Болтун находка для шпиона

ОБ ОТКРОВЕНИЯХ УЗБЕКСКОГО ПЕРЕБЕЖЧИКА-ЧЕКИСТА И.ЯКУБОВА

На сайте Радио «Свобода» вышел материал «Перебежчик из Ташкента: Каримов лично приказал стрелять в толпу» который мог бы стать сенсацией, если бы... не множество ляпов, которые были допущены то ли со стороны журналистов, то ли со стороны самого рассказчика. О чем идет речь? Некий отставной майор Службы национальной безопасности Икрам Якубов сообщил, что власти Узбекистана виновны во многих трагедиях республики, в том числе и в расстреле андижанцев в мае 2005 года. Вообще-то все, что он сказал, не было ни для кого тайной, об этом в течение многих лет твердили правозащитные организации и независимые журналисты, иностранные дипломаты и международные организации.

Конечно, другое дело, когда об этом говорит сотрудник спецслужб, который попросил политического убежища в Лондоне, - тут, как ни крути, уже серьезная подоплека, это – ценный свидетель... Но... читая его интервью, я невольно задавался вопросом: а является ли И.Якубов на самом деле тем, за кого он себя выдает? Шпионская история не получалась. А когда все до конца прочитал, то понял, что полоний Якубову точно не грозит, потому что он такой же чекист, как я – Папа Римский. Потому что все, что вышло с интернет-страницы «Свобода», по-моему убеждению, ерунда.

Итак, начнем анализ интервью. Как пишется на сайте: «Бывший офицер разведки, состоявший в прямом подчинении у Каримова, в конце концов осознал, что больше не может «работать на палача». Мне сложно воспринять, как И.Якубов мог находится в прямом подчинении Ислама Каримова? В СНБ, включая его структуры (Комитет по охране госграницы и спецчасти), служат 58 тыс. человек, и чем выделился этот офицер, что находился в «прямом подчинении» президенту, минуя десяток начальников, в том числе и председателя Рустама Иноятова?

Журналисты не сомневаются в сказанном: «В пользу правдивости его слов говорит почти десятилетний опыт службы в СНБ, в том числе два года работы в президентском Совете национальной безопасности». Для меня это не является «правдивостью». Итак, Икраму Якубову 27 лет. Из своей жизни он десять лет потратил на разведку. То в есть, если поразмыслить, работать в СНБ ему пришлось аж с 17 лет? Это как получается – едва закончил школу, так сразу его взяли в спецслужбы, причем он и не достиг 18-летия, призывного срока? Как часто такое практикуется в мире? Насколько мне известно, туда можно попасть:
- или после службы в армии;
- или учебы в профилирующих училищах (военных, таможенных, милицейских и школе госбезопасности);
- или после вуза, но при соответствующих рекомендациях и проявленных качествах, да и то потом требуется проходить соответствующие годовые курсы в определенных учебных заведениях.
Как я понял, у Якубова не было подобного сценария. Но 10 лет трудового стажа он себе начислил...

Ах, да, «перебежчик» говорит, что «он начал сотрудничать с СНБ в качестве информатора еще студентом Ташкентского университета». То есть начинал в качестве «стукачка» - доносил на своих товарищей, друзей, однокурсников. Может, такая шпионская жизнь ему нравилась, мол, какой герой, рыцарь плаща и кинжала, борется с врагами народа... однако он, если уж быть точным, совершал мерзость, раз согласился поставлять сведения СНБ о том, кто и что думает о власти (а другое чекистов не интересовало). Не думаю, что ныне те, с кем он сидел за партой, останутся в восторге от такого признания. И уверен, что в его сторону сплюнет немало товарищей.

И все же, я не уверен, что «стукачки» потом переходят на профессионально-кадровую службу в СНБ. Чекисты пользуются услугами таких типчиков, но сами их презирают и вряд ли возьмут в свои структуры. Стучать – это не оперативная работа. И все же взяли, если об этом говорит И.Якубов? Ладно, возьмем за правду эти слова. Да только непонятно, как он к 27-ми годам дослужился до майора? И вообще, службу, как он признался, оставил два года назад, получается, такой офицерский чин он имел в 25 лет – фантастика! Я понимаю, что 27-летний Юрий Гагарин взлетел в космос старшим лейтенантом, а вернулся майором – это он заслужил. В Великую Отечественную войну люди тоже быстро получали звания, да ведь там было за что получать – совершались подвиги, шли бои, не хватало командиров. А тут И.Якубов быстро продвинулся по служебной карьере, причем не только в звании, но и в том, что непосредственно подчиняется главе государства.

В 2002 году, то есть в 21 год (а в этом возрасте люди еще учатся в вузе), «Якубов был повышен до главы особого отдела «информационной безопасности» под негласным руководством СНБ». Непонятно, как он преуспел за свои года достичь таких высот, но и то, что это за отдел и в чьем ведомстве он находился, если был «под негласным руководством СНБ»? Зачем создавать где-то отделы, например, в Агентстве по печати и информации (АПИ) или Госкомтелерадиовещании, если уже существует такая подлая структура у самих чекистов? К чему дубляж? Почему нет ясности в этом вопросе – где этот отдел размещался? Кто его сотрудники – почему И.Якубов не предоставил фамилии. Чему ему уже опасаться, если он «раскрыл» факт существования этого отдела? Уж гни, Икрам, линию дальше, назвался груздем - полезай в кузов...

Видимо, с этого отдела он переходит в Совет безопасности – тоже быстрая карьера в 23 года, правда, он там сидит, очевидно, недолго. Вот что об этом он сам говорит: «всего два года спустя его уволили за то, что в своих отчетах Совету безопасности он позволил себе критически оценить действия правительства. В последнем своем докладе он негативно отозвался о том, как было подано сообщение о взрывах, в результате которых весной 2004 года в Ташкенте и Бухаре погибло 47 человек».
Наверное, нужно быть настолько гениальным человеком, чтобы готовить материалы для Совета национальной безопасности, минуя промежуточные инстанции. Поясню: мне приходилось пару раз готовить первичные материалы для этого органа, когда я работал в МИД, но они проходили через десяток лиц, в том числе и замминистра Ш.Шоисламова, и помощника министра К.Шаниязова, и самого министра А.Камилова, сотрудников Аппарата президента, которые вносили правки и коррективы, прежде чем они ложились на стол И.Каримову. То есть личные доклады простого офицера СНБ вряд ли кто собирался читать и представлять президенту – это просто несерьезно.

Даже, если бы он критически оценил действия правительства, то это еще не беда, так как подобного рода проблемы не выходят за рамки учреждения и отдельных персон, давший нагоняй «майору». Вот если бы И.Якубов позволил себе публично высказаться на сей счет, особенно, на том же радио «Свобода», то тогда бы имелись конкретные последствия – его уволили...

Можно ли считать его увольнение – наказанием? Как сообщает И.Якубов, он стал работать в АПИ и на должности, где он продолжал выполнять те же мерзкие функции – контролировать СМИ. Представляю, сколько головной боли он доставил редакторам и журналистам, которые где-то что-то написали не так, как это хотелось И.Якубову. Но ведь такие места не дают кому-попало, особенно провинившемуся в критике правительства... что-то не стыкуется у И.Якубова эта жизненная веха с реальностью. Как рассказывает перебежчик, на новом месте он опять проявил свою прыть: «И на новом месте службы Якубов продолжал писать отчеты критического свойства, и был вскоре снова уволен».

И если и там он «не справился» с доверенным участком, показал свою оппозиционность, то почему его взяли на работу в не менее значимое место – в Институт стратегических исследований? Нужно сказать, что это учреждение ныне не то, что я застал в 1993-1994 годах, - мертворожденное и скучное. Ныне это - режимное заведение и с военными правилами поведения. И.Якубов из какого-то отдела, «находящегося под негласным наблюдением СНБ», из Аппарата президента (а Совет безопасности расположен в этом же здании), из АПИ без проблем перекочевал в ИСМИ. Отметим, что в ИСМИ ныне не берут кого-попало, тем более диссидентов, оппозиционеров, вольнодумцев... Более того, он носит погоны майора, у него стаж работы в СНБ (иначе откуда 10 лет – с неба свалились?), значит, не все так плохо у него, раз звание ему оставили или присвоили...

Ладно, суть не столько в том, где работал этот человек, а сколько в обладании им определенной базой данных, что может иметь ценность для международного сообщества. Какими же сведениями обладает И.Якубов, в частности, по мятежу в Андижане, которые могут раскрыть истинную картину? Нет, он там не был, потому что «основной объем информации о массовых убийствах в Андижане получил, обсуждая события 13 мая 2005 года со старшим офицером СНБ, который непосредственно участвовал в акции». Со старшим – это с кем, с генералом (ФИО почему не огласили)? И его, майора, тогда не «пригласили» принять участие в операции? То есть все данные воспроизводятся из чужих уст, сам же И.Якубов очевидцем и участником тех трагических дней не был. И насколько цена такая информация? Все, что сообщил перебежчик, - это пересказ статей Усмана Хакназарова об Андижане, коррупции и погибшем в авиакатастрофе представителе ООН в Узбекистане Ричарде Конрое, что выходили на сайте «ЦентрАзия». Даже повторяя историю об организации СНБ авиакатастрофы в Ташкенте, И.Якубов не привел никаких доказательств этой версии. И не сообщил ничего нового, кроме того, что просто говорил об этом.

Пройдемся по следующим этапам жизни И.Якубова: «К весне 2007 года у него окончательно опустились руки. Через некоторое время после этого, рассказывает Якубов, его серьезно избили. В феврале тот же старший офицер СНБ, который рассказал ему об Андижане, предупредил его о готовящемся аресте. Икрам воспользовался возможностью поехать в Лондон в качестве переводчика при правозащитной организации».
У меня возникло подозрение, что и здесь не все чисто. От чего у него опустились руки – на работу не брали? Но ведь он стал переводчиком при какой-то правозащитной организации... За что его избили? Он писал критические статьи, выходил на митинги, защищал права граждан от произвола властей? – о нем ни я, ни мои друзья-коллеги ничего не слышали. Чем он обеспокоил СНБ? И если его готовились арестовать, то почему ему позволили выехать из страны? Ведь выехал он легально, у него была выездная виза от МВД...

А фраза «Решение просить убежища стало для Якубова венцом долгого и рискованного пути» вызвала у меня ухмылку...
Если человек попросил убежища, то до окончания рассмотрения его просьбы он не вправе оглашать об этом. Если он дает интервью, называет свое ФИО, место пребывания, то какой смысл ему «замазывать» лицо на видео? Ведь его фотокарточки есть в отделе кадров СНБ, его голос известен коллегам по СНБ, АПИ, Совету безопасности... К чему эти меры предосторожности при явном высвечивании себя? Работа на идиотов?

Мне кажется, что под «СНБешника» косит какой-то лопух, извиняюсь за резкость слова. Я не долюбливаю чекистов, ментов и таможенников, ненавижу режим Каримова и его самого лично. Но мне не нравится, что в полку политэмигрантов прибавляются люди, которые не имеют никакого отношения к оппозиции и ничего не сделавшие для борьбы с диктаторской системой. А просто подмазавшие под ситуацию.

Кстати, я уверен, что с И.Якубовым будут иметь дело местные спецслужбы, а там есть способы установить, кто есть кто, и тогда вскроется на самом деле, от кого и чего убежал И.Якубов.

P.S. Ниже приведена статья из сайта радиостанции «Свобода»:
...........................................................

Перебежчик из Ташкента: Каримов лично приказал стрелять в толпу
Джеффри Донован

4.09.08 Бывший офицер узбекской разведки попросил политического убежища в Британии. Икрам Якубов утверждает, что располагает информацией о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов лично отдавал приказы о расстреле участников акций протеста в Андижане три года назад.
Источники Радио Свобода сообщают, что отставной майор Службы национальной безопасности Узбекистана (СНБ) Икрам Якубов собирается подать прошение о политическом убежище в Лондоне. Он покинул свою родину, где его жизни угрожала опасность, и некоторое время скрывался в Европе, прежде чем прибыть 1 сентября в Англию.
Решение просить убежища стало для Якубова венцом долгого и рискованного пути. Бывший офицер разведки, состоявший в прямом подчинении у Каримова, в конце концов осознал, что больше не может «работать на палача». В пользу правдивости его слов говорит почти десятилетний опыт службы в СНБ, в том числе два года работы в президентском Совете национальной безопасности.
«Я видел множество нарушений закона, ужасных, страшных преступлений, - сообщил Радио Свобода 27-летний Якубов. - Как фабрикуются ложные обвинения, как убивают простых людей, верующих мусульман, как в народ вселяют страх».
По словам нашего собеседника, во время массовых волнений в Андижане три года назад президент лично приказал старшим военным офицерам проинструктировать войска стрелять на поражение в участников акции протеста. При разгоне демонстрантов было убито более 1500 человек. Г-н Каримов неоднократно отрицал это утверждение.
Якубов также обвиняет узбекское правительство в организации терактов, вину за которые власти потом сваливали на исламских активистов, чтобы демонизировать оппозицию и побиться поддержки своих действий со стороны иностранных государств.

Андижан-2005 – новое подтверждение старой версии

Подобные обвинения уже неоднократно звучали из уст узбекских диссидентов и критиков режима, включая бывшего посла Великобритании в Ташкенте Крейга Мюррея. Но в отличие от всех них майор Якубов был приближен к руководству страны, что добавляет достоверности его словам. «Это не фантазии и не голословные утверждения, - заявил Мюррей Радио Свобода. - Мы получили новые доказательства, которые подкрепляют и дополняют имевшуюся у нас картину происходящего».
При этом отставной дипломат призывает относиться к утверждениям Якубова с осторожностью. «Бывают агенты обычные, а бывают двойные – это люди, которые работают на обе стороны и подчиняются двум хозяевам сразу», - предостерегает он. Якубов бегло говорит по-английски. Он заявил, что «ни двойным, ни тайным агентом» не является.
Радио Свобода впервые обратило внимание на Якубова в начале июля. Два репортера нашей узбекской службы наткнулись на поразительные статьи на одном из эмигрантских интернет-сайтов. Автор статей называл себя Абдуллой Сарбадором, бывшим сотрудником узбекской разведки, разочаровавшемся в Каримове и бежавшем из страны. По его словам, он обладал инсайдерской информацией, которую и начал излагать в виде статей.
По эмигрантскм каналам репортеры отыскали этого человека. Сначала Якубов согласился дать телефонное интервью на условиях полной анонимности. Он открыл свое имя только в середине июля, после того, как один из членов его семьи погиб в автокатастрофе при подозрительных обстоятельствах. Якубов решил, что так режим сводит счеты с его семьей. Его карьера в «органах» была, по собственным словам, долгой и сложной. Он начал сотрудничать с СНБ в качестве информатора еще студентом Ташкентского университета.
Основной объем информации о массовых убийствах в Андижане он получил, обсуждая события 13 мая 2005 года со старшим офицером СНБ, который непосредственно участвовал в акции. По этим данным, огонь по участникам акции протеста по прямому приказу президента открыли отряды, которыми командовал Махмуд Худойбердыев. Этот бывший полковник таджикской армии разыскивается Душанбе по подозрению в попытке совершения государственного переворота.
Сейчас группировка Худойбердыева, как сообщает перебежчик, является частью элитной силовой структуры, которая обеспечивает охрану Ислама Каримова и его дочерей. Она должна гарантировать плавный переход власти от 70-летнего патриарха к его дочери Гульнаре. Имеется информация, что президент болен лейкемией.
В начале 2002 года Якубов был повышен до главы особого отдела «информационной безопасности» под негласным руководством СНБ. Задачей отдела было наблюдение за деятельностью международных организаций, диссидентов и СМИ. Якубов подчинялся непосредственно Каримову. Однако всего два года спустя его уволили за то, что в своих отчетах Совету безопасности он позволил себе критически оценить действия правительства. В последнем своем докладе он негативно отозвался о том, как было подано сообщение о взрывах, в результате которых весной 2004 года в Ташкенте и Бухаре погибло 47 человек.

Террор по заказу и подстроенные авиакатастрофы

В официальном заявлении ответственность за взрывы была возложена на Исламское движение Узбекистана (ИДУ) и группировку «Хезб ут-тахрир». ИДУ признана госдепартаментом США террористической структурой. «Хезб ут-тахрир» же стремится к установлению исламского порядка в Средней Азии преимущественно ненасильственными способами. Якубов утверждает, что общался с оперативником, напрямую связанным со взрывами, и убедился, что они были организованы по указанию сверху.
Наш собеседник также обвиняет режим в поддержке лидеров группировок, подозреваемых в экстремизме, в том числе предполагаемого лидера ИДУ Тахира Юлдашева и Акрама Юлдашева, который, вероятно, являлся духовным предводителем неформального объединения «Акрамия», которую узбекские власти обвинили в разжигании беспорядков в Андижане.
По имеющимся данным, Юлдашев сейчас находится в пакистанской зоне племен во главе узбекского вооруженного отряда, союзного движению «Талибан». Акрам Юлдашев в 1999 году был помещен под стражу по обвинению в организации терактов, которое он отрицает.
Этим список громких заявлений Якубова не исчерпывается. Так, он утверждает, что случившееся в январе 2004 авиакатастрофа, в которой погиб глава представительства ООН в Узбекистане Ричард Конрой, была подстроена (такое же подозрение высказывает в своей книге и Крейг Мюррей). Якубов общался с главой госкомиссии по расследованию происшествия, и тот сообщил ему, что у Конроя имелась информация, согласно которой представители узбекских властей были замешаны в контрабанде наркотиков.
Покинув весной 2004 года Совет национальной безопасности, Якубов перешел в Агентство прессы и информации. В числе задач этого ведомства было наблюдение за оппозиционными СМИ; Радио Свобода было в числе объектов пристального внимания АПИ. В этом году агентство выпустило фильм, в котором «разоблачается» РС и разглашаются подробности личной жизни его сотрудников из числа местных жителей, включая их домашние адреса и номера школ, где учатся их дети. Этот фильм неоднократно показывали по узбекскому телевидению. По словам Якубова, его следует воспринимать как предупреждение со стороны властей.
И на новом месте службы Якубов продолжал писать отчеты критического свойства, и был вскоре снова уволен. Поступив в качестве аналитика в правительственный Институт стратегических и региональных исследований, он и там не удержался надолго. К весне 2007 года у него окончательно опустились руки. Через некоторое время после этого, рассказывает Якубов, его серьезно избили. В феврале тот же старший офицер СНБ, который рассказал ему об Андижане, предупредил его о готовящемся аресте
Икрам воспользовался возможностью поехать в Лондон в качестве переводчика при правозащитной организации. Потом он перебрался в другую европейскую страну и снова вернулся в Англию 1 сентября.


Рецензии