банальный, но вполне полноценный: Иосиф Сталин поставил свою личность и решение выше всяких законов. Как и Владимир Ильич Ленин, он возвел свое имя, свои действия в ряд буквально божественных. Разве может народ спорить с Богом и его наместниками? Не смотря на то, что русская церковь в это время подверглась террору, а я не побоюсь этого слова, религиозное, патриархальное начало в душе каждого моего соотечественника осталось. Потому что это часть его культуры, часть подсознания. Та часть души, которую можно вырвать только вместе с душей. Душа же русского человека – крепка и безгранична. Она и правда дана ничем иным, как Богом только. Не в силах никто, даже Ленин, как оказалось, с его идеологией, вырвать такую душу.
Советское государство. Страна советов. Это, как думается, возвращение славян к его давно забытым вечевым традициям. А в сущности? В сущности мы получили диктаторский режим и были премного счастливы, называя это «советским государством». Потому что диктатура и монархия – понятия близкие. Разве что власть в одном из случаев передается по наследству.
Русский человек – это человек абсолютного единоличного правления.
А поворот к социализму, это ничто иное, как очередная неудачная попытка повернуться к западу с его демократичным устройством.
К чему я это все пишу…
Сейчас в России – республика. Власть народа, свобода слова, мысли, религии. Правовое государство – все равны перед законом, что, якобы, нам попытался показать Владимир Владимирович Путин. А что на самом деле?
На самом деле мы движемся все к той же монархии, диктатуре – кому как нравится.
Двадцатого апреля в новостях было сказано, что путин собирается возглавить «Единую Россию» и это натолкнуло меня на цепь размышлений.
Единороссы побеждают на выборах не первый раз. Сейчас они имеют большинство голосов в Государственной думе, а значит могут принимать законы единолично. «Единая Россия», несомненно, будет избираема народом из раза в раз. А все почему? Сложилось три основных мнения, бытующих в народе:
- «Мне нравится, «за»!»
- «Мне не нравится, но моего мнения все равно никто не спросит. А мне собственно не очень важно, поэтому проголосую в их пользу.»
- «Мне не нравится. Поэтому я проголосую просто так, за кого-нибудь. Мне не жалко, а «Единая Россия» все равно победит.
Но это только часть той проблемы, и даже не самая страшная из них.
В России существует принцип свободных выборов. Однако все президенты, начиная с первого, называют имена неофициальных, якобы, приемников. Не хочешь – не голосуй! Казалось бы… Но таков уж менталитет нашего народа. Его подсознание не позволяет мыслить иначе. И потому вся страна идет и голосует. Голосует добровольно… за навязанного человека. «Нет, я голосую, потому что так хочу!» - можно и такие слова услышать (Редко. Весьма.). И искренность не поддается никаким сомнениям. Но подсознание… Ведь ему уже внушили, что вот этот… человек – его президент. Внушили, что он так и правда хочет. То есть никого вообще не интересует, что хочет народ. Говори что хочешь – но тебя не услышат. Хоть кричи не своим голосом. Что хочешь делай.
Вот такая у нас «власть народа».
Но события развиваются, и вместе с ними рождается новая истина. Сегодня Путин продиктовал нам кандидатуру Медведева в президенты. Мы выбрали Медведева. Почему? Внушение? Может быть. Да, конечно, и оно то же. В какой-то степени. Вместе с тем неповторимый менталитет русского народа.
Владимир Владимирович Путин – стал героем в глазах каждого человека в нашей стране. И, я уверена, половина из нас хотела бы, чтобы он переписал конституцию и остался нашим героем, символом еще на много-много лет. Он поднял нашу державу из пыли у ног США и Евросоюза. ЭТО ЖЕ НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ДРУЗЬЯ МОИ! Русский ум, преданный царю-батюшке никогда не умирал в наших душах. И мы вновь нашли, на кого нам молиться, кого называть героем, защитником. Сам же Путин, как я думаю, вполне доволен таким положением. Он всячески подстегивает развитие этой идеологии в сердцах людей.
Дмитрий Медведев, его поведение, сильно волнуют меня последнее время. До избрания его имя звучало чаще, чем имя еще действующего президента. Теперь же – все наоборот. Конечно, предвыборные обещания тем и славятся в России, что не выполняются. Но именно такое развитие дел все чаще наталкивает на мысль о «Батюшке-Путине», таком замечательном, который был бы во всем лучше.
В России будет новая идеология. И я уверена, что пошатнется право человека на свободу мысли, слова. Но пока еще оно не упразднено, я высказываюсь таким очерком.
Мы идем к новой монархии. Идем неотвратимо. И это вовсе не вселенское зло, а закономерность русской действительности.
Мне еще только восемнадцать лет. Я еще, как многие скажу, ничего не знаю. Я даже не стану отрицать, что они правы. Однако я, хорошо это или плохо, уже умею смотреть и видеть. А это уже немало.
от 15 марта 2008 года


Рецензии