Кольцо силы опубликовано в КДО 21. 05. 2003 г

Кольцо Силы (изначально опубликовано в газете "КДО" за 21.05.2003

Эту попытку предпринимали трижды: с начала 90-х в столице три раза собирались урезать московские промзоны, убрать из центра различные заводы и заводики. Пока победы более чем скромные: удалось сократить промзону в Очаково да вывезти из центра несколько совсем уж крошечных производств. Оно, конечно, хорошо… Только вот Очаково – не самый центральный столичный район, и земля здесь не самая дорогая.

Есть недалеко от Садового кольца не просто промзона, а настоящее промышленное царство. Точнее сказать – часть великого московского промышленного кольца. За прошлый и позапрошлый век старая Москва обросла, как корабль ракушками, кольцом заводов, заводиков, свалок и боен. Все это чадящее и воняющее хозяйство на месте старинных московских деревень — Кожухово, Карачарово, Шелепиха, Канатчиково — плотным кольцом сжимало Москву, служа прибежищем бедноты и московского «дна».

При Хрущеве, когда остро встал вопрос о жилищном строительстве для миллионов московских семей, градостроители предпочли «перешагнуть» через заводской обруч и выйти на вольные поля подмосковных Черемушек. Заводы зажали между старой и новой Москвой.

Сейчас промышленное кольцо активно пытаются «разорвать» – под предприятиями находится огромный резерв земли, который принесет городу несметную прибыль! Несмотря на общую неудачу в сокращении промзон, прорвать кольцо почти удалось, например, на Пресне. Здесь на месте бывшего гаражно-заводского хаоса строится «Москва-Сити». Ясно, что индустриальному профилю западной Пресни после введения в строй «Сити» придет конец – стоимость земли взлетит до небес.

Третье транспортное кольцо тоже прошло шрамом по сердцу «черного московского ожерелья», а это значит, что скоро участки рядом с трассой начнут развиваться и примут цивилизованный вид. Окончательная смерть «промышленному хулахупу» придет, когда, наконец, додумаются, как использовать для нужд города Московскую грузовую железную дорогу (МГЖД). Есть планы сделать ее пассажирской. МГЖД – «пуповина» кольца, по ней подвозятся и увозятся грузы. Сейчас этот памятник промышленной архитектуры функционирует лишь частично.

Возможно, к 2020 году, как сказано в последнем Генплане развития города, промышленного кольца уже не будет, от него останутся «осколки» из ряда крупных заводов, остальное застроят домами и магазинами. Может так оно и будет, но на пути у строителей есть множество препятствий.Московский Детройт

Плотно окружая центр, кольцо — тонкое на севере (район между Савеловским, Рижским и тремя вокзалами, здесь большое количество земли занято под нужды железнодорожников) и западе (Шелепиха и Западная Пресня). Но оно толстеет на юге (Канатчиково, район метро «Тульская”) и доходит шириной до 10 километров на востоке (Кожухово, Дубровка, Текстильщики, Грайвороново, Хохловка, Карачарово).

Восток – московский «грязный» утенок, здесь максимальная концентрация промышленных предприятий. Почему? Потому что в городской розе ветров преобладают ветры, которые дуют с запада на восток. Так что если бы индустриальным раем стало бы Кунцево, то ветер гнал смог прямо на Кремль, а так – все сдувается в Подмосковье. О том, что там тоже люди живут, раньше как-то не задумывались.

Промышленное кольцо на востоке толстеет, приобретая форму паука, ножки которого – линии железных дорог, к которым исстари «жались» предприятия.

Погружение в восточный промышленный пояс лучше начать с Волгоградского проспекта. Цивилизованный мир заканчивается сразу после метро «Пролетарская», затем идут огромные трубы завода «Микоян», потом, вроде бы, снова цивилизация — пересечение с третьим кольцом, потом — огромные территории АЗЛК с недостроенными корпусами, и наконец – земля! – начинаются жилые районы Текстильщиков и Кузьминок.

Эти края – своеобразный московский Детройт. Здесь располагаются сразу два автомобильных завода – АЗЛК и ЗИЛ.

С территориями АЗЛК все понятно — эти земли никогда не были населены, здесь располагалось огромное Сукино болото, которое использовалось как свалка еще в прошлом веке. Такое неблагозвучное название пошло во времена Ивана Грозного от владельца здешних земель боярина Сука.

В 1930 годах на Остаповском шоссе (сейчас Волгоградский проспект) открылся московский автосборочный завод КИМ. Как почти все российские заводы, он был открыт по лицензии, на этот раз – компании «Форд». Те корпуса, которые мы видим сейчас, были построены в 1969-1971 годах.

Негатив этих мест чувствуется даже в названиях — через болото протекала речка Нищенка. Говорят, такое название пошло из-за того, что на ней останавливались для отдыха нищие в начале паломничества в далекие монастыри. Сейчас Нищенка спрятана в трубу, и судьба ее печальна, в нее сбрасывают отходы.

Недалеко от Сукина болота в начале ХХ в. располагалась живописная деревенька Тюхлево, был здесь и лесок – Тюхлевская или Тюфелева роща, а недалеко отсюда зарастал илом знаменитый Лисий пруд, который, после того как в нем «утопил» героиню своей книги Карамзин, молва переименовала в Лизин пруд.

В 1916 году владелец этих мест фон Дервиз продал Тюфелеву рощу акционерному машиностроительному обществу – АМО, 21 июля 1916 года здесь состоялась закладка Первого московского автомобильного завода. Правда, ни новые хозяева, ни фон Дервиз не знали, что всего через год и их завод, и деньги уже не будут их собственностью: в 1918 году завод национализируют, а чуть позже переименуют в завод имени Лихачева (ЗИЛ).

Серые братья

Если есть заводы, на них должен кто-то работать, если есть рабочие, они должны где-то жить. Так на карте Москвы появлялись «серые братья» заводов — «рабочие кварталы». Самые первые – Пресня, Грачевка – уже почти потеряли свою пролетарскую специфику, чего не скажешь о Текстильщиках и Грайвороново.

Отличаются здешние места не только тем, что почти все его жители получали квартиры как работники близлежащих заводов, особенно АЗЛК, но и тем, что гости столицы предпочитают снимать квартиры здесь, как правило, из-за низких цен (сказывается тяжелая экологическая ситуация) и удобных подъездов к центру (две станции метро – «Текстильщики» и «Волжская»).

История этих мест мрачновата: когда-то окруженные со всех сторон болотами ютились здесь две деревушки – Грайвороново и Садки. По поводу названия первой до сих пор спорят: то ли соседи — малороссы с Хохловки — нарекли в честь родных мест (на Украине есть местечко Грайворон), то ли вошло, якобы, Грайвороново в память людскую большим количеством черных как смоль ворон.

Через деревни проходила Болвановская дорога на крымский город Сурож (ныне Судак), а в местных лесах и болотах прятались лихие люди, нередко нападавшие на торговые караваны. Подрабатывали грязной работенкой и местные жители. Видно, во время одного из таких нападений и был спрятан клад из почти 3000 монет XV века, который нашли здесь в 1949 году.

Облагородили место только в начале XIX века, когда владельцем Садков стал внебрачный сын знаменитого героя чесменского сражения Чесменский. Тогда будущие Текстильщики пользовались большой популярностью из-за знаменитых Чесменских скачек на месте современной Люблинской улицы. Фактически, здесь был первый городской ипподром.

Вскоре Чесменский продал усадьбу, а с 1830-х годов новый владелец стал активно сдавать землю купцам под текстильные и прядильные фабрики. К революции «профессиональное лицо» района было уже сформировано, поэтому после открытия в бывшей усадьбе Чесменского Дома отдыха текстильщиков, в честь них и решили назвать район.

В 1970-х, когда строили спорткомплекс АЗЛК, усадьбу Чесменского снесли, и сейчас только пруд, оставшийся с тех времен, напоминает о былых деньках.

Первая ласточка

Хотя московские автомобильные гиганты на ладан дышат, ясно, что ни пяди своей земли они не отдадут. Восточный участок промкольца планируется «подгрызать» в другом месте – в Кожухово. Существует проект, который предусматривает уже в 2006 году построить 660 тысяч кв. метров жилой площади в домах от 5 до 12 этажей по индивидуальным проектам, а также в малоэтажных домах и коттеджах. Если проект состоится, восточному участку промкольца нанесут удар, пострашнее «Москва-Сити». Впервые в городе начнется столь крупномасштабное строительство на месте бывших промышленных предприятий.

Кожухово и соседняя Дубровка — это вам не мрачное Грайвороново. Деревни известны еще с XIV века и тогда здесь были красивейшие места — сосновые рощи с видом на Москву-реку. Вся эта благодать принадлежала соседнему Крутицкому подворью. В 1694 Петр I даже провел со своими «потешными войсками» здесь учения, которые назвал «кожуховским походом». Здесь, как и в Лефортово, зарождалась российская армия.

Возможно, Кожухово станет «первой ласточкой» возрождения этих земель. В последнее время на востоке промышленного пояса появились ростки нового: строится все больше домов, открываются магазины, развивается инфраструктура. Бывшим московским деревням возвращается их историческое лицо, вот уже не первый год радует глаз восстановленная церковь Живоначальной Троицы 1774 года в Карачарово.

Конечно, положительные ростки есть, но.… Самое интересное то, что лет через 30-40 наши потомки столкнуться точно с такой же проблемой. С 1960 по 2000 год уже успело образоваться второе промышленное кольцо по нынешним границам города: в Метрогородке, Капотне, Бирюлево, Очаково, Коровино.

Несмотря на то, что Генплан до 2020 года не планирует рост города вширь, ясно, что урбанизация, пусть даже за счет городов-спутников, будет продолжаться. И когда-то перенесенные на окраины заводы снова придется передвигать. Возникнет третье промышленное кольцо где-нибудь в ближнем Подмосковье. Москва снова пойдет по своим свалкам и заводам. И так до бесконечности. Из этого заколдованного круга возможен только один выход: в создании емких экологически чистых производств, которые не занимают много места и не загрязняют окружающую среду. Верится в них пока с трудом.


Рецензии